Алексей Солнышков
Национализм как механизм психологической защиты
А. Солнышков - психолог.
...Что происходит с нами? Все чаще и чаще слышишь, что в бедах россиян виноваты "жидомасоны", пробравшиеся во все поры власти, или "черные", из-за которых на соседнем базаре нет дешевых продуктов. И вот уже наши подросшие дети, собравшись в стаи, убивают беззащитного ребенка или юношу восточной наружности. И вот уже вспыхивает гнев, чтобы покарать кондопожских чеченцев за то, что бандиты их национальности убили бандита нашей.
А Власть? Решительно и тактично пытается остановить национальный конфликт в Карелии и одновременно, как бы "из-за угла", скрывая свое лицо, подбрасывает потребителю информации факты, которые призваны воспламенить его национальный гнев по отношению к грузинам. А ноябрьский марш националистов, разрешенный Властью в прошлом году, и неровно, непоследовательно запрещаемый в этом? Получается, что одной рукой Власть гасит национальный пожар, а другой - поджигает? А может быть, и правда: гасит и поджигает, поджигает и гасит, только в понимании Власти это - не национальный пожар, а что-то вроде "национального примуса", который должен гореть, но не должен взрываться? Этакий полезный управляемый прибор - вроде "управляемой демократии". И сварить на нем в политике кое-что можно, и лишний "гнев народа" стравить и выжечь получается. Одна беда - достичь ровного и "полезного" горения никак не удается, вот и дергает Власть "ручку управления" то в одну, то в другую сторону.
Впрочем, лучше оставить риторику и попробовать распутать чертов клубок причин и следствий, рождающих в человеческой душе пламя национальной ненависти.
1. Как получается ненависть?
Ненависть - это гнев, ставший привычкой, гнев, проросший в убеждения, в мировоззрение человека, гнев, изменивший "обычные" человеческие ориентиры, цели, способы действия, мерила оценки событий. Ненависть - это жизненные цели и сама жизнь, пропитавшиеся гневом, подчиненные ему.
Так, может быть, гнев - это плохо? Нет, природа ничего не делает зря. Мы испытываем гнев тогда, когда ситуация, в которой мы оказались, явно неблагоприятна, и когда есть человек или группа людей, которые создали нам эту ситуацию. Мы отправляем им информационное послание: "я не хочу мириться с тем, что ты мне устроил, мой организм, моя воля сконцентрировались для того, чтобы уничтожить помеху, которую ты мне создаешь! Берегись!" Переживание гнева предшествует действиям, о которых сигналит гневающийся, и очень часто, приняв этот сигнал, источник помех ретируется, не желая схватки. Гнев - это проявление гуманизма Природы, он дает сторонам шанс разойтись мирно.
А если все-таки происходит схватка, то чаще всего в ее результате ни одна из сторон не добивается уничтожения или изгнания противника. Стороны остаются на том же спорном жизненном пространстве, превратившемся в "поле боя", сохраняют свои намерения и копят силы для новой схватки. Конфликт никак не разрешается, переходит в хроническое состояние. Вот здесь гнев из яркой вспышки, "взрыва" превращается в медленно горящее "топливо", а жизнь каждого соперника постепенно, от схватки к схватке все больше, подчиняется сильному и неудовлетворенному желанию восстановить "свое право" и наказать "мучителя и обидчика", упорно не уступающего своих позиций.
Ненависть "горит" в душе уязвленного человека, но "корочка" других жизненных задач и целей обычно скрывает "горячую зону" в глубине. И чем больше жизненных хлопот человека завершается успехом, тем толще и прочнее эта корочка. Это возможно тогда, когда параллельно с существованием в вялотекущем конфликте человек успешно строит "дом своей судьбы". А вот жизненные неудачи ломают защитную корочку, да еще и добавляют новые обиды, новый гнев в пламя прошлой ненависти. Специалисты, изучающие стресс и его последствия, обнаружили, что его развитие имеет эффект "снежного кома" - случившееся горькое, унижающее и обижающее событие вытаскивает из памяти другое, другое - третье, и вот уже травмирующие душу ассоциации толпятся в сознании человека, многократно усиливая переживание собственной несостоятельности.
