Леонтий Шафиров
Тюрьма в Священном писании
Поэтому по тексту Библии мы можем составить представление об эволюции такого важного общественного института, как пенитенциарная система, и о ее особенностях на Ближнем Востоке в библейские времена.
Уже в первой книге Ветхого завета - "Бытие" - кульминация сюжета происходит в тюрьме египетского фараона.
Описываемый в эпизоде с Иосифом период - 2000-1500 годы до н. э. В это время в Египте сложилось государство с развитыми институтами власти, в том числе местами принудительного содержания.
Головокружительная карьера Иосифа началась именно в тюрьме: "И взял Иосифа господин его, и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице. И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках: потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех" (Быт. 39; 20-23).
Как видно, уровень несения службы в египетских тюрьмах был невысоким, и произошло то, что зачастую происходит в местах лишения свободы, - энергичный заключенный стал неформальным лидером и фактически начал руководить учреждением.
Кстати, тюрьма, в которую был посажен Иосиф, была в Фивах - тогдашней столице Египта, и в нее сажали не только простолюдинов, но и придворных.
Когда в тюрьме оказались опальные придворные - главный виночерпий и главный хлебодар фараона, Иосиф начал прислуживать им, а также продемонстрировал им свой талант толкователя снов.
"После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским. И прогневался фараон на двух царедворцев своих: на главного виночерпия и на главного хлебодара. И отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф. Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени" (Быт. 40; 1-4).
После окончания опалы виночерпий вернулся ко двору фараона. Через два года, когда фараону понадобилось истолковать странный сон, виночерпий вспомнил об Иосифе, и тот покинул тюрьму и вскоре занял видное место при дворе.
Поместил под стражу Иосиф и своих братьев, прибывших в Египет (Быт. 42; 19).
Несмотря на отсутствие прямых упоминаний, контекст этой библейской истории наводит на мысль, что Иосиф поместил своих братьев под стражу не только для получения гарантий возвращения третьего, но и для того, чтобы они поняли, что довелось испытать ему.
Описание этих событий позволяет указать несколько противоправных деяний, которые служили основанием для лишения свободы. Это, в терминах современного уголовного права, изнасилование (по этому обвинению Иосиф был помещен в тюрьму), прегрешения перед монархом (хлебодар и виночерпий), шпионаж (братья Иосифа).
Подтверждение того, что евреи подвергались тюремному заключению в период пребывания в Египте, содержится, в частности, в "Книге Премудрости Соломона" (глава 18; стих 4): "Ибо те достойны были лишения света и заключения во тьме, потому что держали в заключении сынов Твоих, чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона".
После исхода из Египта, кочуя в Синайской пустыне, евреи, естественно, не могли практиковать такие виды наказания.
Исключение делалось только для членов племени, в отношении которых возникало подозрение, что они больны инфекционными заболеваниями. В связи с этим они проводили определенное время, находясь фактически на карантине, вдали от своего поселения.
Так, в период странствия от Синая до Моава, Мариам заболела проказой. Соплеменники стали требовать ее изгнания. Однако Господь сказал Моисею: "...пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится" (Числа, 12; 14- 15).
Очевидно поэтому тюремное заключение как способ исполнения наказания не упоминается в законе Моисеевом. Оно может быть реализовано только при оседлом образе жизни. Наказания того периода были проще - выражение презрения со стороны единоплеменников, побивание камнями, изгнание.
Однако члены племени, обвиняемые в совершении преступлений, лишались свободы на некоторое время до решения, которое принимал вождь, являвшийся одновременно и верховным судьей племени. Где содержали обвиняемых - из текста Священного писания не ясно. А вот как проходили следствие, суд и исполнение наказания, видно из следующего эпизода, изложенного в книге Левит:
"И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; хулил сын Израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею; и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями. И сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой. И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти" (Лев. 24; 10-16).
Переселение на землю Обетованную повлекло переход евреев к оседлому образу жизни и формированию государственности с присущими ей атрибутами - армией, законодательством, местами принудительного содержания.
