Index Журнал "Индекс" | Единое право
icc logo МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Перевод c английского Amnesty International. International Criminal Court Fact Sheets
ДОВОДЫ В ПОЛЬЗУ РАТИФИКАЦИИ
СУДЕБНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЗА ГЕНОЦИД
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЗА ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ГАРАНТИИ ПРАВОСУДИЯ ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
УЧАСТИЕ В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА В СУДЕ
ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И СВИДЕТЕЛЕЙ
ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА
ГАРАНТИИ ПРАВОСУДИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН
ГАРАНТИИ ПРАВОСУДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ГАРАНТИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ СУДА

Международный уголовный суд. Вопросы и ответы

"Учреждение Суда все еще дает надежду будущим поколениям и является гигантским шагом вперед на пути к торжеству всеобщего закона о правах человека".

Кофи Аннан,
Генеральный Секретарь ООН,
Из выступления на церемонии подписания Статута Международного уголовного суда в Риме,
18 июля 1998

Что такое Международный уголовный суд?

Международный уголовный суд станет постоянно действующим юридическим институтом, созданным по инициативе сообщества государств, призванным преследовать в судебном порядке виновных в наиболее тяжких с точки зрения международного права преступлениях, таких как геноцид, преступления против человечества и военные преступления.

Когда будет учрежден Международный Уголовный Суд?

В июле 1998 г. дипломатическая конференция подавляющим большинством голосов (120 против 7, при 21 воздержавшемся) одобрила Римский статут Международного уголовного суда, в котором определены преступления, порядок работы Суда и способы его взаимодействия с государствами. Римский статут предусматривает учреждение Суда после того, как будет ратифицирован 60 странами. На 10 июля 2000 г., подписав Римский статут, свой первый шаг на пути к ратификации сделали 97 стран, из них 14 его уже ратифицировали. (См. веб-сайт Коалиции за учреждение Международного уголовного суда: http://www.iccnow.org).

Почему необходим Международный Уголовный Суд?

Несмотря на то, что за последние пол века мировым сообществом были созданы различные интернациональные и региональные системы защиты прав человека, миллионы людей продолжают становиться жертвами геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества.

К сожалению, лишь немногие из тех, кто виновен в подобных преступлениях, привлекаются к суду в своих собственных странах, поэтому большинство преступлений совершается в уверенности, что судебное преследование за них крайне маловероятно.

Международный уголовный суд будет служить следующим целям:

Как будет влиять Международный уголовный суд на национальное правосудие?

Вышеупомянутые виды преступлений всегда будут относиться к юрисдикции национальных судов. В соответствии с принципом "дополнения", Международный уголовный суд будет действовать лишь в тех случаях, когда национальное правосудие не может или не хочет с ними бороться. Например, государство может быть не склонно преследовать своих собственных граждан, особенно если они занимают высокое положение; или правовая система государства может оказаться разрушенной в результате внутреннего конфликта так, что в нем может не оказаться подходящего суда.

Где Суд может преследовать подозреваемых в совершении тяжких преступлений против международных законов?

В юрисдикцию суда входит преследование человека если:

Подлежат ли Суду лица, совершившие преступления до того, как был учрежден Международный уголовный суд?

Нет. К юрисдикции Суда будет относиться только те преступления, которые совершены после вступления в силу Римского статута (после ратификации 60 государствами).

Кто решает, какие дела будут рассматриваться в Международном уголовном суде?

В Римском статуте сказано, что дела могут поступать в Суд тремя различными способами:

  1. Прокурор Суда может инициировать расследование, в случае если совершено одно или более преступлений, основываясь на информации из любого источника, включая показания пострадавшего или его семьи, но только если преступление и лицо, его совершившее, относятся к юрисдикции Суда. (см. вопросы 4 и 5)

  2. Ратифицировавшие Римский статут государства могут обратиться к Прокурору, с просьбой расследовать одно или более преступлений, если они относятся к юрисдикции Суда.

  3. Совета Безопасности ООН может просить Прокурора о расследовании одного или более преступлений, но в отличие от первых двух случаев, преступление всегда будет относиться к юрисдикции Международного уголовного суда, даже если оно было совершено на территории государства, которое не подписывало Римский статут, и даже если обвиняемый является гражданином такого государства.

  4. Тем ни менее, в каждом из трех случаев именно Прокурор, а не государства или Совет Безопасности ООН, решает вопрос о том, начинать или нет расследование дела и, основываясь на его результатах, выносит определение.

Почему важно, чтобы как можно больше государств ратифицировали Римский статут?

Прокурор может инициировать расследование преступления только, если оно совершено на территории государства, ратифицировавшего Римский статут, или если обвиняемый является его гражданином. Исключение составляет случай обращения в Суд от Совета Безопасности ООН, но неохота, с какой он ad hoc учреждает международные трибуналы, для ситуаций иных, чем в бывшей Югославии и Руанде, наводит на мысль о том, что едва ли обращений с его стороны будет много.

Таким образом, эффективность Суда в значительной степени будет измеряться количеством ратифицировавших Римский статут государств.

ДОВОДЫ В ПОЛЬЗУ РАТИФИКАЦИИ

"Я призываю вас и членов парламентов ваших стран во всем мире ускорить процесс ратификации Римского статута. Мы не должны терять энергии, чтобы выполнить эту необычайно важную задачу как можно раньше".

Кофи Аннан, Генеральный Секретарь ООН.
Обращение к парламенту Швеции, 28 мая 1999 г.

Множество раз со времен процессов в Нюрнберге и Токио, за более чем пол столетия, виновным в миллионах жертв геноцида, военных и других преступлений против человечества удавалось избежать правосудия. Римский статут призван содействовать в решении этой проблемы, учреждая постоянно действующий Международный уголовный суд, для привлечения к ответственности преступников и защиты интересов их жертв, если их государство не может или не хочет этого делать.

Почему расследование не может быть поручено судам тех стран, где были совершены преступления?