Чтобы человек не чувствовал себя неудачником, не страдал от этого, нужно, чтобы около 35% жизненных событий завершались успехом, при этом около 5% могут оканчиваться неудачами. А остальные 60% жизненных событий могут оставаться более или менее нейтральными. Думаю, вы согласитесь с тем, что в последние годы жизнь простого российского обывателя не вполне соответствует нормам психического здоровья. Как "расходуется" постоянно образующийся из-за жизненных неудач "излишек" дурных эмоций?
2. Механизмы защиты
Чтобы страдание не так сильно разрушало организм, природа создала механизмы так называемой "психологической защиты". Ее действие в том, чтобы "замаскировать" неразрешимую и вызывающую страдания проблему под что-то менее плохое. Сама проблема в действительности какой была, такой и остается, но видится человеку уже не так опасно, переживается не так тяжело. И он чувствует себя менее несчастным и дезадаптированным.
Один из эффективных механизмов психологической защиты - "срывание зла". Мы все его знаем - несправедливо наказал, отругал, унизил нас на работе начальник, мы молча сжевали унижение - не станешь же ему перечить. Зато дома чувство обиды и гнева на начальника прорывается в том, что мы, например, придираемся к своему ребенку по пустяковому поводу и "выдаем" ему столько, сколько следовало бы выдать начальнику, и ничего - и начальник не наказал, и на душе полегчало. Это может проявиться и в "косвенном насилии", например, в битье посуды, уродовании или поломке вещей.
Этот механизм работает и у животных. Проводился такой эксперимент: сидят спокойно в клетке два зверька одного вида, один из них выше статусом, другой - ниже. Пол и стенки клетки проводят электричество, низкостатусный зверек - в изолирующей "обуви", а высокостатусный сидит "босой". На клетку подают электрический ток - больно, но не опасно. Сначала "босой" зверек пытается избавиться от боли, мечется по клетке, но у него ничего не получается. Через некоторое время, отчаявшись остановить страдания, высокостатусный принимается жестоко кусать низкостатусного, будто тот - причина его мучений.
Есть еще один важный для нас механизм психологической защиты - подмена действий по преодолению травмирующей проблемы имитацией процесса ее преодоления. Вместо совершения действий человек упорно планирует эти действия, обсуждает их, представляет в уме процесс тяжелой борьбы и победы, прорабатывает детали своих будущих решительных действий... Если заниматься этим достаточно тщательно, но при этом не переходить к выполнению спланированных действий, то обнаруживается снижение остроты неприятных переживаний. Примером может служить решение начать "новую жизнь" с завтрашнего утра или с понедельника. И еще один близкий механизм защиты: распространение сплетен, достоверной или клеветнической, но порочащей информации о том, кого такой распространитель понимает под источником своих проблем - реально наказать не получается, так хоть виртуально...
3. Кто может стать аккумулятором социальной ненависти?
Очевидно, те люди, которые страдают от собственного неблагополучия, успешность которых заметно ниже, а неуспешность заметно выше "рекомендованных" 35% и 5%. Казалось бы, к таким следует отнести социально обездоленных. Но это не совсем так. Дело в том, что социальная обездоленность и страдание от неблагополучия - вещи очень разные и, как правило, не слишком сильно связанные друг с другом.
