СОДЕРЖАНИЕ Журнал "Досье на цензуру" Главная страница
ДЕЛО ВАЛЕНТИНА МОИСЕЕВА

За импотенцию своего правосудия Россия заплатит дорогую цену
Новые известия, 2 марта 2001 г

Европейский суд по правам человека заинтересовался делом Валентина Моисеева

Центр содействия международной защите получил письмо из Европейского суда по правам человека в Страсбурге. В нем говорится о том, что жалоба по делу российского дипломата Валентина Моисеева будет рассматриваться в первой половине 2001 года, то есть в ближайшие месяцы. "Новые Известия" несколько раз писали об этом беспрецедентном деле. Блестящий российский дипломат, признанный специалист в области российско-корейских отношений, Валентин Моисеев больше двух лет содержится в Лефортовской тюрьме ФСБ по обвинению в измене Родине и шпионаже в пользу южнокорейской разведки. Один раз его уже приговорили к 12 годам тюремного заключения, но Верховный Суд отменил этот приговор и отправил дело на новое рассмотрение, снова в Московский городской суд.

Как показывают дальнейшие события, эта высшая столичная судебная инстанция не справляется с возложенной на нее задачей. Наша газета уже писала о том, что судья Мосгорсуда Губанова заболела перед самым вынесением приговора по делу российского дипломата, и его дело было передано другой судье. В нарушение закона были заменены народные заседатели, которые участвовали в судебных заседаниях под председательством Губановой. Новая судья - Галина Коваль "продержалась" в процессе чуть больше двух месяцев.

23 февраля в судебном заседании был объявлен перерыв на неопределенное время в связи┘ с болезнью судьи. Обращает на себя внимание то, что судья Коваль заболела именно в тот день, когда в суд были вызваны свидетели защиты - жена и дочь Моисеева.

20 февраля на процессе выступал сотрудник ФСБ, который, по словам защитников Валентина Моисеева, пытался доказать факт вербовки российского дипломата южнокорейской разведкой. У адвокатов подсудимого создалось впечатление, что свидетель "отрепетировал" свое выступление в суде, заранее договорившись с прокурором. Иначе как объяснить, что у этого сотрудника ФСБ совершенно "случайно" в кармане оказалась лупа: с ее помощью он с важным видом читал ксерокопии "шпионских" документов, об исключении которых, как недопустимых, добытых с нарушением закона, много раз ходатайствовала защита.

В этом процессе, как, впрочем, и в большинстве процессов традиционной формы судопроизводства (в отличие от суда присяжных), не приходится говорить о состязательности сторон. Почти все ходатайства защиты отклоняются судьей. Адвокат Анатолий Яблоков еще 24 января направил жалобу в Конституционный суд и до сих пор не получил никакого ответа. Для защиты это была единственная возможность поставить в известность высший судебный орган о том произволе, который Мосгорсуд, с явного ведома ФСБ, творит в деле Валентина Моисеева. Судья Коваль отказалась передавать жалобу Яблокова в Конституционный суд, ссылаясь на закрытость процесса и на невозможность приобщить к жалобе ксерокопии материалов дела. Остались без ответа также и жалобы жены Моисеева генпрокурору и председателю Верховного Суда по поводу наличия в зале суда аппаратуры неизвестного назначения, которая создает непрерывный звуковой фон и может оказывать вредное воздействие на присутствующих. Может быть, судьи, ведущие дело Моисеева, потому и болеют, что электронная аппаратура, установленная ФСБ, вредит их здоровью?

"Рассмотрение дела Моисеева зашло в тупик. Судьи не знают, что делать. Но рано или поздно им придется принимать какое-то решение", - уверена одна из адвокатов Моисеева Каринна Москаленко, руководитель Центра содействия международной защите. Российские судебные инстанции явно затягивают процесс по делу Валентина Моисеева. В отличие от них международная судебная инстанция, Европейский суд по правам человека в Страсбурге, собирается рассматривать вопрос о приемлемости дела Моисеева в ближайшее время. Есть основания полагать, что он может сразу же рассмотреть это дело и по существу, то есть вынести решение, с которым российскому правительству придется считаться. Такая процедура предусмотрена в исключительных случаях. Как считает защита Моисеева, дело российского дипломата как раз и является таким "исключительным случаем", ведь создается впечатление, что вся судебная машина, начиная от Мосгорсуда и кончая Конституционным судом, оказывается не в состоянии исполнять свои функции по соблюдению законности, если в исходе судебного дела заинтересована такая мощная структура, как Федеральная служба безопасности. Остается уповать только на Европейский суд по правам человека, который, вынося решение против страны-члена Совета Европы, в данном случае по делу "Валентин Моисеев против России", заставит правительство платить денежную компенсацию за импотенцию российского правосудия.

Зоя Светова

СОДЕРЖАНИЕ | В начало страницы