Журнал "Индекс/Досье на цензуру" 

Дмитрий Флорин

Блеск и нищета «Наших»

Итак, приехали

От одной молодежной организации мне предложили съездить на Селигер на форум «Наших» в качестве консультанта по выпуску газет.

Я бы назвал это «мечтой разведчика», так как для того, чтобы понять весь этот «нашизм», надо прожить с ними в «боевых условиях» какое-то время, а тут пожалуйста – вполне официально!

О том, что все официальное везде и всюду одинаково, стало понятно сразу. Очередь на регистрацию и получение именного бэйджа с электронным чипом – более 12 часов. А ведь некоторые энтузиасты добирались сюда не одни сутки.

Регистрация – вещь занимательная. Сначала группы по спискам «проводят» по нескольким КПП, потом сажают в огромный павильон, внутри которого есть отгороженные ленточками сектора. Каждый активист движения, по команде, обязан предоставить: тарелку, ложку, аптечку, кружку, зачетную книжку (специальную – от «Наших») и т.п. Пугали, что в случае нехватки трех необходимых по списку предметов – домой. Потом длиннющая очередь на получение бэйджэй. У кого нет фото – тут же съемка «Полароидом» за 100 рублей...

Базарный гул. Непонятно, кто за что отвечает, что надо делать, кого спрашивать...

Итог – к вечеру все «нашики» уже спокойно себе сопели по палаткам, а я с двумя «наемниками» (люди, приглашенные работать на форум за деньги, не имеющие отношения к «Нашим») что-то узнавали, ставили палатки, искали спальники...

Первое сильное впечатление: ОНИ ВСЕ В ФОРМЕ! В каждом «подразделении» – своя. Но все красно-белое, с символикой «Наших». Потом даже бутик открыли – вплоть до купальников от «Наших». И по форме некоторых можно догадаться, в каких «спецоперациях» они участвовали. Эти на эстонское посольство наезжали в Москве, эти – «связные президента», эти – в самом Таллине «жгли» и т.д.

На фоне «красно-белых» хорошо выделялись две родственные группировки – «Новые люди» и «Россия молодая» (Румол). О последних ходят упорные слухи, что именно в это движение набирают «правильных экстремистов», и именно эти ребята есть своеобразное «экстрим-крыло» «правильных молодежных движений». Они даже очень часто лица закрывают повязками – по аналогии.

Это «румоловцы» активно торпедировали все «Марши несогласных», начиная с декабрьского в 2006 году (в Москве). Тогда они вывесили растяжки: «Привет маршу политических валютных проституток». Повесили их внезапно. Одну – на заборе – прямо под носом у Лимонова, Каспарова и др., а вторую – на крыше дома напротив...

Что такое «Новые люди» – вообще понятия не имею.

Были на Селигере и еще два подразделения, державшиеся особняком. «Наша армия» и Добровольная молодежная дружина (ДМД). Первая – милитаризированная группа, живущая по правилам вооруженных сил, изучающая все то, что изучают в армии, вплоть до оружия и тактики (учтите, что с ними занимаются явно не диблоидные дембеля). Вторая группа – своеобразное правоохранительное спецподразделение. Тоже занятое постоянным стремлением к совершенству. Для них – сплошные учения. Например, задание двум группам: перетащить противника в определенное место. Можно «живыми цепями», можно «штучно» – как угодно. Грань между тренировкой и дракой – очень условна. Ребята крепкие и амбициозные. На форуме они заодно выполняли роль правоохранительных органов – следили за порядком и «прессовали» своих же сподвижников. Помимо них за порядком следили представители МВД и каких-то ЧОП, но однако внутри территории форума основными «хозяевами» были все-таки ДМДшники.

Помню, сидели у кого-то в палатке после отбоя (а после все «наши» спят и кто не спит, тот...). В общем, пришел парнишка в камуфляже – потребовал пройти с ним в штаб. В штабе требуют писать объяснительную и, на всякий случай, отметили наши бэйджи. Надо сказать, что и бейдж бейджу – не ровня.. Они разделялись по цветам. Активисты – красные. «Наемники» – желтые. Гости – синие. VIP – ну, с ними все понятно.

