Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера>>

Юрий Александров

Юридический практикум

Новое в законодательстве

Суду предоставлено право принять решение о соединении уголовных дел в одно производство (Федеральный закон от 03.07.2016 № 327-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения суда правом соединения уголовных дел в одно производство»).

Согласно новой статье 239.2 УПК РФ суд при наличии оснований, предусмотренных настоящим кодексом и возникших после поступления уголовного дела в суд, вправе по ходатайству стороны принять решение о соединении уголовных дел в одно производство.

В Уголовном кодексе РФ расширено определение понятия «состояние опьянения» (Федеральный закон от 03.07.2016 № 328-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части конкретизации понятия "состояние опьянения"»).

Федеральным законом внесены поправки в статьи 23 («Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»), 63 («Обстоятельства, отягчающие наказание») и 264 («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») УК РФ, которыми дополнено наименование веществ, вызывающих состояние опьянения, психотропными веществами, их аналогами и новыми потенциально опасными психоактивными веществами.

Установлено также, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Усилена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов (Федеральный закон от 03.07.2016 № 330-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации»).

Так, например, незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах будет наказываться штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ранее за данное деяние был установлен штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев.

Оптимизирована деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции (Федеральный закон от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»).

Федеральным законом внесены поправки в отдельные законодательные акты с целью реализации передачи полномочий ФСКН России и ФМС России, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Кроме того, в частности, установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или за воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

Расширены обязанности и права полиции (в обязанности включено в том числе осуществление контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществление выдачи разрешений, предусмотренных законодательством о наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и др.).

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Подписан закон, направленный на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства (Федеральный закон от 03.07.2016 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»).

В УК РФ уточнены статьи 116 «Побои» и 157 «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей». Также УК РФ дополнен новыми статьями 116.1 «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию» и 158.1 «Мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию».

Кроме того, установлено, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред. В УК РФ включена отдельная глава «Судебный штраф». Установлен порядок определения размера судебного штрафа.

В УПК РФ установлен порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Установлена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе (Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»).

Принят Федеральный закон, направленный на усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления

В частности, в статьи 184 «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса», 204 «Коммерческий подкуп», 290 «Получение взятки» УК РФ внесены изменения, позволяющие признавать преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное имущество передаются, или услуги имущественного характера оказываются, или иные имущественные права предоставляются не самому должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу.

В новой статье 204.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе по аналогии со статьей 291.1 УК РФ. При этом ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в нем дифференцируется в зависимости от размера предмета подкупа.

В примечании 1 к статье 204 УК РФ определяются значительный, крупный и особо крупный размеры коммерческого подкупа, которые совпадают с соответствующими размерами взятки, установленными в примечании 1 к статье 290 УК РФ.

Также устанавливается уголовная ответственность за коммерческий подкуп, дачу или получение взятки, размер которых не превышает 10 тысяч рублей (мелкий коммерческий подкуп, мелкое взяточничество).

Кроме того, вносятся изменения в статью 304 УК РФ, направленные на уточнение круга лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки.

Подписан закон, направленный на либерализацию уголовного законодательства в сфере экономической деятельности (Федеральный закон от 03.07.2016 № 325-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»).

Так, федеральным законом, в частности, расширен перечень составов преступлений в сфере экономической деятельности, при совершении которых впервые лицо освобождается от уголовной ответственности при условии возмещения ущерба и перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения. При этом размер денежного возмещения снижен с пятикратного до двукратного. Повышены пороги крупного и особо крупного ущерба для отдельных составов преступлений в сфере экономической деятельности.

Кроме того, в частности, обвиняемому предоставлено право с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста иметь свидания без ограничения их числа и продолжительности с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов обвиняемого в сфере предпринимательской деятельности. При этом запрещается совершение нотариальных действий в отношении имущества, денежных средств и иных ценностей, на которые может быть наложен арест в случаях, предусмотренных УПК РФ.

В УПК РФ закреплены обстоятельства, учитываемые при определении разумного срока досудебного производства при принятии решения об отказе в возбуждении (о прекращении) уголовного дела (Федеральный закон от 03.07.2016 № 331-ФЗ «О внесении изменений в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Статья 6.1 УПК РФ дополнена положением, в соответствии с которым при определении разумного срока досудебного производства учитываются такие, в частности, обстоятельства, как: своевременность обращения лица, которому причинен вред, с заявлением о преступлении; правовая и фактическая сложность материалов уголовного дела; поведение потерпевшего лица и иных участников досудебного производства по уголовному делу; достаточность и эффективность действий, в том числе прокурора, следователя, органа дознания, производимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, установления подозреваемого или обвиняемого лица.

