Василий Малинин
Чтобы сильные были не сильнее слабых
В.Б. Малинин – доктор юридических наук, профессор ВАК по кафедре уголовно-исполнительного права, профессор Межрегионального института экономики и права, г. Санкт-Петербург.
До настоящего времени при учреждениях системы исполнения наказаний функционировали государственные унитарные предприятия (ГУПы). Сейчас ГУПы ликвидируются, и на базе имущественного комплекса этих предприятий создаются центры трудовой адаптации осужденных, учебные или лечебные производственные мастерские.
Государственные унитарные предприятия имели статус юридического лица и имели право осуществлять хозяйственную деятельность (непосредственно заключать договора с предприятиями, фирмами, иметь лицевой счет, рассчитываться за получаемые материалы и получать прибыль за продаваемую продукцию).
Центр трудовой адаптации – это производственная единица, структурное подразделение учреждения, исполняющего наказание, но не имеющего статуса юридического лица.
К сожалению, эти преобразования не предусматривают льгот по налогам, внебюджетная деятельность подпадает под Налоговый кодекс, в частности под налог на прибыль. Однако производство всегда тесно связано с экономическими составляющими – рентабельностью, прибылью, ценой изделия и прочим. Но теперь эти показатели не будут фигурировать в рейтинге.
Конечно, работали далеко не все колонии, но были в системе УИС и такие, как, например, 7-я колония Новгородской области. Здесь, в «семерке», каждый метр территории организован с тщательностью, старанием, вкусом. Здесь есть пасека, фруктовые деревья, разные забавные скульптуры, выполненные заключенными из дерева. Бывший начальник этой колонии В.С. Карагодин рассказывает:
– Страшно вспоминать, что здесь тогда было. Территория промышленной зоны, которую мы отгородили от домостроительного комбината, подсобного хозяйства и казармы роты охраны, напоминала большую свалку. Глядя на всю эту разруху, я про себя думал: если мы сами все не приведем в порядок, не наладим производство, то пропадем, и никто нам не поможет… [ См.: Интервью с начальником ИК-7 Новгородской области В.С. Карогодиным // Преступление и наказание. 2007 г. № 1. С. 27. ]
Карагодин справедливо полагал, что без эффективно работающего предприятия при плохом бюджетном финансировании колония не сможет нормально функционировать.
Он нашел деловых партнеров, установил контакты с новгородскими предприятиями. В колонии стали выпускать комплектующие для фотоаппаратов и фотоприборов, детали для трубопроводной арматуры. Значительную часть прибыли направляли на создание собственного производства по глубокой переработке древесины.
Закупили три пилорамы. Красногорский завод помог приобрести в Германии эллинг, в котором их разместили, чтобы они не мокли под дождем. Занялись лесом, для его заготовки и вывоза всевозможными путями обзаводились необходимой техникой. Был создан участок по изготовлению сувенирных изделий, товаров народного потребления и оказания платных услуг населению; организовали участок по изготовлению бревенчатых срубов, ввели в строй деревообрабатывающий цех. Производство организовано таким образом, что в дело идут даже опилки, а оборудование используется круглосуточно, в три смены. Мебель, изготовленная мастерами колонии, отличается хорошим качеством и пользуется большим спросом. Часть готовой продукции реализуется в двух магазинах учреждения, которые работают с прибылью.
Помимо лесопереработки начали развивать швейное, обувное производство. Шьют форменную одежду, нижнее белье – не только для своих нужд, но и для армии.
Кстати, а почему бы не поручить государственный заказ на изготовление многих вещей, необходимых для армии ФСИН России?
Отдельный разговор – подсобное хозяйство колонии № 7. Оно -- одно из лучших в УИС Новгородской области. Поначалу Карагодин хотел его специализировать на разведении крупного рогатого скота. Договорились с ближайшим колхозом на арендование скотного двора. Начали там разводить телок и бычков. Но ожидаемого эффекта это не принесло, очень дорого обходились корма. Поэтому вместо коров завели свиней. Построили свинарник на четыреста голов животных. Обзавелись птичником на пять тысяч кур. Организовали колбасный цех, в котором для сотрудников делают колбасы, копчености, фарш и прочее. Еще имеется большая теплица. Подсобное хозяйство круглый год обеспечивает столовую учреждения зеленью и мясом.
Кроме подсобного хозяйства, задачу самообеспечения учреждения продуктами питания в ИК-7 решают собственные хлебопекарня и участок по производству макаронных изделий.
Развивая производство, не забывал Карагодин и о социальной сфере. С помощью красногорского завода удалось наладить строительство жилья. На средства, предоставленные предприятием, на берегу Волхова возвели гостиницу для проживания заводских специалистов, командируемых в колонию.
– Когда появились свободные средства, – говорит Владимир Степанович, – я решил их направить на строительство жилья для сотрудников, причем не типового, многоэтажного, а коттеджей. Нашли площадку под застройку, все согласовали в ведающих вопросами строительства инстанциях. К нам тоже в качестве застройщиков присоединились другие организации – речной порт и завод стекловолокна, также решившие заняться сооружением коттеджей для своего персонала. Мы сделали планировку, заложили фундаменты под тридцать коттеджей. Проект домов заказали в Питере с учетом особенностей влажного и холодного климата Северо-Западного региона. Строили коттеджи трехуровневого типа: внизу гараж, дальше – первый этаж, затем – второй, а на третьем еще и мансарда.