Обладатели красных бэйджей 2 недели форума не имели права покидать территорию лагеря (периметр строго охранялся, к тому же форум расположился на полуострове), им запрещалось употреблять спиртные напитки и материться, а курить – только в отведенных местах. Они были обязаны посещать (согласно плану и графику) все мероприятия, зарядку (кросс 5 км) и т.д. Никому нельзя было передвигаться по форуму без бэйджа. Поймали – штраф. В виде «пропикивания» бэйджа через специальное считывающее устройство. Три «пропика» – домой. На каждом мероприятии необходимо «пропикиваться», так как если в базе данных окажется, что у тебя больше трех штрафов (не отметился или что-то нарушил) – отправят домой, а активиста еще и исключат из движения.

С желтыми и остальными бэйджами было проще – можно днем выходить за территорию лагеря (по записи), не посещать мероприятия (кроме обязательных), не ходить на зарядку. Таким образом на каждом человеке в лагере висела именная идентификационная микросхема, с помощью которой отслеживался весь распорядок дня ее хозяина. Почему-то очень напомнило маяки, закрепляемые на заключенных.

Счастье

Утро начинается с гимна России. Затем врубают песенку Элли из «Волшебника Изумрудного города», потом поет кот Леопольд голосом Калягина, потом – из «38 попугаев» песня про зарядку и т.п. Такое впечатление, что ты или в пионерском лагере, или просто впал в детство.

Вы когда-нибудь видели счастливые лица 10 тысяч человек? Я видел. И поначалу чуть сам к ним не присоединился. Смотришь – завидуешь. Они такие счастливые!

Стрем 1: Бей фашистов!

Открытие форума. Якеменко на главной сцене, а народ – все эти тысячи человек – на земле у сцены. Огромное поле народа.

Якеменко начал. Закроешь глаза – Путин говорит. Все путинское – интонация, интервалы, оговорки, порывистость... короче – здравствуйте Владимир Владимирович!

Начали, как и положено, про великую Россию, про дедов и отцов, ветеранов, про войну с фашизмом... И вдруг выдал: «Вот идет по улице Москвы Лимонов. Он фашист. Он в своей книге написал, что он фашист. И никто не подойдет и не ударит его! Не подойдет и не стукнет его! Почему?»

Огромное количество народа слушает с замиранием сердца. Тишина такая, что слышно, как трава шумит. Страшно. Не может так и такое слушать такое количество людей!

В это время на другом от меня конце поля у омского журналиста Кирилла сработал виброзвонок на телефоне. Его чуть не порвали.

Дело в том, что Якеменко, начав свою речь со слов: «Дети мои!», предупредил, чтобы все выключили мобильные телефоны. Строго так предупредил. Журналист-наемник из Омска не выключил телефон полностью, переведя его в вибровызов. Когда аппарат сработал, он аккуратно его достал, открыл и шепотом сказал: «Не могу говорить – перезвоню». Сидящие рядом с ним сначала отклонились в стороны, потом к нему протянулись руки со словами: «Ты чего? Не понял? Василий сказал: телефоны выключить!!! Отдай сюда! Выкиньте его!»

Телефон Кирилл спас. И стал очень тихим...

Стрем 2:

После того, как сказали все необходимые слова, начали крутить всякие песни про Россию. В основном – «Любэ». На поле перед концертной сценой стояли все. Вынесли флаг России, величиной, наверное, с футбольное поле. Его растянули на все поле поверх голов. 10 тысяч человек стояли на поле, накрытые огромным флагом. Потом его вновь сложили. И начались какие-то непонятные танцы – народ скакал по кругу, и это было похоже на чеченский зикр... А на всех лицах – улыбки…

Журналист-наемник Леха из Калуги спросил вечером у «Наших», вспоминая эти странные танцы на поле: «Ребят, а вы секта?»... Его не отметелили только потому, что он дал обещание, что больше так никогда не скажет...

А когда все на поле замерли в смирно под гимн России, то у края поля кто-то, видимо из «наемников», не встал. К нему подошли несколько парней в «фирменных» цветах: «Встал быстро!»

