Главная страница Содержание номера |
Ирина Ратушинская
КАРТА МИННОГО ПОЛЯ
Кто родился в середине пятидесятых - тем первое участие во взрослой жизни выпало: стояние в очередях за хлебом. Это воспринималось как должное: родители на тот хлеб зарабатывают, а ты за ним - в очередь.
А постояв в тех очередях - половину обличительной литературы можно было попозже и не читать. Это мы уже знаем. С детства каких только историй не наслушались. Самая короткая очередь все же была дольше урока истории.
Потому формулы типа "так жить нельзя" в юности никаким открытием не были А - как? Тут уж каждый делал свой нелегкий выбор. И чем тут могли помочь рассуждения о том, что "у нас всегда так", "у нас это в крови", "мы из рабства никогда не вырастем"?
Ну, если в крови - так и выхода нет, это ведь прямое предложение вымирать. Слева по одному или справа по одному, в зависимости от политических направлений. Для начала духовно, а там и физически: зачем, мол, и дергаться?
Так ведь не каждый на это согласиться. Еще логически не умея возразить, чувствуешь все же: моя личность уничтожению не подлежит. А как ее уберечь, чтоб не охомутали, не лишили бессмертной свободы воли?
В середине семидесятых самиздат уже было не остановить. Читай, разбирайся. Можно в йоги податься. Можно в астрал уйти. Можно свое
Путь не самый легкий, но
За спиной "
Так что шла по коридору и соображала: арестовали по 70-й статье, значит, в камере будет наседка. Ба, вот она! И функции ее для меня не загадка. Мне не надо решать уравнение со многими неизвестными. Все знакомо, и описано точно. Единственное неизвестное - это я. Выдержу - не выдержу, сломаюсь - не сломаюсь. Какой отсюда выйду, если выживу. А если нет - то какой умирать. Самое время о душе подумать. Тут уж - мой выбор, та самая свобода воли. Но мой выбор будет сделан спокойно, безо всяких психологических шоков и срывов, способных на него повлиять. А потому я искренне благодарна за то, что если изберу выстоять - то меня научили: как. Я понимаю, что когда Солженицын писал, он адресовался не лично ко мне: сколько народу перекачали через лагеря и тюрьмы, и сколько еще на очереди! Но сейчас - очередь моя, и благодарность - личная: спасибо, Александр Исаевич. Мне не надо изобретать велосипеды.
Зачем, в самом деле, отвечать следователю на допросе? Правду говорить - значит, рассказать про всех, кого я знаю, кто тоже стихи пишет, печатает, из рук в руки передает. Кто имеет отношение к самиздату хотя бы на уровне читателя. Короче, правду говорить - значит, подвести других под обыски и аресты. А лгать - срамно. Зачем же собственную душу поганить. Да в твоей же лжи тебя и запутают, и втянут в уступки и компромиссы. Но есть и третий путь, как и во всех "
Почему я тут пишу про свой
Таких эпизодов было много, и с каждым нарастало чувство радостного уливления: с какой же заботой о нас, молодых и зеленых, писал Соженицын свои вещи. И как упомненная страница срабатывала, точно и безошибочно, в свое время. Чтоб мы и физически выжили, и себя не потеряли. Нам, выросшим в мире организованной дезинформации, этого не ценить? Вот такое удивительное явление: когда писаное оказывается правдой? Часто ли случалось тогда? И намного ли чаще - теперь? Да, теперь другие времена, другая реальность. И большее количество организованных систем лжи сталкиваются в нашем информационном пространстве, подставляют нам новы "
Я благодарю Александра Исаевича Солженицына, как человек, прошедший через минное поле и уцелевший, благодарил бы того, кто его загодя снабдил картой этого поля - со всеми минами.
Что ж, впереди другие поля и другие мины на них. Но многие - прежней конструкции и расположены по знакомой системе. Карты на те поля еще составлять и составлять. А миноискатель - вот он, прежний. Александр Исаевич ему не автор, но напомнил его нам, как полузабытый секрет предков. А заодно и то, что он всегда у нас был: где ложь - там опасно, туда не ходи. Хочешь жить (а многие до сих пор хотят, до чего ж народ упрям!) - живи не по лжи. А то ведь костей не соберешь.