Тюремные новости
12 марта уголовно-исполнительная система России отмечает 135-летний юбилей. В этот день 1879 года Указом императора Александра II было создано Главное тюремное управление при МВД Российской империи. Это стало началом централизации уголовно-исполнительной системы России. За годы становления и развития система несколько раз претерпевала серьезные изменения, превращаясь из карательной в систему «с человеческим лицом». Знаковым для нее стал 1998 год, когда УИС была передана из МВД в ведение Минюста России. В 2004-м система впервые обрела самостоятельный статус Федеральной службы исполнения наказаний. Давайте посмотрим, с какими результатами встречает юбилей российская ФСИН, имея при этом возможность рассматривать ее проблемы на фоне статистики коллег по Совету Европы.
Европа за колючей проволокой
В феврале 2015 года Совет Европы опубликовал очередной доклад о состоянии тюрем в 47 государствах – членах этой организации. Исследование было подготовлено Институтом криминологии и уголовного права Лозаннского университета на основе официальных данных европейских тюремных ведомств за 2013 год. Согласно собранной информации, в России наибольшее число заключенных на континенте – как в относительных, так и в абсолютных показателях.
В российских тюрьмах содержалось порядка 681 тыс. человек. На 100 тыс. жителей России приходится 475 заключенных – это самая большая доля среди стран Совета Европы. За Россией в этом показателе следуют Украина и Литва с 320 заключенными на 100 тыс. населения. В среднем по континенту эта цифра составляет лишь 120 человек. В то же время в российских тюрьмах не наблюдается переполненности – на 100 мест приходится 94 заключенных, что ниже среднего показателя по Европе – 96 человек. Кроме того, в Совете Европы признали снижение числа узников в стране – в 2012 году срок отбывали на 5% больше россиян, чем в 2013-м.
Россия, по данным доклада, на втором месте по количеству осужденных за убийство (27,6% от всех заключенных, что вдвое выше среднего показателя). Больше убийц за решеткой только в Албании, уточняют авторы доклада (38,4%). Оставшаяся часть российских заключенных укладывается в общеевропейские тенденции: 23,9% осуждены за преступления против собственности, включая кражи и грабежи, 21,7% – за правонарушения, связанные с наркотиками. Это не так много с учетом того, что в 2013 году Россия лидировала по уровню преступлений, связанных с оборотом наркотиков – 85 случаев на 100 тыс. жителей.
Выделяется наша страна и самым высоким процентом женщин-заключенных – 8,3% от общего числа (средний показатель – 5,6%). Доля заключенных-иностранцев, напротив, значительно меньше среднеевропейских показателей – 4,6% (среднее значение – 15%).
В России, Румынии и Молдавии функционирует самое строгое пенитенциарное законодательство – абсолютное большинство заключенных в этих странах отбывают сроки больше 12 месяцев. Также в докладе отмечается, что Россия тратит меньше всего денег на заключенного – в среднем около 2,2 евро в день, что в 50 раз меньше, чем в среднем по континенту. В Швеции выделяют по 318 евро на узника в день.
В целом эксперты Совета Европы считают, что «экономический кризис затрудняет улучшение условий в европейских тюрьмах». В докладе отмечается, что расходы на одного заключенного снизились, хотя кризис не оказал существенного влияния на количество лиц, находящихся под стражей. В 2013 году перенаселенность оставалась острой в 21 из 50 европейских тюремных администраций, в той же пропорции, что и годом ранее. Тем не менее было некоторое улучшение: в 2013 году в тюрьмах держали 96 заключенных на 100 мест, по сравнению с 98 в 2012 году и 99,5 – в 2011 году в Италии, Венгрии, на Кипре, Бельгии, Македонии, Португалии, Франции, Румынии, Хорватии и Албании. Как и в России, в 2012 году средний возраст заключенных в Европе составлял 34 года. Доля женщин составляла 4,7%, мужчин – 95,3%. Смертность и количество самоубийств в европейских тюрьмах растет. Во многих странах в следственных изоляторах наблюдалась перенаселенность.