Данные изменения внесены в целях реализации Постановления Конституционного суда РФ от 11.11.2014 № 28-П, касающегося вопросов компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Уточнен порядок заключения сделок с правосудием (Федеральный закон от 03.07.2016 № 322-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка судопроизводства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»).

Скорректирован УПК РФ. Поправки нацелены на совершенствование механизма заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.

Предусмотрена возможность заключения такого соглашения с лицом, которое готово изобличить не только соучастников, но и иных лиц, совершивших преступления, которые не связаны с инкриминируемым ему деянием.

Кроме того, значительно расширены полномочия прокурора. Он может рассматривать ходатайство о заключении соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в этом, заключать такое соглашение, выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения в отношении обвиняемого, с которым заключено соглашение.

Закреплена норма, согласно которой прокурор вправе изменить либо расторгнуть досудебное соглашение. Это возможно, если подозреваемым или обвиняемым сообщены лишь данные о собственном участии или уже известные органам предварительного расследования сведения, а также в случае отказа от дачи показаний, изобличающих других соучастников преступления.

Если прокурором вынесено постановление об изменении досудебного соглашения, составляется новое соглашение о сотрудничестве. Если вынесено постановление о прекращении действия досудебного соглашения – производство по уголовному делу осуществляется в общем порядке.

Невыполнение осужденным обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве, обнаружившееся после вынесения ему приговора, стало одним из оснований для отмены или изменения судебного решения, в т. ч. для ужесточения наказания.

Если из-за бездействия следственных органов истекли сроки давности и в возбуждении уголовного дела отказали... (Федеральный закон от 03.07.2016 № 303-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»).

Уточнены условия и порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок.

Поправки внесены в целях реализации постановления КС РФ от 11 ноября 2014 г. № 28-П. Расширен круг лиц, которые могут обратиться в суд с указанным заявлением. Такое право предоставлено потерпевшему и иному заинтересованному лицу, которым запрещенным уголовным законом деянием причинен вред, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности. При этом заявление о преступлении было подано своевременно, а продолжительность досудебного производства со дня подачи заявления до принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела превысила 6 месяцев, а до принятия решения о прекращении уголовного дела – 1 год и 11 месяцев. Кроме того, имеются данные о бездействии следственных органов и (или) о неоднократной отмене процессуальных решений, незаконность которых подтверждена решениями прокурора, руководителя следственного органа или суда.

Также уточнен перечень должностных лиц, действия (бездействие) которых привели к затягиванию досудебного производства.

Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 11 ноября 2014 года. Кроме того, определен порядок направления судом исполнительного листа по решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в уполномоченный орган на исполнение. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предпринимателям, находящимся в СИЗО, предоставлено право на свидания с нотариусом (Федеральный закон от 03.07.2016 № 299-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"»).

Внесены поправки в Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Предпринимателям, содержащимся под стражей, предоставляется право на свидания с нотариусом. Последнему разрешается проносить на территорию места содержания под стражей только те предметы и документы, которые необходимы ему для удостоверения доверенности, в том числе устройства для печати документов и снятия с них копий.

Поправки нацелены на исключение возможностей давления на бизнес с помощью механизмов уголовного преследования.

Подписан закон о национальной гвардии (Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).

Закон о войсках нацгвардии определяет, в частности, их задачи, состав, принципы деятельности, полномочия.

Данные войска участвуют в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в борьбе с терроризмом и экстремизмом, в территориальной обороне страны, в обеспечении режимов чрезвычайного, военного положения, правового режима контртеррористической операции. На них возлагается федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области оборота оружия и частной охранной деятельности, за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, охрана важных гособъектов и др.

Прописаны основания применения военнослужащими (сотрудниками) войск нацгвардии физической силы, спецсредств, оружия, боевой и специальной техники.

Регламентированы вопросы материально-технического обеспечения, комплектования войск личным составом, подготовки кадров. Закреплены гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих (сотрудников) нацгвардии, в том числе порядок предоставления им жилых помещений и медицинского обеспечения.

Отдельная глава касается прокурорского надзора за деятельностью войск нацгвардии.

