Журнал "Индекс/Досье на цензуру"

Nota

Bene

Главная страница

События

Архив

Блиц опрос журнала на тему свободы слова

  1. Какие из общественно-важных тем уже оказались закрытыми или труднодоступными для освещения?
  2. Имели ли Вы прямые цензурные столкновения с властными структурами?
  3. Применялись ли к Вашему изданию непрямые методы воздействия?
  4. Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз: какие из общественно-важных тем окажутся закрытыми в ближайшее время?
  5. Какими рычагами воздействия будут пользоваться властные структуры для того, чтобы воспрепятствовать освещению таких тем?
Отвечают:

    Антон Носик (Vesti.ru, Lenta.ru)

    1. Какие из общественно-важных тем уже оказались закрытыми или труднодоступными для освещения?

    Закрытых пока не вижу, но есть темы, по которым крайне затруднено получение правдивой информации. Все, что связано с Чечней - но в первую очередь данные о жертвах среди гражданского населения и сведения о наказании лиц, повинных в совершении воинских преступлений в зоне боевых действий.

    2. Имели ли Вы прямые цензурные столкновения с властными структурами?

    Слава Богу, нет. В отсутствие у нас предварительной цензуры такие столкновения могли бы иметь место только post factum, но пока нас ни Минпечати не предупреждала, ни генпрокуратура.

    3. Применялись ли к Вашему изданию непрямые методы воздействия?

    Да, но это было связано с публикациями о деятельности ОПС "Уралмаш", а не федеральных властей.

    4. Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз: какие из общественно-важных тем окажутся закрытыми в ближайшее время?

    Я жду в ближайшее время ослабления вмешательства власти в дела прессы и в содержание конкретных публикаций. Потому что сегодняшние попытки все контролировать финансируются из предвыборного бюджета, ради недопущения второго тура выборов. А после выборов бюджет закончится, и весь контроль властей сведется к эпизодическим разборкам олигархов (рассчитывающих на содействие властей в своей борьбе - вероятно, безосновательно). Я, впрочем, могу ошибаться.

    5. Какими рычагами воздействия будут пользоваться властные структуры для

    того, чтобы воспрепятствовать освещению таких тем?

    Все рычаги власти известны, и им столько же лет, сколько свободной прессе на планете Земля: от задушевных разговоров до изъятия лицензий, прямых угроз и физического насилия над журналистами. Если власть после выборов решит жестко контролировать СМИ, главным пунктом повестки дня должно стать закрытие Интернета. Не отдельных оппозиционных серверов, а доступа пользователей ко всем сервисам Сети. Без такой радикальной меры контролировать СМИ в России сегодня уже не удастся, ибо Интернет экстерриториален.


   Кирилл Рогов (Polit.ru)

    1. Какие из общественно-важных тем уже оказались закрытыми или труднодоступными для освещения?

    В моей практике нет таких тем. Я испытываю трудности в получении достоверной информации - но это такие же трудности, как и у всех. Например, что касается информации о том, что происходит в Чечне. Однако это связано не столько с перекрытием каналов информации, сколько с самой ситуацией войны. Воюющая армия - и это совершенно естественно - стремится ограничить поток информации. Так поступают все воюющие армии. Но сегодня я не доверяю информации, которая приходит как с той, так и с другой стороны. И повторяю, это естественная ситуация для войны. У нас нет механизмов проверки этой информации. Речь, с моей точки зрения, здесь не идет о какой-то специальной стратегии властей в информационном пространстве. Закрытость информации в этом случае проистекает из самого существа войны.

    2. Имели ли Вы прямые цензурные столкновения с властными структурами?

    Нет, пока никогда

    3. Применялись ли к Вашему изданию непрямые методы воздействия?

    Нет, никогда

    4. Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз: какие из общественно-важных тем окажутся закрытыми в ближайшее время?

    Я не ожидаю изменений ситуации в информационном поле по сравнению с тем, что мы имели раньше. Сегодня я не ощущаю никакой реальной цензурной угрозы.

    5. Какими рычагами воздействия будут пользоваться властные структуры для того, чтобы воспрепятствовать освещению таких тем?

