Index Содержание

Григорий Пасько, капитан 2 ранга
"Приморье", 8 июля 1997 г.

Гибель "Муссона"

    Так получилось, что эта статья в данном виде публикуется впервые. Ранее газета "мы" решилась на ее частичную публикацию в 1992 году. По независящим от редакции "Приморья" причинам статья не увидела свет 16 апреля с.г. Зато, к нашему удивлению, многое из нее - почти дословно - было опубликовано в газете "Владивосток" за подписью некоего Евгения Шолоха. Если уважаемые коллеги решили перепечатать материал из газеты "Мы", то, наверное, следовало бы сообщить об этом своим читателям или хотя бы упомянуть настоящего автора. Увы! ни того, ни другого почему-то сделано не было. На наш взгляд, флотский журналист Г.Пасько такого отношения к себе не заслуживает.

    Сегодня мы предлагаем читателям, как нам кажется. наиболее полный рассказ о том, что случилось 16 апреля 1987 года на учениях в Японском море.
     По странной прихоти судьбы три крупных трагедии случились именно в апреле - авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, гибель атомной подводной лодки "Комсомолец" в 1989 году и гибель малого ракетного корабля (МРК) "Муссон" в 1987-м.
     Если о двух происшествиях все наслышаны достаточно хорошо, читали о них в центральной прессе, то о "Муссоне" знают лишь понаслышке или не знают вовсе.
     Казалось, само провидение заботилось о "Муссоне" и его экипаже. Так, ракетная стрельба, запланированная на 26--27 марта, не состоялась из-за неготовности зенитно-ракетных комплексов на МРК "Вихрь" и "Бриз".
     В первые дни апреля она не состоялась потому, что в районе боевой подготовки находились американские фрегаты ВМС США "Хэммонд" и "Некс".
     7.04 - не прибыл самолет обеспечения.
     8.04 - малая видимость и нахождение в районе рыболовецких судов.
     11.04 - перед выходом в море обнаружились неисправности на МРК "Вихрь" и НПК.
     Стрельба была перенесена на 16.04.
     Лаконичные строчки документов свидетельствуют, что 16.04.87 в Японском море в 33 милях от острова Аскольд на глубине 2900 м затонул МРК "Муссон" (широта 42 градуса 11 мин., долгота 132 градуса 27 мин.)
     Погибли 39 из 76 находившихся на борту.
     С оставшимися в живых "муссоновцами" я разговаривал через несколько дней после случившегося. С некоторыми документами удалось познакомиться позже. Сейчас, когда прошло уже столько времени, многое видится в ином свете и преподносится очевидцами тоже по-иному. Невиновные не могут забыть. Виноватые не хотят вспоминать.
     Но все же из рассказов очевидцев и из документальных источников попытаемся воссоздать картину трагедии.
     ***
     По словам старшего боцмана МРК старшего матроса М.Шемелинина, в тот вечер, накануне стрельбы, он с сослуживцами находился в столовой команды: чистили картошку на ужин. Подготовка к ракетной стрельбе вконец измотала всех. Выход в море откладывали несколько раз. В день выхода долго готовили корабль к плаванию, все время выяснялось, что на корабле чего-то не хватает.
     После прибытия в заданный район начали построение в ордер. Условия стрельбы первоначально были таковы: малому противолодочному кораблю (МПК) предстояло отразить ракетную атаку надводного "противника". "Муссон" и другой МРК "Вихрь" были, как говорят военные, на достреле. Однако в тот день долго срабатывал какой-то невидимый и непонятный большинству механизм перестраховки, перепринятия уже принятых решений. В докладе адмирала флота Н.Смирнова, бывшем в ту пору первым заместителем главкома ВМФ СССР, по итогам расследования причин гибели "Муссона" отмечалось, что в ходе выполнения задачи в построении ордера произошли изменения. Руководивший учениями командующий объединением разнородных сил котр-адмирал Леонид Головков знал об этом. Факт подтверждается его боевым распоряжением командиру тактической группы ракетных катеров. Возможно, сам Леонид Иванович и решил произвести изменения в построении ордера, не подумав, к чему это в конце концов приведет. К сожалению, и спустя несколько лет пос ле печального события он наотрез отказывался говорить что-либо конкретное по поводу своего участия в принятии решений. Как бы там ни было, а нехороший факт в его послужном списке не помешал ему через несколько лет занять вышестоящую должность сначала в штабе Тихоокеанского флота, а затем и в Москве.