Как правило, судебные процессы должны проводиться в той стране, где было совершено преступление, при условии, что суды беспристрастны и не выносят смертных приговоров.

Процесс обладает большим воздействием и эффективнее там, где сосредоточена большая часть свидетельств преступления, где живут обвиняемый, большинство пострадавших и свидетелей и где участники процесса знакомы с местными законами и хорошо знают язык.

Тем не менее, во многих случаях провести процессы, удовлетворяющие этим условиям на месте преступления невозможно. Местное законодательство может не предусматривать никаких мер против отдельных видов преступлений или вовсе вся система правосудия может не действовать. Страна может не располагать достаточным количеством средств для такого суда, для обеспечения безопасности подозреваемых, пострадавших, свидетелей и других участников процесса. Прокуроры могут не обладать достаточной политической решимостью, чтобы начать расследование. Препятствовать следствию и судебному преследованию может исполнительная власть, представители которой сами могут быть в них замешаны в преступлениях, или амнистии, помилования и им подобные меры, приводящие к безнаказанности.

Что можно сказать о международной юрисдикции в таких случаях, как дело Пиночета?

Национальные суды независимы, но все более признается, что их обязанность перед международным законом - привлекать к ответственности виновных в геноциде, преступлениях против человечества и военных преступлениях, в не зависимости от того, где они были совершены. Участие национальных судов было бы особенно полезно в таких, например, случаях, когда подозреваемый приезжает в их страну, или ищет там убежища, или когда государство, в котором преступление было совершено, выдает подозреваемого. Международная юрисдикция, таким образом, поможет преодолеть ограничения Римского статута в возможности привлечения к суду ответственных в преступлениях, совершенных в странах, которые его не ратифицировали. Представляется, правда, что число подобных дел в обозримом будущем будет незначительным.

Почему не просто учреждать международные уголовные трибуналы add hoc в необходимых случаях?

За последние пол века, со времен Нюрнберга и Токио, Совета Безопасности ООН учредил add hoc только два международных уголовных трибунала. Хотя Международный уголовные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде, учрежденные в 1993 и 1994 годах, продемонстрировали свою возрастающую эффективность по отношению к большинству тех, кто уже был публично обвинен, и тем, кто еще на свободе, все же оба они ограничены в своей деятельности специфическим временем и местом совершенных преступлений. С 1993 г. Совету Безопасности ООН не удалось учредить подобных трибуналов ad hoc в других столь же тяжелых ситуациях - в Камбодже, Чечне, Восточном Тиморе, Гватемале, Ираке, Либерии, Сьерра-Леоне и Сомали, частично из за высокой стоимости организации новых институтов, частично из за недостатка политической воли.

Каковы тогда преимущества постоянно действующего Международного уголовного суда?

Постоянный Международный уголовный суд будет действовать тогда, когда суды государств, в которых было совершено преступление, не могут или не в состоянии привлечь к ответственности своих подозреваемых граждан. Поскольку Прокурор может выносить определения, инициировать расследования, основываясь на информации из различных источников, включая пострадавших, их семьи, неправительственные организации, межгосударственные объединения, такие как ООН, и правительства, он становится независимым от обращений Совета Безопасности. Международный уголовный суд будет иметь также больший авторитет, чем национальные суды, выступая от имени международного сообщества. Около двух третей представленных в ООН государств в 1998 году одобрили Римский статут, а многие другие, вероятно, ратифицируют его в будущем.

Почему Международный уголовный суд будет стоить потраченных на него денег?

Несмотря на то, что годовой бюджет Суда окончательно будет составлять 100$, эта сумма покажется небольшой в сравнении с той, какую государства всего мира расходуют на расследование и судопроизводство рядовых уголовных дел. Кроме того, Международный уголовный суд направлен на борьбу с такими преступлениями, как геноцид, преступления против человечества и военные преступления, тем самым, сохраняя значительные средства, и в конечном итоге, более чем окупает себя.

Какими будут приняты меры против судебного преследования по политическим мотивам?

Римский статут предусматривает множество мер, гарантирующих правосудие исключительно в интересах закона, а не политиков. Хотя Совета Безопасности ООН и государства и могут обратиться с иском в Международный уголовный суд, но только Прокурор выносит решение о начале расследования. Кроме того, Прокурор, может сам инициировать процесс, иск Совета безопасности ООН необязателен. Прокурор обязан быть высоким профессионалом и исключительно нравственным человеком, должен иметь большой опыт в уголовном судопроизводстве. От Прокурора требуется независимость в действиях. Прокурор обязан получить разрешение Палаты предварительного производства, как для открытия дела, так и для судебного преследования.

СУДЕБНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЗА ГЕНОЦИД

"Геноцид - это преступление преступлений"

Прокурор против Камбанды,
из обвинительного заключения дела N ICTR 97-23-S,
(судебная заседание 4 сентября 1998 г.),
параграф 16

Каково происхождение термина "геноцид"?

Геноцид как преступление в 1944 году впервые определил Рафаэль Лемпкин в книге "Фашистское управление оккупированной Европой" ("Axis Rule in Occupied Europe"), в основу которой легли его предложения десятилетней давности. Слово "геноцид" происходит от греческого "genos" - род, и латинского "caedere" - убивать.

Слово геноцид в Нюрнбергской хартии 1945 года не встречается, но оно было использовано раньше в обвинительных речах и открытых слушаниях на процессе против фашистских главарей в значении - преступление против человечества.

Что такое геноцид?

Это те или иные действия, направленные на уничтожение части или целой группы людей. Наличие осознанного плана достижения этой цели отличает геноцид от других преступлений против человечества.

Статья 6 Римского статута включает геноцид в юрисдикцию Международного уголовного суда в соответствии с положением статьи II Конвенции о предупреждении и наказании за геноцид 1948 года. Положение рассматривается, как часть международного законодательства и связывает все государства, вне зависимости от ратификации Конвенции. В частности, статуты Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде также основаны на нем.

Какие именно действия будут преследоваться Международным уголовным судом как геноцид?

