Галина Семья
Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений
Г. Семья – доктор психологических наук, проректор по науке Столичной финансово-гуманитарной академии.
Статья опубликована в информационном бюллетене «Выпускники интернатных учреждений: проблемы и перспективы». Издание осуществлено Агентством социальной информации в рамках проекта «Обмен опытом по обучению персонала детских домов», осуществляемого Шведским обществом по оказанию международной помощи детям Аdoptionscentrum при поддержке Шведского государственного управления международного развития и сотрудничества (SIDA).
Внимание проблеме подготовки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации в России стали уделять в конце 90-х годов ХХ века. На сегодняшний день ее инфраструктура только формируется. Не существует ни единой общепринятой терминологии, ни нормативных документов по созданию моделей учреждений постинтернатной адаптации.
Для понимания сложившейся ситуации необходимо рассмотреть социально-психологический портрет молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый социальный интеллект [ Способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним. ], иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, рентные установки [ Стремление получить все возможные льготы, соответствующие правовому статусу сироты. ]; повышенный уровень виктимности [ Готовность стать жертвой. ], рецептивные ориентации в поведении [ Молодой человек считает, что источник всех благ лежит вовне, и единственный способ их обрести – получить из этого внешнего источника. ] и т. д.
Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «я – ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «один – против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников, – неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации.
Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.
После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др.
В 2005 году Иркутский областной центр психолого-медико-социального сопровождения провел опрос выпускников и специалистов интернатных учреждений. Собранные жизненные истории можно условно разделить на две группы – так называемые «проблемные сценарии» и «благоприятные». В основе первых лежат три основные причины: неизвестность, трагедия, нарушение закона. Характерно, что образованию здесь отводится второстепенная роль, о работе говорится в негативном ключе, подчеркивается нежелание выпускников следовать социальным нормам, отмечаются их отрицательные черты и привычки. «Благоприятные сценарии» можно объединить сильным «стремлением выжить». В их основе лежат личностные качества, в том числе усердие и трудолюбие молодых людей, которые способны повзрослеть, потеряв семью, но сохранив свой внутренний стержень. Их дальнейший путь определяется по такому сценарию – получение образования и устройство на работу, а также наличие поддержки в постинтернатный период.
Особую группу риска составляют воспитанники специальных (коррекционных) учреждений. К законодательно определенному сроку выпуска они зачастую не готовы к самостоятельной жизни в силу особенностей своего развития, но руководители учреждений не могут продлить это время для завершения их подготовки. Другая группа риска – молодые люди из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые вышли из мест лишения свободы. У них, как правило, нет ни специальности, ни жилья, ни навыков самостоятельного решения проблем, родные их не ждут.
К сожалению, единой системы по отслеживанию жизнеустройства бывших воспитанников в учреждениях разной ведомственной принадлежности не существует. Имеющаяся информация неполная и несистемная, источник ее получения – чаще всего сами выпускники. Более подробные сведения в образовательных учреждениях есть лишь о первичном устройстве молодых людей. Затем они попадают под патронат другого ведомства, и в этом случае их судьба отслеживается только при обращении за помощью. Государственная статистика также не дает исчерпывающей информации: можно лишь узнать, сколько человек ежегодно выбывает из детских домов, поступает в учреждения начального, среднего и высшего образования, трудоустраивается.
В связи с этим в 2005 и 2007 годах в России были проведены два федеральных мониторинга по изучению положения выпускников и оценке эффективности реализации федеральной и региональных программ «Дети-сироты» (научный руководитель – Г. Семья). К основным законодательно закрепленным правам выпускников можно отнести их право на жилье, обучение, медицинскую помощь, материальную поддержку, отдых и т. п. В 2005 году в РФ насчитывалось 30 тыс. выпускников всех видов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Самым актуальным для них был и остается жилищный вопрос. Когда ребенка забирают из семьи, за ним закрепляется жилплощадь. Пока он находится в детдоме, директор обязан следить за ее сохранностью. Если у ребенка нет квартиры или комнаты, его ставят в очередь на получение жилья после выхода из интернатного учреждения. На закрепленную жилплощадь в 2005 году вернулись почти 11 тыс. молодых людей. К сожалению, многим из них приходится жить с родными, ведущими асоциальный образ жизни. К тому же жилье, закрепленное за молодыми людьми, особенно в сельской местности, со временем приходит в негодность. Или после пребывания в городском детдоме выпускники не хотят возвращаться в село, так как получили невостребованные там специальности.
