Главная страница Содержание номера |
Михаил Шидловский
ПЕЧАЛИ ПО ПОРЯДКУ
Мы бренны в этом мире под луной, | |
Юрий Андропов |
Вы заметили, как часто слово "порядок" начало мелькать в лозунгах всяких партий и на плакатах неисчислимых кандидатов?
Порядок - это основа крепкого государства и понятная (вполне прогнозируемая) жизнь страны. Так что, в принципе, - никакого несогласия. Одна тревога.
Потому что координаты будущего порядка абсолютно неизвестны. Более того, они неизвестны и самим деятелям самопровозглашенной политической элиты, обещающим долгожданный порядок в стране. Так что нам это неведомое будущее предстоит выбрать на авось - исключительно по общему облику его потенциальных носителей.
Всем своим опытом чувствуя беды, возможные от такого выбора, предусмотрительные адепты демократии стараются в фундамент туманного завтра заколотить сваи абсолютного приоритета закона. Но, кажется, этой "соломкой" - не устелить. Потому что никто и не посягает на эти основы.
Любой из претендентов на управление нами (и на установление порядка в стране) самым искренним образом полагает, что порядок в первую очередь должен опираться на закон. Более того, закон обязан защищать установленный порядок. И даже еще круче: закон и порядок, ну точно, как Ленин и партия (сиамские близнецы и братья навек). Вот только надо будет устранить некоторые белые пятна в законодательной базе, и - порядок.
Следует заметить, что каждый из прожектеров будущего порядка уже сейчас говорит о несовершенстве и недостаточности существующей законодательной базы именно для установление порядка нужного ему образца.
Первому законодателю страны необходим закон о каторжном содержании в заключении злостных врагов общества. А ведь этот человек на своих многочисленных встречах с коллегам
И глава российского правительства - всем своим опытом тяжеловеса - за абсолютную законность российского государственного порядка. "Комментируя криминальную ситуацию в стране, он отметил существование тенденции к сращиванию преступности с правоохранительными органами. Те, кто будет уличен в этом, "будут сидеть в общих лагерях, и пусть преступники тысячи раз подумают"... То есть глава правительства прекрасно знает, как поступают в общих лагерях с бывшими работниками правоохранительных органов. Он не согласен с тем, что наказание преступнику определяет суд и только суд. Он полагает, что во время исполнения наказания ненавистных ему "предателей" должны еще ежедневно наказывать солагерники вплоть до полного уничтожения. Заметьте, что премье
А столичный мэр не забывает упомянуть с каждой трибуны о своем принципиальном требовании к любым властным структурам всегда и всюду опираться только на закон. Но лично ему, как мы помним, требуется закон об особых правилах гостевания в Москве кавказцев.
В общем, у всякого - свои счеты к имеющемуся законодательству, но все и всегда расшаркаются в своей приверженности к закону как к главному орудию установления порядка.
Вот это и следует отметить: закон в понимании всех наших властителей и большинства соотечественников - это именно орудие для установления и поддержания требуемого власти порядка. Это набор дубинок в крепкой руке власти, которыми вгоняют поголовье населения в единый строй государственной целесообразности (а не стой с краю, не высовывайся, не огорчай человека с дубинкой...).
Ну и следовательно, основная задача - это выстроить по ранжиру всю властную пирамиду (кто перед кем стоит по стойке "смирно" и - насколько смирно), потом определить четкие принципы государственной целесообразности, а потом уж дорабатывтать и досочинять требуемые для этой целесообразности законы. Вот и будет у нас - порядок. И не како
И это будущее рождается сегодня на наших глазах. Закон еще не направлен на защиту государственного порядка ввиду отсутствия четкого представления о таковом, но при этом закон все более торжествует вместе с нашей беззащитностью перед человеком с дубинкой (перед блюстителями законности).
Вас задержали ни за что, промурыжили пару суток в обезьяннике, измолотили за отсутствие необходимого трепета и почтения к славным работникам еще более славных органов, - и все это в строгом соответствии с законом.
Просто вы внушали подозрение, надо было установить вашу личность, вы отказывались выполнять законные требования и пришлось применить специальные средства - все по закону.
Но если вы этого не понимаете, если вы помните о существовании других законов, если вы начнете вякать про права человека и каки
Нет, сам по себе закон, даже при его абсолютном приоритете в установлении государственного порядка, не в силах уберечь и защитить граждан страны от превращения в многомиллионные щепки возможной порубки. Да и в нас самих крепко сидит традиционное отношение к закону, как к особому миру особых, выморочных, отношений. Так уж устроено, что мир этот существует и всякого может внезапно смести туда властная дубинка, но сам этот мир - чт
Вот примерно такие у нас традиции восприятия закона и практика его применения. При этом сами сегодняшние законы - это огромный набор сильно противоречивых законодательных актов, по крайней мере, актов, допускающих непреодолимые противоречия в толкованиях (особенно при чехарде властных толкователей).
Но мы ведь помним, что нам обещают в будущем, - правопорядок, т.е. порядок, основанный на законе. А правопорядок в стране определяется именно этой триадой: законодательным сводом, практикой применения законов и правовыми традициями.
Давайте определимся в понятиях.
ПОРЯДОК - это вербализация властью собственных представлений о справедливости в диктуемой ею системе правил, регулирующих взаимоотношения между гражданами и любые взаимоотношения граждан и власти.
ЗАКОН - это сформулированная в языке ПРАВА система допущений и запретов для приемлемого поведения человека в обществе, т.е. практические разрешения и запреты, соответствующие сегодняшним представлениям общества о справедливости.
ПРАВО - это вербализация в языке социальных отношений основополагающих представлений человека о справедливости.
