Юрий Александров
Юридический практикум
Новое в законодательстве
Определен перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 934 «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»).
Постановление издано в развитие федерального закона от 19.05.2010 № 87-ФЗ, которым установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, сбыт или пересылку, за хищение либо вымогательство растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей. В соответствии с названным законом крупный и особо крупный размеры культивирования таких растений должны быть утверждены Правительством РФ.
Утвержденный перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в РФ, включает 10 наименований растений, в том числе: голубой лотос; грибы любого вида, содержащие псилоцибин или псилоцин; кактусы, содержащие мескалин; кат; конопля; роза гавайская; шалфей предсказателей; эфедра.
Кроме того, утверждены крупный и особо крупный размеры для растений (частей таких растений), содержащих наркотические средства или психотропные вещества, их прекурсоры, для целей статей 228, 228.1, 229, 231 Уголовного кодекса РФ, предусматривающих ответственность за незаконные культивирование, приобретение, хранение, перевозку, сбыт или пересылку, а также хищение или вымогательство таких растений.
Усилена уголовная ответственность за террористическую деятельность (Федеральный закон от 09.12.2010 № 352-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»).
Внесенными в Уголовный кодекс РФ поправками предусматривается, что за совершение террористического акта, содействие террористической деятельности и публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (публичное оправдание терроризма) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее трех четвертей срока наказания.
Введен новый состав преступления – пособничество в совершении террористического акта, предусматривающий наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет. В данном случае пособничеством будет являться умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
Усилена уголовная ответственность за совершение террористического акта, содействие террористической деятельности, за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.
Лица, осужденные за тяжкие преступления, не смогут усыновлять детей или становиться их опекунами (Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации»).
Федеральный закон принят для усиления гарантий прав усыновленных детей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. ФЗ призван предотвратить случаи усыновления, опеки и попечительства гражданами, которые могут причинить детям вред или оказать на них пагубное влияние.
После вступления федерального закона в силу усыновителями, попечителями и опекунами не смогут стать граждане, судимые за похищение человека, за использование рабского труда, за преступления, связанные с наркотиками и психотропными средствами, за вовлечение в занятие проституцией, за организацию притонов и распространение порнографии.
Следующим федеральным законом преследуются те же цели, но уже не только в отношении усыновителей, опекунов и попечителей. Принятие федерального закона позволит не допустить саму возможность воспитания детей лицами, когда-либо совершившими умышленные преступления против жизни или здоровья граждан, а также преступления против здоровья и общественной нравственности. Федеральным законом расширяется и конкретизируется перечень преступных деяний, судимость за которые препятствует усыновлению, опеке и попечительству.
Лица, судимые за насильственные преступления, не смогут работать в образовательных учреждениях (Федеральный закон «О внесении изменений в статью 221 Федерального закона ''О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей'' и Трудовой кодекс Российской Федерации»).
Приняты дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации, запрещающие доступ в образовательные учреждения лицам, судимым за насильственные преступления.
Федеральным законом предусматривается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации статьей 3511, согласно которой к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Кроме того, федеральным законом устанавливается, что лицо, поступающее на работу к работодателю, осуществляющему деятельность в указанных сферах, обязано при заключении трудового договора предъявлять работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования.
Аналогичные изменения вносятся в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Увеличены штрафные санкции за невыплату заработной платы и иных социальных платежей (Федеральный закон от 23.12.2010 № 382-ФЗ «О внесении изменения в статью 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»).
Согласно изменениям, внесенным в статью 145.1 УК РФ, частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, влечет за собой штраф в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. Под частичной невыплатой понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.
При полной невыплате заработной платы и иных социальных платежей свыше двух месяцев или их выплате в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда осужденный может быть наказан, в частности, штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или лишением свободы на срок до трех лет.
Если те же деяния повлекли тяжкие последствия, размер штрафа составит от 200 000 до 500 000 рублей, лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
В связи с принятием Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» скорректированы положения отдельных законодательных актов РФ (Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия».