Учитывая, что места содержания под стражей имели примитивные запоры, охрана была вооружена только копьями и мечами, колючей проволоки и служебных собак не было и в помине, приходилось ограничивать возможность для побега путем наложения на заключенных оков, забивания их в колодки. При этом заключенные находились в оковах до тех пор, пока не выносилось судебное решение. "Если Он пройдет и заключит кого в оковы, и представит на суд, то кто отклонит Его?" (Иов 11; 10).
За публичные упреки, ущемлявшие достоинство царя Иудейского Асы, находившегося в условиях дипломатического и военного поражения, был лишен свободы и Ананий прозорливец:
"В то время пришел Ананий прозорливец к Асе, царю Иудейскому, и сказал ему: ...Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны. И разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него; притеснял Аса и некоторых из народа в то время" (2 Пар. 16; 7-10).
Сын царя Асы, Иосафат, в гневе велел лишить свободы пророка Михея, предсказавшего гибель союзника Иосафата в войне с Сирией: "И сказал царь Израильский: возьмите Михея, и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя. И скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу, и кормите его хлебом и водою скудно, доколе я не возвращусь в мире" (2 Пар. 18; 25-26).
Освободили ли пророка Михея из-под стражи, больше нигде не сообщается.
В Книге Ездры (период правления царя Артаксеркса) дается перечень уголовных наказаний, существовавших в персидском законодательстве в указанный период.
"Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу" (Ездра 7; 26).
Тюремные мотивы неоднократно упоминаются и в псалмах Давидовых. В минуту отчаяния призывает Господа царь Давид:
"Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти. Око мое истомилось от горести; весь день я взывал к Тебе, Господи; простирал к Тебе руки мои" (Пс. 87; 9, 10).
"Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние" (Пс. 141; 7).
"Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их. Для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы, и вельмож их в оковы железные. Производить над ними суд писанный" (Пс. 149; 6-9).
Частое и эмоционально насыщенное упоминание тюрем в псалмах царя Давида наводит на мысль о том, что автору псалмов, возможно, довелось побывать в застенках в качестве заключенного.
Кроме того, частота упоминаний и их контекст свидетельствует, что во времена царя Давида и его сына Экклезиаста на территории современной Палестины сложились государства с развитыми институтами власти, в том числе местами принудительного содержания. При этом в них содержались не только осужденные, но и обвиняемые в совершении преступлений до решения суда.
Однако намеков на презумпцию невиновности в Библии не усматривается, и люди, заключенные под стражу, сразу теряли свой социальный статус и опускались на социальное дно. В этом смысле интересно сравнение, содержащееся в Книге Экклезиаста: "Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы. Ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным" (Эккл. 4; 13-14). Пророк этим хотел показать, что юноша, выходящий из темницы, стартует с самой нижней ступени общества.
Наличие значительного количества людей, содержащихся под стражей, безусловно влекло за собой проблемы обеспечения порядка в тюрьмах и требовало значительного финансирования.
Стремясь решить эти проблемы, власти организовывали труд заключенных. Примером тому может служить известная библейская история с Самсоном. Филистимляне имели дом узников в Газе, куда и был заключен Самсон, долго воевавший с филистимлянами и убивший "великое их множество". Чтобы восполнить нанесенный ущерб, практичные филистимляне использовали богатыря для молотьбы собранного на их полях урожая зерновых.
Ну а чтобы не было соблазна убежать - выкололи ему глаза и заковали в цепи.
"Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него. Филистимляне взяли его, и выкололи ему глаза, привели его в Газу, и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников" (Суд. 16; 20-21).
