Журнал "Индекс" | Единое право |
Начало противостояния.
США и Международный уголовный судОбзор за май 2002 г.
В мае международная пресса очень активно обсуждала тему отрицательного отношения Соединенных Штатов к Международному уголовному суду. Уже в начале мая появились первые официальные разъяснения. В них подчеркивалось, что США выступают за международное правосудие и за установление власти закона, однако это не означает поддержки МУСа. Президент Буш уверен, что у этого Суда есть ряд серьезных пороков. Прежде всего суд, по мнению американской администрации, угрожает суверенитету США и нарушает сбалансированную судебную систему. Позиция Америки состоит в том, что утверждение права - это прежде всего задача национальных судебных систем. С точки зрения Соединенных Штатов, МУС подрывает роль Совета безопасности ООН, призванного поддерживать мир и безопасность; он создает систему прокурорской власти, которая не поддается контролю; наконец, этот суд не гарантирован от возможностей политически мотивированных преследований, США настаивают, что под юрисдикцию суда должны подпадать граждане только тех стран, которые ратифицировали Римский Статут. Итоговый документ содержит слишком много принципиальных недостатков. Например, Римский договор фактически упраздняет существующую сбалансированную и подконтрольную систему Совета безопасности, ставя на ее место прокурора, самостоятельно инициирующего дела и подотчетного только самому суду. Соединенные Штаты предлагали поставить деятельность прокурора под контроль Совета Безопасности, однако это предложение, как и другие, не было принято. ВУ этом заключается причина, по которой США не считают для себя возможным поддерживать МУС, хотя именно Америка всегда выступала за действенное правосудие в отношении преступлений геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности, некогда инициировала Нюрнбергский трибунал, поддерживала Трибуналы по Югославии и Руанде.
Решение американской администрации об отзыве своей подписи под Римским договором было доведено до ООН в специальном письме. Это решение означает, что Америка снимает с себя те обязательства, которые предполагала такая подпись, а именно не предпринимать действий, могущих нанести вред предмету и цели заключаемого договора.
Один из главных аргументов, выдвигаемых США в оправдание своего решения, касается американских военных. Сегодня более 200 000 военнослужащих американской армии находятся за пределами американской территории. И у США нет никаких гарантий, что МУС не будет их преследовать по каким-либо политическим мотивам.
Американские официальные лица, комментировавшие решение администрации Буша, заметили также, что США не намерены чинить препятствия деятельности МУСа, однако США избирают для себя иную стратегию: они готовы оказывать содействие государствам, которые находились или находятся в состоянии военных конфликтов, в укреплении их собственной национальной системы праавосудия с тем, чтобы эффективно преследовать преступления войны. и в этом случае МУС и не потребуется... США готовы поддерживать и далее стратегию создания трибуналов ad hoc.
Через несколько дней после "нейтрализации" американской подписи под Римским договором, американский департамент по безопасности распространил заявляение, в котором говорилось, что вступление в действие Международного уголовного суда, намеревающегося распространить свою юрисдикцию и на военнослужащих США, находящихся в различных странах мира, неизбежно создаст сложности в плане военного в заимодействия с теми странами, которые подписали договор, - поскольку они взяли на себя и обязательство выдавать граждан, в том числе и США, Международному суду. Соединенные Штаты будут рассматривать подобные действия как неправовые.
В мае при значительной поддержке администрации, в одном из комитетов Конгресса был одобрен документ, призывающий президента использовать силу в случае угрозы американским гражданам со стороны МУСа, а также не помогать оружием тем государствам, которые подписали этот международный договор.
Уже в середине мая появились сообщения о том, что для персонала своей военной миссии в Восточном Тиморе что Соединенные Штаты намерены добиваться гарантий того, что американские военные не будут подвергаться преследованиям ни со стороны местного правосудия, ни со стороны МУСа, подразумывая под этим вероятное заключение новых договоренностей. Речь даже может идти о гарантиях для всех международных сил, участвующих в операции в Восточном Тиморе. С точки зрения США, ответственность за наказание лиц, совершивших военные преступления, должны нести правительства соответствующих стран. США признают, что вероятность ареста для американских военнослужащих в Тиморе невелика. Здесь находятся лишь 3 военных наблюдателя и 80 американских полицейских. Однако такие превентивные шаги США считают стратегически правильными в связи с началом работы МУСа. США рассматривают также возможности давления на Генерального секретаря ООН с тем, чтобы включить необходимые с их точки зрения гарантии в те соглашения, которые регулируют пребывание контингента международных сил в Восточном Тиморе. США намерены также добиваться резолюции Совета безопасности о предоставлении соответствующих гарантий для персонала ООН, работающего в военных миссиях. Вообще, такого рода гарантии могут быть получены несколькими способами, в том числе посредством договоренности между ООН и страной, на чьей территории действует международная миссия по поддержанию мира, или же двусторонними договоренностями между США и соответствующей страной.
В мире решение Америки в мире было воспринято по большей части критически. Одними из первых высказались министры иностранных дел Канады и Норвегии, сказав, что это решение их "глубоко разочаровало".
Представитель Российского МИДа Александр Яковенко назвал ошибкой решение США не участвовать в договоре о Международном уголовном суде. Он сказал, что США, безусловно, имели формальное право так поступить (в соответствии с условиями Венских договоренностей о международных правовых актах). Однако уже около 70 стран ратифицировали договор, а к концу 2002 года он, по всей видимости, будет ратифицирован уже 80 странами. Яковенко также заявил, что в отличие от США Россия голосовала за Римский Статут на конференции 1998 года в Риме и в настоящее время рассматривает возможность его ратификации.
13 мая страны Европейского союза приняли совместное заявление по поводу позиции США в отношении МУСа. В этой декларации выражено разочарование и сожаление в связи с решением США от 6 мая (аннулировать свою подпись). Этот односторонний шаг может вызвать нежелательные последствия для дела утверждения власти закона в международных отношениях. Европейский Союз заявляет, что все опасения США относительно возможной политизации суда не имеют оснований, поскольку предусмотрены соответствующие гарантии, что станет очевидным, когда суд начнет свою работу. Европейский Союз выразил надежду, что позиция США будет изменена, когда они увидят суд в действии. ЕС подчеркнул свою открытость к диалогу.
15 мая Греция представила свои ратификационные документы. Она стала последним членом ЕС, присоединившимся к договору. Итак, все члены Евросоюза стали участниками создания Международного уголовного суда. Страны, не успевающие до 1 июля 2002 г. представить свои ратификационные документы, не смогут стать участниками первого заседания Ассамблеи стран-участниц, на котором будут обсуждаться ключевые вопросы процедуры назначения и выбора судей и прокурора.
В мае создана Сальвадорская коалиция в поддержку Международного уголовного суда. Она ставит своей задачей информирование о МУСе и поддержку ратификационного процесса.
Верховный Народный Трибунал Кубы организует 1-3 октября 2003 года первый Международный семинар по проблемам права и законности. На нем будет обсуждаться и тема Международного уголовного суда.
Создан новый ресурс о МУСе - в рамках проекта "Преступления войны". Здесь размещена серия статей о военных преступлениях и о механизмах международного права применительно к наиболее горячо обсуждаемым в мире конфликтам (в том числе в Судане, на Ближнем Востоке и др.).
На сайте размещены также аналитические материалы о позиции США в отношении МУСа, о последствиях отзыва подписи под Римским Статутом. Здесь можно найти мнения на этот счет ведущих европейских специалистов в области права.
В Интернете размещен официальный Комментарий на проект немецкого кодекса о преступлениях против международного права - на русском и французском языках.
Обзор подготовила Е. Ознобкина