Следующие пять действий, если совершены с намерением уничтожить полностью или частично группу людей определенной национальной, этнической, расовой или религиозной принадлежности могут быть отнесены к геноциду:

Культурный геноцид (намеренные действия, препятствующие членам группы говорить на своем языке, исповедовать свою религию или следовать своим культурным традициям) не попадает под определение Статута, за исключением случаев, когда он сопровождается одним из пяти вышеперечисленных действий. То же самое относится и к экоциду (намеренные действия, направленные на подрыв или уничтожение экосистемы определенной территории).

Может ли изнасилование считаться актом геноцида?

В 1998 году Судебной палатой Международного уголовного трибунала по Руанде был вынесен приговор по делу Акаеши, в котором указывалось, что если рассматривать изнасилование как метод уничтожения группы людей путем причинения им тяжелого физического или душевного вреда, то его можно отнести к геноциду. Кроме того, объяснялось, что изнасилование может рассматриваться как действие, препятствующее рождаемости внутри группы. Например, в обществах, где этническая принадлежность определяется национальностью отца, изнасилование жертвы и ее последующая беременность могут послужить причиной нежелания матери дать ребенку жизнь, и тем самым, стать препятствием рождению внутри своей группы.

Считаются ли те, кто поощряют геноцид, виновными в преступлении?

В соответствии со статьей 25(3)(b) Римского статута, тот, кто приказывает, призывает или принуждает кого-либо к совершению геноцида (кто довел дело до конца или только пытался) виновен в геноциде. Статья 23(3)(e) также квалифицирует такие действия как преступление, если кто-то "прямо и публично призывает других к геноциду".

Что можно сказать о соучастниках тех, кто совершает или пытается совершить геноцид?

Статья 25(3)(с) гласит, что всякий, кто помогает, поощряет или другим образом содействует совершению или попытке совершения геноцида виновен в геноциде. В статье 25(3)(f) говорится, что всякий, кто пытается совершить геноцид, виновен в преступлении. Хотя, в отличие от статьи III Конвенции о геноциде, заговор с целью его совершения отдельно Римском статуте не упоминается, тем не менее, статья 23(3)(d) рассматривает по смыслу практически те же действия.

Кто может быть жертвой геноцида?

Жертвой геноцида может быть любой представитель национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Термин "этническая" применяется, чтобы включить группы людей, объединенных по языковому или культурному признаку.

Статут не рассматривает представителей политических и социальных групп в качестве потенциальных жертв геноцида. Однако ряд действий по отношению к ним могут попасть под юрисдикцию Суда как преступления против человечества на основании широко распространенных и обычных представлений и в соответствии с политикой стран и организаций.

Обязательно ли, чтобы была сделана попытка или действительно уничтожена целая группа людей или хотя бы значительная ее часть, для отнесения преступления к геноциду?

Не обязательно. Достаточно обвинения в намерении уничтожить большое количество членов группы определенного сообщества, такого, например, как городок или деревня, по причине их групповой принадлежности.

Кто может быть привлечен к суду за геноцид?

Всякий, независимо от его роли. Это означает, что может быть обвинен не только глава государства или правительственный министр, кто планирует и отдает приказ совершить действие, но и тот, кто непосредственно это действие совершает, будь то простой пехотинец или ближайший сосед. В статье 33 (2) определенно говорится, что исполнение приказа не может служить оправданием участия в геноциде.

Что необходимо для доказательства участия в геноциде?

Поскольку намерение уничтожить всю группу или ее часть по существу является важнейшей составляющей преступления, решающим, и в то же время необычайно сложным делом становится сбор ясных доказательств мотивов и намерений, лежащих в основе преступления.

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

"Принимая во внимание, что будущие научные исследования могут усовершенствовать будущее вооружение; чтобы не отступать от ранее установленных принципов; чтобы привести в соответствие правила ведения войн с идеалами человечности, стороны договорились о подписании дополнительных соглашений".

Декларация об отказе использования во время войны взрывающихся пуль и снарядов, легче 400 грамм.
(Санкт-Петербургская декларация), 1868 г.

Появление концепции "преступления против человечества" датируется серединой девятнадцатого века. Хотя список подобных преступлений уже появился в конце Первой мировой войны, тем не менее, они не были систематизированы ни в одном из международных документах до постановления Нюрнбергского трибунала 1945 года. В последствии, Генеральная Ассамблея ООН постановила считать преступления против человечества частью международного законодательства, и их стали упоминать в различных международных соглашениях, включая Международные уголовные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде. Впервые в практике международных договоров преступления против человечества были определены, когда 17 июля 1998 года был подписан Римский статут Международного уголовного суда.

Чем отличаются обычные преступления от преступлений против человечества?

Римский статут отличает преступления против человечества, которые входят в его юрисдикцию, от обычных преступлений по трем признакам.

Первый: действие, например убийство, должно быть "совершено как составная часть широко применяемых и методичных атак". Термин "атака" не значит только военная, а может включать такие меры, как депортация или насильственное переселение.

Второй: действие должно быть направлено против гражданского населения. Несистематические и случайные действия, которые не достигают уровня преступлений против человечества, как таковые Судом не преследуются. Наличие среди группы гражданского населения небольшого количества солдат не лишает ее статуса гражданской.

Третий: действие должны быть совершено в соответствии с политикой государства или организации. Таким образом, его могут совершить государственные агенты или лица, ими подстрекаемые или воспользовавшиеся их уступкой или согласием, как, например, в случае т.н. "эскадронов смерти".

Какие действия составляют преступление против человечества?

