Содержание номера 26/2007 | Дальше >>

 Журнал "Индекс/Досье на цензуру" 

Андрей Волнов

Кремлёвское закулисье
(К 16-тилетию путча 1991-го года)

Кремль! Самобытный и удивляющий. И тем, что этот символ русской самобытности в значительной степени создавался иноземцами ещё со времён монголо-татарского нашествия. И исходящими из него выбросами специфической российской власти - самодурственной, за редким исключением ничем не ограниченной. Пугающий поголовно всех, хоть немного понимающих в политике.

В том числе, Кремль - окружённый бронетехникой, блокированный войсками -пугал и удивлял во время скоропостижного и диковатого со всех точек зрения государственного переворота в августе 1991 года. То были декорации. А на авансцене - всё высшее руководство СССР за исключением фактически арестованного в Крыму президента. Что и как происходило за кулисами, т.е. там, где в действительности всё делается, мы, увы, ничего не знаем. К сожалению, у путча не было ни титров, ни программки, где указаны авторы сценария, режиссёр с его помощниками, автор идеи, продюсер, осветители и прочие. Сие остаётся только домысливать.

Не будем говорить о Кремле, Старой площади, Белом доме. Назовём всё это Дворцом. И сделаем при этом следующую оговорку: Дворец со всеми своими постройками и службами занимает ничтожно малую часть территории страны, но с чисто Дворцовым высокомерием диктует, как ей жить. Главным атрибутом Дворца является Правитель, как бы он не назывался (император, генеральный секретарь, президент и пр.).

Ни для кого не секрет, что Правителями зачастую становятся люди, абсолютно для этого неприспособленные. Но советская (да и постсоветская) действительность сформировала ключевые придворные посты, обладатели которых не дают Правителю выйти за определённые "рамки". Перечислим некоторых из таких ключевых фигур.

В первую очередь надо назвать Гипнотизёра, который зачастую бывает и Летописцем. Ведь ничем, кроме гипноза, людей порой не убедишь, что им прекрасно живётся, только они это недопонимают. Но вышеупомянутый небожитель бессилен без Исповедника (он же, как правило, заведует дыбой, коей в советские времена был КГБ СССР). Власть Исповедника практически необъятна, ибо никто не знает где, кому, когда и как ему исповедуется - на кухне, разговаривая с друзьями, красуясь перед прекрасной дамой... Система сексотов наряду с современными средствами подслушивания и подглядывания никому не гарантирует приватности. И ещё, конечно, надо особо упомянуть Наследника. (За это место при троне испокон веков ведётся война жестокая и непримиримая.)

Во Дворцах разыгрываются самые разные представления - не только для узкого круга, но и рассчитанные и на широкую публику. У этих представлений свои авторы сценария и режиссеры, причём порой актёры знают только часть их замысла, а о том, что происходит в закулисье они имеют только самое отдалённое представление.

Как известно, короля (равно как любого другого правителя) играет свита. Она же его и свергает, если им недовольна. А к моменту путча 1991 г. Правителем недовольны были чуть ли не все. Власть Исповедника рушится - отменили политический сыск, верить в Бога разрешили, плюрализм допустили! Гипнотизёр (он же Летописец) остался не у дел - коммунистическая квазирелигия рухнула, не он формирует общественное мнение, а какие-то журналюги, депутаты, эксперты, а его, единственного, кто знает, что есть благо для людей и для страны, никто не спрашивает, и как он ни тужится, всё наоборот получается, прямо срам какой-то! А ещё, на святое Правитель покусился - свободу колониям из Центральной и Восточной Европе дал, ГДР "отпустил"!

К моменту начала путча страна походила на разладившийся оркестр. Дирижерскую палочку все игнорировали. Казалось, борьба идёт за неё - ведь от того, в чьих она руках, во многом зависит репертуар и звучание оркестра. Ставки велики, художник-оформитель сработал на славу, действо по смене власти и её возврата убеждённым коммунистическим ортодоксам сорвалось. Всенародное ликование, аплодисменты, занавес.

Но сценический эффект недостаточен: любое зрелище должно, как минимум окупаться, а ещё лучше - приносить прибыль. Кто же остался в выигрыше? И не неизвестной ли нам прибылью объясняются, мягко говоря, странности тех августовских событий? Быть может, эти странности, как минимум, устраивали действительных кукловодов - того самого второго эшелона ГКЧП, о котором так много говорили после его провала и так неправдоподобно быстро забыли. Итак, что же в конечном итоге получилось?