Авторы отчета отмечают, что по ситуации с применением наказаний, не связанных с лишением свободы, Россия была одной из стран (наряду с Украиной, Боснией и Герцеговиной и Исландией), которые не предоставили ответов на вопросы исследователей. Доля лиц, отбывающих наказание сроком менее одного года, была относительно высокой, хотя она снизилась с 15% в 2012 году до 13% в 2013 году. Наиболее распространен в Европе срок лишения свободы от одного до трех лет (23% заключенных), в то время как более десяти лет сидели 10,2% заключенных в 2012 году и 11% в 2013 году [ Council of Europe: Annual penal statistics (survey 2013) ].
Согласно ранее опубликованным Советом Европы статданным за 2012-й год (доклады SPACE I и SPACE II), европейским странам не удается значительно повлиять на переполненность тюрем, несмотря на то что все большим числом правонарушителей занимаются службы пробации.
В период с 2011 по 2012 год число заключенных в европейских тюрьмах снизилось с 99,5 до 98 на 100 мест. В то же время при уменьшении общего числа заключенных на 90 000 (1 825 000 заключенных в 2011-м по сравнению с 1 737 000 в 2012 году, то есть на 5%), переполненность тюрем остается серьезной проблемой для пенитенциарных служб в 21 европейской стране. Наиболее сложная ситуация складывается в Бельгии, Венгрии, Италии, Сербии и на Кипре.
Авторы докладов пришли к выводу, что суды часто выносят приговоры к тюремному заключению на короткие сроки. Это означает, что в среднем 20% заключенных отбывают наказание менее года. И хотя значительно увеличилось число лиц, находящихся под наблюдением или пользующихся поддержкой служб пробации (с 2011 по 2012 год их стало больше на 13,6% или по сравнению с 2010 годом – на 29,6%), во многих странах чересчур редко используются альтернативы тюремному заключению и не прибегают к таким мерам, как замена задержания: только 7% обвиняемых в ожидании суда находятся под наблюдением служб пробации [ Доклад Совета Европы: европейские тюрьмы по-прежнему переполнены. // http://www.coe.int/ru/web/portal/-/prison-overcrowding-persists-in-europe-says-council-of-europe-report ].
ЕСПЧ и права человека в России
В настоящее время Россия находится на 24 месте из 47 по числу жалоб, поданных в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В 2014 году общее количество зарегистрированных жалоб против России составило 8952 (в 2013 году – 12 328).
В прошлом году ЕСПЧ применительно к России признал больше всего нарушений права на свободу и личную неприкосновенность (56), права на подвергаться бесчеловечному и унижающему достоинство обращению (50, не считая процедурных нарушений и нарушений, которые могут произойти в случае высылки/выдачи лица), права на эффективные внутригосударственные средства правовой защиты от предполагаемых нарушений других прав (30), права на справедливое судебное разбирательство (24, не считая чрезмерной длительности разбирательств и длительного неисполнения судебных актов), права на эффективное расследование возможных нарушений права на жизнь (16), права на уважение имущества (15) и права на уважение частной и семейной жизни (13).
Общее число ожидающих рассмотрения жалоб против России за год сократилось до 9990 (14,3% от общего числа ожидающих рассмотрения жалоб). Годом ранее их было 16 813, а в конце 2012 года – 28 598. Но если в конце 2012 года более трех четвертей ожидающих рассмотрения жалоб против России (22 322, или 78%) относились к явно неприемлемым или вызывающим серьезные сомнения в их приемлемости, а годом ранее таких жалоб оставалось более половины (9499, или 56%), то теперь – лишь шестая часть (1535, или 16%). Все эти жалобы будут признаны неприемлемыми с вероятностью 99,9%. Однако остальные 84% жалоб против России, которые были зарегистрированы ЕСПЧ по состоянию на конец 2014 года и пока не рассмотрены, серьезных сомнений в их приемлемости не вызывают [ Статистика ЕСПЧ за 1959-2015 годы ].