    Теми же рычагами, которыми пользовались и раньше - непрямыми методами воздействия. Я бы даже назвал эти методы "демократическими". Это методы административного торга. Причем сегодня цензурное влияние скорее исходит не от самих структур государственной власти, но проистекает из интересов тех или иных групп финансового влияния, от структур, обеспечивающих существования СМИ. Именно они ведут сегодня торг с властями по поводу информации. Журналисты же - просто оказываются в финансовой зависимости от издания, с которым они подписывают договор.
    Очень часто инициаторами той или иной информационной линии оказываются те финансовые структуры, которые содержат то или иное СМИ. Иначе говоря, это скорее проблема общества в целом, а не проблема цензурной политики власти. Это вопрос о существовании практики административного торга в государстве, когда информация просто оказывается разменной монетой в этом торге. Как замалчивание, так и, наоборот, раскрутка тех или иных тем оказываются рычагом влияния в административных играх.
    Вот за нашим изданием не стоит никаких финансовых структур - у нас и по другому устраивается эта сфера жизни...


   Сергей Соколов (Новая Газета)

    1. Какие из общественно-важных тем уже оказались закрытыми или труднодоступными для освещения?

    Первое - деятельность спецслужб; второе - деятельность частных спецслужб и охранных структур; далее - все, что связано с военной операцией в Чечне, и четвертое - то, что связано с коррупцией в высших эшелонах власти. Я расположил темы по степени убывания закрытости. Все, что касается, например, спецслужб, приблизительно с лета прошлого года, становится максимально острой темой и информация максимально закрыта.

    2. Имели ли Вы прямые цензурные столкновения с властными структурами?

    Прямых столкновений не имели.

    3. Применялись ли к Вашему изданию непрямые методы воздействия?

    Непрямое воздействие выражается в звонках с просьбой не ставить тот или иной материал (предлагают и деньги), в репликах, сказанных в приватной обстановке, что "вы слишком зарвались", в конкретных угрозах нашим корреспондентам, в попытках их подкупа, а также в активной PR компании, развязанной против нашей газеты. Обо всем этом мы сразу заявляем на страницах газеты, по одному эпизоду мы подали заявление в Военную прокуратуру и готовим ряд исков по клевете на наше издание.

    4. Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз: какие из общественно-важных тем окажутся закрытыми в ближайшее время?

    Во-первых, - все, связанное с расходами по выборам, уровнем фальсификации выборов и реальными результатами выборов, информация о переделе сфер экономического влияния после прихода к власти Путина, и, безусловно, по прежнему - что касается деятельности спецслужб.

    5. Какими рычагами воздействия будут пользоваться властные структуры для того, чтобы воспрепятствовать освещению таких тем?

    Теми же рычагами, которыми пользовались и раньше - непрямыми методами воздействия. Я бы даже назвал эти методы "демократическими". Это методы административного торга. Причем сегодня цензурное влияние скорее исходит не от самих структур государственной власти, но проистекает из интересов тех или иных групп финансового влияния, от структур, обеспечивающих существования СМИ. Именно они ведут сегодня торг с властями по поводу информации. Журналисты же - просто оказываются в финансовой зависимости от издания, с которым они подписывают договор.


   Сергей Пархоменко (Итоги)

    1. Какие из общественно-важных тем уже оказались закрытыми или труднодоступными для освещения?

    Прежде всего - военная тема, связанная с действиями российской армии в Чечне. Для этого предприняты жесткие административные меры, совершенно не совместимые с гарантиями свободы слова и свободы печати и довольно нелепо обоснованные с точки зрения закона - потому что формально в Чечне нет ни военного положения, ни чрезвычайного положения, война не объявлена, поэтому ссылки на российское законодательство несостоятельны и речь идет о чисто чиновничьем произволе. Вторая тема, которая была всегда закрыта или труднодоступна, но в последнее время оказалась еще более труднодоступна - это процесс принятия политических и экономических решений. С каждым днем все сложнее понять, кто за что отвечает, кто к чему допущен, что в чьей компетенции, в какой форме происходит выработка политических и экономических решений, в том числе и бюджетных. Как это обсуждается, кто здесь имеет право и каким образом осуществляет это право на окончательное решение, на контроль за исполнением и так далее. То есть речь идет не больше и не меньше, чем о технологии государственной власти.

    2. Имели ли Вы прямые цензурные столкновения с властными структурами?

