Главная страница Содержание номера |
Юлий Шрейдер
ИСКУШЕНИЕ АДОМ
Мое первое впечатление от встречи
с Варламом Шаламовым было: как он прекрасен!
Красивое, очень русское, чисто выбритое лицо
северного типа с твердыми чертами, выразительный
низкий голос, с неповторимыми интонациями
заинтересованности в предмете беседы, статная
фигура, значимость каждого слова. Встреча эта
произошла в теплый солнечный день 1966 года на
кухне у Надежды Яковлевны Мандельштам, только
что вселившейся в ее первую собственную квартиру
на Новочеремушкинской улице. Сам он жил тогда в
двухэтажном домике на Хорошевском шоссе,
недалеко от нынешней станции метро
"Беговая", куда он меня вскоре пригласил, дав
на прочтение несколько из своих рассказов,
вызвавших ощущение ожога. К тому времени уже был
опубликован "Один день Ивана Денисовича",
появились и другие публикации на лагерные темы
(в большинстве своем фальшивые), но с такой
беспощадной и обжигающей правдой я столкнулся
впервые. С тех пор я стал постоянным читателем
всего, что выходило
Ни строчки из лагерной прозы
Шаламова не было опубликовано в России при его
жизни. Долгое время и на Западе публиковались
лишь единичные его рассказы. Наконец, вышел без
его ведома том "Колымских рассказов".
Шаламов к этому времени был одинок и болен.
Однажды мне позвонила покойная Наталия Ивановна
Столярова и попросила к ней зайти. Она вручила
мне опубликованную в Париже книгу и попросила
передать ее Варламу Тихоновичу с условием
вернуть ее обратно, если тот не захочет ее
принять. Я пришел к нему в его мрачную
неприбранную комнату на Васильевской улице, из
которой его перевезли потом в дом престарелых на
улице Вилиса Лациса, и передал поручение. Он не
ответил ни слова, только взял толстый томик в
левую руку и стал оглаживать его, не касаясь,
правой рукой - резкими плохо
координированными
Шаламов вполне четко осознавал и
формулировал свои задачи как прозаика. В письме
ко мне от 24.03.68 г. он писал: "Отражать жизнь?
Я ничего отражать не хочу, не имею права говорить
за
Безусловно, Солженицын и Шаламов
сумели показать лагерную систему как основу
советского строя, основополагающий тип
отношения идеологической власти к человеку и,
одновременно, причину развала этой власти,
державшейся на тотальном страхе и зависимости от
привилегий, не щедро раздаваемых начальством.
Именно это тотальное уничтожение
любого проявления личности, любой попытки
личности реализовать хотя бы в мысли свою
суверенность называлось и продолжает называться
социальной справедливостью, Однако, вчитываясь в
произведения этих двух великих русских
писателей, можно обнаружить важное различие в их
исходных установках. Солженицын на
собственном - лагерном и послелагерном -
опыте ищет путь сопротивления системе и пытается
передать его читателю. Солженицын показывает
способность лучших - Нержина, Сологдина,
Костоглотова и других - сопротивляться
системе и выстоять.
Шаламов был в условиях, где не
существовало надежды сохранить существование,
он свидетельствует о гибели людей, раздавленных
лагерем. Кажется чудом, что самому автору удалось
не только уцелеть физически, но и сохраниться как
личности. Впрочем, на заданный ему вопрос: "Как
Вам удалось не сломаться, в чем секрет этого?"
Шаламов ответил не раздумывая: "Никакого
секрета нет, сломаться может всякий". Этот
ответ свидетельствует, что автор преодолел
искушение счесть себя победителем ада, который
он прошел и объясняет, почему Шаламов не учит
тому, как сохраниться в лагере, не пытается
передать опыт лагерной жизни, но лишь
свидетельствует о том, что представляет собой
лагерная система. Впрочем, некоторые
практические советы в его рассказах найти можно.
Шаламов пишет и о губительности
страха, и об опасности положиться на
В упомянутом "манифесте"
Шаламов пишет о том, что поиск "новой прозы"
смыкается с Пушкинскими заветами, с Пушкинскими
исканиями. Действительно, проза Шаламова это
продолжение пушкинской прозаической традиции
описания человека в особой ситуации через его
поведение, а не психологический анализ. В такой
прозе нет места исповеди героя, нет места для
развернутой рефлексии.
Проза Шаламова - это беспощадное
свидетельство человека, прошедшего ад. Но
осталась еще его поэзия, где нет лагерных
событий, но есть исповедь лирического героя.
Стихи он "начал записывать с 1949 г., когда
стал работать фельдшером лесной командировки на
ключе Дусканья близ речки Дебин, притока
Колымы" (из отрывка "
Рассказано людям немного,
Чтоб грозная память моя
Не слишком томила тревогой
Рассветы и сны бытия.И я поступил не случайно,
Скрывая людские грехи,
Фигурами умолчания
Свои переполнив стихи.
Очень многое Шаламов выражает в
стихах через обращение к природе и сам объясняет
это: "Общение с природой привело меня к выводу,
что в человеческих делах нет ничего, что не могла
бы повторить природа, чего не имелось бы в
природе".
Вот так он пишет о своей судьбе, в
стихотворении "Нерест", посвященном
Н. И. Столяровой:
И мимо трупов в русло
Плывут живых ряды
На нерест судеб русских,
На зов судьбы - беды.
Бдительный редактор из Совписа
именно это четверостишие не пропустил, и автор
его вписывал собственноручно в подаренный мне
экземпляр книги "Дорога и судьба".
Лагерь так и не отпускал Шаламова до
конца его жизни. Уже в доме престарелых он прятал
под подушку сухари. В конце концов его повезли в
интернат для психохроников, привязав к стулу и
без верхней одежды, несмотря на морозный день.
Через несколько дней он умер от воспаления
легких. На соседней койке лежал прокурор
сталинских времен, поедавший собственные
экскременты.