В начале 2015 года Международная правозащитная организация «Amnesty International» выпустила доклад о ситуации с правами человека в мире, в том числе и в России. По ее оценкам, за прошедший год возможностей для свободного выражения мнений в стране стало меньше, власти ощутимо ограничили и право на свободу собраний, несколько НКО стали жертвами кампаний по очернению, гражданские активисты и участники митингов были несправедливо осуждены. При этом силовые структуры продолжают безнаказанно использовать пытки. Обстановка на Северном Кавказе остается опасной для правозащитников, адвокатов и журналистов [ Байдакова А. Ситуация с правами человека в России значительно ухудшилась. Новое время. 25.02.2015 ].
Законодательство, суды, программа развития УИС и права заключенных
За прошлый год принято 45 нормативных актов, направленных на обеспечение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В частности, в целях улучшения положения указанных лиц принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 193-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», которым устанавливается порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, с их представителями в Европейском суде по правам человека.
Принят Федеральный закон от 31.12.2014 № 525-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», исключающий обязательное снятие осужденного с регистрационного учета по месту жительства в случае его осуждения к лишению свободы.
Государственной думой РФ в первом чтении принят законопроект, предусматривающий устранение запретов на передвижение без конвоя или сопровождение за пределами исправительных учреждений и на выезд за пределы исправительных учреждений ВИЧ-инфицированных осужденных, а также законопроект, регулирующий порядок и условия обеспечения присутствия религиозных организаций в учреждениях УИС.
В Правительство РФ были внесены проекты федеральных законов, предусматривающие новые формы участия общественных наблюдательных комиссий в деятельности учреждений УИС (участие в подготовке заключений по вопросам условно-досрочного освобождения, изменения вида исправительного учреждения, замены наказания), а также регламентирующий порядок осуществления членами общественных наблюдательных комиссий кино-, фото- и видеосъемки подозреваемых, обвиняемых, осужденных к лишению свободы, а также увеличение размера ежемесячных денежных сумм осужденным на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
Генеральной прокуратурой РФ согласован проект приказа Минюста России, регулирующий порядок проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях УИС, а также поддержана новая редакция Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, направленная на улучшение санитарно-бытовых условий содержания осужденных, на изменение организации деятельности исправительных учреждений с учетом возможности использования современных технических средств, на снятие ограничений для свидания с адвокатами, нотариусами, представителями ЕСПЧ или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.
Совершенствование правового регулирования и организации деятельности УИС в сфере реализации антикоррупционного законодательства имеет особую значимость в связи с увеличением числа выявляемых коррупционных деяний, совершенных сотрудниками ФСИН России. Подтверждением этому служат статистические данные ФСИН России. Так, в 2009 году было выявлено 110 преступлений коррупционной направленности, в 2010-м – 192, 2011-м – 261, 2012-м – 278, а в 2013-м – 281.
Общее количество зарегистрированных преступлений в местах лишения свободы сократилось на 11,7%, а уровень преступности – на 7,1%. Количество побегов из-под надзора сократилось на 13,3%, из-под охраны – на 14,3%. Разыскано 165 осужденных, находившихся в розыске за совершение побегов и уклонений с учетом прошлых лет. При попытке доставки запрещенных предметов изъято более 4 млн рублей, 9,6 тыс. литров спиртных напитков, 91 кг наркотических веществ, 47,5 тыс. единиц средств связи. Количество изъятых на режимных территориях наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов снизилось по сравнению с 2013 годом на 86%, алкогольных напитков промышленного производства – на 12,5%.
В настоящее время в исправительных учреждениях установлено 247 интегрированных систем безопасности, в том числе в 2014 году территориальными органами ФСИН России централизованно получены 90 базовых комплектов таких систем. В надзоре за осужденными на постоянной основе используется более 49 тыс. камер видеонаблюдения. В ряде колоний-поселений успешно проведен эксперимент по применению электронных браслетов к осужденным, проходящим лечение в учреждениях муниципального здравоохранения, а также к осужденным, трудоустроенным на малочисленных выездных объектах.
В прошлом году 34,5 тыс. осужденных переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные, около 8 тыс. осужденных – из обычных условий в строгие, свыше 10 тыс. осужденных – из исправительных колоний в колонии-поселения, около 1,4 тыс. осужденных – из исправительных колоний особого режима в колонии строгого режима, около 4 тыс. осужденных – из колоний-поселений в исправительные колонии.