Характерным примером является судьба пророка Иеремии, который пытался покинуть Иерусалим, когда к нему приближалось халдейское войско. "Князья озлобились на Иеремию и били его, и заключили его в темницу, в дом Ионафана писца, потому что сделали его темницею. Когда Иеремия вошел в темницу и подвал, и пробыл там Иеремия много дней, - царь Седекия послал и взял его; и спрашивал его царь в доме своем тайно, и сказал: "нет ли слова от Господа?" Иеремия сказал: "есть", и сказал: "ты будешь предан в руки царя Вавилонского". И сказал Иеремия царю Седекии: чем я согрешил перед тобою и перед слугами твоими, и пред народом сим, что вы посадили меня в темницу? и где ваши пророки, которые пророчествовали вам, говоря: "царь Вавилонский не пойдет против вас и против земли сей"? И ныне послушай, государь мой царь, да падет прошение мое пред лице твое; не возвращай меня в дом Ионафана писца, чтобы мне не умереть там. И дал повеление царь Седекия, чтобы заключили Иеремию во дворе стражи и давали ему по куску хлеба на день из улицы хлебопеков, доколе не истощился весь хлеб в городе. И так оставался Иеремия во дворе стражи" (Иер. 37; 15-21).
Тюрьма находилась при резиденции Седекии: "Тогда войско царя Вавилонского осаждало Иерусалим, и Иеремия пророк был заключен во дворе стражи, который был при доме царя Иудейского" (Иер. 32; 2).
Кстати, Иеремия, несмотря на то, что был лишен свободы, не находился в полной изоляции. Он имел возможность общаться с родственниками, заключать гражданско-правовые сделки. Он купил за серебро у своего двоюродного брата Амнеила поле, "которое в Анафофе, в земле Вениаминовой", принадлежавшее их роду. Покупка была оформлена в установленном порядке "...по закону и уставу... в глазах свидетелей, подписавших эту купчую запись, в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи..." (Иер. 32; 6-17).
Места заключения располагались возле мест постоянного пребывания монархов, правителей областей по одной простой причине. Этим лицам, как правило, принадлежала высшая исполнительная, законодательная и судебная власть. Поэтому они могли, не выезжая за пределы резиденции, и судить, и приводить приговоры в исполнение.
Кроме того, в отдельной тюрьме надо было держать отдельный наряд стражи, что приводило к распылению и без того ограниченных сил гарнизона. Если тюрьма находилась в башне, крепостной стене, в подвале резиденции правителя, то караул мог совмещать функции по охране арестантов и охране города или правителя.
Санитарным состоянием помещений для арестантов власти предержащие не интересовались. Тот же пророк Иеремия, когда выяснилось, что он не только сам пытался покинуть Иерусалим, но и призывал к этому народ, по приказу царя Седекии был помещен в глубокую яму с толстым слоем грязи на дне: "Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь" (Иер. 38; 6).
Правом лишать людей свободы в Иудее обладали не только представители светских властей, но и лица духовные: "Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии, то ударил Пасхор Иеремию пророка и посадил его в колоду, которая была у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем. Но на другой день Пасхор выпустил Иеремию из колоды..." (Иер. 20; 1-3).
Это, кстати, еще один пример того, что людей зачастую даже не помещали в тюрьму, а просто лишали свободы передвижения, если они входили в конфликт с законом.
Ограничивали возможность передвигаться во избежание побега и для военнопленных и захваченных в рабство.
"Слово, которое было к Иеремии от Господа, после того как Навузардан, начальник телохранителей, отпустил его из Рамы, где он взял его скованного цепями среди прочих пленных Иерусалимлян и Иудеев, переселяемых в Вавилон" (Иер. 40; 1).
Новый Завет дает нам множество примеров того, что пенитенциарные учреждения к началу новой эры стали частью государственной машины.
Римляне были первым народом, сумевшим создать такую организацию общества, при которой правили законы, а не люди. Это позволяло совершенствовать методы работы, совершенствовать законодательство. Римляне, имевшие большой опыт содержания под стражей больших масс военнопленных, рабов, гладиаторов, значительно усовершенствовали организацию работы мест заключения, режим содержания, охрану.
При этом на территории Италии, Испании и других колонизированных римлянами стран Средиземноморья осуществлялось прямое правление. Власть принадлежала назначенным императором легатам и прокураторам. В этих провинциях существовали тюрьмы, которые функционировали как специализированные государственные учреждения.
Однако восточное Средиземноморье упорно не поддавалось латинизации. Римляне были гибкими политиками, поэтому оставляли определенный объем властных полномочий местным правителям, присягнувшим на верность римскому народу и императору. При этом верхние слои общества присоединенных земель интегрировались в римский правящий слой.
