Журнал "Индекс/Досье на цензуру" |
|
Nota |
Bene |
Решения Европейского Суда
Европейский суд по правам человека
Избранные решения в двух томах
Москва, Издательство НОРМА, Институт европейского права МГИМО(У) МИД РФ, COLPI, Совет Европы, INTERIGHTS, 2000.
Система европейской защиты прав человека не сможет действовать, если судебная практика в Страсбурге не будет известна лицам, практикующим право в государствах, подписавших Конвенцию, в частности, судьям.
Решения Страсбургского суда регулярно публикуются в официальном сборнике Европейского Суда по правам человека на французском и английском языках. Конечно, сегодня не под силу перевести на русский язык весь объем документов за 40 лет деятельности суда. В настоящем сборнике представлено более девяноста (из тысячи) решений. Но это те материалы, которые, по мнению компетентных составителей сборника, наиболее полезны сегодня российским правоведам. По мнению Люциуса Вильдхабера, Председателя Европейского Суда по правам человека, этот сборник поможет российским правоведам, адвокатам и судьям применять Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также будет способствовать ее включению в правовую систему России.
Совет Европы, образованный в 1949 г., - одна из старейших общеевропейских организаций. Его главными целями являются укрепление демократии, защита прав человека и утверждение господства права, а равно содействие совместными усилиями решению проблем, стоящих перед государствами - членами Совета Европы в социальной, культурной и правовой областях. Членами Совета Европы могут быть только государства, придерживающиеся целей и принципов, изложенных в его Уставе, принятом в Лондоне 5 мая 1949 г. На день 50-й годовщины Совета Европы 5 мая 1999 г. в него вступило 41 европейское государство.
Россия вошла в состав Совета Европы 28 февраля 1996 г., 5 мая 1998 г. ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, после чего она вступила в силу на территории Российской Федерации. Этот важнейший международно-правовой акт, имеющий обязательную силу для всех государств-участников, отражает первые шаги по коллективному обеспечению основных прав и свобод, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г. Они изложены в разделе I Конвенции (статьи 2-18) и в дополняющих ее Протоколах.
Европейская конвенция явилась своеобразным продолжением и развитием Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Однако в отличие от нее Конвенция не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции:
Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола N 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.
Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми. Избранные решения Суда за сорок лет его деятельности, с которыми познакомится читатель, отражают эту первоначальную схему, которая изменилась после вступления в силу Протокола N 11, о чем говорилось выше.
Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц" или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством - членом Совета Европы со стороны другого государства-члена. Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к концу 1998 г. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.
Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.
Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2 "Права и свободы человека и гражданина"), охватывая все те права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы - Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.
В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Россией.
В-пятых, для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.
Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского Суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более, что в соответствии со статьей 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.
Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства - участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.
За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами - членами Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров - исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации. В соответствии со статьей 46 Конвенции надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство - участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы.
Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства - ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств - участников Конвенции.
В настоящий сборник, подготовленный по инициативе Совета Европы, включены 91 решение Суда, вынесенные за период с 1959 по 1998 гг. Каждое из них имеет принципиально важное значение для правильного понимания норм Европейской конвенции. В сумме они дают достаточно объемное представление о деятельности Европейского Суда. По условиям издания решения публикуются без каких-либо комментариев и пояснений.
Нетрудно заметить, что решения, относящиеся к первым двум десятилетиям деятельности Суда, как правило, больше по объему, чем решения последующих лет, и их мотивировочная часть более обстоятельна и детальна. Возможно, это в какой-то мере связано с тем, что за первые двадцать лет Суд рассмотрел чуть более 50 дел, а на 1 ноября 1998 г. общее число рассмотренных дел составляло уже около 1000. Однако основная причина кроется не в этом. Именно в первые два десятилетия вырабатывались многие принципы, установки, правовые положения, необходимые для применения Конвенции, было дано толкование многим ее понятиям и нормам, были созданы важные исходные позиции для всей последующей судебной практики. Сегодня Европейский Суд в своей работе, безусловно, учитывает содержание предыдущих решений, хотя и не связан ими жестко.