Судами принято решение о замене лишения свободы более мягким видом наказания в отношении более 6 тыс. осужденных, около 47 тыс. осужденных условно-досрочно освобождены из мест лишения свободы.
Показатель первичной заболеваемости среди лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, снизился на 10,5%. На 7,1% снизился показатель заболеваемости лиц, содержащихся в учреждениях УИС. Уменьшилась численность лиц, состоящих на диспансерном учете по туберкулезу (2014 год – 26 269; 2013 год – 28 940). По итогам 2014 года зарегистрировано снижение показателя смертности на 1%, данный показатель составил 609,6 на 100 тыс. содержащихся против 615,5 на 100 тыс. содержавшихся в 2013 году. В учреждениях УИС впервые выявлено больных туберкулезом на 14% меньше, чем в 2013 году. Общее число больных туберкулезом по сравнению с 2013 годом уменьшилось с 28,9 тыс. человек до 26,2 тыс. человек (2014 год – 3,9% общей численности лиц, содержащихся в учреждениях УИС; 2013 год – 4,3%). Показатель смертности от туберкулеза в 2014 году уменьшился по сравнению с 2013 годом на 17,5% (2014 год – 346 на 100 тыс. человек; 2013 год – 419 на 100 тыс. человек). Вместе с тем остается напряженной ситуация с распространением ВИЧ-инфекции. Численность ВИЧ-инфицированных по сравнению с 2013 годом выросла на 5,1% (2014 год – 59 532; 2013 год – 56 509).
Распространенность психических и наркологических заболеваний в учреждениях УИС значительно превышает соответствующий показатель по России. На 01.01.2015 более 124,9 тыс. человек (18,5% всех лиц, находящихся в учреждениях УИС) имели психическую патологию, из них 54,8 тыс. человек с психическими расстройствами, 49,6 тыс. больных наркоманией, 20,5 тыс. больных алкоголизмом.
Всего на оплачиваемых работах трудоустроено свыше 213 тыс. осужденных (в 2013 году – 212 тыс.). Вывод осужденных на оплачиваемые работы 40% их среднесписочной численности (в 2013 году – 37%). Среднедневная заработная плата работающих осужденных в сравнении с 2013 годом выросла на 11,8%, с 195,5 рубля до 218,6 рубля. Увеличение доли государственных и муниципальных заказов для территориальных органов ФСИН России (в 2014 году – 131,1 млн рублей; в 2013 году – 112,1 млн рублей) позволило дополнительно трудоустроить около 1500 осужденных.
Отмечается положительная динамика погашения осужденными исковых требований по исполнительным листам. Трудоустроены и погашали иски 84,5 тыс. человек, или 51,3% общей численности лиц данной категории (2013 год – 46,2%).
В 2013/14 учебном году обучено рабочей профессии 162,5 тыс. осужденных, в том числе в образовательных организациях ФСИН России – 112,8 тыс. осужденных, на производстве в исправительных учреждениях – 48,2 тыс. осужденных. После окончания обучения трудоустроено 86,8 тыс. осужденных, или 52,8% обученных (2013 год – 50,6%).
Численность осужденных, освобожденных из мест лишения свободы без профессии, в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократилась на 5061 человек и составила 4,8 тыс., или 3,5% (2013 год – 9,8 тыс., или 6,7%).
В учреждениях УИС расширяется спектр телекоммуникационных услуг, предоставляемых подозреваемым, обвиняемым и осужденным. В 2014 году осужденным, подозреваемым и обвиняемым предоставлено 39 392 разговора с использованием технологии видеоконференцсвязи, оформлено 159 634 заказа на получение продуктов питания и предметов первой необходимости в интернет-магазине, услуга «Электронное письмо» реализована в 184 учреждениях УИС, справочные терминалы установлены в 514 учреждениях УИС.