Примером может служить апостол Павел, происходивший из семьи потомственных фарисеев, но уже получившей римское гражданство, а также традиционное теологическое и классическое античное образование.
На территории Палестины в I веке имелось несколько полунезависимых государств: Галилея, Иудея и Самария, Десятиградье. Соответственно, у правителей этих территорий имелся определенный объем властных полномочий в гражданской, административной и, зачастую, в уголовной сферах. Как уже упоминалось, определенные полномочия были и у представителей религиозных конфессий.
Для обеспечения контроля за полунезависимыми царьками и князьками римляне направляли на такие территории один-два легиона, которые фактически выполняли жандармские функции (специализированных формирований, таких, как современные итальянские карабинеры, французская жандармерия или российские внутренние войска, еще не было), в том числе несли службу по охране тюремных помещений и исполнению наказаний. Как известно, бичевали Христа и распинали Его именно римские легионеры.
Учитывая разный объем прав у различных категорий населения, необходимо отметить, что на территории Святой земли римские законы действовали лишь в отношении римских граждан и лиц, совершивших государственные преступления.
Цари Иудеи имели юрисдикцию над своими подданными в сфере общеуголовной, а руководители религиозных течений (упоминаемые в Евангелии фарисеи, саддукеи) имели право контролировать чистоту веры, в том числе и уголовно-правовыми мерами. В результате тюремным заключением наказывались и религиозные преступления. Так, Иоанн Предтеча, предсказывавший приход в наш мир Сына Божия, очень быстро оказался в тюрьме. "И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их. Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Матф. 11; 1-3).
Ученики Христа неоднократно попадали в тюрьмы в различных странах, где они проповедовали Его учение. "Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни" (Деян. 5; 17-20).
Будущий апостол Павел, в тот период, когда он еще был Савлом и ярым гонителем христиан, помещал всех адептов новой религии в тюрьмы: "А Савл терзал церковь, входя в домы, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу" (Деян. 8; 3).
Несмотря на заметный прогресс в области организации деятельности тюрем и развитие римского права, тюрьмы финансировались по остаточному принципу, специализированные тюремные здания не строились, а для содержания арестантов использовали приспособленные здания и помещения. Темницами служили стены городов, подвалы башен, дворцов, административных зданий, пустые цистерны (цистернами называли подземные резервуары для воды), колодцы или ямы.
Но, самое главное, несмотря на прогресс в развитии государственных институтов и в организации тюремной службы практически не менялось отношение к заключенным. Оно оставалось таким же варварским.
В частности, в эпоху римского владычества во избежание побегов одну или обе руки преступника приковывали к руке солдата, который стерег его, а у особо важных преступников заковывали обе руки.
"В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом; видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, - и, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу" (Деян.12; 1-6).
Из данного текста видно, что апостола Петра стерегли 16 стражников. Можно предположить, что двое из них были скованы с Петром цепями. Перековывать цепи даже один раз в сутки было длительной и дорогостоящей процедурой. Поэтому двое стражников непрерывно находились скованными с преступником. Остальные 14 осуществляли наружную охрану. Один, очевидно, был начальником караула, еще один - его помощником, трое стражников постоянно находились на наружных постах.
Следует отметить, что дисциплина у того караула, что охранял Петра, была, видимо, низкая. Когда явился ангел, освободивший его из темницы, оба стража спали так крепко, что даже не слышали, как ушел Петр и как цепи упали с его рук.
Был закован в цепи и апостол Павел, когда он начал проповедовать в Иерусалиме: "Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схвативши Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери. Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидевши тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. Тогда тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал" (Деян. 21; 30-33).
Очевидно, что заковывание в цепи, связывание рук и ног было не только ограничением способности передвигаться и снижало вероятность побега и ухода от правосудия. Для в большинстве своем неграмотного населения это было символом того, что человек находится в сфере уголовной юстиции, со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями как для арестованного, так и для лица, пытающегося оказать ему какую-либо помощь.
С той же целью в ряде случаев заключенного забивали в колоду - орудие, состоящее из двух бревен с отверстиями для ног, рук или шеи. Так поступили с пророком Иеремией:
"Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии, то ударил Пасхор Иеремию пророка и посадил его в колоду, которая была у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем" (Иер. 20; 1-2).