В среднем период ожидания жилья в России составлял 4,3 года. Однако ситуация разнится в зависимости от региона. Например, Москва сразу выделяет отдельные квартиры. Всего к 2007 году в столице было выделено около 1,5 тыс. квартир. Для молодых людей из других регионов очередь может растянуться на 10–15 лет. Эту проблему местные власти пытаются решить, например, за счет временной прописки выпускников в общежитиях при колледжах, где они продолжают свое обучение. Невозможность предоставить жилье всем молодым людям привела к созданию постинтернатных блоков при детских домах, социальных гостиницах, группах независимого проживания и др.
В начале 2007 года в субъектах РФ был проведен мониторинг по изучению ситуации с получением жилья для выпускников. К этому времени в жилплощади нуждались 73 462 человека. Из них 43 341 – в возрасте до 18 лет, остальные – лица из числа детей-сирот старше 18 лет, имеющими право на жилье. Ожидается, что еще 12 555 выпускников будут поставлены на учет до конца текущего года. Между тем ресурсы субъектов РФ позволяют обеспечить жилплощадью в 2007 году только 7951 человека. Приведенные ниже данные показывают, что за счет средств региональных бюджетов данную проблему решить нельзя (табл. 1).
Таблица 1
Данные, представленные субъектами РФ в начале 2007 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Предполагаемая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в жилом помещении (включая лиц старше 18 лет, имеющих право на жилье), на конец года | 86 732 | 88 480 | 90 897 | 93 462 |
Объем средств, запланированных в бюджете субъекта РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (млрд руб.) | 2,60 | 3,09 | 3,20 | 2,64 |
Поэтому на федеральном уровне рассматривается программа по выделению средств на приобретение жилья для выпускников на паритетных с регионами началах.
Другая актуальная проблема – их трудоустройство: даже не сам поиск работы, а закрепление на рабочем месте. Выпускникам часто предлагают низкооплачиваемые и бесперспективные должности. Как правило, это сопровождается их нежеланием трудиться. Администрация учреждений и предприятий старается не брать выпускников из-за необходимости обеспечения их социальными гарантиями за свой счет и отсутствия налоговых льгот. Таким образом, возникает противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и проводимой экономической политикой.
Согласно данным мониторинга, в 2004 году в 82 субъектах РФ насчитывалось 10 198 выпускников, которые устроились на работу. На 1 июня 2005 года на учете в государственной службе занятости населения числилось 4520 человек. Средний размер ежемесячного пособия по безработице составлял 6,6 тыс. рублей. Молодые люди, состоящие на учете в службе занятости, могут получать его в течение шести месяцев. В большинстве регионов размер пособия колеблется от 4,5 до 35 тыс. рублей, но в 16% регионов он значительно ниже – около 1–3 тыс. рублей.
Во многих учреждениях интернатного типа с будущими выпускниками проводится работа по профессиональному ориентированию. Однако найти работу по специальности, которая нравится молодым людям, удается не всегда. Обычно их направляют в профессиональные училища, в которых есть места для проживания.
И выпускники, и специалисты, помогающие их трудоустройству, и работодатели сталкиваются со многими трудностями. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться работодателям, зачастую не связаны с низкими профессиональными навыками молодых людей. Сироты не мотивированы на работу; пассивны, не знают и не умеют простейших вещей. Так, на стадии собеседования они не могут донести мысль до собеседника, испытывают страх перед общением. Первые шаги на рабочем месте сопровождаются, как правило, неуверенностью в себе, неконтактностью, некомпетентностью, конфликтностью, безответственностью.