Одни, живя очень плохо, снимают психическое напряжение алкоголем и поэтому не очень страдают. Другие, находясь в тяжелом материальном положении, пытаются своими силами вылезти из неблагоприятной социальной ниши, они верят в то, что смогут построить "дом своей судьбы", радуются каждому успешно сделанному шагу и тоже не страдают. Третьи привыкли смиренно сносить жизненные невзгоды и несправедливость власти. Они за долгие годы научились быть счастливыми от маленьких радостей и эмоционально переживают их, а не свою социальную обездоленность, к которой давно привыкли. Психика четвертых устроена так, что лишена способности "копить гнев" - такими их сделала природа, - им очень трудно научиться ненавидеть. И ничего с их характером не поделаешь.
Страдают от переживания несостоятельности не те, у кого худшее материальное положение, а те, кто мало умеет и плохо делает, те, у кого самым частым результатом всех начинаний оказывается фиаско. Такие люди за долгую жизнь не научились ни спрашивать с себя за результат, ни заставлять себя хорошо делать свое дело. Они ленивы и неряшливы в своих чувствах, в своих мыслях и в своих делах. Они носят причину неудач в себе, но предпочитают видеть ее в других - себя-то винить им неприятно (это тоже механизм психологической защиты, его название - "объективизация вины").
Именно такая категория людей в обыденной жизни получает возможность регулярно пополнять копилку гнева и "переплавлять" его в ненависть. Это действительно очень обездоленные люди, но причина их обездоленности не в окружающем их мире, а в них самих. Но им-то удобнее считать, что причина - в окружающих, что "другие" виноваты. Это значит, что виноватым "здесь и сейчас" может оказаться любой подвернувшийся. А на протяжении жизни этот "любой" умножается до величины "всех, кроме меня самого". Но, окидывая умственным взором этих "всех", такие люди понимают, что "все" виноватыми быть не могут, значит, есть "кто-то", кто превращает обычных людей из их окружения в их врагов. Да и не получается им срывать зло на любом из "ближних" - можно ведь рассориться со всеми, а это - совсем плохо. Поэтому обвинять им приходится не кого попало из окружающих, а придумывать сложные умственные конструкции, которые позволяют и осудить якобы виновного "ближнего", и присудить наказание не ему, а "чужому", который якобы стоит за его спиной и тайно управляет им. Такая конструкция - тоже один из механизмов психологической защиты.
4. Национализм как психологическая защита
Лучше всего для персонификации "причины зла" подходят люди, которые и присутствуют среди нас, и являются для нас психологически "чужими". Это, как правило, люди другой культуры, другой национальности. "Генераторам ненависти" "наказывать" их не жалко, а понимать их, сочувствовать им - лениво.
Но, обозначив "чужих среди нас" причиной зла, "генераторы ненависти" не торопятся начать борьбу с ними за "наше жизненное пространство". Ведь им, по большому счету, не нужно их изгонять - пропадут они, и не станет удобных кандидатов на роль "виноватых", придется искать новых. Да и сама психологическая защита как "лечебная процедура" не предполагает траты больших сил, а борьба за изгнание - это очень большие траты. Вместо "срывания зла" - хлопотной и небезопасной борьбы с "врагом", включается другой - более приятный механизм психологической защиты: ненависть "сжигается" в процессе имитации этой борьбы. Имитация заключается в подмене действий словами. Ведутся страстные разговоры о дурных намерениях и поступках "врагов", о том, что бы надо сделать такого, чтобы этих "врагов" изгнать. Говорятся смелые и решительные речи, высказываются самые решительные намерения... Поболтали - и полегчало. Снова потребовалась психологическое лечение - еще раз поболтали. Такую психотерапевтическую болтовню можно даже превратить в профессию или "общественное призвание" - лечиться и кормиться от нее могут и политики, и журналисты, и лидеры общественных организаций.