Эта же мера пресечения (и одновременно наказания) сохранилась спустя почти семьсот лет. Апостол Павел и его спутник Сила, изгнавшие в Филиппах беса из служанки, "одержимой духом прорицательным", от пророчеств которой ее хозяева имели приличный доход, были ввергнуты в темницу и посажены в колоду. "Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу, и повлекли на площадь к начальникам, и, приведши их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Народ также восстал на них; а воеводы, сорвавши с них одежды, велели бить их палками и, давши им много ударов, ввергли в темницу, приказавши темничному стражу крепко стеречь их; получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду" (Деян. 16; 19-24).
Однако для глубоко веровавших ранних христиан колодки не были препятствием для проповеди учения Христа: "Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их" (Деян. 16; 25). Кончилось тем, что ангел небесный освободил Павла и Силу, страж темничный уверовал и принял крещение.
Известный библейский персонаж - Иов, многострадальный, ставший символом смирения перед волей Божией, уподобляет свои мучения страданиям колодника: "Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь, и не сухую ли соломинку преследуешь? Ибо Ты пишешь на меня горькое, и вменяешь мне грехи юности моей, и ставишь в колоду ноги мои, и подстерегаешь все стези мои, - гонишься по следам ног моих. А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью" (Иов 13; 25-28).
"А Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником; поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими" (Иов 33; 10-11).
Необходимо отметить, что в I веке, так же как и ветхозаветные времена, посещение заключенных в тюрьмах было не таким ограниченным, как в настоящее время.
Так, говоря на горе Елеонской о втором пришествии, Иисус предсказывает, какие слова скажет при этом Царь небесный: "...алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25; 35-36).
К апостолу Павлу в темницу приходила первомученица Фекла.
"Фекла сидела в темнице с Павлом, как дочь с отцом своим, слушая его, как многоценное сокровище... Лишь спустя довольно долгое время узнали, что она сидит около Павла и, как бы прикованная, с величайшим смирением слушает его наставления" (Св. Димитрий Ростовский, свят. Жития святых. Сентябрь. СПб., 1997. С. 469-470).
Так апостол Павел благодарит Онисифора, который прибыл в Рим и сделал все, чтобы облегчить ему жизнь в заключении:"Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих..." (2 Тим. 1; 16).
Апостол воздает хвалу и христианам из евреев, что они сострадали узам его, принимали участие в других, находящихся в таком же положении: "То сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; Ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение именья вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее" (Евр. 10; 33-34).
Евангельские сюжеты дают нам возможность узнать, как содержали обвиняемых в совершении преступлений под стражей не только в Палестине, но и в других частях Римской империи.
Христиане того периода, как носители и пропагандисты учения, нарушавшего сложившийся уклад жизни, неизбежно подвергались репрессиям и неоднократно попадали в места лишения свободы.
Апостолы Петр и Иоанн, исцелив хромого от рождения, собиравшего милостыню у дверей Красного храма, проповедовали слово Божие и были взяты под стражу: "Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки и отдали их под стражу..." (Деян. 4; 1-3).
Вскоре апостолов повторно лишили свободы после смерти Анании и Сапфиры, а также совершения множества знамений и чудес. "Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни. Они выслушавши вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, пришедши, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов. Но служители пришедши не нашли их в темнице и возвратившись донесли, говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но отворивши не нашли в ней никого" (Деян. 5; 17-23).
Использование Евангелистом Лукой, автором Деяний апостолов, термина "народная тюрьма" может свидетельствовать о том, что в Иерусалиме имелась тюрьма, подчинявшаяся местным властям, а не римскому прокуратору.
Во время миссионерских путешествий апостолы Павел и Сила также подвергались аресту - в Филиппах (ранее приведенный пример с заключением в колодки), где, несмотря на то, что они были римскими гражданами, они подверглись бичеванию.
В темнице апостолы молились и славили Бога. В полночь началось сильное землетрясение, стены тюрьмы зашатались, цепи и колодки ослабли, узники освободились.