Фокус-группы с работодателями и специалистами выявили их основные претензии к выпускникам: неумение строить отношения в коллективе (пассивная или агрессивная позиция, манипуляция статусом сироты), уход от ответственности или перекладывание ее на других, вредные привычки, инфантильность.
Петр Александрович, мастер цеха: «Трудно понять, что им надо. Даешь задание, не выполняют, а когда начинаешь спрашивать, огрызаются. Часто прогуливают без причины. Когда пытаешься выяснить причину прогула, придумывают небылицы. Злоупотребляют спиртным».
Анастасия, сотрудница компании, работающая с выпускниками: «Они безынициативны, ничего не хотят; часто лгут, могут взять без разрешения вещи, опаздывают. Если не скажешь, что и как делать, будут сидеть и ждать указаний. Грубят, могут без причины накричать или устроить скандал. Не следят за собой».
Ольга, социальный работник: «С ними просто беда, не хотят ни учиться, ни работать. Проживают у кого-то одного; если кто-нибудь получает пособие по безработице, на него и живут. Часто могут не прийти на работу, потому что проспали и боятся, что уволят. У них развито потребительское отношение – все им должны».
Сами выпускники чаще всего жалуются на неприятие их трудовым коллективом, дискриминационные установки («сирота – пожизненный ярлык»), завышенные, как им кажется, требования, отсутствие понятных правил, безучастность или, наоборот, попытки «лезть в душу».
Николай, 17 лет самостоятельной жизни: «Помню свою первую работу. Проблемы возникли, когда мне показали цех и сказали, что я буду разнорабочим. Многого не понимал, стеснялся спросить, что надо делать (сам боялся принимать решение). Кто что просил, то и делал. Не знал, что мастер должен давать работу. Часто из-за этого выполнял не то. Отсылали делать что-то, а я не знал, куда идти. Очень обижался, что считали сиротой, просто взрывался. Было чувство непонимания и одиночества».
Татьяна, три года самостоятельной жизни: «Не пошла на работу, потому что болела. Не знала, кому об этом сообщить. Решила, что все равно уволят, так как при приеме на работу говорили: если не придешь, это будет считаться прогулом и последует увольнение».
Ирина, два года самостоятельной жизни: «Ушла с работы, потому что подралась с напарницей. Была недостача в молочном отделе, в котором я работала, и все подумали на меня, дескать, сирота... Брали все, а свалили на крайнего».
Олег, пять лет самостоятельной жизни: «Что не устраивало? Однообразие. Надоело. Всем все равно. Я должен был чистить картошку каждый день, а учился в училище делать салаты…»
Галя, год самостоятельной жизни: «Работать устроили горничной. Думала, стану администратором. Но мне сказали, что я никогда ничего не добьюсь на этом месте. Очень трудно работать. Еще все в душу лезут».
Сироты воспринимают работодателей и своих сослуживцев как «чужих», которые предъявляют завышенные требования, относятся к ним как к несчастным, бедным или считают ворами, потребителями, асоциальными элементами и пр. В результате у молодых людей возникает непонимание происходящего, чувство заброшенности, ненужности. Они страдают от отсутствия поддержки, неустроенности, незнания многих простых вещей.
Очевидно, что трудности, возникающие при первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются составляющей общих проблем выпускников, к которым можно отнести:
– низкий уровень подготовки кадров, работающих с воспитанниками и выпускниками;
– отсутствие специализированных программ поддержки выпускников;
– отсутствие у молодых людей ориентации в мире профессий и трудности при самоопределении;
– отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;
– ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам;
– недостаточная компетенция руководства предприятий;
– проблема преемственности деятельности учреждений, занимающихся детьми-сиротами;
– отсутствие специальных программ по социализации в процессе обучения и первичного трудоустройства.