Граждане отбираются в войска нацгвардии для службы по призыву по согласованию с органами федеральной службы безопасности.

Не допускается привлекать военнослужащих нацгвардии к выполнению задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, контртеррористической операции на срок более 3 месяцев.

Запрещено распространять в публичных выступлениях, в СМИ сведения о местах дислокации войск нацгвардии. Обеспечивается конфиденциальность информации о военнослужащих (сотрудниках) данных войск и членах их семей.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Введена уголовная ответственность за ряд преступлений, расширен перечень составов преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет (Федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»).

К преступлениям, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет, отнесены в том числе прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3), участие в террористическом сообществе (часть 2 статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации (часть 2 статьи 205.5), несообщение о преступлении (статья 205.6), участие в незаконном вооруженном формировании (часть 2 статьи 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211), участие в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212) и некоторые другие.

Введена уголовная ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице, которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ (при этом лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником).

Установлена уголовная ответственность за совершение за пределами РФ акта международного терроризма против граждан РФ или Российской Федерации.

Взаимосвязанные поправки внесены также в УПК РФ и в ряд законов. Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года.

Определена процедура осуществления судебными приставами принудительного доставления (сопровождения) лица, подлежащего приводу, к месту вызова инициатором привода (Приказ Минюста России от 13.07.2016 № 164 «Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов»).

Привод лица осуществляется в соответствии с положениями законодательства (статья 111, ч. 1 статьи 113, статья 247 УПК РФ, статьи 27.1, 27.15 КоАП РФ, ч. 2 статьи 168 ГПК РФ, статьи 116 и ч. 1 статьи 120 КАС РФ и ч. 5 статьи 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве») на основании постановления (определения) суда (судьи), постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, а также дознавателя ФССП России путем принудительного доставления (сопровождения) лица, подлежащего приводу, к месту вызова инициатором привода.

Определены категории лиц, не подлежащих приводу, порядок организации осуществления привода и его непосредственного осуществления. В приложении приведена форма журнала регистрации постановлений (определений) о приводе.

Правила внутреннего распорядка СИЗО дополнены положениями о камерах для временной изоляции (Приказ Минюста России от 21.07.2016 № 173 «О внесении изменений в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. № 189»).

Внесенными изменениями в ПВР СИЗО установлено, что подозреваемый, обвиняемый или осужденный, дающий своим поведением основания полагать, что он может причинить вред себе или иным лицам, переводится в камеру для временной изоляции.

Камеры для временной изоляции с внутренней стороны оснащаются упругим или пружинящим покрытием, искусственным освещением, а также вентиляционным оборудованием в соответствии с нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем.

Перевод в указанные камеры осуществляется по письменному указанию начальника СИЗО либо лица, исполняющего его обязанности, а при их отсутствии – дежурного помощника. При переводе лица в камеру для временной изоляции администрацией СИЗО незамедлительно вызывается бригада скорой медицинской помощи для принятия решения работником скорой медицинской помощи о целесообразности госпитализации подозреваемого, обвиняемого или осужденного.

Вводится уголовная ответственность за использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (Федеральный закон от 22.11.2016 № 392-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за нарушение антидопинговых правил)»).

УК РФ дополнен новыми статьями 230.1 и 230.2, которыми устанавливается ответственность за склонение спортсмена тренером, специалистом по спортивной медицине либо иным специалистом в области физической культуры и спорта к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, а также за использование таких субстанций и (или) методов независимо от согласия спортсмена.

При этом под склонением в данном случае понимаются любые умышленные действия, способствующие использованию спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, в том числе совершенные путем обмана, уговоров, советов, указаний, предложений, предоставления информации либо запрещенных субстанций, средств применения запрещенных методов, устранения препятствий к их использованию.

Подать документы в Верховный суд РФ в рамках гражданского, административного и уголовного судопроизводства можно через личный кабинет на его официальном сайте («Порядок подачи в Верховный суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа». Утвержден приказом Председателя Верховного суда РФ от 29.11.2016 № 46-П).

Доступ к личному кабинету осуществляется посредством идентификации и аутентификации с использованием учетной записи физического лица ЕСИА. При этом в случае использования подтвержденной учетной записи возможна как подача электронных документов, подписанных электронной подписью, так и подача электронных образов документов. При использовании упрощенной или стандартной учетной записи возможна подача в суд только электронных образов документов.