Стрем 3:

В лагере…

Якеменко спецраспоряжением запретил называть мероприятие лагерем. Только форумом. Особенно большим репрессиям за оговорку подвергались СМИ.

Со СМИ вообще было много проблем. Так, на Селигере выпускалось два официальных издания (и куча самиздатов от каждого направления): «Наши известия» и «Желтая правда».

Никто никаких задач (о чем писать и как работать) журналистам не ставил. После выхода первого номера ежедневных «Известий» Якеменко отправил в отряд информнаправления своего идеолога.

Пришел очаровательный крашеный рыжий мальчик Макар (о его «крашености» – отдельная тема), сказал, что все плохо, ничего «не цепляет», все – по-совковски и надо быть креативней (а если, чтобы привлечь внимание, надо написать слово «жопа» – пишите его на первой полосе)!..

Девочка, ответственная за «Желтую правду», после его речи идет к компьютеру и пишет: (первая полоса, первая статья) «ЖОПА. Делегация информационщиков на днях провела флэш-моб под названием «ЖОПА». Столь нецензурное выражение им посоветовал идеолог Макар. Администрации форума не понравился официоз, печатаемый в газете, и поэтому ее представитель настоятельно посоветовал добавить «перчинки». Суть флэш-моба состояла в том, что шаловливые информационщики подходили к каждому представителю пищалкоимелки и прикладывали свои бэйджи, при этом говоря одобренное Васей слово: «ЖОПА». Вот так и живем!»

Выходит «Желтая правда», и ее запрещают через полчаса после начала ее распространения по форуму. По всем радиочастотам раций проходит приказ о запрете. Весь тираж изымается и сжигается (было напечатано общей сложностью 5 тысяч экземпляров, какая-то часть успела «расползтись» по форуму)...

Ночью толпу информационщиков (пара сотен человек) собирают в одном из павильонов. В темноте. Якеменко освещают фонариками. Он раздалбывает журналистов, имеющих отношение к газете. Журналисты раздробились – «наемники» и часть информационщиков «Наших» все еще готовы отстаивать свою точку зрения, но большая часть «Наших» уже «легла» под мнение Якеменко и готовы делать все, что он скажет.

И он говорит: «Вдумайтесь! Почему журналисты взяли на себя право критиковать? Они что, лучше всех? Кто им это сказал? Пусть начнут с себя! Есть люди, которые что-то делают, а есть те, кто ничего не делает и только лезет все критиковать! А кто там еще сейчас будет продолжать разговаривать, я подойду и лично дам в рыло!»

Кровавый союз рыжих

Мало кто понимал, с чего все началось. В один прекрасный день активист направления «Государственная Идеология» Макар вдруг запустил такую тему: «Когда человек не хочет чего-то делать, когда он равнодушен и ему все пох…, тогда он придумывает отмаз: «Я чего – рыжий?»

Так вот, Макар решил, что показателем неравнодушия к процессам в России почему-то может стать именно «рыжесть». Мол, я рыжий – мне не все равно. Макар покрасил волосы в рыжий цвет. Потом появился плакат президента Путина, волосы которого были огненно-рыжими!

Кто-то из «Наших» сделал замечание по поводу «перекраски» Путина. Понеслось. К «плакатчикам» пришли несколько человек, которые заявили, что с изображением Путина так поступать нельзя. Завязалась сначала словесная, а потом и реальная потасовка. Плакат был срезан ножом. Так было запущено начало «рыжей революции»...

Макар нашел несколько десятков, а потом и сотен своих сторонников. Противоположная сторона не отставала. «Рыжие» смотались в близлежащий город Осташков и скупили в магазинах всю краску для волос. Под дождем на футбольном поле несколько сотен человек сидели и красили друг другу волосы в рыжий цвет.Так на Селигере образовалась «рыжая группировка».

Противоборствующие стороны сошлись на дебаты. Дебаты сорвались ввиду чрезмерной эмоциональности выступлений, едва не вылившихся в массовую драку. ДМД вмешалось и прекратило спор.

Ненадолго...

