Содержание номера 26/2007 | Дальше >>

 Журнал "Индекс/Досье на цензуру" 

Свет Забелин

Президент России: взгляд через зеленые очки

Как любой пишущий - я субъективен. Несубъективный пишущий никому не интересен. Темой номера избран Владимир Владимирович Путин - Президент России в 2000-2007 годах. Автор статьи - по статусу "советник его", то есть сначала член Комиссии по правам человека при Президенте, а потом (вследствие переименования сего органа) - член Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ. Соответственно, имел возможность лично трижды обсуждать с Путиным острые вопросы охраны окружающей среды.

В 2002 году я поставил перед ним вопрос о реставрации органов охраны окружающей среды, упраздненных его же указом от 17 мая 2000 года. В марте 2004 года эти органы были восстановлены.

В 2005 году В.В. Путин пригласил меня под телекамеры пообсуждать маршрут нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Утвержденный на момент обсуждения маршрут, как известно, в апреле 2006 года был принципиально изменен.

В 2007 году мне пришлось просить Владимира Владимировича содействовать освобождению из туркменского застенка сопредседателя МСоЭС эколога Андрея Затоки. Дипломатические службы России получили соответствующий ситуации президентский импульс, и в настоящее время Андрей на свободе и продолжает охранять природу Туркменистана.

Таковы факты - но мы же о роли личности в истории! Или о чем?

 

По моему мнению, идеология нынешнего государственного обращения с окружающей средой заложена Гайдаром и его командой, к которой принадлежал и Виктор Иванович Данилов-Данильян, в течение первых десяти лет российской государственности возглавлявший ведомства, отвечавшие за охрану этой среды. Символ веры этой команды был прост и незатейлив: мы недостаточно богаты, чтобы охранять природу (и человека вместе с ней).

Из чего следовали рекомендации всемерно снижать российские стандарты охраны среды и здоровья во имя привлечения варяжского капитала. Сей подход был оформлен в виде Стратегии устойчивого развития России, утвержденной указом президента Ельцина в знаменательный день - 1 апреля 1996 года. И кто бы не верил в знаковость дат!

Путевку в жизнь сия Стратегия получила в процессе так называемого "Давосского соглашения" семи банкиров. Одним из своих первых указов после второго восшествия Борис Николаевич упразднил Министерство охраны окружающей среды и влил Госсанэпиднадзор в Министерство здравоохранения (то есть орган контролирующий подчинил органу контролируемому). И сели на лужок под липки ждать инвестиций.

Прошли те самые четыре года, и обнаружилось, что варяги не ломанулись в широко раскрытые двери через административные пороги, опущенные ниже плинтуса.

Задумались наши стратеги и решили, что если опускание порога не привлекло, то может иностранного инвестора соблазнит поднимание юбок выше ватерлинии. И поручили новому президенту вовсе упразднить эти им мешающие органы (охраны окружающей среды).

Он - как назначенец - их и упразднил, совсем как Борис Николаевич, одним из первых своих указов. И снова сели на лужок - и снова выяснилось: не валят варяги гуртом на наш российский соблазн. Да и понятно - заводишки все, конечно, красные, но - однако - 1917 года рождения.

Подозреваю, что собственных личных убеждений по обсуждаемому предмету у Владимира Владимировича не было. А у многих ли оно имеется? Подозрения в том, что "зеленое дело нечисто" подогревали "шпионские скандалы" Александра Никитина и Григория Пасько, причем риторика вокруг этих скандалов благоприятно совмещалась с профессиональным прошлым президента.

Вся дальнейшая история государственной охраны окружающей среды в России в XIX веке определялась нешуточной борьбой двух типов бизнес-структур: "беловатых", ориентированных на долгосрочную работу на глобальных рынках, и "сероватых", мечтающих "схватить и убежать". Оба типа, судя по всему, активно действуют в высших эшелонах российской власти. По состоянию на середину 2007 года - доминируют "сероватые". Иначе невозможно объяснить фактическое упразднение государственной(!) экологической экспертизы поправками в Градостроительный кодекс и все прочие новации, срочно внесенные в Лесной кодекс и в Водный кодекс в конце 2006 года. Хватай мешки - вокзал отходит!

 

В ту же логику укладывается и хрестоматийный случай с "царственным" переносом трубы от Байкала.

Общественность много месяцев как бы безрезультатно била в барабаны и трубила в трубы. Выходила на пикеты, митинги и демонстрации. Пока не случилось...

А случилось, что в конце марта 2006 года из немецкого подразделения инвестиционной группы UFG сообщили, что больше не воспринимают компанию "Транснефть" как коммерческое предприятие, работающее в интересах своих акционеров. В итоге ценовой ориентир акций "Транснефти" был снижен примерно в четыре раза, с рекомендацией "продавать". Как следствие, 24 марта акции "Транснефти" упали на 15%, а Президент России получил от заинтересованных акционеров приказ демонстративно, под камеры исправить досадную оплошность.

 

На фоне искреннего личного государственничества Путина описанная ситуация свидетельствует, что никакой команды с определенным видением будущего страны вокруг Путина не было и нет.

Все реакции - ситуативны.

И это - трагедия лично президента и лично каждого гражданина нашей страны.

 

Трагично - с чисто психологической точки зрения - не отсутствие экологической политики в России, а всеобщее ожидание появления экологической, социальной, демографической и далее по всему возможному списку государственных политик и реальных инструментов их реализации. То есть господа политтехнологи (а впрочем, и экологи) могут настрогать любые документы.

Беда в том, что в Отечестве отсутствуют реципиенты таких документов (кроме евро-американского истеблишмента, жаждущего обнаружить подобия).

Власти как института в России уже нет и не будет - а мы все взыскуем просвещенного монарха! Не правда ли?

Параноидальная идентификация власти с личностью президента уже свидетельствует о том, что никаких других властных конструкций (кроме монархии) даже самые либеральные и правозащитные россияне себе и помыслить не могут! Именно помыслить - поболтать на публику, в том числе неотечественную, они могут о чем угодно!

Что есть? Есть сложный конгломерат бизнес-структур с очень разными, часто противоречащими требованиями к регулирующей их деятельность среде. Как правовой, так и квазиправовой или совсем неправовой.

У структур, уже являющихся игроками на глобальном рынке, - одни требования. У тех, кто в ужасе от вступления России в ВТО (кого транснациональные корпорации растопчут не заметив), - почти противоположные.

Тут бы вмешаться государству как представителю интересов жителей территории "Россия"! Но где оно? На чьей стороне? Риторические вопросы.

Если нет "государства" - то нет и субъекта, реально заинтересованного в приумножении числа подданных и в повышении их качества, в том числе здоровья.

Корпорации не являются таковыми субъектами: при всеобщей автоматизации они всегда найдут пару-тройку тысяч вменяемых операторов своих заводов. А остальные миллионы им - с точки зрения оптимизации производственного процесса - вообще не нужны.

 

Экологическое движение России - срез общества. Оно также в большинстве своем ждет сошествия мессии, который упразднит корпорации и установит тысячелетнее царство мудрого зеленого монарха.

Того же - с поправкой на "цвет" монарха - ждет и правозащитное движение нашей страны.

А история творит свою историю. Не спрашивая нашего совета.

Дальше >>