В последнее время стала популярной теория «социального лифта», которая в случае с выпускниками интернатных учреждений сводится к созданию условий для получения качественного образования и места в хорошей фирме. Подтверждение тому – практика устройства «СAF Россия» воспитанников и выпускников в московские представительства иностранных и крупных российских компаний. После предварительного обучения молодые люди становятся курьерами, помощниками секретарей и т. д., быстро адаптируются и начинают притязать на продвижение по службе, заявляют о готовности к дальнейшему обучению. Вероятно, это связано с наличием в компаниях атмосферы достижений и успеха, нацеленностью сотрудников на построение карьеры; дисциплиной; применением технологий корпоративной культуры и т. д.
Большую роль в подготовке выпускников к самостоятельной жизни и создании системы постинтернатной адаптации сыграла реализация Федеральной целевой программы «Дети-сироты» в 2003–2006 годах. В ней решались задачи обеспечения качественного конкурентоспособного образования и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации программ допрофессиональной и профессиональной подготовки воспитанников около 700 образовательных учреждений были оснащены технологическим и станочным оборудованием, оргтехникой, автотранспортом, комплектами дидактических и технических средств обучения.
Результаты мониторинга эффективности реализации федеральных и региональных мероприятий показали следующее:
– статус экспериментальных площадок по осуществлению проектов профессионального самоопределения в регионах имеет 121 учреждение (6% от общей численности учреждений); большую активность проявляют детские дома и школы-интернаты (их доли в соответствующих выборках составляют 83% и 30%);
– мастерские созданы в 1070 учреждениях в различных субъектах РФ (57% от всех видов учреждений). Мастерские есть в половине детдомов (600 учреждений) и в 69% (412) школ-интернатов;
– подсобные хозяйства действуют в 35% детских домов, 33% детских домов-школ и 31% школ-интернатов (всего 630 учреждений). В целом 33% образовательных учреждений для детей-сирот имеют подсобные хозяйства;
– возможность получать профессиональную подготовку есть у воспитанников 522 детских домов (44% от общей численности детских домов), 424 школ-интернатов (71% от их общей численности) и 59 детских домов-школ (78% от их общей численности).
Для внедрения вариативных технологий ежегодно проводились конкурсы программ профессионального самоопределения воспитанников, в которых участвовали около 180 учреждений. По итогам конкурсов изданы сборники лучших воспитательных и образовательных программ. В рамках проекта Минобрнауки РФ «Создание федерального интернет-ресурса по вопросам профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений» разработан сайт www.proforient.ru. На нем размещены нормативно-правовые акты, материалы о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной и исполнительной власти субъектов РФ по вопросам профориентации, профессионального образования и трудоустройства воспитанников; информация от работодателей, способствующая подготовке молодежи к сознательному выбору профессии. Доступ к интернет-ресурсам повышает качество профессионального самоопределения выпускников, расширяет возможности трудоустройства, соответствующего запросам молодых людей, и способствует их правовой защищенности.
В рамках подпрограммы «Дети-сироты» инициировано создание в регионах университетских комплексов, включающих школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К началу 2003 года, по данным Минобразования РФ, они работали только с одаренными детьми, среди которых практически не было детей, оставшихся без попечения родителей.
Для сирот раннее включение в систему университетского комплекса означает попадание в иную образовательную среду. Поэтому можно говорить об открытости школы-интерната и доступа воспитанников к различным образовательным ресурсам. Не все они пойдут в вуз, но общее качество их образования может существенно подняться за счет прихода в интернат университетских преподавателей, повышения квалификации учителей, совместного использования материально-технической базы обоих учреждений. Введение предпрофильного и профильного обучения с использованием потенциала вуза обеспечивает более осознанный и обоснованный выбор профессии. Возможным путем получения качественного образования может стать последовательное обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования, входящих в состав комплекса.
