Наталья Таубина

"Пытки стали рабочим инструментом милиции"

Н. Таубина - директор фонда "Общественный вердикт".

В целом правоохранительная система, и в первую очередь структуры МВД, не подвергалась комплексному реформированию за последние пятнадцать лет и по сути унаследовала принципы работы советского периода. При этом высокие должностные лица признают существование проблемы, но предпринимаемые меры абсолютно не адекватны сложившейся ситуации.

Пытки, жестокое обращение, фальсификация доказательств стали нормой работы правоохранительных органов, в первую очередь органов МВД. Приведу один только пример: около семидесяти процентов из тех двухсот дел, которые ведет фонд "Общественный вердикт", - это дела о пытках и жестоком обращении в органах милиции. В результате так называемой "палочной" системы отчетности, в которой полностью отсутствуют качественные показатели, пытки и жестокое обращение стали рабочими инструментами милиции, когда в погоне за количественными показателями используются все средства и, по сути, закрываются глаза на нарушения.

В последние полтора-два года мы стали свидетелями массовых операций, проведенных органами МВД в ряде российских городов. Расследование по этим делам проходит плохо. В тех случаях, когда дело все-таки доходит до суда, к ответственности, как правило, привлекаются только непосредственные исполнители, а не начальники, которые отдавали приказ на проведение этих операций.

В стране отсутствует эффективная система контроля за деятельностью правоохранительных органов. Сегодня контроль сконцентрирован в прокуратуре и абсолютно не включает в себя гражданские механизмы. При этом прокурорский контроль в целом неэффективен, страдает той же самой порочной системой отчетности. В прокуратуре присутствует конфликт двух функций: надзор за дознанием и следствием и поддержка обвинения. В этом конфликте прокуратура чаще всего отдает предпочтение поддержке обвинения, и, следовательно, полученные с нарушениями показания являются приемлемыми с точки зрения прокуратуры.

Вторая проблема прокуратуры - так называемая практика пинг-понга, когда дела длятся годами - прекращаются и потом возобновляются после обжалования потерпевших по нескольку раз и не доходят до судебного рассмотрения. У нас в производстве есть дела, которые прекращались, и затем расследование по ним опять возобновлялось более десяти раз и доходили они до суда только через несколько лет, в одном случае - только через семь лет.

Сама правоохранительная система характеризуется тремя неприятными показателями (и это отмечают сами сотрудники правоохранительных органов): низким профессиональным уровнем сотрудников, в первую очередь милиции, дефицитом материально-технической базы и неэффективной системой управления, которая стимулирует коррупцию, препятствует развитию правоохранительных органов и способствует воспроизводству практик произвола.

Все вышесказанное подтверждает тот факт, что сегодня система находится в кризисе и нуждается в системном реформировании.