Журнал Индекс Журнал "Индекс" | Дело Эдуарда Лимонова

Информация о задержании Лимонова

28 апреля 2001 года писатель Эдуард Лимонов вместе с охранником, водителем и сотрудником газеты "Лимонка" выехал на Алтай. С собой у Лимонова были деньги на покупку дома.

Вечером 30 марта, когда на вокзале Новосибирск-Главный Лимонов со своими спутниками вышли из поезда, на перроне их ждали пять милиционеров и 20 человек в штатском. Без предъявления обвинения Лимонова и его спутников доставили в линейное отделение милиции для досмотра. После чрезвычайно придирчивого обыска, после фотографирования с табличками на груди всех задержанных отпустили, ничего не объяснив и не извинившись.

3 апреля, в селе Банном, на пасеке Пирогова, которую снимает Эдуард Лимонов, проживавшие там сотрудники Лимонова готовились праздновать тридцатый день рождения Сергея Аксенова, учредителя газеты "Лимонка". Все огорчены, что Лимонов до сих пор не приехал. Около 14.00 на пасеку прибыл на тракторе "Кировец" участковый (впервые за полгода) и переписал всех находившихся на пасеке. За чашкой чая, объяснив свой приезд седьмым этапом операции "Вихрь-антитеррор", он попросил, чтобы все, кто этого еще не сделал, оформили регистрацию.

Лимонов добрался до пасеки только шестого - машина увязла в грязи, ему со спутниками пришлось ночевать в "Уазике" среди поля, потом, наняв трактор, они все же преодолели распутицу.

Рано утром 7 апреля залаяла собака - явились непрошеные гости. Все еще лежали в постелях: кто-то спал, а кто-то читал. Дмитрий Бахур открыл дверь, чтобы узнать, кто приехал. Люди с автоматами Калашникова, без знаков различия, не представившись, ворвались в избу. Людей вытаскивали из кроватей, не дав одеться, и выводили на мороз. Кто-то из их начальников, проходя мимо, возмутился: "Почему стоят?! Всех на колени!" И всех прикладами опрокинули в снег. Спецназовцы вдоволь поиздевались над "задержанными". На вопрос одного из них: "А чего это вы дрожите?", Сергей Аксенов ответил: "Холодно", и получил согревающее средство - удар кирзовым сапогом. Потом всем все-таки дали возможность одеться. Заводили по одному в избу, давали 20 секунд, чтобы накинуть на себя хоть что-то, и уводили с закованными на спине руками в холодную баню.

Там задержанных продержали 11 часов - столько времени шел обыск. ФСБ-шники с металлоискателями, кинологи с собаками облазили всю пасеку: 3 избы, 2 бани, 4 сарая, расположенных на площади в 1 гектар. Ничего не нашли.

Стали выдергивать по одному на предварительный допрос - у них это называется "дружеский разговор". Конвоирам, видимо, было отдано приказание, физически прессовать задержанных по дороге на допрос. Мало того: перед дверью бани били по голове и заставляли заползать туда на коленях. В предбаннике утыкали человека головой в стену и били по почкам, внушая, что "дяде-следователю надо говорить то, что требуется, а иначе...". И снова били по почкам. Били головой о сруб даже Дмитрия Бахура, у которого отсутствует кусок черепа диаметром около 5 сантиметров. После таких предисловий следователи очень мило беседовали, расспрашивая о каком-то несуществующем оружии. Его отсутствие, видимо. сильно их озадачило: для того, чтобы отправить 100 бойцов спецназа (оторвав их, по их собственным словам, от работы в Чечне), наверняка надо было представить достаточные обоснования, да и потратить кучу денег.

В ходе обыска пропало много вещей и 15 тысяч рублей.

Позже всем разрешили взять самое необходимое из вещей и - опять же по морозу - повели к машинам, которые застряли в поле за семь километров от пасеки. От первоначальной идеи - приковать всех к металлической лестнице - они, по счастью, отказались. Но не отказались от удовольствия весело покрикивать: "Шаг влево, шаг вправо - расстрел!".

Запихнув всех в воронки, было приказано зажать голову между колен. Когда кто-нибудь осмеливался все же поднять голову, он тут же получал прикладом по затылку.

Так спецназ с задержанными доехал до районного центра Усть-Кокса, где всех раскидали по камерам ИВС. Ночью стали выдергивать ночью на допрос. По дороге к следователю конвоиры прессовали - били умеючи, чтобы следов не оставалось.

Всех, кроме Эдуарда Лимонова и Сергея Аксенова, допрашивали как свидетелей. Наутро шестерых свидетелей отпустили, велев в 24 часа покинуть Республику Алтай, "иначе останетесь в Азии надолго". Причем не на Алтае, а в Казахстане - при аресте и обыске присутствовали представители спецслужб Казахстана и явно жаждали крови...

Эдуарда Лимонова и Сергея Аксенова самолетом отправили в Москву, в Лефоротово, где они находятся и сейчас.

Дело Эдуарда Лимонова. Содержание