Статут определяет следующие 11 типов действий:

  1. Предумышленное убийство
  2. Истребление - предумышленное убийство большого количества членов группы. Включает также лишение людей пищи и медикаментов, с намерением уничтожить некоторую их часть;
  3. Порабощение - осуществление прав собственности над человеком. Включает торговлю людьми, в частности детьми и женщинами;
  4. Депортация или насильственное переселение людей - принуждение покинуть свои законные земли без учета требований международного законодательства. Депортация подразумевает пересечение государственных границ, тогда как насильственное переселение имеет место внутри страны;
  5. Заключение в тюрьму или применение других жестоких методов лишения свободы, нарушающих основные принципы международного законодательства;
  6. Пытки - умышленное причинение физических или душевных страданий человеку, находящемуся в заключении или под следствием;
  7. Изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к занятию проституцией, насильственное оплодотворение, насильственная стерилизация и прочие виды нарушений законов, связанные с сексуальной сферой, сравнимой тяжести - изнасилование и другие формы сексуального насилия могут также попасть под юрисдикцию Международного уголовного суда как пытки или военные преступления;
  8. Преследование определенной группы людей по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, половым или другим мотивам, недопустимым, с точки зрения международных законов, и в связи с любым упомянутым в Римском статуте преступлением - намеренное и жестокое лишение фундаментальных прав вопреки нормам международного законодательства по причине принадлежности к некоторому сообществу и в связи с преступлениями против человечества, военными преступлениями либо геноцидом.
  9. Насильственное сокрытие человека - арест, задержание или похищение человека государством или политической организацией, с их разрешения или согласия, с последующим (1) отказом подтвердить факт лишения свободы или (2) отказом в информации о судьбе "исчезнувшего", с намерением лишить его покровительства закона на продолжительный срок;
  10. Апартеид - антигуманные действия режима систематического угнетения и подавления одной расовой группы некоторой другой, с намерением дальнейшей поддержки его существования и
  11. Другие антигуманные действия схожего характера, вызывающие сильные страдания, серьезный ущерб физическому или душевному здоровью

Обязательна ли связь преступления с каким-либо вооруженным конфликтом?

Государства, подписавшие Римский статут, вновь подтвердили, что преступления против человечества могут быть совершены в любое время - мирное или военное. И хотя Нюрнбергский и Токийский трибуналы ограничились расследованием преступлений против человечества времен Второй мировой войны, последующая международная юридическая практика показала, что преступление не обязательно должно быть совершено во время вооруженного конфликта, чтобы считаться преступлением против человечества.

Обязательно ли, чтобы преступление было совершено с дискриминационными намерениями?

Только Международный уголовный трибунала по Руанде признает это условие обязательным. Римский статут не провозглашает такие намерения необходимыми во всех видах преступлений против человечества, кроме тех, которые выразились в преследовании групп людей по политическим, расовым и им подобным мотивам.

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЗА ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

"Каждый военный, который нарушает международные гуманитарные законы, должен знать, что может быть привлечен к ответственности в соответствии с уголовным законодательством"

Общий устав Немецкой армии (Zdf) 15/2,
август 1952 г.

Национальные суды приговаривали за военные преступления со Средних веков. Первым обстоятельным сводом этих преступлений стал Кодекс Либера (Leiber Code), принятый президентом Линкольном в 1863 году, во время гражданской войны в Америке. Уже после него появилось множество международных договоров, включая Гаагскую конвенцию IV 1907 года и ее уставы, четыре Женевские конвенции 1949 года и их Протоколы 1977 года.

Статья 8 Римского статута устанавливает юрисдикцию Международного уголовного суда над обширным перечнем военных преступлений, совершенных во время международных конфликтов. Вновь подтверждая последние тенденции в развитии международного законодательства, Статут дает право Международному уголовному суду расследовать военные преступления, совершенные во время внутренних конфликтов, таких как гражданские войны. Внутренние конфликты являются на сегодняшний день наиболее распространенными.

В отличие от преступлений против человечества, военные преступления могут и не иметь распространенного и систематического характера, достаточно единичных случаев.

Какие военные преступления, совершенные во время международных конфликтов, включены в Римский статут?

Все такие преступления делятся на две группы.

Первую составляют преступления, перечисленные в Женевской конвенции 1949 года. При условии, что они совершены в отношении тех, кто находящихся под защитой Конвенции, включая раненых солдат, раненых или потерпевших кораблекрушение моряков, военнопленных, гражданского населения на оккупированных территориях, к первой группе относятся:

Вторая группа включает широкий спектр нарушений международных законов, включая признанные Гаагским уставом, I Протоколом Женевской конвенции и обычным правом преступления:

В каких случаях Международный уголовный суд будет рассматривать дела обвиняемых в военных преступлениях во время гражданских войн?

Римский статут в своем определении внутреннего вооруженного конфликта не упоминает такие явления, как волнения, беспорядки, изолированные и эпизодические акты насилия и им подобные. Римский статут указывает, что в его юрисдикцию входит все большее количество видов военных преступлений, совершаемых во время вооруженных конфликтов между политическими группами и государством или между собой.

Какие военные преступления, совершенные во время внутренних вооруженных конфликтов включены в Римский статут?

Римский статут рассматривает три типа таких преступлений:

ГАРАНТИИ ПРАВОСУДИЯ ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

"К потерпевшим следует относиться с сочувствием и уважая их достоинство. Они имеют право на обеспечение законности и возмещение ущерба за причиненные страдания в соответствии с национальным законодательством"

Декларация ООН об основных принципах юстиции применительно к жертвам преступлений и произвола, Принцип 4

В настоящее время обеспечение гарантий уголовного правосудия и защиты прав жертв преступлений вновь становится объектом повышенного международного внимания. Этот отражается в Римском статуте Международного уголовного суда, который провозглашает три ключевых принципа: участие пострадавших в рассмотрении дела в суде, защита пострадавших и свидетелей, право на возмещение ущерба.

Римский статут требует от Международного уголовного суда постоянного внимания к тому, чтобы принимаемые меры не оказались несовместимыми с правами обвиняемых, а также честного и беспристрастного судопроизводства.

I. Участие в рассмотрении дела в суде

Какое значение придает Римский статут правам пострадавших от преступлений?

Преамбула напоминает, что "в нашем веке миллионы детей, женщин и мужчин стали жертвами чудовищных злодеяний, шокировавших человечество", вследствие чего обеспечение прав пострадавших от преступлений является главной задачей Римского статута.