На митинг с мегафонами сошлись две группы – «рыжие» и «не рыжие». Начали как бы цивилизованно.

(Чем-то напоминало Майдан, когда на нем стояли две противоборствующие стороны: синие и оранжевые.)

Лидеры группировок по очереди, через мегафон, пытались словесно «опустить» своих конкурентов. «Не рыжие» апеллировали к высоким чувствам уважения личности Владимира Путина. «Рыжие» тоже о любви к Путину, но только с более «креативным» (рыжим) оттенком.

Приводились самые разнообразные доводы, давили то на жалость, то на патриотизм. Парнишка, который служил на границе Чечни, взволнованно рассказывал, что для них Портрет (именно так – с большой буквы) Путина был святыней, что прикоснуться к нему ни у кого бы рука не поднялась...

«Рыжие» не сдавали позиций – их доводы были не менее изощренные...

Сначала многим казалось, что все это игра. Затем появились сомнения. Толпа заводилась. Сначала переставали слушать, потом стали пинать... Глаза – бешеные, крики – в хрип... До массовой битвы остался один шаг...

Опять вмешались силы правопорядка...

Неизвестно, чем бы закончилась вся история с «рыжим бунтом», поскольку уже по форуму стали шнырять слухи про каких-то «побитых» в боях между «рыжими» и «не рыжими».

Якеменко вызвал к себе «предводителей» противоборствующих групп. Макара от «цветных» и какую-то девушку от их «идейных противников». Итог: «Рыжие» снимают плакат с перекрашенным Путиным, а девушка от «не рыжих» красит локон волос в рыжий цвет…

Несколько сотен человек уехало с Селигера домой с рыжими волосами…

«Не наша» палатка.

Ночь, полчаса после отбоя. Сидим в палатке у ребят-наемников. Палатка закрыта. Тихо разговариваем и делимся странными наблюдениями, сделанными за истекший день.

Про наклейки в биотуалетах («Не про*ри страну!»), про все эти хождения колоннами…

Снаружи свет фонарика. Откройте! Стоит мальчик в камуфляже.

– Вы чего делаете?

– Работаем!

– А сколько вас тут?

– А чего?

– А я охрана!

– И чего?

– А вас тут шестеро в четырехместной палатке – не положено!

– И чего?

– Двое идемте со мной, кто не из этой палатки!

– С чего бы это?

– А я тогда подкрепление вызову (крутит рацией в руке)!

Идем в штаб, под конвоем мальчика в камуфляже.

В штабе с нас берут объяснение, так, мол, и так, находились после отбоя в чужой палатке, потому что решали вопросы, касающиеся работы на форуме. Наши бэйджи безжалостно «пропикивают» (и в общую базу данных вносят информацию, что у обладателей бэйджа под таким-то номером имеется нарушение).

Отпустили... Бред.

С вещами

Предпоследний день форума стал странным с самого начала. Ребят собрали по своим направлениям, и руководство направлений проинструктировало всех о ближайшем будущем.

Сегодня, после полуночи, все направления и цели движения «Наши» обнуляются. Получено задание, не позднее половины двенадцатого ночи снять лагерь и с вещами уйти от места дислокации форума на расстояние не менее пяти километров. Затем уже на месте новой стоянки необходимо разработать план действий на 2008 год. Кто не покинет лагерь – те скорее всего больше в движении не участвуют. Кто не разработает план на следующий год – скорее всего тоже.

Для чего? Почему?– ответов нет. Очередная проверка?

Народ задумался и пошел потихоньку собирать вещи.

Симулятор революции или революция симулятора

Последние, покидающие в дождливую ночь территорию форума «Наши», видели, что происходит что-то не то. У сцены разбивался палаточный городок, и выкрикивались «антифорумные» лозунги. Причем массово, в виде речевок.

Однако «Наши» законопослушно вышли в леса, уйдя бродить по околоселигерью.

Тем временем перед сценой скопилось несколько сотен активистов движений «Россия молодая» (Румол) и «Новые люди». Эти движения лагерь не покинули.