    С 1993 года не имел, если говорить о предварительной цензуре, когда текст или фрагмент текста запрещается к публикации.

    3. Применялись ли к Вашему изданию непрямые методы воздействия?

    Несомненно применялись. Я совершенно убежден, что целый ряд процедур, связанных с деятельностью налоговой инспекции и налоговой полиции, деятельностью таможни, целого ряда других проверяющих инстанций, включая пожарников и санитаров, имеют под собою политическую подоплеку. Здесь нужно оговориться. Я понимаю, что достаточно часто речь не идет о том, что какой-то гигантский начальник отдает непосредственно, напрямую или опосредовано через цепочку чиновников какому-нибудь маленькому начальнику, что хорошо бы устроить им неприятности. Этого не нужно делать, потому что маленькие начальники, они отлично чувствуют, где "свои", а где "чужие". Сегодня я могу сказать, что журнал Итоги испытывает на себе все "прелести" существования в оппозиции. Мы - оппозиционное издание. И все возможные меры против нас применяются, тем более, что набор этих мер в руках чиновников чрезвычайно велик, и связано это прежде всего с тем, что российское законодательство содержит огромное количество противоречащих друг другу установлений. И довольно часто на усмотрение чиновника остается - разрешить или запретить, применить большую или меньшую, например, ставку налогообложения, придраться или оставить в покое и т.д. Мы готовы были бы существовать в условиях чрезвычайно жесткой регламентации, в частности экономической, нашей деятельности, но если бы она была прописана в законодательных актах и ведомственных инструкциях абсолютно однозначно, так, чтобы у чиновника не оставалось возможности маневра и возможности выбора.

    4. Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз: какие из общественно-важных тем окажутся закрытыми в ближайшее время?

    Я думаю, что военная тема будет все более и более закрытой. Я думаю, что будут закрываться - с каждым днем все больше и больше - многие аспекты деятельности служб безопасности. И речь идет не только о прямой борьбе государства с инакомыслием, речь идет о том, какова будет степень внимания служб безопасности - включая ФСБ, службу охраны Президента и другие силовые структуры - к разным сторонам деятельности бизнеса. Понятно и то, что во властных структурах сегодня называют красивым словом "экономическая безопасность", это понятие чрезвычайно широкое. Экономическая безопасность может простираться вплоть до экономического шпионажа, до выяснения и разглашения разного рода тайн, которые есть в любом виде бизнеса, в том числе, кстати, и в медиа-бизнесе, которым мы занимаемся, и кончая экономическим давлением на неугодного коммерсанта. И я думаю, что проникнуть в эту сферу деятельности государства нам будет чрезвычайно сложно. Я также думаю, что чрезвычайно закрытыми будут в ближайшее время те сферы, которые связаны с оборонными технологиями и с торговлей продукцией оборонных предприятий, и это не только торговля оружием, но и торговля технологиями, военными ноу-хау, торговля разного рода ядерными составляющими. Понятно, что государство должно попытаться сделать из этого сегодня важную статью своего дохода, и понятно, что государство будет оберегать информацию в этой сфере - там где это целесообразно и законно, и там, где это нецелесообразно и незаконно.

    5. Какими рычагами воздействия будут пользоваться властные структуры для того, чтобы воспрепятствовать освещению таких тем?

    Прежде всего - экономическими. Государственные чиновники уже нащупали довольно большой арсенал этих мер. Особенно свободно они чувствуют себя свободно в тех случаях, когда речь идет о выходе медиа-бизнеса на международную деятельность. Таких выходов чрезвычайно много, начиная с того, что цветные журналы печатаются за границей, многие рекламодатели находятся за границей, реклама, таким образом, поступает из-за границы, часть распространения осуществляется за границей, существенная часть информации, которую мы получаем (в нашем случае это прежде всего фото-информация, потому что система фото-агенств там развита гораздо шире и она разнообразней). Вот это делает нас чрезвычайно уязвимыми. Используя разного рода налоговые придирки, налоговые пошлины, таможенные придирки, тарифы, поборы, акцизы и проч. Очень легко сегодня чрезвычайно осложнить нам жизнь. И у меня нет пока никаких оснований считать, что кто-то побрезгует такими методами воздействия.