В течение 2014 года по учету в 2488 уголовно-исполнительных инспекциях (далее – УИИ) прошли 917,2 тыс. осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества (2013 год – 941,8 тыс.), а также 9,2 тыс. подозреваемых (обвиняемых), в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста (2013 год – 5,9 тыс.).
По состоянию на 01.01.2015 под электронным контролем находилось 13,6 тыс. человек, состоящих на учете в УИИ, из них 11,4 тыс. осужденных к ограничению свободы и 2,2 тыс. лиц, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Всего при помощи системы электронного мониторинга подконтрольных лиц выявлено более 30 тыс. нарушений режима отбывания наказания в виде ограничения свободы, 4858 фактов нарушений условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста. По результатам собранных при помощи электронных устройств доказательств направлены в места лишения свободы более 4 тыс. осужденных к ограничению свободы, на 9959 осужденных судом по представлениям УИИ возложены дополнительные ограничения.
Продолжалась работа по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)» (далее – Программа). В 2014 году введено в эксплуатацию 13 объектов УИС, в том числе 235 мест в следственных изоляторах и 600 мест в исправительных учреждениях. Всего за время реализации Программы с 2007 по 2014 год введено в эксплуатацию 10 209 мест в следственных изоляторах и 7800 мест в исправительных учреждениях, в том числе построено 9 новых следственных изоляторов.
Средний размер площади камер, приходящейся на одного содержащегося под стражей в следственных изоляторах, на 01.01.2015 составил 4,3 кв. метра. В 62 территориальных органах ФСИН России жилая площадь, приходящаяся на одного подозреваемого и обвиняемого, соответствует норме, установленной законодательством Российской Федерации [ Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в 2014 году. ].
Следственные судьи
В российском уголовном процессе может появиться фигура следственного судьи, который стоит между следствием и судом. Сейчас, как известно, один и тот же судья может заниматься и арестом подозреваемого, и рассмотрением его дела в суде. По замыслу реформаторов, следственный судья станет принимать решения и о выборе меры пресечения, и рассматривать вопрос о передаче дела в суд. Также в его присутствии будут опрашиваться свидетели. Помимо этого по просьбе той или иной стороны он призван оказывать ей помощь в сборе доказательств. Идею введения данного института обнародовала на встрече с президентом Владимиром Путиным в октябре прошлого года судья Конституционного суда (КС) в отставке Тамара Морщакова. Ее предложения глава государства рекомендовал ВС изучить в срок не позднее 15 марта. По мнению Морщаковой, введение института следственных судей не означает подмены ныне существующего следствия и не потребует ни сокращения, ни реформирования действующих правоохранительных органов. Однако для реализации этой идеи, отметила она, потребуются и деньги, и серьезная перекройка законодательства. А это значит, по ее словам, что на реформу потребуется и много времени.
По мнению же главы КС Валерия Зорькина, которое он высказал в ряде статей, внедрение института следственных судей поможет судам преодолеть обвинительный уклон: «В ситуациях, когда один и тот же судья в уголовном процессе производит судебный контроль за следствием и выносит решения по тому же делу в судебном заседании, возникают сомнения в независимости и беспристрастности юридического результата». Данный институт также позволит продвинуться в решении ряда системных проблем российского правосудия. Среди них нарушение разумных сроков предварительного расследования, чрезмерная длительность содержания под стражей, злоупотребление органами уголовного преследования тайной предварительного расследования, ограничение права обвиняемого на защиту на досудебных стадиях процесса, в том числе на своевременный допуск защитника и др [ Трифанова Е. Расследованиями займутся еще и судьи. Независимая газета. 17.03.2015. http://www.ng.ru/politics/2015-03-17/1_rassledovania.html ].
Защита от произвола чиновника
Президент РФ подписал Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации». Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС) определяет порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел. Такой порядок направлен на урегулирование споров граждан и организаций с государством и госорганами. Речь идет об административных делах о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В частности, установлен порядок рассмотрения административных дел:
- об оспаривании нормативных правовых актов;
- об оспаривании решений, действий или бездействия органов госвласти и иных госорганов, органов военного управления, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, квалификационных коллегий судей, НКО, наделенных отдельными государственными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
- о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной НКО;
- о прекращении деятельности СМИ;
- о взыскании денежных сумм в счет уплаты обязательных платежей и санкций с физических лиц;
- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждение;
- об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- о госпитализации в психиатрический или противотуберкулезный стационар в недобровольном порядке.