Решения, публикуемые в данном издании, приводятся в сокращенном виде. Их полный официальный текст, обычно весьма значительный по объему, состоит из следующих разделов: 1) процедура (хронология процессуальных действий с момента передачи дела в Суд до судебных слушаний);
2) фактические обстоятельства дела, включая внутреннее законодательство и судебную практику по данному делу; 3) процедура в Европейской Комиссии по правам человека и выводы Комиссии; 4) наконец, самая большая часть "Вопросы права", включающая развернутую мотивировку и постановление. К этому тексту в обязательном порядке прилагаются отдельные (особые и дополняющие) мнения судей. Первый, второй и третий разделы печатаются в сокращении. Четвертый раздел дается полностью. Поскольку в полном официальном тексте решения проведена сквозная нумерация по пунктам, изложение в тексте перевода начинается не с пункта 1, а с порядковой цифры по полному тексту решения. По той же причине в тексте перевода часто встречаются отсылки к номерам пунктов, которых в этом тексте нет.
Публикуемые решения расположены в хронологическом порядке, что позволяет проследить эволюцию судебной практики Европейского Суда. Вместе с тем для удобства читателей во втором томе приводится список, указывающий к каким именно статьям Конвенции относится преимущественно данное решение. Следует, однако, иметь в виду, что большинство решений носит многоаспектный характер и в них могут найти место положения, относящиеся к различным статьям или различным пунктам одной и той же статьи Конвенции. Помощь в поиске нужных решений окажет также алфавит-но-предметный указатель.
В сборнике даются подготовленные Секретариатом Европейского Суда сведения об исполнении решений и их влиянии на правовые системы и пра-воприменительную практику государств - участников Конвенции (контроль за исполнением решений лежит на Комитете министров Совета Европы). Одновременно приводится перечень решений, вынесенных по аналогичным или схожим делам. Читатель найдет также полный список всех решений Суда с начала его деятельности по 1 ноября 1998 г.
Эта дата выбрана потому, что с этого момента Суд начал действовать в новой организационной форме как постоянно действующий судебный орган. В этот же день вступила в силу обновленная редакция Европейской конвенции, отразившая организационную реформу, в связи с чем изменилась нумерация, начиная со статьи 19. В частности, статья 50, без которой не обходилось ни одно судебное решение, стала теперь 41. Соответственно, в сборнике приведен текст Конвенции в том виде, в каком он был ратифицирован Российской Федерацией, а также обновленный и вступивший в силу 1 ноября 1998 г. текст, учитывающий изменения, внесенные Протоколом N 11. Организационная реформа была проведена на основе принципа преемственности, который отчетливо просматривается в деятельности реформированного Суда, что, разумеется, не исключает возможность в дальнейшем новых подходов.
Осуществить издание такого большого числа судебных решений было весьма непросто. Несмотря на то, что были приложены все усилия к тому, чтобы обеспечить точность перевода, в случае сомнений следует обращаться к официальным и аутентичным текстам, каковыми являются тексты решений Суда на французском и английском языках. Читатель найдет их в издаваемых Судом сборниках его решений; французский и английский тексты решения публикуются в них параллельно.
В течение длительного времени сборники именовались "Публикации Европейского Суда по правам человека" ("Publication of the European Court of Human Rights") и выходили в двух сериях: "А" (тексты самих решений) и "В" (подготовительные и иные материалы по делу). В начале 90-х гг. серия "В" прекратила существование, а сборники стали называться "Reports of Judgments and Decisions". Этим объясняется форма ссылок в решениях Суда на предшествующие решения.