Основные изменения, внесенные в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и в УПК РФ, касаются разграничения полномочий создаваемого Следственного комитета РФ и прокуратуры. Так, из ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» исключены упоминания, связанные со Следственным комитетом при прокуратуре РФ и следственными органами прокуратуры.
К компетенции Следственного комитета РФ отнесены: проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ. В свою очередь, прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу уполномочен истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение.
Также корректирующие поправки внесены в том числе в следующие законодательные акты: Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»; ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»; ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; УИК РФ; Налоговый кодекс РФ; ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»; ФЗ «О государственный защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Следственный комитет РФ включен в перечень органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Закон вступает в силу с 15 января 2011 года, за исключением отдельных положений.
Внесены изменения в УПК РФ и в ФЗ «О содержании под стражей…», направленные на обеспечение конституционного права подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления на охрану жизни и здоровья (ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 434-ФЗ «О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона ''О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений''»).
Согласно поправкам, в случае выявления у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, указанная мера пресечения (содержание под стражей) заменяется на более мягкую. Заболевание должно быть удостоверено медицинским заключением, вынесенным по результатам медосвидетельствования. Копии заключения в течение одного календарного дня передаются начальником места содержания подозреваемому (обвиняемому), его защитнику, а также следователю. Перечень болезней, препятствующих нахождению под стражей, порядок медосвидетельствования и форму заключения установит Правительство РФ.
Внесены изменения в УПК РФ, направленные на совершенствование процедуры проверки законности судебных актов (ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).
Цель внесенных поправок – усовершенствование проверки законности и обоснованности принимаемых в порядке уголовного судопроизводства актов.
Для всех судов общей юрисдикции устанавливается единый апелляционный порядок проверки не вступивших в законную силу судебных актов по уголовным делам.
Апелляционными инстанциями выступают районный суд (для актов мирового судьи), судебные коллегии по уголовным делам верховного суда республики, судов края, области и округа (в том числе автономных), города федерального значения, окружного (флотского) военного суда, а также Судебная и Военная коллегии Верховного суда РФ.
Подробно регламентирована процедура обжалования. Так, апелляционные жалобы, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции разрешено подать в течение 10 суток со дня их вынесения. Осужденные, содержащиеся под стражей, могут это сделать в тот же срок с момента вручения копии приговора, определения, постановления.
Предусмотрены основания для отмены или изменения судебного акта, пределы прав и виды решений суда апелляционной инстанции и др. Введен новый кассационный порядок проверки судебных решений, вступивших в законную силу. Этим занимаются президиумы верховных судов республик, судов края, области и округа (в том числе автономных), города федерального значения, окружного (флотского) военного суда, а также Судебная и Военная коллегии ВС РФ.
Надзорное производство является экстраординарной процессуальной формой проверки судебных решений. Оно отнесено к исключительной компетенции Президиума ВС РФ. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением отдельных положений.
Отредактированы некоторые разъяснения Пленума ВС РФ по вопросам, возникающим при рассмотрении уголовных дел по отдельным категориям преступлений (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. № 31 «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации по уголовным делам»).
В данных Пленумом разъяснениях речь идет о взяточничестве, о коммерческом подкупе, о краже, грабеже, разбое, о незаконном предпринимательстве, о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, а также о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами.
Кроме того, поправки коснулись разъяснений по судебной практике в отношении уклонения от призыва, от прохождения военной или альтернативной гражданской службы, а также по преступлениям, связанным с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, угона.
Помимо этого уточнены постановления Пленума ВС РФ по процессуальным вопросам. В частности, они касаются применения судами особого порядка разбирательства уголовных дел, мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста. Затронута практика назначения и исполнения наказаний, применения условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания его более мягким видом, рассмотрения жалоб, ведения производства в надзорной инстанции.
