Суд над Пасько: журналист по-прежнему в заключении
В письме министру юстиции России Павлу Крашенинникову "Репортеры без границ" (РБГ) выразили протест против продолжающегося содержания под стражей военно-морского журналиста Григория Пасько, судебный процесс над которым по обвинению в "государственной измене" должен закончиться во вторник в дальневосточном городе Владивостоке. Напоминая о том, что Европейская Конвенция по правам человека, которую подписала и Россия, гарантирует право на суд "в разумных временных пределах" или на освобождение из-под стражи на время разбирательства и что она гарантирует "свободу получать или распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны властей и независимо от государственных границ", РБГ считают, что содержание Григория Пасько в тюрьме "предварительного заключения" в течение 19 месяцев не имеет оправдания и представляет собой ущемление основных прав журналиста. Робер Менар, генеральный секретарь организации, выразил "глубокую озабоченность исходом судебного процесса и опасение, что методы ведения расследования спецслужбами и судебного разбирательства могут нанести урон престижу российской правовой системы".
По мере приближения к концу суда над Григорием Пасько, РБГ хотели бы привлечь внимание г-на Крашенинникова к серьезным нарушениям, допущенным в ходе расследования сотрудниками ФСБ. По имеющейся у нас информации, эксперты министерства юстиции пришли к заключению, что агенты ФСБ добавили поддельные документы к тем, что были изъяты в доме журналиста в ноябре 1997 года. 23 апреля, после более чем годичного расследования, Юрий Ралин, свидетель обвинения, в конце концов признался, что дал ложные показания против журналиста под давлением следователей. 24 июня эксперт-графолог заявил, что подпись второго свидетеля на заявлении на имя следователей ФСБ была подделана.
РБГ обращают особое внимание на то, что вина Григория Пасько не доказана. Даже прокурор, Константин Осипенко, сказал, что вменяемые ему в вину шпионские действия "не нанесли урона национальной безопасности России". Распространенная журналистом информация, подтвержденная экологическими организациями, является общеизвестной и не может представлять собой государственную тайну. Видеозаписью сброса радиоактивных отходов с российских подлодок в Японское море Григорий Пасько всего лишь информировал население о серьезной экологической опасности в данном районе.