На сцене были вывешены антифашистские плакаты, а со сцены выкрикивались призывы неподчинения руководству форума. Новосозданный палаточный городок тем временем занял все поле перед сценой.

Тут и началась потасовка. Первыми на палатки ринулись какие-то ребята, лица которых скрывали платки. Затем, то ли для наведения порядка, то ли непонятно для чего, на «революционеров» пошли колонны ДМД (добровольная молодежная дружина) и частной охраны.

Версия «правоохранительной стороны»

Два молодежных движения, которые были приглашены на форум в качестве гостей, почему-то решили, что их здесь кто-то «дискриминирует». В ответ на это они, в нарушения правил поведения на территории форума, стали заниматься самоуправством. Сначала «бунтовщики» колоннами с палатками вышли к рабочей сцене, заняли ее и стали разбивать палаточный городок. Когда сотрудники охраны, усиленные ДМД, попытались вступить с бунтарями в переговоры, те отказались, дав согласие на переговоры только лично с руководством движения. Выяснилось, что руководства на территории форума уже нет (покинули его вместе со всеми «Нашими»). Призывы к соблюдению правил поведения на территории форума игнорировались. Бунтари вели себя вызывающе и провокационно. Они стали разводить костры. Тогда сотрудники охраны решили принудительно заставить бунтарей освободить сцену.

Версия «революционеров»

С самого начала работы форума чувствовалось, что к не «Нашим» применяются двойные стандарты. Начать можно хотя бы с такой вещи, как информационное пространство. Ни Румолу, ни «НЛ» не предоставлялось время в эфире. Приглашенные СМИ не получали информации об этих движениях – журналистам рассказывалось лишь о движении «Наши».

В знак протеста движения-изгои решили устроить свою акцию. Два движения разбили палаточный городок перед рабочей сценой и потребовали провести переговоры с руководством «Наших». Однако переговоров не состоялось, так как было объявлено, что руководство покинуло территорию форума.

Первый штурм

Возможно, все решили бы переговоры. Но получилось так, что к бунтарям был применен «силовой метод», после чего стало понятно, что ни о каких переговорах далее речь идти уже не может.

Согласно правилам «Селигера 2007», после часа ночи наступает отбой и все «форумляне» обязаны находиться в своих палатках. Именно это нарушение правил форума в основном и «инкриминировалось» бунтарям.

Неизвестно, кто дал команду на штурм палаточного городка. Неизвестно, кто были люди в платках на лице, которые ломали палатки, пиная тех, кто был внутри.

Вот что можно описать, сопоставив некоторые свидетельства.

Охрана и ДМД стали цепью со стороны КПП. Затем они двинулись в сторону палаточного лагеря. Впереди них выбежали те самые люди в платках на лице, которые стали сносить палатки, невзирая на находящихся внутри людей. Когда охрана стала силой освобождать сцену, завязалась потасовка. Затем возник пожар на бензиновом генераторе, из-за того что его перевернули. Пожар успели потушить. Охрана, столкнувшаяся с сопротивлением «бунтарей», отошла на первоначальную позицию.

В лагере стали подсчитывать урон. К этому времени к КПП прибыло множество сотрудников милиции Осташкинского РОВД, во главе с замом начальника РОВД, подполковником милиции, который отказался комментировать ситуацию и называть свою фамилию.

Милиционеры стали между охраной и «бунтарями». Что происходит, они совершенно не понимали. Пожалуй, самые странные выражения лиц были именно у милиционеров. То ли это какие-то маневры «безбашенных молодых кремлевских ребяток», то ли здесь в самом деле назревает массовая драка...

После семи утра «Наши» возвращались на территорию форума. «Бунтари» держали позиции примерно до этого же времени.

Эпилог

С «наемниками» из Калуги мы нашли на Селигере интересную бумажку – отчет о закупках для информационного направления. Сумма более двух миллионов рублей. Когда мы стали искать описанное – обнаружили только два небольших шатра. Описанного просто не существовало. Так, например, львиная часть затрат приходилась на аппаратуру: компьютеры, ризограф, принтер и т.д. Вместо новых (якобы закупленных) компьютеров детишки с разных городов привозили свои старенькие...