Index Журнал "Индекс" | Единое право

Последний удар по смертной казни

Эволюция международного гуманитарного права в последнее время особенно заметна в Европе. Страны Евросоюза довольно быстро, договорившись между собой, ратифицировали Устав Международного уголовного суда, а теперь решили навсегда покончить с пережитками средневековья, подав пример странам допущенным пока только лишь в Совет Европы.

3 мая 2002 г. сторонники безоговорочной отмены смертной казни отпразднуют большую победу. В этот день в Вильнюсе будет открыт к подписанию Протокол N 13 к Европейской Конвенции прав человека. Этот протокол подводит черту под многолетними усилиями Совета Европы по искоренению этого позорного явления на просторах свободной Европы. Протокол не оставляет никаких шансов на применение смертной казни даже во время войны. Ранее такое право предоставлялось 6-м протоколом, принятым еще в 1983-м году. Вполне очевидно, что страны-члены ЕС быстро ратифицируют этот протокол.

Бескомпромиссный характер этого документа просматривается в статье 2, которая фактически отменяет 15-ю статью Конвенции прав человека, в случаях, когда речь идет о смертной казни. 15-я статья позволяет государствам, в случае войны или иной чрезвычайной ситуации, ставящей под угрозу существование нации, отступать от соблюдения положений Конвенции. Присоединившись к Протоколу N 13 страна теряет такую возможность.

Протокол ставит Россию и Турцию, не подписавших даже 6-го протокола, в непростое положение. Президент Путин будет вынужден занять внятную позицию по вопросу о смертной казни, иначе к Чечне (от критики за которую кое-как удается отмахиваться Приказом N 80 "о гуманных зачистках") прибавится еще и смертная казнь, за которую придется отвечать, и с которой давно пора хоть что-нибудь делать. Радует одно: в своем стремлении к гуманизации наших законов мы обогнали Армению, которая вообще пока ничего не ратифицировала, не только ни одного протокола, но и самой конвенции. Однако нас догоняет Азербайджан, ратифицировавший 15-го апреля Конвенцию прав человека и целых шесть протоколов, включая Протокол N 6.

Российские власти пока еще не определились с тем, как реагировать на появление этого протокола. По крайней мере председатель Совета Федерации Сергей Миронов, комментируя 25-го марта итоги работы сессии ПАСЕ, сказал лишь, что несколько лет назад сам был против отмены смертной казни, "но потом пришел к выводу, что если в России будет гарантировано судебное возмездие и введена норма пожизненного заключения без права помилования, то вполне реально смертную казнь запретить". А для запрета смертной казни необходимо ждать внесения изменений в УК. Спикер напомнил, что "в максимально короткие сроки нельзя требовать от России полного соответствия всем нормам Совета Европы", "потому что еще 10 лет назад мы были совершенно другой страной, и сейчас у нас есть проблема осознания гражданами прав и свобод человека". Видимо имелось в виду, что угроза отмены моратория на смертную казнь поможет нашим согражданам решить проблемы с осознанием своих прав и свобод.

Очевидно, что нерешительность Кремля в принятии решения относительно ратификации 6-го Протокола Госдумой, вызвана трудностями в прогнозировании влияния этого решения, популярность которого сомнительна, на рейтинг президента. Очевидно и то, что если вопрос станет ребром, то Кремль конечно же предпочтет отказ от смертной казни, которая и так не применяется, потере членства в Совете Европы. 19 апреля генсек Совета Европы Вальтер Швиммер пригрозил России исключением, если та не ратифицирует 6-й протокол, но дальше угроз дело не пошло. Если иметь ввиду рейтинг Путина, то добровольная отмена смертной казни может привести лишь к незначительным временным его колебаниям. Если же Кремль будет ждать до последнего и ратифицирует 6-й протокол за неделю до голосования по вопросу об исключении России из СЕ, то будущий электорат может воспринять это как слабость президента, боящегося разгневать европейцев, что куда губительнее для рейтинга.