Электронный образ документа создается с помощью средств сканирования. Файл электронного образа документа должен быть в формате PDF (рекомендуется – с возможностью копирования текста), не более 30 Мб. Электронный образ документа подписывается простой или усиленной квалифицированной электронной подписью. Каждый отдельный документ должен быть представлен в виде отдельного файла.

Электронный документ изначально создается в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе. Электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

При подготовке к направлению документов пользователем личного кабинета заполняется форма на сайте суда: вводится номер дела (производства) (если производство по делу возбуждено); указывается информация о заявителе, об участниках судебного процесса (данная информация указывается также в тексте подаваемого обращения); указываются номера телефонов (мобильный, стационарный), номера факсов (при наличии), адреса электронной почты и другие требуемые сведения; указывается адресат обращения; выбирается вид обращения в суд, указываются его реквизиты и загружаются файлы подаваемых документов.

После направления в суд документов пользователю в личный кабинет приходит уведомление о поступлении документов в информационную систему, содержащее дату и время поступления документов.

Документы, поступившие в информационную систему, должны быть зарегистрированы в ИС «Судебный документооборот и делопроизводство Верховного суда».

Прием, учет и регистрация поступивших в электронном виде документов производятся в том же порядке, в котором осуществляются прием, учет и регистрация документов на бумажном носителе.

Определен порядок сообщения военнослужащим (сотрудником) войск Росгвардии о факте проникновения в жилое помещение (Приказ Росгвардии от 30.09.2016 № 111 «Об утверждении Порядка информирования военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии Российской Федерации своего непосредственного командира (начальника), собственника помещения и (или) проживающих в нем граждан и прокурора о случае вхождения (проникновения) в жилое помещение»).

Согласно Приказу военнослужащий (сотрудник) Росгвардии, осуществивший проникновение (вхождение) в жилое помещение, обязан в возможно короткий срок сообщить об этом своему непосредственному командиру (начальнику) и в течение 24 часов с момента начала вхождения (проникновения) представить рапорт об этом факте с указанием адреса жилого помещения, сведений о времени, основаниях и обстоятельствах вхождения, иные сведения, предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

Командир (начальник) воинской части обеспечивает информирование собственника помещения и (или) проживающих в нем лиц в максимально короткий срок путем вручения информационного письма. Письмо вручается собственнику или иному проживающему гражданину лично под расписку. При отсутствии возможности произвести информирование лично командир обеспечивает их информирование посредством телефонограммы, факсимильной связи или электронной почты, либо с использованием иных средств связи, позволяющих достоверно установить факт его направления. Информационное письмо в таком случае направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Вручение информационного письма лично собственнику или иному проживающему в помещении гражданину осуществляется должностным лицом, определенным командиром (начальником) воинской части. При вручении письма лично гражданин, получивший письмо, расписывается на втором экземпляре информационного письма. При отказе от получения первого экземпляра письма (проставления подписи) должностным лицом делается соответствующая запись на втором экземпляре информационного письма. Информационное письмо (или заверенная копия его второго экземпляра) направляется лицу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Кроме того, военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан направить уведомление о вхождении (проникновении) в жилое помещение прокурору. Указанное уведомление помимо прочего должно содержать сведения о наличии (отсутствии) ущерба, причиненного имуществу собственника помещения и (или) проживающих в нем граждан в результате вхождения (проникновения) в жилое помещение.

Утвержден новый порядок организации получения школьного образования в колониях и тюрьмах (Совместный приказ Минюста России и Минобрнауки России от 6 декабря 2016 года № 274/1525 «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы»).

Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста 30 лет, получают общее образование в общеобразовательных организациях субъектов РФ, созданных при учреждениях УИС. Организация обучения осужденных осуществляется на основе договора, заключенного между общеобразовательной организацией и учреждением УИС.

Общеобразовательная организация проводит работу по обеспечению прав осужденных на получение общего образования; организует образовательную деятельность; обеспечивает реализацию в полном объеме образовательных программ; совершенствует методы обучения и воспитания, внедряет современные образовательные технологии; организует дополнительное профессиональное образование педагогических работников; оказывает помощь осужденным в подготовке к учебным занятиям, овладении методами самообразования; ходатайствует перед администрацией учреждения УИС о поощрении осужденных за успехи в учебе и соблюдение дисциплины; вносит предложения администрации учреждения УИС по вопросам обеспечения условий для обучения осужденных; обеспечивает соблюдение педагогическими работниками режимных требований, установленных в учреждении УИС.