При этом в порядке административного судопроизводства не будут рассматриваться дела, отнесенные к компетенции КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в ВС РФ и в судах общей юрисдикции. Положения КАС не распространяются и на производство по делам об административных правонарушениях.
КАС закрепляет институт ускорения рассмотрения административного дела, устанавливает права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи. Кроме того, вводится упрощенное (письменное) производство по ряду административных дел и предусматриваются сокращенные сроки обращения в суд и сроки рассмотрения и разрешения административных дел (по сравнению с соответствующими сроками по гражданским делам).
Помимо этого предусмотрено обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя. Такое правило предусмотрено для граждан, не имеющих высшего юридического образования, по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей.
Также закреплены переходные положения, согласно которым дела, находящиеся в производстве ВС РФ и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до даты введения в действие КАС, подлежат рассмотрению в соответствии с КАС.
Кодекс административного судопроизводства РФ начнет действовать с 15 сентября 2015 года, за исключением ряда норм, для которых установлен иной срок вступления в силу [ Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» ].
Охота на коррупционеров
По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2014 году за коррупционные преступления были осуждены 11 тыс. человек. На 13% увеличилось число осужденных за получение взятки – с 1,5 тыс. до 1,7 тыс. и на четверть за дачу взятки – с 3199 до 4080 человек. Таким образом, число осужденных взяткодателей в 2,5 раза превышает количество взяткополучателей. По словам экспертов, такое расхождение обусловлено тем, что к уголовной ответственности последние пару лет чаще привлекают посредников. Более половины осужденных взяточников (65%) попалось на суммах до 10 тыс. руб. Их субъектный состав существенно не изменился. Так, 44% осужденных коррупционеров – государственные или муниципальные служащие, 23% – работники здравоохранения и соцобеспечения, 12% – педагоги. Число осужденных к реальным срокам лишения свободы за получение взяток выросло с 12 до 20% (от общего числа осужденных за получение взятки), а осужденных к штрафам снизилось с 68 до 59% [ Верховный суд РФ: число осужденных взяточников в 2014 году было вдвое меньше взяткодателей. ИТАР-ТАСС. 10.02.2015 ].
Депутаты Государственной думы совместно с правозащитниками подготовили пакет предложений по усилению борьбы с коррупцией, которые они намерены в ближайшее время внести на рассмотрение Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Среди предложений – создание парламентской комиссии по защите прав заявителей о коррупции и формирование пакета поправок в УК и УПК РФ. Целью таких поправок станет внесение изменений в существующее антикоррупционное законодательство и наделение заявителя о преступлениях коррупционной направленности особым статусом.
Предложенными поправками предполагается оказать законодательную поддержку заявителям о коррупционных преступлениях, а именно – сократить срок рассмотрения заявления о коррупции до 10 суток вместо сегодняшних 30, усилить ответственность за преступления против госслужбы и правосудия, связанные с ненадлежащим рассмотрением заявлений о коррупции, ввести уголовную ответственность за оказание давления на заявителя о коррупции, упростить процедуру получения госзащиты для заявителя и внести изменения с целью засекречивания персональных данных заявителя о коррупции до принятия окончательного решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Кроме того, предполагается ввести в УПК РФ понятия «коррупция» и «заявитель о коррупции/преступлениях коррупционной направленности», а также перевести расследование всех коррупционных дел в ведение Следственного комитета (СК РФ) и Федеральной службы безопасности (ФСБ РФ), исключив МВД.
Парламентарии намерены ходатайствовать перед президентом РФ о расширении штата специального отдела по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, с 60 до 850 – из расчета не менее 10 человек на каждый регион Российской Федерации. При этом жить и работать они должны будут в Москве и только на время конкретного оперативно-разыскного мероприятия и следственных действий выезжать в регионы [ Молотов И. Депутаты намерены заниматься защитой заявителей о коррупции / Известия. 10.03.2015 ].