Ночевали Павел и Сила в доме у тюремного стражника. Утром сам стражник и его семья приняли крещение.
Наутро городские власти попросили апостолов покинуть город.
Однако в Римской империи правили законы, а не люди. Вчерашний колодник Павел потребовал извинений от городских властей. Испуганные воеводы вынуждены были извиниться: "Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак, выйдите теперь и идите с миром. Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышавши, что это Римские граждане, и, пришедши, извинились пред ними и, выведши, просили удалиться из города" (Деян. 16; 36-39).
Самое долгое время под стражей апостол Павел провел у себя на родине - в Палестине, куда приехал помочь иерусалимским христианам. По обвинению в том, что он ввел неевреев в Храм, он предстал перед синедрионом. Однако как римский гражданин он должен был быть судим римским правителем. Павла отправили в город Кесарию, где располагалась резиденция правителя Феликса.
Павел провел два года под стражей, так как Феликс медлил с принятием решения. При этом все время заключения апостол провел закованным в цепи.
Как видно из текстов Деяний апостолов, в описываемый период в римском праве были подробно разработаны уголовно-процессуальные нормы, а представители римской администрации вплоть до простого воина были хорошо осведомлены о них.
В то же время в законах имелись значительные пробелы, позволявшие держать под стражей длительное время даже римских граждан. Условия же и порядок содержания под стражей оставались почти без изменений со времен библейских пророков.
Все это время Павел регулярно беседовал с Феликсом, царем Агриппой, внуком Ирода. Они убедились, что апостол невиновен, и могли бы освободить его. Но было поздно. Как римский гражданин Павел потребовал суда у императора и должен был быть, выражаясь современными терминами, этапирован в Рим.
Видимо, таким образом апостол надеялся попасть в столицу Империи, чтобы проповедовать там - пусть даже находясь в заключении.
Деяния дают нам возможность узнать, как осуществлялось в середине I века этапирование арестантов.
Конвоирование по суше, очевидно, осуществлялось самым простым способом - скованные арестанты шли под охраной воинов. Авторы называют их по-разному: воины, стражи.
Трудно сказать, имелась ли в Палестине в те времена специальная тюремная стража. Скорее всего это были легионеры-ветераны, которые использовались для гарнизонной и караульной службы.
Для перевозок по морю нанимались корабли. Так, сотник по имени Юлий, возглавлявший охрану группы арестантов, в которую входил и апостол Павел, погрузил их на корабль, на котором они добрались до Мир Ликийских. Затем "конвой" перешел на другое судно, которое следовало в Италию, но по пути потерпело кораблекрушение у берегов Мальты.
Через три месяца стражи вместе с арестантами погрузились на корабль, который следовал из Александрии в Путеолы и по Аппиевой дороге благополучно прибыли в столицу империи.
В Риме сотник Юлий передал арестантов префекту телохранителей императора Буррию.
Как видно, принципы организации конвойной службы мало изменились за последние две тысячи лет.
Необходимо отметить, что стражники, осуществлявшие конвоирование, относились к своим подопечным гуманно. В Деяниях не говорится о каких бы то ни было притеснениях или избиениях арестантов. Более того, перед отбытием из Кесарии Павлу было разрешено посетить друзей, при спасении у берегов Мальты с севшего на мель корабля стражники не стали пунктуально выполнять инструкцию, требовавшую убивать арестантов в подобных ситуациях.
Кроме того, Евангелист Лука отзывается о префекте Буррии как о человеке мудром и человеколюбивом. "Он был весьма добродетельным и благородным римлянином и обращался с Павлом с большим вниманием и дружелюбием", а Павлу было "позволено жить особо с воином, стерегущим его". Очевидно, что апостол не помещался в тюрьму, так как был римским гражданином и добровольно высказал желание прибыть на суд императора.
Несмотря на то, что Павел продолжал оставаться в узах, то есть скованным одной цепью со стражником, он не находился в условиях изоляции. Апостол жил в гостинице и имел возможность общаться с представителями иудейской диаспоры в Риме и христианами, а также имел возможность проповедовать. В назначенное время "очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков".
