Index Содержание номера

Эвелина Мельникова
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, автор концепции ювенальной юстиции.
Концепция разработана в рамках подготовки и реализации судебной реформы в Российской Федерации. На сегодняшний день судебная реформа, начало которой было положено принятым в 1991 году Постановлением "О концепции судебной реформы в РСФСР", фактически свернута. В апреле 1995 года отдел судебной реформы и судопроизводства ГПУ Президента РФ упразднен.
В октябре 1997 года ликвидирован и Совет по судебной реформе.

Из статьи "Российская модель ювенальной юстиции"

     Первый суд по делам о несовершеннолетних в дореволюционной России был создан в Петербурге 22 января 1910 г. До Октябрьской революции такие суды функционировали в Москве, Харькове, Киеве, Либаве, Риге, Томске, Саратове.
     В отличие от судов для несовершеннолетних англосаксонской судебной системы, российский "детский" суд ближе стоял к суду уголовного производства.
     Суду для несовершеннолетних также вменялось в обязанность осуществлять судебный надзор за работой детских учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Это положение соответствовало аналогичной функции суда для несовершеннолетних в США.

    Российский суд по делам о несовершеннолетних "образца 1910 года" отличали следующие признаки:
    рассмотрение дел несовершеннолетних единоличным судьей;
    избрание его, как и любого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;психологии, в результате чего предпочтение отдавалось врачам, педагогам;
    широкая предметная подсудность данного суда;отсутствие гласности судебного разбирательства;отсутствие формального судебного процесса, в том числе обвинительного акта и судебной защиты;
    упрощенная судебная процедура, сводившаяся в основном к беседе судьи с несовершеннолетним подсудимым, причем при участии попечителя;
    преимущественное применение в качестве воздействия к несовершеннолетним попечительского надзора;
    обжалование решения суда по делам о несовершеннолетних в особое отделение съезда мировых судей (так называлась апелляционная инстанция на решения мировых судей в России).

     Декретами советской власти от 17 января 1918 г. и от 4 марта 1920 г. суды по делам несовершеннолетних были ликвидированы. Затем на короткий период восстановлены, но с изменениями в худшую сторону по сравнению с действовавшими до революции, и наконец в 1935 г. ликвидированы окончательно. Ликвидацией "детских" судов правосудию по делам о несовершеннолетних был нанесен существенный урон. Если бы ювенальная юстиция в России сохранилась с присущим ей своеобразием, то в настоящее время нам было бы легче интегрироваться в современную систему международно-правовых норм правосудия по делам о несовершеннолетних. В период реформы советского уголовного и уголовно-процессуального законодательства (1959-1961) делались попытки создать модель правосудия, отражающую его специфику по отношению к несовершеннолетним. И в первые годы после реформы этот замысел удавался (дополнительные гарантии прав личности, специализация судей, прокуроров, следователей).
     Однако дальнейшие изменения законодательства оказались не в пользу несовершеннолетних, и начавшая было возникать модель ювенальной юстиции довольно быстро превратилась в обычное общеуголовное правосудие. Альтернативный суду орган, принимающий решения, - комиссия по делам несовершеннолетних. Передача комиссиям по делам несовершеннолетних дел о малозначительных правонарушениях несовершеннолетних, равно как и об общественно опасных деяниях лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, длительное время была типичной для судебной практики нашей страны. Фактически же административный орган вытеснил суд. Правовое содержание деятельности упомянутых комиссий имеет ряд юридических парадоксов. Вот два главных. Комиссии наделены функциями разбирательства дел о правонарушениях несовершеннолетних и принятия решений, имеющих серьезные юридические последствия для несовершеннолетних. Одновременно для комиссий нормативным актом предусматривается широкий спектр профилактических досудебных и даже несудебных акций.
     Отметим, что в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних большое внимание уделено карательной функции, она и развивалась больше всего. Функция же охранительно-профилактическая превратилась в фикцию. Второй юридический парадокс - непрофессиональный (неюридический) состав комиссий по делам несовершеннолетних. Непрофессионализм оценивался всеми исследователями этого института как серьезный недостаток, ведущий к нарушению прав несовершеннолетних.*

    *       Недавно Государственной Думой принят в первом чтении Проект Федерального закона "О государственной системе органов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", где комиссиям по делам несовершеннолетних определена главенствующая роль и они наделяются еще более широкими полномочиями.