Журнал "Досье на цензуру"
|
|
В каком ухе жужжит?Новый скандал в шпионском деле
Московский комсомолец, 12 октября 2000 г.
В Мосгорсуде проходит сейчас процесс по обвинению в шпионаже дипломата Валентина Моисеева. Процесс закрытый - все, что относится к разряду гостайн, у нас сразу секретится. Но не до такой же степени!
Общественное движение "За права человека" распространило вчера свое обращение к прессе: "На процессе Моисеева ФСБ применяет секретную "жужжалку". Кулуарное объяснение - для защиты от "прослушки". Официальных объяснений нет.
Напомним, что бывший замдиректора 1-го департамента Азии МИД Российской Федерации Валентин Моисеев был задержан сотрудниками ФСБ 4 июля 1998 года по обвинению в шпионаже в пользу южнокорейской разведки в 1993-1998 годах. По данным следствия ФСБ, Моисеева завербовал первый секретарь посольства Республики Корея Чо Сон У. В числе изъятых и приобщенных к делу документов - открытый проект российско-корейского договора о мире и дружбе, а также доклад, подготовленный самим Моисеевым для конференции об экономическом и политическом положении в Корее.
В декабре 1999 года Мосгорсуд уже приговорил Моисеева к 12 годам лишения свободы, однако Верховный суд отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение. 5 сентября закрытый процесс возобновился.
Защитники Моисеева Юрий Гервис и Анатолий Яблоков потребовали отстранения от процесса государственного обвинителя от Главной военной прокуратуры, ходатайствовали о передаче дела суду присяжных и предложили сделать процесс открытым. Но по всем пунктам получили отказ - по причине особой секретности оглашаемых в суде сведений.
А в минувший вторник сам Моисеев, его жена и адвокаты отослали заявление заместителю министра здравоохранения Анищенко следующего содержания: "С 25 сентября 2000 года в зале Мосгорсуда, где проходят слушания по делу, установлена аппатура неизвестного назначения, издающая непрерывный звуковой фон высокой частоты. Аппаратуру сопровождают два сотрудника ФСБ, постоянно находящиеся в коридоре, у двери зала суда. Назначение данной аппаратуры неизвестно, но она оказывает направленное или фоновое воздействие на людей┘"
Несколько человек подтвердили нам, что в зал действительно вносится некая техника, большая часть которой размещается в судейской комнате, а остальное -в зале судебных заседаний. К тому же окна в зале занавешиваются темной плотной тканью. Ничего похожего на других "шпионских" процессах наши собеседники, часто работающие в Мосгорсуде, не видели.
На вопрос жены Моисеева, что это такое, сотрудники ФСБ загадочно ответили: "Генератор правды". Хочется верить, что пошутили. Скорее всего, считают эксперты, таинственная аппаратура просто призвана оказать на подсудимого определенное психологическое давление. Вдруг возьмет да и сознается в преступлении!
Не будем говорить о соблюдении элементарных прав человека - понятно, что от такого объяснения наша Конституция покраснеет и зарыдает. Вспомним, что по закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при проведении работ с источниками излучений всех видов (шум, электромагнитные поля, ультразвук и т.д.) должны выполняться санитарные правила. И уж точно необходимо специальное разрешение на использование конкретной аппаратуры.
Очередной шпионский процесс все больше напоминает фарс. Когда обвинение несостоятельно, а доказательная база слаба, на помощь спецслужбам приходят секретные "жужжалки".
Олег Фочкин