Из этих вот кубиков вполне возможно сконструировать примитивные (но вполне верные) представления о возможных моделях государственного устройства (правопорядка).
Естественная зависимость выстраивается сама собой: право, выработанный на его основе свод законов и опирающийся на закон порядок.
В такой зависимости и складывался правопорядок в странах непрерывного исторического развития. Там, выбирая носителей власти, никоим образом не выбирают како
Весьма неудобная и консервативная конструкция. Однако именно она гарантирует общество от любых экспериментов по установлению нового порядка, и именно она удерживает многочисленные смелые идеи любых новых властителей в жестком русле существующих правил.
Единственное пространство, которое в таком обществе возможно для проявления сумасшедших устремлений властителей, - это поле международных отношений (что мы сегодня и наблюдаем) и лишь до тех пор, пока подобные сумасбродства не ущемляют интересы собственных граждан.
В общем - скучища сытой и благополучной жизни.
Правители самых богатых и могущественных западных держав при всех своих громадных полномочиях, на самом деле (с нашей точки зрения) только и могут, что стричь и стричь все тот же газон с еле заметными различиями личного темперамента.
А встать вдруг с другой ноги и - по кочкам?!
Пусть правитель этого никогда и не сделает, но без самой такой возможности и полномочия - не власть, и власть - не в радость.
Согласитесь, что нам этот путь газонной архитектуры не слишком по душе. Нам бы чт
Следовательно, понятная и привычная нам конструкция из тех же кубиков - ровно обратная. И теоретически - вполне возможная.
Сначала определить параметры будущего порядка, потом эти параметры закрепить в правилах, которые нужными процедурами оформить в виде законов, далее объяснить себе и всему миру, что получившееся устройство - чудо справедливости, и потом уже из всего подручного материала оформить концепцию права как философию созданной справедливости. Вполне реальный путь и не самый плохой.
Только надо точно отдавать себе отчет в том, что ни один из кубиков предстоящего строительства нельзя наполнять принципами из чужого (всегда чуждого) мира - справедливостью с чужого плеча. Принятую фразеологию можно и сохранить, но принципы - это должно быть свое и особое.
Да ведь и по правде, зачем брать за образец западное право, основанное на личностных понятиях о справедливости? Существует свое право в странах ислама, возможно и еще како
Ведь наши собственные представления о справедливости совершенно не вписываются в разработанные абстрактными умниками положения Права. Мы во всех своих делах и делишках точно знаем, что, по большому счету, никогда и ни в чем не виновны, потому что еще точнее знаем неисчислимые виновности своих соседей. И если каждый готов согласиться со своей беззащитностью перед произволом власти (перед дубинкой закона в руке власти), то пусть и все вокруг будут так же беззащитны. И это - справедливо. И поэтому страшный и единый на всех серп (и молот) сталинского порядка, от которого не могли спасти ни чины, ни должности, ни многолетнее холуйство, для многих и многих - образец справедливости. Так разве же существующее Право выдержит попытки вербализации этой справедливости?!
В общем, теоретически кака
Вспомним: именно во времена поэта Андропова начало трещать теоретически безупречное здание, созданное по аналогичному замыслу.
И ахиллесовой пятой советской власти стала ее страсть к мировому признанию всех своих достижений, всего советского образа жизни, в том числе и своего законотворчества.
Давайте проследим потуги Андропова со товарищи придать цивилизованно законный вид своему естественному стремлению поотрывать головы антисоветской гидре так называемого диссидентского движения.
Была в нашем кодексе на эту тему специальная статья - 7
Надоело. Черт с вами. Вот вам новая статья - 19
Правда, три года самим показалось так мало, что хоть волком вой. И тогда дополнили свод законов еще одной статьей (кажется под номером 188) - не вставшим на путь исправления во время отбытия наказания, оказывающим злостное противодействие работникам исправительных учреждений... еще три года не выходя из лагеря и так до полного раскаяния и исправления... Всякий возможный вой тут же заткнули выдумкой, что это уложение - только для уголовнико
А тут новые протесты знатоко
Тогда придумали процессуальную процедуру: будущего обвиняемого специально вызывали и официально уведомляли, что его измышления являются заведомо ложными. Это разъяснение заносилось в протокол, и если мерзавец не кидался в раскаяние, через како
На самом деле оказалось, что вся эта муторная возня с предупреждениями все равно не превращала беззаконие в законность. Ведь сколько не предупреждай и не угрожай, заведомой ложью будет только то, что я сам полагаю ложью и тем не менее утверждаю.
Так и не получилось нарядить свой уникальный порядок в одежды безупречной законности и цивилизованного права. А желание было, и поэтому признали это чертово цивилизованное право опорой своей государственности и именно в эту точку определился рычаг нравственного сопротивления...
А оставаться бы навсегда в восхитительной универсальности законов революционного правопорядка: бандитов, грабителей, спекулянтов и прочую контрреволюционную сволочь - к стенке, только и опорой была бы всему этому нравственному сопротивлению та же стенка.
Но для этого нужен вполне гремучий набор из ума, расчета, смелости, жестокости, интриганства и сумасшествия. На наше счастье в грядущих порядкоустроителях первые три ингридиента, в основном, отсутствуют.
И, значит, вся их конструкция опять споткнется на желании подстелить под свой Порядок респектабельность Закона, основанного на цивилизованном Праве. А туда вс
То есть одна у нас надежда: в оставшееся смутное время протащить через оголтелых законодателей сколько еще можно человеческих и цивилизованных законов, чтобы они непреодолимыми путами повязали грядущее сумасшествие государственного порядка.
Правда, есть еще опасность, что порядок нам будет устанавливать кт
Дико? Зато вполне соответствует нашей жажде постоянно крушить вчерашнюю несправедливость.
И - не соскучишься...