Тюремный рацион, сотовая связь и шутки
В середине марта Правительство России одобрило проект поправок в Уголовно-исполнительный кодекс, повышающий размеры сумм, которые осужденным разрешено тратить в магазинах казенных домов. Напомним, что заключенным запрещено иметь деньги на руках. Все средства, которые человек получит или заработает, зачисляются на специальный счет заключенного, с помощью которого и проводятся расчеты в тюрьме. Сегодня осужденный в зависимости от режима учреждения может ежемесячно потратить со своего лицевого счета от 800 до 3000 рублей. Эксперты давно говорили, что этого явно недостаточно. Поэтому Минюст России разработал проект, повышающий эту планку.
Законопроект предлагает увеличить максимум для тех, кому положен тюремный режим, до 6050 рублей. В колониях строгого режима сейчас планка 2000 рублей, и она повышается до 7150 рублей. Более того, за хорошее поведение администрация казенного дома сможет поощрять человека, разрешая потратить в магазине больше. Сумма поощрения тоже будет повышена. Сейчас планку расходов могут поднять на 500 рублей, законопроект позволит накидывать сверху уже 1000 рублей.
Примечательно, что на заработки осужденных в колониях лимиты не распространяются. Как сказано в действующем законе, средства, заработанные в период отбывания наказания, а также получаемые пенсии и социальные пособия могут расходоваться в магазинах казенных домов без ограничений. Поэтому хорошая зарплата всегда лучше любого денежного перевода.
Кстати, за прошлый год товарооборот в магазинах при казенных домах вырос более чем в 2,5 раза. В перспективе предполагается создание единой электронной базы с возможностями контроля каждого тюремного магазина, что, как рассказывают в ведомстве, «позволит улучшить качество обеспечения прав осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости» [ Куликов В. Сидите и покупайте / Российская газета. 17.03.2015. ].
Тюремное ведомство намерено окончательно закрыть вопрос с нелегальными телефонными разговорами за решеткой, не сумев решить его с помощью глушилок. Непроницаемыми должны стать сами стены. Более того, как рассказывают во ФСИН, использование в качестве ограждающих конструкций модернизированных стеновых панелей сделает невозможным осуществление побега, подкопа или нелегального проникновения в смежные помещения, а также использование сотовой связи и Интернета [ Куликов В. Тюрьма замолчит / Российская газета. 19.03.2015 // ].
В качестве «основных методов воспитательного воздействия на осужденных» наравне с приказами и принуждением впервые в законодательство включены шутки и ирония. Это следует из проекта положения Министерства юстиции РФ «Об организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы». «Основными методами воспитательного воздействия на осужденных являются: убеждение (объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, ирония, шутка, пример, внушение, взрыв (обострение внутреннего конфликта), метод организации поведения (требование, показ, инструктаж, поручение, приучение, упражнение), стимулирование (одобрение, поощрение, благодарность, организация перспективного развития и др.), метод торможения или принуждения (замечание, осуждение, порицание, предупреждение, наказание). Сущность методов воспитательного воздействия и особенности их применения определяются научными психолого-педагогическими рекомендациями», – говорится в пункте 13 документа.
В утвержденных Минюстом Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений не предусмотрено право осужденных шутить с начальниками. В документе сказано, что осужденные обязаны здороваться при встрече с работниками исправительных учреждений, вставая, обращаться к ним на «вы», называя «гражданин», «гражданка» и далее по званию либо занимаемой должности. Такая же норма обращения действует и для сотрудников ФСИН: «гражданин», «гражданка» плюс фамилия зэка.
Проект приказа Минюста предвосхищает реализацию концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, принятой 10 октября 2010 года правительством РФ. В преамбуле концепции утверждается, что «несмотря на изменения в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество». Говорится также о том, что «она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию России в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества» [ В российских тюрьмах будет сидеть весело / Золотой Рог. 05.12.2014 ].
Составил А.Н. Сухаренко, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности России (г. Владивосток).