Зачисление осужденных в общеобразовательную организацию оформляется приказом общеобразовательной организации.

Права и обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации с учетом режимных требований, установленных в учреждении УИС.

Осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, в строгие условия отбывания наказания, осваивают образовательные программы по заочной форме.

В тюрьмах и лечебных исправительных учреждениях получение осужденными общего образования может осуществляться в заочной форме и форме самообразования. При реализации образовательных программ могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Государственная итоговая аттестация осужденных, освоивших образовательные программы основного общего образования в учреждениях УИС, осуществляется в соответствии с общим порядком с учетом специальных условий содержания и необходимости обеспечения общественной безопасности во время ее прохождения.

Суды разъясняют…

В частности, субъектом преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ «Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений», может быть только лицо, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом в порядке административного судопроизводства установлен административный надзор. В связи с этим суду необходимо выяснять, имелись ли в отношении подсудимого на момент совершения им уклонения от административного надзора или неоднократного несоблюдения установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений вступившие в законную силу решения суда по административному делу об установлении, о продлении административного надзора, не истек ли установленный этими решениями срок административного надзора.

Неприбытием лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок следует считать неисполнение обязанностей, указанных в предписании, прибыть к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок и явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия, совершенное с предусмотренной частью 1 статьи 314.1 УК РФ целью.

Уважительными причинами неприбытия лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, в определенный срок к избранному им месту жительства или пребывания могут быть конкретные обстоятельства, которые препятствовали исполнению указанных в предписании обязанностей (например, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, тяжелая болезнь этого лица).

При определении территориальной подсудности уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 314.1 УК РФ, местом совершения такого преступления следует считать место, по которому органом внутренних дел должен осуществляться административный надзор.

(Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.05.2016 № 21 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»)

Актуализированы разъяснения для судов по делам о преступлениях, связанных с нарушением ПДД и угонами.

Разъяснено, что Постановление Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» применяется также при рассмотрении дел по статье 264.1 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», которая введена в УК РФ Федеральным законом от 31.12.2014 № 528-ФЗ.

Раскрыт перечень механических транспортных средств, речь о которых идет в статьях 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» и 264.1 УК РФ. Разъяснено, что лица, управлявшие транспортными средствами, не относящимися к указанным механическим транспортным средствам (например, велосипедами), и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта».

Кроме того, в указанное постановление Пленума включен ряд дополнений. В частности, обращается внимание судов на то, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями 2, 4 и 6 статьи 264 и статьей 264.1 УК РФ, факт употребления лицом, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ – по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, проведенных в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ, и в порядке, установленном Минздравом России, либо по результатам судебной экспертизы, проведенной в порядке, предусмотренном УПК РФ.

(Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.05.2016 № 22 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"»)

Внесены изменения в отдельные постановления Пленума Верховного суда РФ о судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое, о практике рассмотрения судами жалоб, о практике применения судами мер пресечения.

В частности, Постановление Пленума ВС РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» дополнено положением, разъясняющим, что по смыслу закона ответственность по пункту «г» части 2 статьи 158 УК РФ наступает за совершение кражи из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся только при живом лице. Если лицо совершает кражу из одежды, сумки или другой ручной клади после наступления смерти потерпевшего, его действия в этой части не образуют указанного квалифицирующего признака.

Особенности состояния потерпевшего (например, сон, опьянение, потеря сознания, психическое расстройство и т.п.) значения для квалификации преступления по пункту «г» части 2 статьи 158 УК РФ не имеют, так как использование субъектом преступления состояния потерпевшего не исключает его умысла на хищение из одежды, сумки или другой ручной клади и лишь указывает на тайный характер такого хищения.

Согласно дополнениям, внесенным в Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 УПК РФ действия (бездействие) и решения, проверка законности и обоснованности которых относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего уголовное дело по существу (отказ следователя и дознавателя в проведении процессуальных действий по собиранию и проверке доказательств; постановления следователя, дознавателя о привлечении лица в качестве обвиняемого, о назначении экспертизы и т.п.), а также действия (бездействие) и решения, для которых уголовно-процессуальным законом предусмотрен специальный порядок их обжалования в досудебном производстве, в частности постановление следователя или прокурора об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков, решение прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 УПК РФ.

