Index Главная страница
МАYDAY - Андрей Бабицкий

Н.Ним, главный редактор журнала
"Индекс/Досье на цензуру"
4 февраля 2000 года

Андрей Бабицкий: немного здравого смысла в мутной воде

    ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ВАРИАНТОВ

    Мы хорошо знаем родимые спецслужбы и можем точно утверждать, что никогда они не откажутся от шага, который им выгоден.
    Т.е. в шумной (и уже международной) кампании в защиту Бабицкого, где спецслужбы вынуждены постоянно отбиваться от естественных подозрений в свой адрес, они бы никогда не упустили возможности подтвердить чистоту своих делишек в деле с Бабицким устами самого Бабицкого (пресс-конференция, предъявление его журналистам или знакомым, на крайний случай - запись его выступления по видео).
    Значит выпуская журналиста из-под своего полного контроля к возможности свободной передачи информации - они бы обязательно подстраховались индульгенцией по поводу своих действий из его собственных уст. Либо (маловероятнее) они могли отпустить Бабицкого при полной уверенности, что его информация и без непосредственного контроля не способна нанести удар действиям спецслужб, о которых Бабицкий узнал при непосредственном с ними контакте (пребывание задержанным, фильтрация, обвинения и подозрения и т.д.). В этом маловероятном случае они бы тем более не упустили возможности помочь журналисту передать (совершенно свободно) информацию, которая будет оправданием всех действий по отношению к журналисту.

    Такой информации нам не предъявили, свободной информации от журналиста тоже не появилось - это означает, что а) подобного оправдания своим действиям от самого Бабицкого у них нет; б) информация, которая могла бы поступить от журналиста им (спецслужбам) мягко сказать - невыгодна (точнее предположить - опасна).
    В этой ситуации единственная возможность отпустить журналиста есть только тогда, когда можно будет настолько опорочить Бабицкого, что никакие его разоблачения уже не будут иметь силу.

    И только в этом случае его могли действительно передать чеченской стороне. Однако, само согласие Бабицкого на его передачу боевикам только в глазах чекистов может выглядеть как признание принадлежности к боевикам. В восприятии обывателя и тем более в восприятии просвещенных западных коллег (да еще и с текстом, предъявляемым как заявление Бабицкого) - само это действие не может перевесить возможных разоблачений журналиста. Значит в этом случае нужны еще какие-то данные, которые способны бесповоротно опорочить Бабицкого. Такую провокацию можно устроить лишь полностью контролируя всю обстановку на той "воле", на которую журналист отпущен.

    Значит, живой или мертвый - Бабицкий до сих пор находится под контролем спецслужб (непосредственно у них или у людей им подчиняющихся).

    Не упустим, конечно, и маловероятную возможность того, что указанная информация есть и спецслужбы ведут более тонкую провокативную игру, чтобы предъявить ее в самый пик кампании в защиту Бабицкого, когда эта тема станет основной в претензиях мирового сообщества к Кремлю. (Однако это все же "слишком тонкое" предположение для наших маниловых или здановичей...). В этом варианте тем более незачем спецслужбам отпускать от себя такой козырь - живого журналиста, который хоть и предоставил федералам требуемую индульгенцию, но может ведь иначе расставить акценты, чем это потребуется заинтересованным лицам и ведомствам. Нет, при любом раскладе - Бабицкий под контролем федералов. Хорошо, если живой.

    ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ

    1. Бабицкий жив. Работа с ним (его разработка) продолжается.

    Нарушений в долгой разработке - куча. От Бабицкого не добились никаких оправдательных подписей по поводу отсутствия у него претензий и т.д. Отпускать под подписку никак нельзя, хоть в Кремле это пообещали и оттуда указали (много голов полетит и - своя, которая всего дороже)
    Играя на "гуманизмах" (чекисты умеют) Бабицкого уговаривают на обмен. Позвонить жене, друзьям или адвокату не дают (нет связи, некогда, быстрее-быстрее, вы же согласились сами, на счету каждая секунда... каждая минута... ). Перевозят и передают своим же камуфляжным коллегам (или подчиненным). Мимо проводят ранее освобожденных военнослужащих (есть данные, что освобождены они безо всякого обмена). Все это снимают "случайно оказавшиеся" чекисты на случайно оказавшуюся камеру.
    Далее большой простор "разработки". Получены косвенные улики причастности Бабицкого к незаконным формированиям (в чем его и пытаются обвинить). Самому журналисту объясняют, что теперь его как бы и нет и с ним можно сделать что угодно. Время есть...

    2. Разработка Бабицкого для спецслужб уже бесперспективна, но он еще жив.

    Это вариант, когда с журналистом уже такое наворотили, что надеяться все это как-то спрятать и избежать скандалов и сноса голов - не приходится. (Это вариант, когда каждое возможное нарушение пробовали скрыть все более масштабным - добивались подписки об отсутствии претензий силовым воздействием и пытками, втягивали в нарушения все более высоких чинов, информируя о происходящем и вынуждая покрывать - вплоть и до Кремля... и т.д. Так всегда и катится наш отечественный беспредел, если наталкивается на нежелание сотрудничества...)
    Придуман способ информационного прикрытия беспредела с Бабицким через версию обмена. Косвенно задним числом как бы оправдывается обвинение. Спецслужбы выжидают или ждут указаний из Кремля - что делать с журналистом дальше. (Замочить псевдобоевиков, вместе с удерживаемым ими Бабицким? Приказать им расстрелять какую-то группу людей, одев и на Бабицкого пустой автомат и снять это на "случайно оказавшуюся" камеру?..- ждут)

    Здесь само заявление Бабицкого (если оно не поддельное) могло сначала не иметь никакой связи с инсценировкой обмена а взято для косвенного признания его нежной дружбы с боевиками. А съемка псевдообмена могла быть придумана уже потом, для оправдания перед высоким начальством отсутствия журналиста после заявления в Москве, что вот-вот приедет.

    3. Предыдущий вариант в сочетании с тем, что Бабицкий уже мертв, и все заявляемое федералами - прикрытие этого преступления (и - соучастие)

    Я бы очень хотел ошибиться в изложенных выше предположениях.
    И еще  - самое время напомнить, что за все произошедшее с Андреем Бабицким несет личную ответственность В. Путин. Он заявил, что берет дело Бабицкого под свой контроль, и это значит, что он должен был либо санкционировать дальнейшие действия по отношению к журналисту, либо - согласиться с правильностью этих действий.
    И еще одно - 11 января, распространяя текст под названием "На информационное поле выходит СМЕРШ" (об интересе правоохранительных органов к фотоснимкам Бабицкого) - я очень надеялся, что преувеличиваю опасность, нависшую над журналистами.

Главная страница | MAYDAY - Андрей Бабицкий