Статут признает, что правосудие в интересах закона и в интересах пострадавших дополняют друг друга, но, скорее всего, следует говорить об эффективном расследовании дела и торжестве правосудии, если интересы последних возобладали.

Возможно ли участие пострадавших от преступлений в рассмотрении дела в суде?

Суд не рассматривает пострадавших в качестве пассивного объекта защиты или инструмента в руках обвиняющей стороны, но признает их роль в уголовном процессе, а также то значение, которое он для них имеет. Соответственно, статья 68 (3) обязывает Суд разрешить пострадавшим наблюдать и участвовать в процессе на определенных этапах судебных слушаний.

Какова роль пострадавших в возбуждении уголовного дела и судопроизводстве?

Статья 15 дает прокурору право инициировать расследование, основываясь на информации из любого источника, включая показания потерпевших. Если Палата предварительного производства постановила начать расследование, потерпевшие могут подать заявления, в противном случае они должны быть проинформированы об отказе.

Могут ли пострадавшие от преступлений участвовать в судопроизводстве на всех его этапах?

Статья 68 (3) обязывает Суд разрешить пострадавшим представлять свою точку зрения и доводы для их рассмотрения на определенных для этого этапах судебных слушаний, которые включают прения сторон, вынесение приговора, присуждение компенсации, обжалование приговора, слушания о смягчении наказания, пересмотр дела, слушания об отмене наказания.

II. Защита пострадавших от преступлений и свидетелей

Признает ли Римский статут важность проблемы защиты потерпевших и свидетелей?

Римским статут признает, что меры, направленные на обеспечение гарантий безопасности, физического и психологического здоровья, достоинства и неприкосновенности частой жизни потерпевших и свидетелей составляют основу легитимности и доверия к Международному уголовному суду.

Будет ли заниматься проблемой безопасности потерпевших и свидетелей какой-нибудь специальный орган?

Да, статья 43(6) предусматривает создание в составе подразделений Международного уголовного суда специального Отдела по пострадавшим и свидетелям, в задачи которого будет входить обеспечение безопасности, юридическая поддержка и оказание другой необходимой помощи жертвам преступлений, выступающим в Суде, а также членам их семей, которым угрожает опасность в связи с показаниями их родственников. Статья 68(4) дает право Отделу указывать прокурору и всему составу Суда на необходимость принятия соответствующих мер. В Отделе будет работать опытный персонал, специально обученный обращению с людьми с травмированной психикой, включая жертв сексуального насилия и детей.

Какие обязанности прокурора перед пострадавшими от преступлений устанавливает Римский статут?

Статья 54(1)(b) обязывает прокурора на протяжении всего процесса уважать интересы и учитывать персональные особенности потерпевших и свидетелей, включая возраст, пол и состояние здоровья, принимая во внимание характер преступления, в частности имели ли место сексуальное насилие, половая дискриминация или нарушения прав ребенка.

Кроме того, статья 68(1) обязывает прокурора принимать необходимые меры для обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей, сохранения их физического и психического здоровья, уважения к их достоинству и невмешательству в личную жизнь.

Далее, статья 68(5) гласит, что прокурор на время может утаить некоторую информацию и детали свидетельских показаний, ограничившись изложением их сути, в том случае, если их разглашение угрожает безопасности свидетеля и его семьи.

Какую ответственность перед пострадавшими от преступлений несут Судебная палата и Палата предварительного производства?

В статье 57(3) говорится, что Палата предварительного производства может, если это необходимо, обеспечивать защиту и невмешательство в личную жизнь потерпевших и свидетелей; то же, исходя из статьи 68(1), относится и к Судебной палате.

В соответствии со статьей 68(3), для того, чтобы не раскрывать личность потерпевшего или свидетеля Суд может не допустить открытых слушаний, ограничившись их фиксацией на видеопленке; Суд может принять показания потерпевших и свидетелей на электронных носителях, а также использовать другие специальные средства.

III. Возмещение ущерба

Может ли Международный уголовный суд выносить решения о возмещении ущерба потерпевшим?

В дополнении к привлечению преступника к ответственности, что само по себе является важной формой возмещения ущерба, Суд должен, в соответствии со статьей 75(1), определить каким образом ущерб будет возмещен. Суд может обязать виновного возместить ущерб различными способами - в форме компенсации, реституции, гарантии в том, что преступление не повторится и иначе, так, как найдет необходимым в данном конкретного случае.

Как Международный уголовный суд будет осуществлять свое решение о возмещении ущерба?

В соответствии со статьей 75(2), Суд может обязать виновного в преступлении предоставить компенсацию непосредственно потерпевшему либо через свой Целевой фонд. Перед принятием решения Суд должен принять во внимание мнения виновного, потерпевшего, заинтересованных лиц и представителей государств. Чтобы не допустить перемещения или сокрытия средств, предназначенных к выплате в качестве компенсации, могут быть приняты меры к установлению над ними контроля до окончания суда. Если будет установлена вина подозреваемого, конфискованные средства будут присуждены потерпевшим.

Какова роль государств в исполнении решения Международного уголовного суда о возмещении ущерба?

Ратифицировавшие Римский статут государства согласились, в соответствии со статьей 75(2) способствовать выполнению решений Суда о возмещении ущерба. В некоторых случаях эти государства будут иметь обязательства перед международными и национальными законами в том, чтобы самим возместить ущерб пострадавшим, если виновный не в состоянии этого сделать или, если государство само несет ответственность за преступление.

ГАРАНТИИ ПРАВОСУДИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН

"Слишком уж часто конфликты потрясают именно те общества, которым труднее всего их выдержать. Главную цену за них платят именно те, кто заслуживает этого в меньшей степени, самые тяжелые удары достаются тем, кто хуже других подготовлен к своей защите. Основной мишенью боевых действий стало мирное население. Из общего груза страданий от всех видов насилия, начиная с сексуального и кончая отказом в праве на пищу и медикаменты, на долю женщин выпадает несправедливо большая его часть"

Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан,
День мира и защиты прав женщин, 6 мая 2000,
Пресс-релиз, SG/SM/7325,
WOM/1190

Через пол столетия после принятия Всеобщей декларации прав человека дискриминация и насилие против женщин продолжает оставаться повсеместным и ежедневным явлением. Слабая защищенность женщин против ущемления их прав, становится еще меньшей во время вооруженных конфликтов.