     Итак, условия стрельбы были изменены. По мнению адмирала флота Н.Смирнова, изложенному им в итоговом докладе после работы комиссии по расследованию причин, в этом "усматривается стремление выполнить стрельбу в менее динамичной обстановке и получить более высокую оценку".
     Кроме того, "Муссон", по которому велась стрельба, уменьшил скорость хода до 9 узлов (по некоторым данным, он вообще застопорил ход, чтобы стрельба велась прицельно и наверняка).
     Ракета-мишень была запущена по МРК с дистанции 21 километр, что тоже не соответствовало первоначальным условиям стрельбы.
     Все это привело к тому, что ракета-мишень (РМ) из обычной учебной превратилась в опасно летящую цель, уйти от которой было уже непросто. Несмотря на то, что она была взята на автоматическое сопровождение и обстреляна двумя ракетами ЗРК и артиллерией, она продолжила свой смертоносный полет и попала в корабль. Позже было установлено: мишень попала в надстройку корабля. Объемный взрыв и интенсивный пожар привели к потере управления кораблем.
     По мнению бывшего главного инженера-механика флота капитана 1 ранга А.Крата, бывшего в ту пору заместителем командира соединения ракетных кораблей по электронно-механической части, причиной столь яростного пожара и сильной загазованности стал материал, из которого сделаны конструкции не только "Муссона", но и практически всех кораблей ВМФ бывшего СССР. Это алюминиево-магниевый сплав - АМГ. Этот своего рода материал-убийца способствовал быстрому распространению огня, разрушению главного распределительного щита в центральном посту управления (ЦПУ). Корабль обесточился, потерял внутрикорабельную и радиосвязь. Остановился пожарный насос. Заклинило почти все двери и часть люков. Были разрушены пожарная система, система водяной защиты, орошения носового и кормового погребов контейнеров ракетного комплекса.
     В акте отмечалось также, что из-за нарушения расписания по укрытию личного состава во время ракетных стрельб, аварийная партия по приказанию командира "Муссона" капитана 3 ранга В.Рекиша (погиб) была переведена из поста противовоздушной обороны (ПВО) в ЦПУ.
     В результате заклинивания люка там вместе с командиром элетромеханической боевой части погибли 16 человек.
     В донесении начальнику политического управления флота вице-адмиралу А.Славскому начальник политотдела части катерников капитан 2 ранга В.Малышев докладывал о мужестве тех, кто боролся с огнем и спасал людей, рискуя жизнью. В их числе старший лейтененант И.Голдобтн, помощник командира корабля, старший лейтенант В.Загоруйко, замполит. Во многом благодаря им были спасены люди , находившиеся в носовой части корабля. Отмечены также мужественные действия капитан-лейтенанта А.Трубина, старшего лейтенанта В.Васильева, мичмана П.Шинхарука, старшего матроса И.Лугманова, старшин 2 статьи Ю.Шнякина и В.Шингарева и многих других.
     Последними горящий корабль покинули в 19:20 Загоруйко и Голдобин.
     С 21:55 до 22:34 на корабле рвались ракеты и артеллерийские снаряды. В 23:30 "Муссон" затонул.
     В официальном акте расследовния первой причиной названо "случайное попадание ракеты-мишени (РМ) в "Муссон" вследствии изменения траектории ее полета в результате поражения ее зенитными огневыми средствами ... по отражению низколетящих целей".
     Однако были и другие мнения.