В университетский комплекс могут войти и детские дома. Многие детдома, воспитанники которых обучаются в общеобразовательных школах, самостоятельно разрабатывают и реализовывают программы профессионального самоопределения и обучения на своей материально-технической базе. Это может стать основой кооперации между вузом и детским домом. Анализ существующего опыта показывает разные схемы вхождения школ-интернатов в состав университетских комплексов – в качестве их структурного подразделения, на основе договоров о сотрудничестве, совместной деятельности и т.д.
В течение последних трех лет велась работа по их правовому, методическому и технологическому обеспечению. К концу 2006 года действовало 15 университетских комплексов. Основной показатель качества их работы – численность поступающих в вузы и техникумы (в среднем 70%). Для сравнения: в общем по России из учреждений интернатного типа в высшие и средние профессиональные заведения поступает не более 25% выпускников. Например, Киреевская школа-интернат входит в состав университетского комплекса Тульского государственного педагогического университета. Если в 2002–2003 учебном году в вузы поступили 10% выпускников, то после создания университетского комплекса в 2005–2006 году этот показатель увеличился до 77%.
В паспорте подпрограммы «Дети-сироты» был заявлен показатель эффективности – поступление в вузы и средние профессиональные заведения к 2007 году не менее 500 выпускников. Только в 2006 году в вузы поступили 618 человек. Таким образом, в подпрограмме заложены методические и организационные основы обеспечения их качественного обучения – важного фактора успешности в самостоятельной жизни.
В ходе мониторинга были выявлены различные формы помощи и сопровождения выпускников в постинтернатный период, внедряемые в субъектах РФ. В Московской области действует закон о постинтернатном патронате, в Республике Карелия, Новгородской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе – социальный патронат; в Республике Татарстан и Томской области молодых людей патронируют в течение трех лет после выпуска. Во Владимирской области для них созданы инновационные учреждения – семейные центры, социальные гостиные, клуб «Свой круг» при Благотворительном фонде «Надежда», реализуется программа «Независимое проживание», введены дополнительные ставки психологов, медицинских работников и педагогов.
В Республике Марий Эл социальные педагоги курируют выпускников в течение пяти лет. В Архангельской области им оказывают помощь в ремонте жилья, покупке хозяйственной утвари. В Волгоградской области реализуется социальный проект «Из детского дома во взрослую жизнь». В Республике Коми работают общественная приемная при Республиканском центре усыновления, территориальные центры социальной помощи молодежи. В Ивановской области созданы постинтернатные блоки и группы независимого проживания. В Курганской – практикуется помещение выпускников до 18-летнего возраста в семьи патронатных воспитателей, широко распространено наставничество. В Оренбургской – осуществляется программа постинтернатного сопровождения выпускников, в Орловской – работает «телефон доверия», созданы специальные службы поддержки выпускников в интернатных учреждениях. В Псковской – на каждого выпускника составляется индивидуальный план жизнеустройства. Кроме общих вопросов социализации и интеграции в общество в него включены вопросы по обеспечению права на образование, сохранение здоровья, защиту жилищных и имущественных прав.
В Саратовской области органами опеки и попечительства ведется мониторинг трудоустройства и жизнеустройства выпускников в течение трех лет. В Санкт-Петербурге используются медико-психолого-педагогическая и социально-реабилитационная формы их сопровождения. В Корякском автономном округе выпускникам назначают кураторов, в Коми-Пермяцком – предоставляют возможность жить в приюте до 18 лет. В Белгородской области к решению проблем выпускников привлечены промышленные предприятия – учредители негосударственных детских домов, которые помогают им трудоустроиться.