Поправки обусловлены изменением уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также формулированием правовых позиций КС РФ. В частности, дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортом назначается в обязательном порядке виновному в нарушении ПДД, находившемуся в состоянии опьянения, если это повлекло по неосторожности определенные последствия. К таковым отнесены причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть (включая двух и более лиц). Отмечается, что в ходе судебного разбирательства суду нужно устанавливать, не было ли такое лицо в связи с этим ДТП лишено водительских прав за сам факт управления в указанном состоянии при применении административной ответственности. Если таковое имело место, отбытый им период лишения права управления засчитывается в срок названного дополнительного наказания по уголовному делу.
Деньги и иное имущество, полученные в результате взятки или коммерческого подкупа, подлежат конфискации. Согласно редактуре, это не касается случаев, когда они должны быть возвращены их владельцу. Аналогичное правило действует и в отношении доходов от такого имущества.
Разъяснены вопросы применения процессуальных норм, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»).
В принятом постановлении раскрыты понятия «государственные и негосударственные судебно-экспертные учреждения». Выделены особенности, которые должны учитываться при поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом. Отмечено, что справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования (полученные по запросу органов предварительного следствия или суда) не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы.
Затронуты некоторые моменты, касающиеся реализации прав участников судебного разбирательства при решении вопроса о проведении экспертизы (в т. ч. при определении возможности применять меры медицинского характера, при продлении срока пребывания в медицинском стационаре), при непосредственном процессе ее осуществления.
Подчеркивается, что подозреваемый, обвиняемый (и их защитники), а также потерпевший должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы до ее производства. Если лицо приобретает данный статус уже после ее назначения, его нужно ознакомить с этим постановлением одновременно с признанием его таковым. Об этом составляется протокол.
Рассмотрены особенности, которые должны учитываться при назначении комплексной экспертизы, при оформлении совместного заключения. Даны определения понятиям «недостаточная ясность» и «неполнота заключения эксперта» (основания для проведения дополнительной экспертизы). Приведены моменты, которые судам необходимо принимать во внимание при оценке экспертного заключения. Указывается, что она может быть оспорена только вместе с приговором или иным итоговым судебным решением при его обжаловании.
Возможна ли цензура переписки лица, заключенного под стражу, со своим адвокатом?
Да, возможна, но только в крайних случаях, и она должна быть письменно оформлена.
КС РФ признал не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения статей 20 и 21 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регулирующие осуществление администрацией места содержания под стражей цензуры переписки подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, со своими адвокатами, поскольку, по смыслу этих законоположений, цензура переписки лица, заключенного под стражу, со своим адвокатом (защитником) возможна лишь в случаях, когда у администрации следственного изолятора есть разумные основания предполагать наличие в переписке недозволенных вложений (что проверяется только в присутствии самого этого лица) либо имеется обоснованное подозрение в том, что адвокат злоупотребляет своей привилегией на адвокатскую тайну, что такая переписка ставит под угрозу безопасность следственного изолятора или носит какой-либо иной противоправный характер. В таких случаях администрация СИЗО обязана принять мотивированное решение об осуществлении цензуры и письменно зафиксировать ход и результаты соответствующих действий.
Как пояснил КС РФ, исходя из международно-правовых норм, обеспечение конфиденциальности сведений, сообщаемых адвокату его доверителем, – необходимая составляющая права пользоваться юридической помощью. Это обязывает государство принимать меры, позволяющие сохранить конфиденциальность такой информации.
Однако названное право не является абсолютным. Его ограничения, сопряженные с отступлениями от адвокатской тайны, допустимы лишь при условии их адекватности и соразмерности. Они могут быть оправданы лишь необходимостью обеспечить защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, оборону и безопасность государства.
С учетом этого цензура названной переписки может иметь место лишь в исключительных случаях.
В обоснование своего решения КС РФ привел, в частности, решения Европейского суда по правам человека, содержащие аналогичные выводы.
Иное истолкование данных норм в правоприменительной практике, отметил КС РФ, не допускается.
(Постановление КС РФ от 29 ноября 2010 г. № 20-П)
По материалам «Консультант Плюс» и «Гарант» подготовил Юрий Александров