"И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно" (Д. Ап. 28; 30-31).
Как видно, развитая в правовом отношении Римская империя знала различные меры пресечения, не только содержание под стражей, но и, выражаясь современным языком, подписку о невыезде. Однако возникает вопрос: неужели в течении двух лет Павел был скован со стражником? К сожалению, ответа на него в письменных источниках найти не удалось.
На этом заканчивается канонический текст. Известно, что в 63 году апостол был освобожден. До нас, однако, не дошло сведений, было ли его дело заслушано императором или нет; нам также неизвестно, как происходило его освобождение. Боговдохновенный писатель сообщает нам о том, что "жил Павел целых два года на своем иждивении", однако он не говорит, что же происходило по истечении этих двух лет, был ли апостол приговорен или освобожден. Долгое время это оставалось неразрешимым вопросом. Определенный ответ могут дать лишь так называемые пасторальные письма.
Ныне повсеместно принято предполагать, что Павел к тому времени был на свободе и несколько лет путешествовал, пока вторично не был взят под стражу.
Некоторые составители истории склонны думать,чтоапостол был арестован в Никополе, где он хотел перезимовать, и затем был доставлен в Рим в узах. Другие же придерживаются той точки зрения, согласно которой апостол перезимовал в Никополе, посетил вышеупомянутые места, а затем по собственной воле прибыл в Рим, где во время гонения на христиан во дни императора Нерона был схвачен и брошен в тюрьму.
Мы, однако, неимеем определенных сведений о том, откуда поступили жалобы на апостола, которые привели его ко второму заключению. Возможно, он был схвачен просто на том основании, что был христианином, потому что в те времена повсеместно начались ожесточеннейшие нападки на христианство вообще. Дело касалось уже не вопросов соблюдения закона, как тогда, когда Павел находился на попечении человеколюбивого Буррия. С ним уже обращались как со злодеем и разбойником. Он сам говорит об этом во втором послании Тимофею: "Я страдаю даже до уз, как злодей". Как сильно отличается его второе пленение от первого, когда он мог жить в своем доме на своем иждивении!
Апостол некоторое время содержался под стражей, только евангелист Лука был с ним.
О течении допроса Павла мы не знаем ничего. Весьма возможно, что это было весной 66 или 67 года. Павел использовал свое заключение и суд для того, чтобы проповедовать Евангелие перед высшими чиновниками Рима, а возможно, и перед императором Нероном: "...дабы чрез меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники..." (2 Тим. 4; 17). Император и сенаторы, вожди и знаменитости должны были услышать славную проповедь Евангелия благодати Бога.
По единодушному свидетельству древних летописцев, Павел претерпел мученическую смерть во время страшного гонения на христиан при императоре Нероне, весьма возможно - в 67 году. Поскольку он был римским гражданином, то не был распят, а также не был предан другим видам чудовищных мучений, но был обезглавлен. Он пострадал, подобно своему Господу, "вне врат". Он принял мученическую смерть на улице Остии, немногим менее часа ходьбы от стен города.
Необходимо отметить, что в Римском государстве даже в периоды массовых репрессий, каковыми являлись гонения на христиан в эпоху Нерона, обеспечивалось соблюдение установленных законом прав римских граждан, пусть даже в отношении способа казни.
Завершая разговор о теме тюрьмы в Библии, можно сделать вывод, что за те две тысячи лет, которые описаны в Священном писании институт содержания под стражей и исполнения наказаний претерпевал такую же эволюцию, что и общество, в котором он функционировал. При этом происходили изменения не только в техническом оснащении тюрем, совершенствование организации их работы. На примере библейских событий, пусть даже косвенно, мы можем увидеть, как появлялись законы, которые хоть в какой-то степени защищали людей, содержащихся под стражей, предоставляли им какие-то права.
Места принудительного содержания всегда были, есть и, видимо, будут средоточием людских страстей и страданий. Очевидно, что нравственный долг людей, занимающихся правозащитной и правоохранительной деятельностью, избавлять людей, находящихся в этих местах от излишних страданий, утверждая там принципы, которым учит нас Священное писание.