Олег Орлов

"Надо менять характер власти"

О. Орлов - правозащитный центр "Мемориал".

Если речь идет о войне на Северном Кавказе, то теперь уже следует говорить отнюдь не только о Чечне, но о вооруженном конфликте на всем Северном Кавказе, или по крайней мере на значительной его части: в Ингушетии, в Дагестане, в Кабардино-Балкарии. Во всех этих регионах в последние годы происходили вооруженные столкновения.

К сожалению, случилось то, о чем мы, правозащитники, несколько лет назад предупреждали. Почему так произошло?

Конечно, свою лепту (и не малую) внесли боевики, террористическое подполье, которое, безусловно, существует и действует на Северном Кавказе. Но факты доказывают, что именно действия силовых структур в рамках так называемой контртеррористической операции, их методы, которые они вынесли за пределы Чечни, парадоксальным образом ведут к еще большему расползанию конфликта за пределы Чеченской республики. Практически очень многие специфические черты так называемой контртеррористической операции характерны теперь для многих других республик Северного Кавказа.

Это и похищения людей представителями органов власти, это и секретные места содержания задержанных, пытки, фальсификации уголовных дел по терроризму, давление на родственников подозреваемых (что фактически является использованием государством метода заложничества). Все это - реалии сегодняшнего Северного Кавказа.

Например, с начала второй чеченской войны силовые структуры всячески пытались расширить зону контртеррористической операции на Ингушетию. Республиканским властям вначале удавалось противостоять этим попыткам и тем самым сохранять стабильность в республике.

Никто ведь не возражает против борьбы государства с терроризмом. Но только борьба эта должна вестись в рамках российского законодательства, в соответствии с международными нормами в области прав человека.

А в Ингушетии начиная с 2002 года наблюдался нарастающий вал похищения людей, причем факты указывают, что похитителями являлись именно представители государства. Там теперь находят трупы похищенных людей со следами пыток. Также начали проводится зачистки (не только в лагерях беженцев, но и в населенных пунктах). Спецоперации по уничтожению боевиков там ведутся таким образом, что неизбежно приводят к угрозе (по крайне мере, к созданию угрозы) для жизни мирного населения.

Боевики тоже внесли свой вклад в перенос боевых действий на территорию Ингушетии. Все мы помним массированное нападение боевиков на Ингушетию в 2004 году. Но каким образом среди нападавших на Ингушетию оказалась масса ингушской молодежи? Что должно было случиться, чтобы ингушская молодежь нападала на свою республику?

Ответ, по моему, очевиден: именно действия силовиков ведут к радикализации молодежи, ведут к желанию отомстить, ведут и приводят молодежь к боевикам.

А что произошло в Кабардино-Балкарии? Борьбу с террористическим подпольем, которое там и на самом деле действовало, силовики подменили борьбой с широким кругом верующих. Закрывались мечети, молящаяся молодежь произвольно задерживалась, подвергалась избиениям, пыткам, издевательствам. Создавались списки так называемых неблагонадежных, абсолютно незаконные списки. Некоторых из них похищали, вывозили за пределы республики, подвергали незаконным допросам и пыткам.

Все это привело к радикализации неподконтрольных официальному духовенству мусульманских сообществ, так называемых джамаатов, и создавало условия, при которых террористам легче вербовать своих сторонников в молодежной среде и джамаатах. Иначе говоря, силовики парадоксальным образом играли на руку террористам.

А потом произошли печально известные события октября прошлого года в Нальчике. И чем власть ответила? Массовыми задержаниями, пытками задержанных, фальсификацией уголовных дел.

Очень похожая ситуация и в Дагестане. Там действия силовиков тоже провоцируют насилие.

Все это - не отдельные эксцессы, это - преступная система, которая целенаправленно распространяется на всю Россию. На Северном Кавказе, как на полигоне, отрабатываются новые методы, здесь силовики обмениваются своим преступным опытом.

 

Речь идет не о недостатках, которые можно тем или иным способом поправить, внеся те или иные изменения в законодательство или в другие нормативные акты. На наших глазах силовики грубо и откровенно нарушают законы, причем с одобрения высшего руководства страны. Они ощущают свою полную безнаказанность. Ведь сейчас в нашей стране установился режим, который пришел к власти благодаря началу войны на Северном Кавказе, войны, которую он лукаво назвал контртеррористической операцией. Этот режим использует борьбу с терроризмом как предлог для ограничения прав и свобод, целенаправленно создает условия для развязывания на части территории России государственного террора. А успехов в прекращении государственного террора можно добиться лишь на пути борьбы за общую демократизацию нашей страны. Надо менять характер власти в нашей стране, характер нашего государства. Пока же у власти находится режим сотрудников силовых ведомств, я опасаюсь, что государственный террор прекратить не удастся.