Index Содержание

Г. Пасько
"Владивосток", Четверг, 18 июля 1996 года

Правительство и Дума помнят о ядерном джинне. И только?

    Уже в 1993 году на заседании правительства РФ под председетельством В. Черномырдина говорилось о том, что пока из АПЛ не вырезаны и не захоронены активные зоны, лодки остаются настоящими экологическими бомбами, ядерным джинном, который в любой момент модет вырваться из бутылки. Тогда же В. Черномырдин поручил первому вице-премьеру О.Сосковцу заняться проблемой утилизации старых подводных лодок, а Минфину - разработать график бесперебойного финансирования этих работ.
     По словам специалистов ТОФ, с тех пор флот на нужды утилилизации АПЛ не получил ни копейки. Может, деньги в пути затерялись? Или не тех людей ответственными назначили?
     Госдума также не обошли вниманием ядерную проблему: 11 июля в подкомитете по военно-промышленному комплексу по поводу утилизации АПЛ совещались ответственные работники военно-морского флота, Миноборонпрома, Госатомнадзора. Они констатировали, что сейчас на базах ВМФ и судостроительных заводах всей России находится выше ста списанных атомных подводных лодок, каждая из которых представляет серьезную радиационную угрозу. Особую опасность представляют подложки, из которых не выгружено ядерное топливо. Напомним, в Приморье таких - около 40.
     Но в думском комитете ничего утешительного для живущих рядом с этими монстрами не прозвучало, если не считать критики правительства и безумной идеи о привлечениии к утилизации ядерных лодок коммерческих структур.

    Жизнь у реактора

    Как бы там ни было, а за выведенными в отстой АПЛ нужно глядеть в оба. Нет-нет, да и возникает вопрос: а как себя "чувствуют" сейчас лодки? Почему военные их до сих пор не разделывают? Военные на все вопросы, как правило, отвечают: В основном, все нормально, а на то, что ненормально, родное государство денего не выделяет.
     Насчет " все нормально" могут даже акт показать. Например, волновались в свое время жители поселка Ракушка из-за присутствия рядом с ними 7 списанных лодок. Специально созданная комиссия под руководством начальника отдела по обеспечению радиационной безопасности Приморского краевого комитета охраны окружающей среды и природных ресуросов Сергея Лишавского побывала там и сделала выводы: 1) на момент проведения обследования ядерная и радиационная безопасность... обеспечивается; 2) обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами на территории базы не проводится; 3) радиационная обстановка нормальная.
     Было это в 1994 году. А спустя два года администрация Ольгинского района Приморья вновь напомнила краевой администрации и главкому ВМФ о проблеме ракушинских списанных подлодок. "Бумеранг" полетел и, понятное дело, вернулся снова на ТОФ: мол, вы, ребята, и разбирайтесь.
     В техническом управлении ТОФ написали ответ: состояние радиационной безопасности... соответствует действующим нормам, живучесть отработана, пожаробезопасность обеспечена...
     Все это так. Но - система полного жизнеобеспечения списанных АПЛ в результате сокращения береговой базы нарушена. Но - отправить лодкт на утилизацию из-за отсутствия финансирования пока не представляется возможным... И т.д., и т.п.
     Словом, "бомбы замедленного действия" продолжают таковыми оставаться. Разумеется, флот за нимим следит, докладывает регулярно куда положено. Но сделать больше он не в состоянии не потому, что не хочет или не умеет, а потому, что не может: нет денег.

    Дело профессионалов

    Заместитель начальника технического отдела ПО "Маяк" Анатолий Шулятьев абсолютно не принимает идею, родившуюся в Госудме, о привлечении к утилизации атомных подлодок коммерческих фирм. Это, считает он, дело исключительно государственное, и выполнить его могут только профессионалы, посвященные во все детали технологического процесса. По словам Шулятьева, только благодаря тому, что в процессе транспортировки твердых ядерных отходов задействованы специалисты высокого класса, за все годы путешествий спецэшелона не было ни одного аварийного случая.
     Но общая экономическая ситуация в стране, в особенности с бюджетом, из которого и получают деньги "атомные путешественники", привела к тому, что средняя зарплата бригады составляет около 6000 тысяч рублей в месяц. Специалисты уходят, а челябинский завод уже не успевает переработать ядерное топливо. Заказчики, в основном, государственные, и они тоже сидят без денег.

    Какой зверь страшнее?

    Напрашивается парадоксальный вывод: безопасности и здоровью людей, живущих под боком атомной лодки, больше угрожает собственное правительство. Меры по ликвидации накаливающегося атомного монблана крайне ничтожны, чтобы можно было говорить о сколько-нибудь кардинальном решении проблемы.
     Неужели, чтобы о проблемах Рыбачьего, Заветов Ильича, Ракушки, Павловского заговорили на высшем уровне и нашли деньги, нужна печальная слава Чажмы и Чернобыля? Думается, что никто этого не хочет. Но никто, кроме военных, и не пытается ускорить процесс утилизации. Да что там ускорить! Хотя бы выполнять в срок то, что напланировали в давно принятых программах.
     ... Сейчас, когда на дворе лето, у флотских специалистов, следящих за состоянием списанных подлодок, одной проблемой стало меньше: зимой необходимо было следить за тем, чтобы температура в реакторных отсеках не падала ниже допустимых градусов. Однако капитан I ранга Владимир Голуб считает, что в целом картина состояниия выведенных в отстой атомоходов не меняется: одной проблемой меньше, одной проблемой больше - какая разница? Здесь, как нигде, понимают весь сарказм известной фразы: "У нас в любое время года одна задача - перезимовать..."

    Атомный спецэшелон

    Как сообщает газета ТОФ "Боевая вахта", спецэшелон для транспортировки отработанного ядерного топлива представляет собой 4 металлических вагона с открывающимися сверху створками. В каждом вагоне - по три сверхпрочных контейнера ТУК-18. Каждый контейнер вмещает 7 "чехлов" со стержнями отработанного ядерного топлива. Контейнеры ТУК--18 отвечают всем требованиям международной комиссии по ядерной энергии МАГАТЭ.

    Начальник эшелона Михаил Шаров сообщил, что спецэшелон сделал уже 10 рейсов в Северодвинск и Мурманск. Перед прибытием спецэшелона в Приморье была построена бетонированная дорога от береговой технической базы к площадке загрузки контейнеров в вагоны. По ней будет ходить трейлер с 40-тонными контейнерами. Подготовка к вывозу ядерных стержней включала в себя компектацию крановой техники, ремонт железнодорожной ветки.
     Начальник технического управления ТОФ контр-адмирал Виктор Кривенко сказал, что флот сделал все от него зависящее и сейчас отрабатывается новая технологическая схема, более сложная, чем на Северном флоте, где загрузка контейнеров производилась непосредственно на заводах.