Основные принципы деятельности некоммерческих организаций в РФ
Основываясь на том, что реализация общественных интересов находится в поле общей заботы и ответственности органов власти, бизнеса и объединений граждан;
Считая некоммерческие организации важнейшим механизмом участия граждан в решении общественно значимых проблем, осуществлении общественного контроля и эффективного взаимодействия граждан с властью и бизнесом;
Учитывая, что внимание к деятельности некоммерческих организаций растет, при этом понимание принципов их деятельности явно не достаточно;
Отвечая растущей потребности в самоопределении, самоорганизации и консолидации некоммерческого сектора, повышении прозрачности некоммерческих организаций,
мы заявляем о приверженности следующим основным принципам деятельности.
Принцип общественной пользы
Миссия некоммерческой организации заключается в реализации общественных интересов, в том числе интересов участников (членов) организации, привлечении внимания органов власти, средств массовой информации и граждан к проблемам и обстоятельствам, имеющим общественное значение.
Принцип свободы деятельности
Деятельность некоммерческой организации основывается на самоуправлении. Некоммерческая организация свободна в выборе содержательных направлений деятельности и методов их реализации, может открыто выражать собственную точку зрения на любую общественную проблему и отстаивать свою позицию.
Многообразие некоммерческих организаций обусловлено многообразием общественных интересов.
Принцип сотрудничества
Некоммерческая организация открыта к диалогу и взаимодействию с заинтересованными сторонами, развивает сотрудничество и партнерские отношения в целях реализации общественных интересов. Проявляя солидарность с другими НКО, некоммерческая организация в случае необходимости готова оказать им поддержку вне зависимости от сферы их деятельности.
Принцип верховенства права
Деятельность некоммерческой организации не противоречит ее уставу. Некоммерческая организация предпринимает необходимые меры, чтобы выполнять требования законодательства, и, в соответствии со своими возможностями, содействует его совершенствованию.
Принцип демократического управления
Руководство и управление некоммерческой организацией осуществляются на основе демократических процедур и взаимного уважения. Сотрудники, участники (члены) и другие лица, вовлеченные в деятельность некоммерческой организации, информированы о миссии, задачах, правовых условиях деятельности организации, источниках финансирования, своих правах и обязанностях, имеют возможность открыто обсуждать в организации вопросы ее деятельности.
Принцип самоконтроля
Некоммерческая организация обеспечивает внутренний контроль за своей деятельностью и регулярную оценку ее эффективности и качества.
Некоммерческая организация ответственно подходит к выбору источников финансирования своей деятельности.
Некоммерческая организация старается не допускать ситуации, при которой принятие решений обусловлено личной выгодой лиц, принимающих решения.
Принцип открытости
Некоммерческая организация принимает меры к тому, чтобы все заинтересованные стороны: знали о ее деятельности и имели ее контактную информацию; могли получить по запросу краткую актуальную информацию о ее миссии, целях, задачах, структуре расходов и доходов и основной деятельности; имели возможность ознакомиться с ее регулярным (годовым) отчетом.
Некоммерческая организация вправе ограничивать доступ к информации, разглашение которой может привести к негативным последствиям либо расценено как вторжение в личную жизнь, если такое ограничение прямо не запрещено законом.
Принцип ответственности
Некоммерческая организация ответственна прежде всего перед обществом и своей целевой аудиторией.
Некоммерческая организация учитывает возможные последствия своей деятельности для граждан, организаций, общества в целом и окружающей среды.
Некоммерческая организация стремится к тому, чтобы ее действия или бездействие не приводили к негативным последствиям для партнерских организаций, информирует своих партнеров о возможных рисках совместной деятельности.
Принцип равноправия
Некоммерческая организация не использует свои преимущества с целью дискриминации других НКО, не выступает от их имени без соответствующих полномочий. Некоммерческая организация самостоятельно представляет свою точку зрения или добровольно делегирует это право.
15 февраля 2008 года