Протокол 13 может создать проблемы и для США, имеющих статус наблюдателя в Совете Европы. Как известно, США продолжают применять смертную казнь. После сессии Совета Министров ЕС 22 февраля с.г., в ходе которой, кстати, и появился первый проект протокола, пресс-атташе Совета Министров Генриетта Жерар заявила в интервью UPI: "Теперь есть основания ставить вопрос о лишении США статуса наблюдателя". Это заявление, похоже, было единственным. Скорее всего до вступления Протокола 13 в силу, а это случится после его ратификации 10-ю странами членами СЕ, подобных решений приниматься не будет.

Протокол N 13 будет открыт к подписанию 3 мая 2003 г. в Вильнюсе на 110-й сессии Комитета министров Совета Европы

Протокол N 13 к Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", относительно запрета на смертную казнь при любых обстоятельствах

Страны члены Совета Европы, подписывающие этот протокол,

Убеждены, что право любого человека на жизнь является основной ценностью в демократическом обществе, и что отмена смертной казни является ключевым элементом защиты этого права и признания человеческого достоинства,

желая укрепить институт защиты права на жизнь, гарантированного конвенцией "О защите прав человека и основных свобод", подписанной в Риме 4 ноября 1950 г (далее "Конвенция),

принимая во внимание, что протокол N 6 к Конвенции, относительно отмены смертной казни, подписанный в Страсбурге 28-го апреля 1983 не исключает применения смертной казни в наказание за действия, совершенные в военное время или в ситуации угрозы войны, и приняв решение сделать последний шаг на пути к полной отмене смертной казни при любых обстоятельствах,

постановили:

Статья 1 - Отмена смертной казни

Смертная казнь должна быть отменена. Никто не должен быть приговорен к смертной казни или подвергнут этой мере наказания.

Статья 2 - Запрет на отступления

Запрещается отступать от положений данного Протокола, используя статью 15-ю Конвенции.

Статья 3 - Безоговорочное соблюдение Протокола

Положения протокола должны соблюдаться безоговорочно в соответствии со статьей 57 Конвенции.

Статья 4 - География применения

  1. Любое государство может в момент подписания или во время ратификации Протокола обозначить территорию или территории, в рамках которых Протокол будет иметь силу.
  2. Любое государство может позже, направив декларацию в адрес Генерального секретаря Совета Европы, обозначить дополнительные территории, на которых Протокол будет иметь силу. В отношении этих территорий Протокол вступит в силу в первый день месяца спустя квартал, после получения Генеральным Секретарем декларации.
  3. Любая декларация, упомянутая в двух предыдущих пунктах, может быть отозвана или изменена. Изменения допускаются в отношении любых территорий, указанных в декларации. Для изменения декларации необходимо послать запрос на имя Генерального секретаря. Отзыв или изменения вступят в силу в первый день месяца после истечения трехмесячного срока от момента получения запроса Генеральным секретарем.

Статья 5 - Взаимосвязь с Конвенцией

Страны члены признают, что Статьи 1-4 Протокола являются дополнительными статьями Конвенции и все положения Конвенции должны применяться.

Статья 6 - Подписание и ратификация

Протокол будет открыт к подписанию странами-членами Совета Европы, подписавшими Конвенцию. Протокол является предметом ратификации, принятия или одобрения. Страна-член Совета Европы может не ратифицировать, принять или одобрить данный Протокол, в случае если Конвенция не была ратифицирована ранее или в случае если страна одновременно не ратифицирует Конвенцию. Документы о ратификации, одобрении или принятии должны передаваться Генеральному секретарю Совета Европы.

Статья 7 - Вступление в силу

  1. Данный Протокол вступит в силу в первый день месяца после истечения трехмесячного периода с момента, когда 10 стран-членов Совета Европы присоединятся к Протоколу в соответствии со Статьей 6.

  2. В отношении любого государства, которое впоследствии примет решение присоединиться к Протоколу, Протокол вступит в силу в первый день месяца по истечении трехмесячного периода после передачи документов ратификации, принятия или одобрения.

Статья 8 - Функции Генерального секретаря

Генеральный секретарь Совета Европы будет ставить в известность все страны-члены Совета Европы о:

  1. любом подписании;
  2. передаче документов ратификации, признания или одобрения;
  3. любой дате вступления Протокола в силу в соответствии со Статьями 4 и 7;
  4. любом другом действии, запросе или обсуждении, касающемся данного Протокола.

Юрий Богословский

Журнал "Индекс" | рубрика "Единое право"