   Марио Корти (Радио "Свобода")

    1. Какие из общественно-важных тем уже оказались закрытыми или труднодоступными для освещения?
    2. Имели ли Вы прямые цензурные столкновения с властными структурами?

    Поскольку мы иностранная радиостанция со штабквартирой вне территории РФ (в Праге), то на вопросы 1 и 2, видимо, не имеет большого смысла отвечать.

    3. Применялись ли к Радио Свобода непрямые методы воздействия?

    Дело Бабицкого.
    Кроме того, 13 марта Министерство печати, телерадиовещания и т.д., со ссылкой на Закон о СМИ и Закон о лицензировании разных видов деятельности (название законов надо проверить), обратилось к нам с просьбой предоставить в течение трех дней аудиозаписи всех наших передач с 15 февраля по 15 марта. В письме не указаны основания для запроса, какое-то нарушение с нашей стороны или существование какого-либо спора.
    Некоторые нападки на нашу радиостанцию со стороны отдельных СМИ. Замечу, что большая опасность для свободы информаии исходит от самих журналистов, когда они нападают на своих коллег (наприммер, Бабицкого) или на другие СМИ некорректными методами, заведомо искажая факты, содержание материалов, или оспаривая их право на существование (например, Радио Свобода), тем самым нарушая принципы журналистской этики и профессионального кодекса. Свобода информации неделима. Не может быть, чтобы одному СМИ позволяли то, что запрещают другому. Это иллюзия.

    4. Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз: какие из общественно-важных тем окажутся закрытыми в ближайшее время?

    На этот вопрос можно ответить по-разному.
    Поскольку мы иностранное СМИ, то в нашем случае не столь существенно, какие общественно-важные темы окажутся для нас закрытыми, сколько и кого мы сможем привлечь к нашему микрофону в России. Некоторые видные политические, общественные или культурные деятели, возможно, не согласятся участвовать в наших передачах.
    Другой ответ мог быть следующий. Если речь идет о возвращении к прошлому, то, напомню, что в советское время критика отдельных недостатков иногда допускалась, но ни в коем случае не допускались обобщения.
    Давайте, однако, подходить к этому вопросу с положительной стороны. А именно, какие обществено важные темы необходимо освещать в СМИ.
    Если речь идет о развитии демократии в России то, несомненно, это тема власти. Путь к демократии длительный и мучительный процесс. Поэтому надо будет внимательно следить за тем, как соблюдается в России принцип разделения властей: судебная власть долдна быть независимая, она не должна подчиняться исполнительной власти; исполнительная власть не должна навязывать свою линию законодательной власти, и т.д.
    Чем меньше вмешательства государства в любые аспекты гражданской жизни, тем больше свободы для индивидов и групп. Чем больше распределения власти, а не концентрации ее в руках небольшой группы людей, тем лучше для демократии.
    Поэтому очень важная тема - децентрализации власти. Россия как динозавр: тело большое, голова маленькая. Больше автономиии на уровне регионов, областей и городов позволит гражданам ощущать себя более приближенными к власти, откроет возможости для большего количества граждан участвовать в процессе управления страной. Можно называть примеры США, Швейцарии или Германии, в которых отдельные штаты, кантоны или земли пользуются большими автономиями на всех уровнях.
    Несомненно важная тема - правозащитная. Освещение произвола со стороны властей, особенно на периферии, нарушений индивидуальных и коллективных прав человека и гражданина.
    В странах с тоталитарными или авторитарными режимами, которые осуществили переход к демократии, произошел процесс переосмысления прошлого. В Германии это называется "Aufarbeitung", в Чехии - люстрация. И это очень важная тема для России - тема очищения государственного аппарата от людей, в недавнем прошлом участвовавших прямо или косвенно в репрессиях над инакомыслящими. Трудно представить, что люди, которые работали в советском репрессивном аппарате, могут вести страну к демократии.

    5. Какими рычагами воздействия будут пользоваться властные структуры для того, чтобы воспрепятствовать освещению таких тем?

    Я остаюсь оптимистом. Поэтому, не думаю, что нас будут лишать лицензии или закрывать московское бюро. Если это все-таки произойдет, то не без последствий для репутации нынешних властей на междунродном уровне. Однако есть признаки, что постараются нас изолировать, загнать в гетто, затруднять доступ к нашему эфиру.


В начало страницы