Римский статут гарантирует женщинам, которые пострадали от наиболее тяжких преступлений против международных законов, право на судебную защиту, а также ставит себе целью повысить их роль в Международном уголовном суде.

Какие преступления против женщин может расследовать Международный уголовный суд?

Римский статут устанавливает юрисдикцию Суда над геноцидом, преступлениями против человечества и военными преступлениями. И мужчины, и женщины могут стать их жертвами, но некоторые виды преступлений, такие, как насильственное оплодотворение, могут быть совершены только против женщин. Чаще против них же совершаются преступления, связанные с сексуальным насилием.

Могут ли преступления против женщин рассматриваться как геноцид?

Женщины не составляют отдельной группы среди четырех, защищенных конвенцией 1948 года О защите и наказаниях за геноцид. К действиям, составляющим геноцид, могут быть отнесены лишь преступления против женщин как членов национальных, расовых, этнических или религиозных групп, с осознанной целью уничтожение части или группы в целом.

В приговоре по делу Акаеши, вынесенном Судебной палатой Международного уголовного трибунала по Руанде, впервые было указано, что если изнасилование рассматривать как метод уничтожения защищаемой группы путем причинения физического или душевного ущерба здоровью их членов, то имеет место геноцид. Кроме того, в обществах, где принадлежность к группе определяется по отцу, изнасилование женщины с целью рождения у нее ребенка, который не будет принадлежать к ее группе, может быть приравнено к принятию мер к сокращению рождаемости внутри группы и, таким образом, к геноциду.

От каких преступлений против человечества женщины страдают в особенности?

Статья 7(1)(g) при определенных обстоятельствах рассматривает такие действия, как изнасилование, обращение в сексуальное рабство, насильственное оплодотворение, принуждение к занятию проституцией, принудительная стерилизация и другие формы сексуального насилия сходной тяжести как преступления против человечества. В дополнение к этому, в статье 7(1)(h) говорится, что преследование определенной группы или сообщества, состоящего, например, из женщин, на гендерном основании, если было совершено вместе с другими действиями, находящимся под юрисдикцией Международного уголовного суда, является преступлением против человечества.

Перечисленные преступления должны быть частью систематических и распространенных атак на гражданское население, в соответствии с политикой государства или организации, санкционирующей или поддерживающей такие атаки. В Римском статуте термин "атака" имеет специальное значение, не только военное, и может подразумевать законодательство.

Упоминаются ли в Римском статуте в особой связи с женщинами какие-нибудь военные преступления?

Статья 8 устанавливает, что единичные случаи изнасилования, обращения в сексуальное рабство, принуждение к занятию проституцией, насильственное оплодотворение, принудительная стерилизация и прочие формы сексуального насилия, грубо нарушающие общие положения статьи 3 Женевской конвенции 1949 года, могут преследоваться как военные преступления, если они имели место во время вооруженного конфликта, внутреннего или международного. Определения этих военных преступлений по существу совпадают с аналогичными преступлениями против человечества, выразившимися в сексуальном насилии.

Какую роль будут играть женщины в Международном уголовном суде?

Согласно статье 44(2), Прокурор и Секретарь при найме персонала должны "обеспечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности". При выборе судей они должны обеспечить справедливое представительство мужчин и женщин, имеющих опыт ведения специальных дел, о насилии над женщинами в частности. Этим качеством должен обладать в первую очередь сам прокурор, так как на нем лежит ответственность за назначение следователей, которые, собирая свидетельства преступлений против женщин, должны проявлять сочувствие.

Могут ли женщины занимать должности судей, прокурора и секретаря Международного уголовного суда?

Статье 36(8)(a) требует от государств-участников, чтобы при выборе судей, учитывалось правило справедливого представительства мужчин и женщин, а статья 36(8)(b) - чтобы среди судей были имеющие опыт ведения специальных дел, включая преступления против женщин.

Хотя Римский статут не предъявляет соответствующих требований к назначениям на должности прокурора и секретаря, следует отметить, что двумя из троих прокуроров Международных уголовных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде были женщины и одна из двух секретарей Трибунала по бывшей Югославии.

Будет ли при Международном уголовном суде создано специальное учреждение, куда могли бы обращаться женщины?

Статья 43(6) обязывает секретаря учредить Отдел потерпевших и свидетелей, который будет консультировать прокурора и Суд. В частности, он будет давать рекомендации по применению тех или иных защитных мер, способов организации охраны, юридической поддержки и помощи выступающим в суде пострадавшим, свидетелям и другим людям, подвергающимся опасности из-за своих показаний. Многие из них, вероятно, будут женщинами. Персонал отдела будет подготовлен к общению с психически травмированными людьми, включая жертв сексуального насилия.

Обязан ли Международный уголовный суд защищать потерпевших и свидетелей, если они женщины?

Одна из проблем судебного преследования обвиняемых в тяжких преступлениях против женщин состоит в том, что пострадавшие от них неохотно выступают со своими показаниями. В связи с этим, статья 68(1) обязывает Суд принимать необходимые меры для обеспечения защиты, физического и душевного благополучия, достоинства и неприкосновенности личной жизни потерпевших и свидетелей, в частности, если было совершено сексуальное или иное насилие на половой почве. При этом должны быть учтены все относящиеся к делу обстоятельства, включая возраст, пол, состояние здоровья потерпевших, а также характер преступления - проявилось ли оно в сексуальном или ином виде насилия. Принимаемые меры должны быть законными, соответствовать нормам справедливого и непредвзятого суда и не должны нарушать прав обвиняемого.