Но произнесенное слово не пропадает, оно ложится в сознании людей и дает всходы. И вот уже подрастают дети, вскормленные на идеях, которые всего-то - отбросы лечебных процедур. Вот уже сами "пролечившиеся" слышат вернувшиеся к ним в виде "независимых суждений" их же лечебные заклинания. Вот уже другие, нуждающиеся в психологической защите, подхватывают спасительные для их души идеи и включаются в лечебные разговоры о "мировом заговоре" против "наших". И один убогий на душу лечит другого, такого же убогого: "не мы - причина наших бед, но страшная злая сила, замаскировавшаяся среди нас, они узнают друг друга по тайным знакам, а нам их не распознать, и потому мы бессильны перед ними". Ах, как удобно лечиться: ведь если мы бессильны, то зачем вообще начинать борьбу, зато сколько жизни и страсти в разговорах!
Но мы не в клинике, а в стране, и вокруг нас не врачи, а не вполне счастливые жители, и без специального образования. И вот уже параноики ищут шестиконечные звезды на рекламных плакатах и в рисунке рубашек игральных карт. А рядом с ними - манипуляторы, которые не прочь решить свои жизненные проблемы за счет другого человека - страстно увлекая его туда, куда ему совсем не нужно, но зато очень выгодно манипулятору. Люди этих двух типов прекрасно сочетаются между собой в качестве организаторов националистического движения.
А кто же "пушечное мясо", кто рядовые бойцы националистического движения? Их "психологический состав" в основном тот же. Люди параноидного и манипулятивного типов личности - их ведь много больше, чем вакансий лидеров. Они находят в экстремистском движении те "валентности", которые требуются их патологически развившемуся характеру для "самореализации", но места для которых нет и не может быть в обычной жизни. Участие в националистическом движении выполняет для них ту же психотерапевтическую, адаптационную функцию - они находят в нем смысл жизни и радость самореализации. Правда, платить за такую "адаптацию" приходится слишком дорого. Активными рядовыми участниками движения становятся те, кто не захотел совершенствовать себя ради нормальной самореализации в нормальных человеческих отношениях - это как раз те, кто обижен на всех и нуждается в "срывании зла".
Но в экстремистском националистическом движении есть люди еще двух психологических типов. Первых не так много в "постоянном составе", но они могут подключаться в дни массовых акций, больших погромов. Их можно условно назвать "взрывными". "Взрывные" долго копят обиды и - терпят, удерживаются, но когда чаша терпения их души переполняется, достаточно ничтожного повода для взрыва их гнева. И тот, кто этот ничтожный повод создал, получит весь накал ярости, которая накопилась за долгий период терпения и которая должна предназначаться совсем другим адресатам. В ярости такие люди не чувствуют страха и боли, но и страдания ближнего своего не замечают. Когда ярость уходит, они начинают медленно, постепенно успокаиваться. И когда они успокоятся, оглядывая результаты своих действий, они испытывают раскаяние и жалость, но это - запоздалая реакция.
Вторые подобны зеркалу, их души отражают настроение масс, их чувства, мысли. Такие люди не самостоятельны в мнениях, оценках, суждениях. Людей с таким характером называют конформистами. В обыденной жизни их обнаружить не так просто - их свойства характера уподобляются свойствам того человека, кого они избрали для себя образцом поведения. Но когда они попадают в однородную социальную среду, они усваивают ценности, нормы, правила этой среды, они действуют так, как принято в этой среде. Сменится среда - сменится и их поведение, но пока они в этой среде - они ее отражение.
И вот все эти люди, большинство из которых на самом деле не хочет никого убивать и грабить, сползшись в единую организацию, вовлекаются в психотерапевтическую деятельность, которая действительно помогает им чувствовать себя лучше, счастливее в жизни. Побочным продуктом такого "лечения" оказывается возрастание социального напряжения. Но чем оно выше, тем комфортнее чувствуют себя "больные" - тем полнее их душевные валентности реализуются в их взаимоотношениях. Создается эффект резонанса, который всегда завершается катастрофой. И на краткий срок национального погрома воцаряется жуткое счастье для недобрых, завистливых, убогих и потому несчастных в нормальной жизни людей: они получают оправдание бессмысленности прожитой ими жизни.