Изменениями, внесенными в Постановление Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога», предусматривается, в частности, что проверка обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению не может сводиться к формальной ссылке суда на наличие у органов предварительного расследования достаточных данных о том, что лицо причастно к совершенному преступлению. При рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу судья обязан проверить, содержит ли ходатайство и приобщенные к нему материалы конкретные сведения, указывающие на причастность к совершенному преступлению именно этого лица, и дать этим сведениям оценку в своем решении.

Оставление судьей без проверки и оценки обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению должно расцениваться в качестве существенного нарушения уголовно-процессуального закона (части 4 статьи 7 УПК РФ), влекущего отмену постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

(Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.05.2016 № 23 «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации по уголовным делам»)

Почему в СИЗО нельзя получать литературу через передачи и посылки от родственников?

Как разъяснил ВС РФ, Конституцией Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (статья 16 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в Правилах внутреннего распорядка в местах содержания под стражей устанавливается перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету. Приложение № 2 к Правилам устанавливает перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» имеют право пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети. Названный Федеральный закон не предусматривает право подозреваемого и обвиняемого на получение литературы и изданий периодической печати в посылках и бандеролях. Следовательно, положения абзаца 40 приложения № 2 к Правилам соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют право подписываться на газеты и журналы и получать их. Пункт 12 части 2 статьи 16 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает, что в Правилах внутреннего распорядка устанавливается порядок проведения подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы.

В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети (часть 4 статьи 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

(Решение ВС РФ от 23 мая 2016 г. № АКПИ16-313)

Требует ли Трудовой кодекс представлять справку о наличии/отсутствии судимости при приеме на работу?

Необходимость обработки персональных данных граждан, связанных с фактами осуждения, обусловлена положениями статьи 65 Трудового кодекса РФ и корреспондирующей статьей 331 этого же кодекса, абзацем 33 части 2 которой предусмотрено, что к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.

Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних установлены частью 1 статьи 351.1 Трудового кодекса РФ кроме прочего для лиц, имевших судимость за преступления, указанные в абзацах 3 и 4 части 2 статьи 331 данного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 этой статьи.

По смыслу статьи 65 Трудового кодекса РФ, сведения о наличии (отсутствии) судимости необходимы не только при заключении трудового договора, связанного с педагогической деятельностью, но и в иных случаях при поступлении на работу (службу), к осуществлению которой в соответствии с этим кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.

Так, например, отсутствие судимости, в том числе снятой или погашенной, является обязательным требованием, которое предъявляется к лицу, назначаемому на должность судебного пристава (пункт 3 статьи 3 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»), на должность прокурора (пункт 2 статьи 40.1 ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), к кандидатам на должность судьи (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»), к лицам, принимаемым на службу или на работу в органы федеральной службы безопасности (пункт «в» части 3 статьи 16 ФЗ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»), на службу в Следственный комитет Российской Федерации (пункт 2 части 4 статьи 16 ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»). Аналогичные ограничения установлены и для нахождения на службе сотрудников органов внутренних дел (пункт 2 части 1 статьи 14 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

(Решение ВС РФ от 23 мая 2016 г. № АКПИ16-263)

Каким образом решается вопрос, если у подозреваемого (обвиняемого), содержащегося под стражей, выявлена тяжелая болезнь?

В соответствии с частью 1 статьи 110 УПК РФ мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации (Постановление № 3 от 14 января 2011 года «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», которым утвержден перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений).

Положения этого нормативного правового акта направлены на защиту интересов подозреваемых, не ограничивают Перечень указанием на конкретные заболевания, а предусматривают в каждом случае проведение медицинских исследований, направленных на установление наличия или отсутствия у указанных лиц тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей. При этом учитывается тяжесть заболевания – критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием либо его осложнением, как это определено в пункте 20 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В случае выявления у подозреваемого или обвиняемого в установленном порядке заболевания, препятствующего содержанию под стражей, действующее правовое регулирование предполагает незамедлительное разрешение вопроса об изменении данной меры пресечения, что направлено на охрану жизни и здоровья этих участников уголовного судопроизводства и обеспечивает защиту их прав и законных интересов. Получение лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, медицинского заключения, содержащего вывод о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, влечет за собой обязанность принятия решения об изменении или отмене данной меры пресечения.

(Решение ВС РФ от 25 мая 2016 г. № АКПИ16-307)

<Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу