Index Журнал "Индекс" | Единое право

Международный уголовный суд становится реальностью
Обзор новостей Международного уголовного суда за март 2002 г.

Несмотря на оппозицию Соединенных Штатов, первый постоянный Международный уголовный суд становится реальностью. Римский статут ратифицировали 56 государств, еще всего 4 ратификации требуются для того, чтобы устав Международного трибунала вступил в силу. Ожидается, эти последние подписи будут поставлены в ближайшее время, о чем будет извещено в ходе очередной сессии подготовительной комиссии, намеченной на 8-19 апреля. Ратификационные документы готовят Болгария, Румыния, Камбоджа, Боливия и Греция. Церемония принятия последних подписей должна состояться 11 апреля. Сам суд, по всей видимости, начнет действовать в Гааге весной-летом 2003 г.. Он будет судить за преступления, совершенные после 1 июля 2002 года (число, с которого начнется отсчет действия Международного суда в том случае, если 60 подписей будут получены в апреле 2002 г.); обратной силы (в отличие от ad hoc трибуналов по Югославии и Руанде), согласно Римскому статуту, МУС не имеет.

На сегодня Римский статут ратифицировали все страны - члены Европейского Союза, кроме Греции и Ирландии; Статут ратифицирован 18-тью из 19-ти стран НАТО; свои подписи поставили многие страны Латинской Америки и Африки. Менее активны - азиатские страны, они опасаются, что западно-ориентированный трибунал будет угрозой их национальному суверенитету. Россия стыдливо забыла, что поставила свою подпись под Римским статутом и речи о ратификации не ведет.

Что касается Соединенных Штатов, то не исключено, что их позиция в отношении МУСа может ужесточиться. Говорят даже о возможности отзыва подписи под Римским статутом, которая была поставлена Биллом Клинтоном в последние часы истечения срока для подписания (31 декабря 2000 г.). Республиканцы в обеих палатах лоббируют законопроекты, которые препятствуют вовлечению США в процесс учреждения МУСа. Скорее всего, о своей официальной позиции администрация Буша заявит до начала сентябрьской сессии ООН, на которой, как предполагается, будет проведена инагурация Международного уголовного суда. Европейской сообщество и ряд авторитетных международных и американских правозащитных организаций предпринимают усилия, чтобы убедить команду Буша отказаться от радикальных шагов, не только не препятствовать, но постепенно кооперироваться с мировым сообществом, связывающим большие надежды с введением в действие МУСа. В частности, открыта компания посылки гражданами и организациями писем в поддержку МУСа в адрес президента Буша, госсекретаря Колина Пауэла и советника по национальной безопасности Кондолизы Райс. (См.: www.USAforICC.org)

Соединенные штаты опасаются, что уголовному преследованию будут подвергаться граждане США, участвующие, например, в полицейских операциях в третьих странах. Правозащитники убеждают, что, согласно Статуту, МУС вмешивается только в тех случаях, когда соответствующее международному законодательству уголовное преследование не осуществляется в национальной юрисдикции. Кроме того, Статутом предусмотрена система "сдержек и противовесов", препятствующая "политическим" преследованиям.

Среди аргументов, высказываемых в поддержку МУСа, чаще всего звучит следующий. ХХ век - самый кровавый за всю известную нам историю. 174 миллиона человек стали жертвами геноцида и массовых убийств. Только за прошедший год есть задокументированные данные о гибели 120 000 человек - жертв геноцида, политической или религиозной дискриминации. И несмотря на то, что МУС не имеет обратной силы, впервые - на будущее - лица, виновные в такого рода чудовищных преступлениях, независимо от их статуса, будут подлежать международному уголовному преследованию. Международный суд в Гааге сегодня разбирает только претензии между государствами; МУС строится на принципе личной ответственности. Кроме того, как часто подчеркивает в своих выступлениях судья Луиза Арбор (бывшая прокурор трибунала по Югославии), МУС сможет наконец осуществлять не выборочное (как это имеет место в случае судов по Югославии и Руанде), а всеобщее правосудие над наиболее тяжкими преступлениями, зафиксированными в международном гуманитарном праве.

В сентябре 2002 года, как ожидается, страны, ратифицировавшие Римский статут, соберутся для утверждения правил процедуры и инициируют процедуру выбора судей и прокуроров. Страны же, не успевшие до сентября пройти ратификационный процесс, останутся пока наблюдателями нового мирового процесса.

Материал подготовила Е. Ознобкина

Журнал "Индекс" | рубрика "Единое право"