По проекту должны были построить 35 коттеджей, а построили только 5, а потом грянула реформа… [ Там же. С. 29. ]
Очень серьезно помогает В.С. Карагодин не только своим сотрудникам, но и сторонним организациям. Хотя, конечно, вряд ли «чужими» следует считать детский садик, школу, больницу, православный храм…
Разумеется, далеко не все ГУПы работали столь успешно, в целом они задолжали бюджету много миллионов рублей. И руководители ФСИН решили, что для их системы рыночная конкуренция неприемлема, главное для пенитенциарной системы – выполнение рекомендаций Совета Европы о том, что производственная деятельность в местах лишения свободы не может преследовать своей целью получение прибыли, а должна способствовать исправлению осужденных [ См.: Интервью с начальником Финансово-экономического управления ФСИН России Ю.Ю. Кузнецовым // Преступление и наказание. 2007. № 1. С. 3. ].
Владимир Степанович Карагодин пока не знает, что из этого получится на практике:
– Меня лично беспокоит одно – сохранится ли возможность что-то делать для людей, когда предприятие зарабатывает как центр трудовой адаптации? Ведь все деньги будут находиться на едином счете в казначействе и расходоваться по определенным статьям и кодам. Между тем статьи и коды, скажем, для поощрения ветеранов, приобретения подарков детям сотрудников к Новому году и многое-многое другое в смете исправительного учреждения, насколько я знаю, не предусмотрено [ Там же. С. 33 - 34. ].
Владимир Степанович прав на 100%. Невозможно загодя предусмотреть все расходы и на производственную деятельность и включить их в годовую смету.
После реорганизации руководство ФСИН предлагает взять средства у успешно работающих предприятий и использовать их для погашения долгов более слабых.
Не напоминает ли это картину ушедших времен советского периода, когда, к примеру, чтобы выполнить любой ценой план одного предприятия, забирали средства у более сильного?
На этот вопрос начальник УФСИН Республики Марий Эл Манвел Араратович Айрян отвечает так:
– Параллель, конечно, весьма относительная. Сейчас не то время, не те условия. Но, думаю, руководители и коллективы эффективно действующих предприятий, у которых возьмут часть средств, вряд ли будут довольны таким решением. Они вкладывали силы, знания, средства, наживая, как говориться, добро, и вдруг приходит чужой «дядька» и его забирает. А с другой стороны, в чем виноваты более слабые предприятия, оказавшиеся в таком положении и вынужденные функционировать в сложных условиях? [ Кабакин. В., Васильева А. Не числом, а знаниями и уменьем. Интервью с начальником УФСН Республики Марий Эл Айрян Манвел Аратовичем // Преступление и наказание. 2007. № 2. ]
У ГУПа был свой счет, предприятие могло самостоятельно распоряжаться полученной прибылью. А теперь финансовые операции будут осуществляться через казначейство. Все виды производственной деятельности должны быть зафиксированы в генеральном разрешении, и если что-то там не записали, то этим невозможно будет заниматься.
ГУП имел возможность самостоятельно выбирать себе партнера, быстро менять его, если он по каким-то причинам не выполнил условия договора, немедленно переходить на выпуск иной продукции в зависимости от рыночной конъюнктуры. Теперь этот вопрос усложнится.
Если раньше предприятия могли оперативно реагировать на рыночные изменения, то сейчас колонийское производство как бы выпадает из рыночной экономики.
К примеру, колонии необходим металл для осуществления деятельности центра трудовой адаптации, администрация обязана объявить торги. По закону эта процедура занимает примерно два месяца, предназначенных на поиск поставщика и приобретение необходимого сырья. Для центра трудовой адаптации это практически невозможно.
Как признают сами организаторы реформы, «к тому же еще не до конца определено, как будут строиться взаиморасчеты между бюджетными и внебюджетными секторами учреждений. Ведь все расчеты будут осуществляться через казначейство. Раньше предприятие как самостоятельное юридическое лицо имело свой счет в том или ином банке и в праве было распоряжаться деньгами, полученными от производственной деятельности. Сейчас у учреждения будет внебюджетный счет в казначействе, и наверняка возникнут определенные трудности, в частности, в том плане, что сама производственно-хозяйственная деятельность предполагает оперативное проведение взаиморасчетов между сторонами (чего, естественно, не будет. – В.М.)» [ Из интервью с начальником Управления трудовой адаптации осужденных ФСИН России А.Г. Матвеевым // Преступление и наказание. 2006. № 11. С. 11. ].
Практически реорганизация ГУПов в центры трудовой адаптации приведет к тому, что вместо самоокупаемости колоний (а в советское время Министерство внутренних дел за счет системы исправительных учреждений по доходности занимала 4-е место среди всех промышленных министерств страны) [ См.: Интервью с начальником центра научно-производственного объединения (комплекса) ГУИН МВД России // Российская газета, 8 июля 1995. ] система УИС полностью будет финансироваться из бюджета государства, что скорее всего будет означать развал трудовой деятельности исправительных учреждений.
Как криминолог предвижу еще одну опасность. Для заключения договоров с предприятиями и фирмами администрации исправительных учреждений придется согласовывать этот вопрос с аппаратом УФСИНа и финансовым казначейством. А это неизбежно приведет не только к невозможности оперативно реагировать на рыночные изменения, но и к коррупции в этих органах.