Index Содержание

Комментарий адвоката Анатолия Пышкина от 21 мая 1999 г.

    20 мая исполнилось полтора года с момента задержания органами ФСБ Григория Пасько (20 ноября 1997 года) и последующего ареста по обвинению в государственной измене. В этот же день исполнилось 7 месяцев, как Григорий содержится в одиночной камере следственного изолятора. А 21 мая исполнилось 4 месяца с начала судебного процесса после возвращения уголовного дела из Военной коллегии Верховного Суда РФ, которая рассматривала жалобу адвокатов об изменении меры пресечения и освобождении Григория из-под стражи. Верховный Суд оставил жалобу адвокатов без удовлетворения.
    Сколько еще будет продолжаться суд, никто сказать не может. 21 мая суд удовлетворил ходатайство прокуроров и принял решение о вызове еще двоих дополнительных свидетелей - офицеров штаба ТОФ. Хотя ранее суд дважды отказывал обвинителям в удовлетворении ходатайств о вызове дополнительных свидетелей.
    21 мая судом были допрошены два сотрудника ФСБ, принимавших участие в расследовании дела. Защита выступила против их допроса, так как они не могут быть свидетелями по делу и давать показания по обстоятельствам дела, которые стали им известны в ходе расследования уголовного дела. Суд не согласился с мнением адвокатов. В своих показаниях сотрудники ФСБ, в отличие от всех допрошенных судом свидетелей, пытались доказать суду, что Григорий виновен в совершении государственной измены. На вопрос адвокатов, куда-же органы следствия дели доказательства его виновности, следователь ответил, что они все в материалах уголовного дела. По глубокому убеждению защиты, их-то как раз в деле и нет. Куда же они делись? Или их и не было? Последнее становится все очевиднее день ото дня.
    Следователю ФСБ пришлось отвечать на многочисленные вопросы адвокатов и Григория в связи с наличием в деле огромного числа нарушений уголовно-процессуального законодательства. Многие вопросы остались без ответов. Многие нарушения, в том числе и допросы свидетелей по 9-12 часов без перерыва и в ночное время, объяснялись целесообразностью скорейшего разоблачения "шпиона" Пасько.
    В этот же день судом повторно был допрошен и журналист Юрий Ралин по его заявлению. Как выяснилось в судебном заседании, он принес свои извинения сотрудникам ФСБ за то, что при первоначальном допросе заявил в суде, что на предварительном следствии давал показания под давлением и угрозами со стороны работников ФСБ. 21 мая Ралин заявил, что никакого давления на него никто не оказывал и не угрожал уголовной ответственностью. Просто вежливо объяснили, что надо говорить только правду и ничего кроме правды. А без перерыва его допрашивали в течение 10 часов и не пускали даже в туалет, то таковым было его собственное желание.
    Чуть более месяца назад, 14 апреля, на заседании расширенного исполкома Русского ПЕН-центра было принято решение взять под защиту журналиста Ралина в связи с давлением на него со стороны следственного отдела УФСБ по ТОФ и принуждением к даче ложных показаний. Оказывается, напрасно беспокоились, господа писатели. Не нуждается он в вашей защите. Ему никто не угрожал.
    В связи с занятостью зала судебного заседания для рассмотрения военным судом другого дела в судебном заседании по делу Григория Пасько вновь объявлен перерыв до 25 мая 1999 года. Который уже не по вине защиты? А Григорий продолжает томиться в одиночной камере. Сколько еще?

Адвокат Григория Пасько Анатолий Пышкин