Во многих регионах (69%) распространены следующие формы сопровождения: наставничество, переписка, общение по телефону, правовое и профориентационное консультирование, оказание психологической и материальной помощи, содействие в трудоустройстве и обучении, посещение педагогическими работниками выпускников, создание центров постинтернатной адаптации…
В помощи при первичном трудоустройстве нуждаются молодые люди, не только получившие образование в школе-интернате, начальном или среднем профессиональном училище, но и те, кто вернулся из мест лишения свободы, молодые мамы с детьми, не успевшие поработать до беременности и др. Поэтому в рамках подпрограммы «Дети-сироты» велась работа по двум направлениям:
– материально-техническое и методическое оснащение, информационная поддержка системы специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам интернатных учреждений;
– разработка системы социально-профессиональной адаптации молодых людей при первичном трудоустройстве.
Столичная финансово-гуманитарная академия проанализировала опыт обеспечения социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве в субъектах РФ и соответствующую нормативно-правовую базу; разработала концепцию системы их социально-профессиональной адаптации с учетом всех субъектов адаптации, особенностей развития в условиях государственных учреждений, специфики ресурсных центров и других организаций, внедряющих механизмы непрерывного профессионального образования.
Для методического сопровождения деятельности по первичному трудоустройству выпускников были разработаны и разосланы во все управления образованием субъектов Федерации методические пособия, предназначенные для молодых людей и специалистов учреждений интернатного типа. В них включен раздел для работодателей, в котором объясняются социально-психологические особенности молодых людей, приводятся нормативно-правовые документы, регламентирующие их работу, предлагается вариант договора с выпускниками, учитывающий все правовые требования, методы оценки социально-правовой адаптированности и практические советы по организации наставничества, обучению на рабочем месте и т. п.
В ноябре 2004 года прошла международная конференция по проблемам выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой приняли участие 118 представителей из 38 регионов. Впервые был обобщен российский опыт по созданию системы постинтернатной адаптации и представлен аналогичный опыт в странах Европы и США.
Все это способствовало появлению 16 ресурсных центров, предоставляющих выпускникам первичное трудоустройство и закрепление их на рабочих местах, формированию трудовой мотивации и снижению риска безработицы. К сожалению, мониторинг не выявил преференций (налоговых или иных) предприятиям и учреждениям, создающим специальные рабочие места для выпускников образовательных учреждений.
В подпрограмме «Дети и семья» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 годы по-прежнему большое внимание уделяется подготовке выпускников к самостоятельной жизни и их сопровождению в постинтернатный период. В субъектах РФ накоплен большой опыт работы с этой категорией молодежи. Например, в Белгородской и Владимирской областях к сотрудничеству привлекаются промышленные предприятия, используются семейные формы поддержки выпускников.
Разуменский детский дом Белгородской области работает над решением этих проблем в партнерстве с ОАО «Белгородский завод ЖБК-1». Контролем над предоставленным жильем занимается завод. Выделенная жилплощадь находится в собственности завода на протяжении 5–10 лет, пока материальное положение молодых людей не станет стабильным.
С 12–13-летнего возраста для воспитанников детдома начинается процесс профориентации на базе учебного комбината ЖБК-1: они трудятся в цехах, доме быта, заводской столовой, библиотеке, редакции газеты, посещают спортивные секции и кружки художественной самодеятельности. Таким образом, подростки могут выбрать интересную для себя специальность. Раннее включение в трудовой коллектив позволяет им чувствовать себя уверенными, они учатся не быть иждивенцами («живу бедно, но на всем готовом»).
Другое важное начинание – институт крестных родителей и опекунов – ломает у них негативный стереотип семейных отношений (детей и подростков забирают на выходные и праздники в семьи). Опекуны и крестные родители помогают пережить и исправить ошибки кровных родителей, делятся с подопечными своими переживаниями, жизненным опытом.
Первые деньги воспитанникам перечисляют на внутренние трудовые книжки. С помощью наставников и патронатных воспитателей они учатся строить бюджет, исходя из потребностей своей группы-семьи. При выходе из детского дома выпускники отселяются в социальную гостиницу, где осваивают навыки ведения домашнего хозяйства, учатся планировать расходы.