Дирижёрская палочка перешла в другие руки. Манипулируемость Ельцина была хорошо известна, но, скорее всего, августовские массовики-затейники ее переоценили. Небывалое в мировой истории возвышение спецслужб также стало результатом этих событий. Казалось, КГБ был разгромлен. На деле всё получилось с точностью до наоборот. Монстр размножился. При этом выяснилось, что спецслужбы получили подлинное всесилие только теперь. Главное же -всеобъемлющее перераспределение собственности, причем есть все основания полагать, что ее львиная доля оказалась в руках КПСС и КГБ.

Но и это не всё. Пертурбации времён перестройки, развала СССР и его последствий усилили давнишнюю русскую тоску по ломовой руке. И когда власть покраснела после воцарения в Белом доме Евгения Примакова, который демонстративно повысил роль спецслужб, населению это понравилось. Ещё больше оно обрадовалось передаче Ельциным власти Наследнику, обеспечившему сращивание "органов" с высшей государственной властью.

В результате этого соития антидемократические цели августовского путча были реализованы быстро и эффективно. О зачатках правового государства, демократии, гражданского общества, свободе СМИ теперь можно только ностальгировать. Фактическое восстановление в России однопартийной системы, "контртеррористическая операция" в Чечне, бесподобное пренебрежение Конституцией при бесконечных клятвах верности ей, используемые методы политической борьбы могли бы заслужить похвалу одного из наиболее знаменитых предшественников нынешнего руководителя страны. Новоязовское словосочетание "вертикаль власти" означает не что иное, как административно-командную систему. Что же касается нового термина "враги России", то он заслуживает аплодисментов того, кто ограничился "врагами народа".

И возникает такая гипотеза: не провел ли КГБ в период перестройки крупнейшую специальную операцию, в которой путч 1991 г. являлся лишь предназначенной для зрителей частью спектакля?

Предположим, что КГБ внедрил свою агентуру в окружение Б.Ельцина, в парламент, на руководящие посты в правительственные учреждения, в среду реформаторов, в средства массовой информации... Предположим также, что развитие событий, развязанных КГБ, в чём-то вышли из-под его контроля, заговорщики отчасти просчитались, но, пользуясь специфическими чертами состояния Ельцина, смогли добиться каких-то своих целей. И сложившееся положение вещей их почему-то устраивало. Но шансов на сохранение Ельциным власти не оставалось, и преемники и наследники КГБ проводят очередную операцию по продвижению на пост президента России своего ставленника.

Разумеется, это только предположение. Но, как представляется, весьма правдоподобное. Тем более, что эта гипотеза объясняет многое из происшедшего в России с дней августовского путча 1991 г., включая чудовищную пронизанность всех социально значимых областей российской жизни агентурой спецслужб, к которой принадлежат министры, депутаты, журналисты, политологи и прочие, и прочие.

Но, возможно, все было проще. Почему не предположить, что созданный Лениным-Сталиным-Брежневым монстр - ЧКГБ, как его называет А.И.Солженицын -просто делал свою повседневную работу: вербовал, внедрял агентов повсюду, где можно. И хорошо сработал, их количество достигло критической массы, в результате чего власть сама свалилась спецслужбам в руки. Тогда происшедшее закономерно - и с последствиями августовского путча, и с укреплением власти спецслужб, и, даже, с приходом к власти Путина.

При всей неприемлемости для трезвомыслящих людей всякого рода "теорий заговоров", выгодных Гипнотезёру, в данном случае приятнее думать, что была хитрая многоходовка спецслужб, чем удостовериться в некоей детерминированной естественности происшедшего. Ведь это означало бы диагностирование болезни общества, неизлечимой без сложнейшей хирургической операции по удалению спецслужбистских метастазов с последующей сложнейшей терапией.

Если допущение о неких далеко рассчитанных на будущее кознях КГБ и неверно, в любом случае в результате путча 1991 года, в 2000 году именно эта организация, как бы она ни называлась, оказалась у власти всерьез и надолго.

В "Приглашении на казнь" Владимира Набокова осуждённый должен перед казнью подружиться со своим палачом, полюбить его. В России чекистов сначала заставили любить насильно, потом любовь к ним вошла в привычку. А от дурных привычек освобождаться труднее всего, но всё-таки можно.

Хуже другое: ведь в каждом Дворце есть свой Архивариус, чуть ли не главной задачей которого является уничтожение документов, неугодных власть предержащим. В результате их трудов мы вряд ли когда-нибудь достоверно узнаем правду о том, что в действительности произошло в августе 91-го и позже.

Дальше >>