     Попадание РМ в корабль - это не причина, а следствие. Причина же, на мой взгляд, в совокупности различных нарушений, которые допускали многие должностные лица. Командир корабельной ударной группы капитан 2 ранга В.Климасов (погиб) допустил уменьшение скорости корабля. Руководитель учений контр-адмирал Л.Головко не обеспечил подготовку учений, не скоординировал действия всех участников стрельбы.
     По мнению бывших офицеров управления боевой подготовки капитанов 1 ранга В.Виткевича и С.Желибы, ракета-мишень была некачественно подготовлена на ракетно-технической базе.
     В результате расследования виновниками названы в числе других офицеры С.Желиба, бывший в то время начальником штаба соединения катеров и руководивший пуском ракеты-мишени, В.Малышев, политработник, чья вина состояла в том, что он "не обеспечил эффективной партийно-политической работы по повышению качества ракетной подготовки".
     Кроме того, виновниками названы офицеры Н.Кимасов и Р.Тимирханов - офицеры штаба соединения, командир МРК "Муссон" капитан 3 ранга В.Рекиш, флагманский специалист ракетного оружия капитан 2 ранга Н.Иванов, а также контр-адмирал Л.Головко.
     По итогам расследования комиссия предложила рассмотреть вопрос об исключении алюминиево-магниевых сплавов при строительстве кораблей ВМФ, а также разрпаботать "меры резкого улучшения качества зенитно-рактных и артеллрийских комплексов, радиолокационных станций кораблей для гарантированного уничтожения крылатых ракет в зоне самообороны".
     До сих пор некоторые флотские специалисты считают, что выводов из такой крупной трагедии могло быть и побольше. Комментируются и другие обстоятельства. Например, отношение главного штаба ВМФ и промышленности к строительству кораблей из алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Главный специалист ТОФ по ракетно-артиллерийскому вооружению капитан 1 ранга ( с недавнего времени в запасе) В.Виткевич утверждает, что впервые этот вопрос был поднят на уровне главного командования ВМФ СССР еще в 1974 году, когда на Черноморском флоте из-за сильного пожара на большом противолодочном корабле "Отважный" погибли 24 человека.
     Можно вспомнить события и более раннего периода. Англо-аргентинский конфликт у Фолклендских островов тоже доказал нецелесообразность применения сплавов из АМГ. Как известно, после попадания противокорабельной ракеты "Экзосет" в эсминец УРО "Шеффилд" английских ВМС западные военспецы сделали вывод: быстрому распространению огня способствовало большое количество различных горючих материалов, в частности, алюминиевых сплавов. После этого с 1985 года надстройки американских кораблей покрываются изоляцией из силикатного фетра в сочетании со стеклопластиком типа "кевлар". Английские же инженеры разработали изоляцию под названием "контфлейм" для защиты стальных конструкций. Англичане быстро поняли свою ошибку и сделали из нее правильные выводы. Нам же надо было угробить собственный корабль, чтобы спустя пять лет после Фолклендов и тринадцать лет после "Отважного" снова прийти к тому же выводу. Тем не менее и сейчас, после гибели "Муссона", сплавы из АМГ применяются в строительстве кораблей довольно шир око.
     Кстати, в свое время комиссия главного штаба ВМФ после расследования причин пожара на БПК "Адмирал Захаров" (Тихоокеанский флот) в феврале 1992 года снова в своем акте записала: "Распространению пожара на корабле способствовало наличие конструктивных недостатков проекта: выполнение надстроек, мачт, легких переборок во внутренних помещениях, трапов из алюминиево-магниевых сплавов...".
     Возможно, меры резкого "резкого улучшения качества ЗРК и арткомплексов и разработаны. Что же касается ракеты-мишени, то она до сих пор не переделана таким образом, чтобы в непредвиденном случае срабатывал самоликвидатор. Повторюсь: неудачная стрельба "Муссона" - не случайность. Подобное уже было и на Тихоокеанском флоте, и на Северном. Но гарантия того, что беда не повторится, пока только одна - прекращение подобных стрельб с использованием данного типа мишеней.