Инновационная модель постинтернатной адаптации «Семейный центр» реализуется во Владимирской области: в настоящее время здесь создано пять семейных центров. Основные задачи семейного центра – создание социально-педагогической среды, обеспечивающей психологический комфорт и социальную поддержку выпускникам; индивидуальное комплексное сопровождение процесса постинтернатной адаптации, проведение его диагностики и коррекции.
Семейный центр – это структурное подразделение детского дома, однако он отличается от интернатного учреждения. Время нахождения воспитанника в центре может составлять от нескольких месяцев до четырех лет, что определяется степенью социальной адаптации ребенка и готовностью к самостоятельной жизни. В роли воспитателей выступают семейные пары. В основе организации центра лежит модель многодетной семьи, что облегчает процесс интеграции выпускников в общество.
Процесс адаптации в условиях семейного центра индивидуален. Она обусловлена психологическими особенностями ребенка, уровнем его физического развития и проявляется в темпе адаптации. Индивидуальный темп постинтернатной адаптации определяет срок пребывания воспитанников в семейном центре.
Эффективность данной модели проявляется в динамике таких показателей, как эмоциональный комфорт и самоорганизация (самоконтроль, самоопределение, самодетерминация). В долгосрочной перспективе можно говорить о следующих показателях успешности: соблюдение уголовной и общественной нормативности, неупотребление химических веществ, повышенная учебная мотивация, четкие семейные установки.
Другая модель постинтернатной адаптации в условиях семейного воспитания – полный патронат для старших воспитанников и выпускников детского дома. Эта модель разрабатывается и реализуется на базе детского дома города Камешково Владимирской области. В семьи размещаются по одному-два ребенка в возрасте 13–18 лет. Подростки попадают в них за два-три года до выхода из детского дома и остаются еще на год-два после выпуска. Процесс первичной адаптации (первый год обучения в ПТУ и колледжах) у них был эффективнее, чем у выпускников этого детского дома, воспитывавшихся в интернатной группе, по следующим показателям: снижение уровня конфликтности; расширение социальной сети взаимодействия; преобладание оптимистического настроения; стабильность академических показателей; здоровый образ жизни. Улучшение эмоционального фона, развитие чувства сопереживания, ответственности и доверия у выпускников интернатных учреждений отмечают и руководители программ, в которых присутствует семейный компонент.
* * *
Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. При активном участии НКО за достаточно короткий срок появились региональные инновационные проекты подготовки выпускников к самостоятельной жизни и поддержки в постинтернатный период. Однако без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере сложно.
Методическая литература:
1. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом. Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М., 2007.
2. Иванова Н.П. Критерии готовности выпускников к профессиональному самоопределению. М., 2006.
3. Нониева Е.В. Еженедельник выпускника. М., 2007.
4. Семья Г.В., Боровик В.Г. Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2003.
5. Семья Г.В. Методические рекомендации по созданию вариативных форм и видов университетских комплексов, имеющих в своем составе школы-интернаты. М., 2005.
6. Семья Г.В., Шульга Т.И. Методическое обеспечение деятельности школ-интернатов в составе университетских комплексов для организации профильного обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по гуманитарному направлению. М., 2004.
7. Семья Г.В., Володарская И.А., Зайцев Г.О. Методическое обеспечение деятельности школ-интернатов в составе университетских комплексов для организации профильного обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по естественно-научному направлению. М., 2004.
8. Семья Г.В. Первичное трудоустройство выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2005.
9. Семья Г.В., Слугина Н.П. Создание и развитие системы специализированных центров при различных учреждениях и организациях, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2006.
10. Семья Г.В., Владимирова Н.В., Зайцева Н.Г. Социально-профессиональная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при первичном трудоустройстве. М., 2006.
11. Семья Г.В., Аксенов А.М., Овчинников А.Н. Учебно-методические материалы для организации образовательного процесса в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав университетских комплексов. М., 2006.
12. Специальный выпуск Вестника Университета РАО с материалами международной конференции по проблемам подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации / Под ред. Г.В. Семья. М., 2004. № 4.