ПРАВИЛА ИГРЫ НАЧИНАЮТ МЕНЯТЬСЯ.
(Развитие международного права после Второй мировой войны)
[Реферат статьи Пайама Ахавана, советника права Международного Трибунала по Югославии]
После окончания Второй мировой войны, страны-победительницы приняли решение наказать главных нацистских военных преступников, создав Международный военный трибунал в Нюрнберге. Уинстон Черчилль, правда, был за то, чтобы сразу казнить нацистских руководителей, суд, полагал он, - только затяжка времени, ведь виновность в данном случае совершенно очевидна. Однако американцы настаивали на суде. Отчасти потому, что они полагали, что агрессивная расовая политика нацистской партии должна быть публично раз и навсегда дискредитирована в глазах людей. Подобный Трибунал был также создан для наказания за военные преступления японских военных преступников. Эти трибуналы впервые утвердили принцип, что на основании международного права индивиды несут ответственность за определенные типы преступлений, которые угрожают человечности. Было заявлено, что элементарные нормы цивилизации могут соблюдаться, только если конкретные индивиды несут ответственность за свои действия, - ведь такие абстрактные "сущности", как правительства и государства состоят из индивидов.
Однако несмотря на прецеденты Трибуналов Нюрнберга и Токио, несмотря на желание вновь образованной Организации Объединенных наций создать международное уголовное правосудие, начавшаяся холодная война стала препятствием на пути осуществления международного правосудия в отношении военных преступлений и преступлений против человечества. От конфликта к конфликту страдали миллионы ни в чем не повинных людей, тем временем как виновные в преступлениях редко, если вообще несли наказание. Иди Амин в Уганде, Менгисту в Эфиопии, Пол Пот в Камбодже, - это лишь некоторые из диктаторов, от правления которых пострадали тысячи и тысячи людей и которые даже не испытывали страха быть наказанными за свои злодеяния. Само собой разумеющейся предпосылкой в международной политике был принцип: только сила имеет значение. Когда на стороне того или иного диктатора оказывалась одна из сторон - Советский или же Западный лагерь - во внимание не принимался аргумент прав человека. Все это создало "культуру безнаказанности". Международное сообщество, фактически, тем самым признавало, что власть может совершать преступления, не теряя при этом респектабельности в глазах мирового сообщества.
После окончания холодной войны, ситуация начала меняться. В ответ на ужасы "этнических чисток" в бывшей Югославии Совет Безопасности Организации Объединенных наций создал в 1993 году специальный Международный уголовный Трибунал по Югославии (ICTY). Это был смелый шаг ООН. Может быть, он стал возможным потому, что речь шла о Европе, жертвами чисток были - европейцы. Власти стран Западной Европы решили, что зверства могут совершаться где угодно, но не на их континенте, не в Европе. На основании югославского прецедента, после геноцида 1994 года, был создан и Трибунал по Руанде (ICTR). Несмотря на множество препятствий, эти трибуналы действуют достаточно успешно.
Правда, сначала некоторые полагали, что было бы лучше амнистировать югославских лидеров, ответственных за военные преступления, - это стало бы для них побудительным мотивом окончания войны. Ведь иначе - они будут продолжать до бесконечности, опасаясь, что по окончании военных действий они будут подвергаться уголовному преследованию. Однако Дэйтоновское мирное соглашение 1995 года не предусматривало амнистию - к этому времени всем уже стало ясно, что если прежние лидеры, виновные в военных преступлениях, останутся у власти, то мир будет недолгим. Действительно, положение дел на сей раз было иное, чем при Нюрнберге. Не было оккупационной армии союзников, которая могла бы просто арестовать преступников, - многие югославские преступники оставались на свободе, пока в регион не были введены миротворческие силы ООН и начались аресты в Боснии-Герцеговине. На сегодня, многие важные преступники арестованы, но некоторые продолжают быть на свободе. Что касается Руанды - ситуация была проще, поскольку те, кто развязал геноцид, потерпели поражение. Почти все преступные лидеры были пойманы в тех странах, где они пытались скрыться (в Африке, в Европе, в Северной Америке).
Деятельность Трибуналов по военным преступлениям важна по нескольким причинам. И первая из них: они способствуют межэтническому примирению и демократическому процессу, устанавливая принцип индивидуальной уголовной ответственности. Тем самым, отводится обвинение в "коллективной вине" тех или иных этнических и социальных групп, предотвращается раскручивание механизма мести.
Ведь в действительности нынешние войны - скорее результат действий тех лидеров, которые используют этническую и религиозную идентичности как механизм власти, нежели результат спонтанных столкновений различных групп в обществе. Преступления возникают не как неожиданные вспышки ненависти, но оказываются тщательно спланированными и организованными кампаниями, требующими соответствующих ресурсов для своего исполнения.
Наказание военных преступников - это одновременно реабилитация и отстаивание прав жертв. И, наконец, наказание облаченных властью преступников - пусть это пока еще "селективная справедливость" - это знак того, что времена безнаказанности подходят к концу. Наказание индивидов, особенно политических и военных лидеров, сигнализирует о том, что международное сообщество уже не намерено быть терпимым к злоупотреблениям власти. Прецеденты Трибуналов по Югославии и Руанде уже способствовали трансформации культуры международной политики, благодаря тому, что показали: даже главы государств и высокие официальные лица несут уголовную ответственность за свои деяния.
Некоторые полагают, что дело Пиночета в Англии не было бы возможным если бы ООН не заявила, что и главы государств должны привлекаться к ответственности за международные преступления. В соответствии с этим принципом, сенегальский суд в Африке сегодня рассматривает дело бывшего диктатора Хиссана Хабре, подвергавшего пыткам и уничтожившего тысячи своих оппонентов. В Индонезии, под международным давлением, начато расследование преступлений, совершенных в Восточном Тиморе. Для Камбоджа сегодня тоже наступило время наказать по крайней мере некоторых из оставшихся в живых лидеров Красных Кхмеров. В других странах, таких как Гватемала и Южная Африка, учреждены "комиссии истины", расследующие факты нарушений прав человека. И, наконец, новым шагом стало принятие в 1998 году Римского Статута Международного уголовного суда.
После десятилетий безнаказанности мы становимся свидетелями - пусть пока еще слабой - надежды на международное уголовное правосудие, на постепенные, медленные, но основательные изменения в культуре международных отношений. Правила игры начинают меняться. Власть уже нельзя осуществлять за счет человеческих жизней и ценой человеческого достоинства.
К началу страницы