     Итак, виновные и невиновные наказаны. Часть вины списана на Его Величество Случай. Впрочем, тридцати девяти погибшим все равно - адмирал ли виноват, случайность или методика стрельбы. Им, без паники, геройски, до конца боровшимся за живучесть корабля, некогда было думать о том, почему два попадания не поразили ракету-мишень; почему корабль горел, как бумажный; почему столь неэффективны корабельные средства пожаротушения, как стационарные, так и переносные; почему... Да мало ли "почему" может и должно было возникнуть после трагедии?
     Возникло. Но не на все вопросы получены ответы.
     Подошедшие к "Муссону" корабли тушили его недолго. Вскоре поняли: бесполезно. Вода испарялась, не долетая до МРК. В части хоронили списки со званиями и фамилиями. Обгоревшие трупы лежали на трехкилометровой глубине. Под толщей соленой воды покоится одна из самых мрачных страниц в истории Тихоокеанского флота.
     Правду о "Муссоне" тогда никто из официальных источников так и не сказал. Ведь часто правду не говорят, чтобы самим не услышать ее.
     Не следует, наверное, ставить обособленно случай с "Муссоном" и трагедию "Комсомольца". И в той, и в другой ситуации не лучшим образом выглядела хваленая советская военная промышленность. И в том, и в другом случае никто толком не знал, КАК ЖЕ НАДО ДЕЙСТВОВАТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ, СПАСАЯ ЛЮДЕЙ И КОРАБЛЬ.
     Но есть и разница: о гибели "Комсомольца" узнал весь мир. Погибших всех до единого наградили орденами. О "Муссоне" даже мало знавшие постарались поскорее забыть, отмахнуться, как от кошмарного сна. Не рано ли? Все ли уроки извлечены? Почему и много лет спустя вице-адмирал Л. Головко выступал против какой бы то ни было публикации о "Муссоне"?
     Василий Загоруйко очень долго пытался что-нибудь сделать для увековечения памяти погибших сослуживцев. Писал письма вплоть до ЦК КПСС. Ничего у него не вышло. Да и могло ли выйти? 1987-й - это 1989-й. Выходит, катерники недостойны награды только потому, что десять лет назад удалось спрятать концы и причины гибели в воду.
     Оставшиеся в живых "муссоновцы" хотели дослуживать вместе на одном корабле. Им не разрешили, постарались поскорее распихать матросов и офицеров не только по другим кораблям, но и по разным воинским частям. "Как бы чего не вышло." Лейтенант Александр Новиков, командир БЧ-1, потерявший после тяжелого ранения обе ноги, обратился к командованию с просьбой оставить его на службе в военно-морском флоте. Не разрешили. "Как бы чего не вышло."
     Стыдно вспоминать, но даже мемориальную плиту - памятник погибшим катерникам представители военных заводов делать отказались. Об этом с горечью рассказывал мне политработник капитан 1 ранга Н.Воронцов:
     - А рабочие Дальзавода сделали. Ребята ночью трудились. Они посчитали это своим долгом...
     ***
     Долг... Совесть... Честь... Память...
     Святые понятия. Высокие слова. Жаль, что иной раз они затмеваются блеском шитых золотом погон.
     "Равнодушие, - писал А.Чехов, - это паралич души." сли забвение - одна из разновидностей равнодушия, то долго ли мы будем парализованы беспамятством? Честное извлечение уроков из трагедии и увековечение памяти погибших нужно в первую очередь, нам, живым.

    Послесловие

    Когда материал был очередной раз подготовлен к печати и не опубликован из-за очередного "мнения сверху", стало известно, что 19 апреля (почему-то снова апреля) 1990 года на Балтийском флоте выполнялась стрельба, аналогичная стрельбе по "Муссону". Наличие практически всех тех же недостатков чуть было не привело к трагическим последствиям. Ракета-мишень попала в МРК "Метеор", сбив несколько антенн на надстройке корабля. Пролети она немного ниже - быть бы повторению трагедии.