Настоящее издание рассчитано в первую очередь на практикующих юристов, главным образом судей, адвокатов и работников правоохранительных органов. Оно может быть использовано в учебном процессе в юридических вузах. Сборник представляет также несомненный интерес для широкого круга читателей, интересующихся проблемами утверждения и защиты прав человека и основных свобод, без которых немыслимы ни демократическое правление, ни общественный прогресс.
Проект, ставивший задачу перевода и опубликования на русском языке избранных решений Европейского Суда по правам человека, осуществлен Институтом европейского права Московского государственного института международных отношений (Университет) в сотрудничестве с Институтом конституционной и правовой политики (COLPI) и INTERIGHTS в рамках совместной программы Европейской Комиссии и Совета Европы по укреплению федеральной структуры, созданию механизмов защиты прав человека и проведению реформы правовой системы в Российской Федерации. Без активного участия этих организаций издание настоящего сборника было бы невозможно. За реализацию проекта мы хотели бы поблагодарить всех, кто его финансировал: Совет Европы, власти Нидерландов, сделавших существенный добровольный денежный взнос, Европейскую Комиссию и Институт конституционной и правовой политики (COLPI).
Наконец, мы хотели бы поблагодарить всех, кто затратил свое личное время и вложил свои силы в этот проект, и прежде всего, членов редакционного совета и группу переводчиков. Особую благодарность мы считаем, нужным выразить г-ну Петцольду, бывшему руководителю Секретариата (Грефье) Европейского Суда по правам человека, а в настоящее время специальному советнику Председателя Европейского Суда по правам человека. Его деятельность при отборе судебных решений и методологические советы сыграли важную роль в осуществлении настоящего проекта.
В. А. Туманов,
профессор
Л. М. Энтин,
профессор
Предисловие
Введение
ДЕ ВИЛЬДЕ, ООМС и ВЕРСИП против БЕЛЬГИИ
ГОЛДЕР против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФСОЮЗ ПОЛИЦИИ БЕЛЬГИИ против БЕЛЬГИИ
ЭНГЕЛЬ и другие против НИДЕРЛАНДОВ
КЬЕЛДСЕН, БУСК МАДСЕН и ПЕДЕРСЕН против ДАНИИ
КЁНИГ против ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ
КЛАСС и другие против ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ
ЛЮДИКЕ, БЕЛКАСЕМ и КОЧ против ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ
"САНДИ ТАЙМС" против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
МАРКС против БЕЛЬГИИ
ЭЙРИ против ИРЛАНДИИ
ВИНТЕРВЕРП против НИДЕРЛАНДОВ
ДЕВЕЕР против БЕЛЬГИИ
АРТИКО против ИТАЛИИ
"САНДИ ТАЙМС" против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА (ст. 50)
ЛЕ КОНТ, ВАН ЛЕВЕН и ДЕ МЕЙЕР против БЕЛЬГИИ
ДАДЖЕН против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
ЭКЛЕ против ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ
СПОРРОНГ и ЛОННРОТ против ШВЕЦИИ
ПЬЕРСАК против БЕЛЬГИИ
ПАКЕЛЛИ против ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ
ПРЕТТО и другие против ИТАЛИИ
КЭМПБЕЛЛ и ФЕЛЛ против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
ГИНЧО против ПОРТУГАЛИИ
РАСМЮССЕН против ДАНИИ
СПОРРОНГ и ЛОННРОТ против ШВЕЦИИ (ст. 50)
КОЛОЦЦА против ИТАЛИИ
Х и Y против НИДЕРЛАНДОВ
ДОЙМЕЛАНД против ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ
ЛИНГЕНС против АВСТРИИ
МАТЬЕ-МОЭН и КЛЕРФЕЙТ против БЕЛЬГИИ
ЛУТЦ против ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ
ОЛССОН против ШВЕЦИИ
БЕЛИЛОС против ШВЕЙЦАРИИ
ЭКБАТАНИ против ШВЕЦИИ
БЕРРЕХАБ против НИДЕРЛАНДОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ "ПЛАТФОРМА "ВРАЧИ ЗА ЖИЗНЬ" против АВСТРИИ
ШЕНК против ШВЕЙЦАРИИ
БРОУГАН и другие против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
СЁРИНГ против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
ПАУЭЛЛ и РЕЙНЕР против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
КРЮСЛЕН против ФРАНЦИИ
ГУБЕР против ШВЕЙЦАРИИ
ОБЕРШЛИК против АВСТРИИ
ЛЕТЕЛЬЕ против ФРАНЦИИ
Б. против ФРАНЦИИ
БЕЛЬДЖУДИ против ФРАНЦИИ
КАСТЕЛЛС против ИСПАНИИ
ТОМАЗИ против ФРАНЦИИ
НИМИТЦ против ГЕРМАНИИ
W. против ШВЕЙЦАРИИ
ФУНКЕ против ФРАНЦИИ
БРАННИГАН и МАКБРАЙД против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
ПАПАМИХАЛОПУЛОС и другие' против ГРЕЦИИ
"ИНФОРМАЦИОНСФЕРАЙН ЛЕНТИА" и другие против АВСТРИИ
КАСАДО КОКА против ИСПАНИИ
КИГАН против ИРЛАНДИИ
ИНСТИТУТ ОТТО-ПРЕМИНГЕР против АВСТРИИ
ЙЕРСИЛД против ДАНИИ
МЮРРЕЙ против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
ГРЕЧЕСКИЕ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ЗАВОДЫ "СТРЭН" и СТРАТИС АНДРЕАДИС против ГРЕЦИИ
ЛОПЕЗ ОСТРА против ИСПАНИИ
УЭЛЧ против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
АЛЛЕНЕ ДЕ РИБЕМОН против ФРАНЦИИ
ФОГТ против ГЕРМАНИИ
МАККАНН и другие против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
"ПРЕССОС КОМПАНИЯ НАВЬЕРА А. О." и другие против БЕЛЬГИИ
S. W. против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
РИБИЧ против АВСТРИИ
ВЕРМЮЛЕН против БЕЛЬГИИ
ГУДВИН против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
РЕМЛИ против ФРАНЦИИ
БУГХАНЕМИ против ФРАНЦИИ
АКДИВАР и другие против ТУРЦИИ
МАНУССАКИС и доугие против ГРЕЦИИ
ЧАХАЛ против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
УИНГРОУ против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
САУНДЕРС против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
АКСОЙ против ТУРЦИИ
ЛОИЗИДУ против ТУРЦИИ
ДЕ ХАЭС и ГИЙСЕЛС против БЕЛЬГИИ
ФИНДЛИ против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
Z против ФИНЛЯНДИИ
ХОРНСБИ против ГРЕЦИИ
ВАН МЕХЕЛЕН и другие против НИДЕРЛАНДОВ
ГИТОНАС и другие против ГРЕЦИИ
БОУМАН против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
КАЙЯ против ТУРЦИИ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ и другие против ТУРЦИИ
КУРТ против ТУРЦИИ
МАКГИНЛИ и ИГАН против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
Об исполнении решений Европейского Суда по правам человека
Исполнение решений Европейского Суда по правам человека и отсылки к другим судебным решениям
Конвенция о защите прав человека и основных свобод с Протоколами N 2, [I], 4, 6, 7, 9, 10, 11
О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Конвенция о защите прав человека и основных свобод с Протоколами Х° [I], 4, 6, 7 (в редакции Протокола N 11)
Список решений Европейского Суда по правам человека. 1960-1998 гг.
Список решений Европейского Суда по правам человека.
1960-1998 гг. (на французском языке)
Список публикуемых решений Европейского Суда по правам человека
применительно к статьям Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протокола [N 1] к ней
Список публикуемых решений Европейского Суда по правам человека
Состав Европейского Суда по правам человека (1959-1998 гг.)
Состав Европейского Суда по правам человека после вступления в силу Протокола N 11
Литература
Алфавитно-предметный указатель