Как будут защищать потерпевших и свидетелей, если они женщины?

Как исключение из правила открытости, статья 68(2) для защиты потерпевших и свидетелей наделяет правом палаты Суда проводить любую часть слушаний in camera, т.е. закрыть для публики и представителей прессы, а также разрешить предъявление свидетельств на электронных носителях или иной форме, принимая во внимание все обстоятельства дела, пожелания потерпевших и свидетелей, особенно когда речь идет о жертве сексуального насилия.

В дополнение к этому, государства, подписавшие Статут хотели бы, чтобы меры защиты и организация охраны включали бы эффективные программы переселения и защиты потерпевших и свидетелей, а также их семей. Такие меры обеспечиваются государствами-участниками на добровольной основе, подобно тому, как это происходило в работе Трибуналов по бывшей Югославии и Руанде.

ГАРАНТИИ ПРАВОСУДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

"UNICEF - это... неустанная борьба с проявлениями жестокости в отношении детей..., в частности с применением сексуального насилия в качестве оружия войны, через учреждение постоянного, наделенного широкими полномочиями Международного уголовного суда. Виновные в геноциде, этнических чистках и других чудовищных преступлениях должны быть так же, как в восходе солнца уверены в том, что будут привлечены к ответу и не останутся безнаказанными"

Карол Беллами, Исполнительный директор Детского фонда ООН,
Обращение к открытой сессии движения "Гаагский призыв к миру"
Гаага, Нидерланды, 12 мая 1999

В преамбуле Римского статута Международного уголовного суда отмечается, что в течение двадцатого столетия "миллионы детей... стали жертвами неописуемых злодеяний, глубоко шокировавших все человечество". Римский статут предусматривает ответственность за преступные действия в отношении детей и меры защиты пострадавших и детей-свидетелей в судебном процессе.

От каких преступлений страдают дети в особенности?

Римский статут устанавливает юрисдикцию Международного уголовного суда над геноцидом, преступлениями против человечества и военными преступлениями. Хотя дети могут стать жертвами большинства видов этих преступлений, Римский статут рассматривает три преступления, касающиеся детей особенно: переселение детей как форма геноцида, торговля детьми как преступление против человечества, использование детей в качестве солдат во время вооруженных конфликтов.

Что такое геноцид в форме переселения детей?

Статья 6 явно включает в определение геноцида "насильственное переселение детей одной группы в другую", если совершено с намерением уничтожить всю или часть национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой.

Что можно сказать о торговле детьми?

В приведенном в статье 7(2)(с) определении преступления против человечества через обращение в рабство говорится, что дети входят в группу повышенного риска потенциальных жертв этого преступления. Определение рассматривает торговлю детьми как практику применения прав собственника в отношении человека.

Всегда ли запрещено использовать детей в качестве солдат?

Одним из важнейших достижений Римского статута является то, что впервые в практике международных законов призыв, вербовка и использование детей младше 15 лет в вооруженных формированиях или использование их в боевых действиях во время международных конфликтов названы военными преступлениями (статья 8(2)(b)(XXVI)). Статья 8(2)(e)(VII) запрещает подобное использование детей и во время внутренних конфликтов.

Несмотря на то, что государства, подписавшие Статут, установили возрастной предел равный 15 годам, меньший, чем установлен Международной амнистией и другими общественными гражданскими институтами - 18 лет, тем не менее, это важнейший вклад в на пути к прогрессу в решении данного вопроса.

Какие меры предусматриваются для того, чтобы защитить пострадавших и детей-свидетелей?

Статья 68(1) обязывает Суд принимать необходимые меры для обеспечения безопасности, физического и душевного благополучия, защиты достоинства и права на неприкосновенность личной жизни всех потерпевших и свидетелей. Осуществляя эту деятельность, Суд должен принять во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая возраст и характер преступления, в частности имело ли место насилие в отношении детей.

Будут ли в составе Суда работать эксперты по преступлениям против детей?

В статье 36(8)(b) указывается, что государства-участники должны выбирать судей, разбирающихся в делах, связанными с насилием над детьми. Статья 42(9) обязывает прокурора назначать советников с аналогичным опытом работы. Этим же правилом подбора своих сотрудников, в соответствии со статьей 44(1), должны руководствоваться Прокурор и Секретарь.

В предварительных правилах ведения судопроизводства, которые будут рассмотрены на первой ассамблее государств-участников, говорится, что для защиты детей-свидетелей и упрощения процедуры их участия в процессе, Отдел защиты свидетелей может в случае необходимости и, заручившись согласием родителей или опекунов, назначить ответственного за поддержку ребенка на всех стадиях судебного разбирательства.

Как предусмотрены меры для защиты детей во время дачи показаний?

Статья 68(2) разрешает проведение любой части слушаний "in camera, а также рассматривать свидетельства, предоставленные на электронных носителях или другим особым способом", чтобы защитить пострадавших детей и свидетелей, если Судом не предписано иное, с учетом всех обстоятельств, в особенности мнения потерпевшего или свидетеля.

В правилах ведения судопроизводства, кроме того, сказано, что для упрощения процедуры свидетельства Суд может прибегнуть и к другим подобным средствам, не ограничиваясь перечисленными.

Может ли ребенок преследоваться в судебном порядке?

Нет. Статья 26 ясно указывает, что человек за преступление, совершенные им в возрасте моложе 18 лет, не может быть привлечен к Суду, что, однако, не избавляет его от возможного судебного преследования за геноцид, преступления против человечества и военные преступления отдельным государством.

ГАРАНТИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ СУДА

"Каждый человек наравне с другими имеет право на справедливые и открытые слушания в независимом и беспристрастном суде по любому выдвинутому против него уголовному обвинению, на ясное определение его прав и обязанностей"

Всеобщая декларация прав человека, статья 10

"Несправедливость частная - угроза для справедливости всеобщей"

Мартин Лютер Кинг

Римский статут Международного уголовного суда предусматривает для обвиняемого в геноциде, преступлениях против человечества и военных преступлениях фундаментальные правовые гарантии, признанные международными законами и соответствующие всеобщим стандартам, обеспечивающие ему справедливое и открытые рассмотрение его дела в беспристрастном суде. Во многом Римский статута гарантирует лучшую защиту, нежели другие международные документы. Для реализации этих гарантий Подготовительная комиссия Международного уголовного суда 30 июня 2000 г. завершила работу над предварительными Правилами судопроизводства, которые будут в дальнейшем рассмотрены Ассамблеей стран-участниц.

Разве не всякий, кто привлекается к Суду, скорее всего, виновен?

Каждый из четырех международных уголовных трибуналов, учрежденных после Второй мировой войны, уже оправдывал обвиняемых частично или полностью. Поэтому нет ничего необычного в том, что статья 66(1) подтверждает свою приверженность основополагающему принципу справедливого судебного разбирательства - презумпции невиновности всех обвиняемых до вынесения приговора. Статья 66(3), впервые в международных документах, ставит условием осуждения обвиняемого полную уверенность Суда в его вине.

Статья 66(2) предписывает прокурору, в соответствии с презумпцией невиновности подсудимого, самому доказывать его вину, а статья 67(1)(i) освобождает подсудимого от обязанности опровергать обвинения и доказывать свою невиновность. Статья 67(1)(g) дает право подсудимому хранить молчание, причем такое молчание не может влиять на решение Суда о его виновности.

Какими правами обладают подозреваемые во время расследования?

В статье 55 говорится, что никто не должен принуждаться свидетельствовать против себя и признавать себя виновным; никто не может быть подвергнут насилию в любой форме, пыткам, угрозам и дурному обращению; никто не может быть незаконно арестован или задержан. Кроме того, всякий человек, отвечая на вопросы следователя, имеет право на бесплатную помощь квалифицированного переводчика, если это необходимо. До начала допроса Прокурор и местные власти обязаны предупредить допрашиваемого о том, что он подозревается в преступлении; сообщить о его праве хранить молчание, и что это никак не повлияет на решение о его виновности; о праве на адвоката по собственному выбору. Если у подозреваемого нет своего адвоката, то он должен быть назначен, причем для тех, кто не в состоянии оплатить его услуги, бесплатно. Подозреваемый может требовать присутствия адвоката во время допроса.

Обязан ли Прокурор предъявлять доказательства в пользу обвиняемого?

Статья 54(1)(a) обязывает Прокурора "для установления истины, вести, возможно, более широкое расследование, чтобы учесть как можно большее количество фактов и свидетельств, относящихся к делу, везде, где расположена область юридической ответственности данного Статута, при этом уделять внимание обвиняющим или оправдывающим обстоятельствам в равной мере". Кроме того, статья 67(2) требует от Прокурора, как можно скорее, "предъявить сведения, которые свидетельствуют или должны свидетельствовать о невиновности обвиняемого, или о наличии обстоятельств, смягчающих вину, или способны повлиять на достоверность доказательств обвинения"

Что можно сказать о доказательствах, добытых незаконным путем?

В статье 69(7) говорится, что доказательства, полученные в нарушение Статута или принятых международных прав человека, не будут приняты, если нарушение порождает серьезные сомнения в их достоверности и, если принятие таких доказательств ставит под сомнение честность процесса.

Что происходит, если человек сам признает себя виновным?

Суд обязан отклонить такое признание, если оно не было сделано добровольно, после соответствующих консультаций с адвокатом и, если обвиняемый не осознает суть и последствия своего признания.

Какие права имеет обвиняемый после ареста?

Статья 67(1) гарантирует обвиняемому право на детальную информацию о характере, причине и содержании обвинения. В соответствии со статьей 59(2) обвиняемый должен предстать перед компетентным судом страны, где произошел арест, который должен определить, не нарушаются ли его права. Обвиняемый может обратиться в национальный суд с прошением об освобождении из-под стражи до его передачи Суду. Он может также обратиться в Палату предварительного производства, которая, согласно статье 60(3), обязана рассматривать повторно всякое решение об освобождении или задержании периодически или в любое время по запросу обвиняемого или Прокурора.

Имеет ли обвиняемый право на адвоката?

Статья 67(1) предоставляет обвиняемому необходимое время и условия, чтобы подготовиться к судебному процессу. Он может свободно общаться с адвокатом. Статья 67(1)(d) гарантирует обвиняемому право на самостоятельную защиту или адвоката по собственному выбору, при этом обвиняемый должен быть проинформирован о праве на адвоката во всех случаях, когда этого в интересах закона. Если у обвиняемого нет средств на оплату услуг адвоката, ему должен быть предоставлен бесплатный защитник.

Что если обвиняемый не владеет ни одним из рабочих языков Международного уголовного суда?

В этом случае обвиняемому обязаны предоставить бесплатного переводчика и необходимые переводы материалов дела.

Какие еще права имеет обвиняемый?

Среди других прав, гарантированных статьей 67, есть право на судебное расследование без чрезмерных задержек, право на проверенных свидетелей, право на привлечение свидетелей на равных условиях с Прокурором, право на заявления без клятв в свою защиту.

Имеет ли обвиняемый право обжаловать решения Суда?

Статья 81 дает право осужденному обжаловать решение Международного уголовного суда в Апелляционной палате на основании процессуальной ошибки, ошибки в факте, правовой ошибки или любой другой, ставящей под сомнение справедливость и достоверность слушаний и решений во время судебного разбирательства. В случае положительного решения по апелляции, податель имеет право на компенсацию, если новые или по-новому оцененные факты убедительно свидетельствуют о судебной ошибке.

Что произойдет, если уже после апелляции будут получены новые доказательства?

В этом случае осужденный может обратиться в Апелляционную палату с просьбой о пересмотре приговора, основываясь на том, что во время слушаний о новом доказательстве ничего известно не было, что в том нет вины обвиняемого, и что вердикт Суда, вероятно, мог бы быть иным.

Журнал "Индекс" | рубрика "Единое право"