Лев Левинсон

Болевые точки российского законодательства

Л. Левинсон - эксперт Института прав человека

Задачу своего выступления я вижу в том, чтобы обрисовать современное состояние российского законодательства и обозначить его болевые точки.

Прежде всего надо сказать, что сегодня в России происходит глубокий кризис парламентаризма, уподобляющий парламент декорации, наподобие Верховного Совета СССР. Все мы понимаем, что Дума - всего лишь машина для голосования, которая автоматически штампует любые законы, а реально они разрабатываются и одобряются президентом и правительством. Триста десяти голосов "Единой России" для такой имитации законотворческого процесса вполне достаточно. При этом, если посмотреть на происходящее в Зале заседаний Госдумы, может сложиться впечатление, что идет некая дискуссия, в том числе между "Единой Россией" и правительством. Но это фикция, спор между проправительственной фракцией и правительством - не более чем спектакль, где Думе заранее милостиво позволено критиковать то, на чем само правительство не настаивает. Из этого не следует, что все принимаемые законы однозначно плохи, хотя плохого, на мой взгляд, значительно больше. Антиобщественное законодательство преобладает, оно масштабнее и первостепеннее.

И все же начать следует - не для этикета, а по сути - с того, чтобы сказать о положительном. Я бы обозначил четыре позитивных момента. Мы вправе похвалиться сокращением репрессивности Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов, тем более, что это во многом - результат участия правозащитников в законотворческом процессе. В итоге Россия все-таки уступила Соединенным Штатам первенство по относительному числу заключенных. Это несомненный плюс. Подчеркиваю - я говорю о законодательстве, а не о правоприменительной практике, не о злоупотреблениях и произволе.

Следует сказать и то, что хотя военное законодательство реформируется медленно, но, как мне представляется, в правильном направлении. Особо важны принятые недавно поправки в закон "О воинской обязанности и военной службе", сокращающие с 2008 года срок военной и альтернативной гражданской службы в два раза.

Необходимо отметить и то, что миграционные законы местами - только местами - меняют полицейскую окраску, приобретенную в 2002-2003 годах, о чем свидетельствуют принятые 30 июня изменения в Закон "О правовом положении иностранных граждан", существенно упрощающие режим пребывания и трудоустройства для граждан стран СНГ, с которыми у России установлен безвизовый режим.

Наконец, есть сдвиги в весьма мрачной области политических прав, что свидетельствует о проблесках свободы и на этом фронте. Пример тому - идеальный, на мой взгляд, Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", который, однако, властями повсеместно игнорируется.

Теперь, как говорится, за упокой. Для начала обозначим основные смысловые блоки принятых за последние несколько лет неприемлемых, антигражданских и в основном антиконстуционных законов. Во-первых, это упразднение народовластия, фактический запрет референдумов, ограничение избирательного права, сведение на нет политической конкуренции, ограничение свободы деятельности общественных объединений, через которые должна осуществляться непосредственная власть народа.

Во-вторых, это создание законодательных условий узурпации власти, нарушение принципа разделения властей, умаление парламентаризма. В-третьих - огосударствление местного самоуправления, а точнее, лишение населения права на принятие решений местного значения. В-четвертых - подавление прав и свобод и санкционирование полицейской вседозволенности под лозунгами борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Пятый и самый обширный в содержательном смысле блок - это социальная безответственность, по сути, антисоциальная законодательная политика. И шестое - лишение государственности коренных малочисленных народов России.

Все это свидетельствует о консервации власти, об удержании власти правящими элитами, о продуцировании неравенства и угнетения.

Теперь немного подробнее о народовластии. Не будем останавливаться на фактической отмене выборов, на праве президента роспускать представительные органы власти и отрешать от власти глав регионов, избранных населением. Самое важное, конечно, что выборы депутатов в Госдуму будут теперь проходить исключительно по партийным спискам при семипроцентном заградительном барьере, при запрете избирательных блоков, при недавно принятых поправках, запрещающих включать в партийный список членов другой партии. Для партий, не представленных в Думе и только борющихся за попадание в нее, созданы неравные условия борьбы. На сегодняшний день существует реальная угроза появления механизма отстранения от выборов любых неугодных участников под вывеской борьбы с экстремизмом, отменяется единственная существовавшая свобода активного протеста против фактической отмены свободных выборов - графа "против всех". Введены известные ограничения свободы деятельности общественных объединений. Одновременно, вместо гарантий невмешательства государства в жизнедеятельность независимых НПО, узаконивается создаваемая властью самой для себя и под себя Общественная палата как муляж гражданского общества.

Теперь об узурпации власти. В качестве примера можно привести закон о парламентском расследовании, фактически лишающий парламент этого права. По Конституции исполнительную власть в России осуществляет правительство, между тем законодательно расширяется прямое управление президента исполнительной властью По сути, половиной правительства руководит президент. Поправками в закон о Счетной палате, принятыми года два тому назад, президент присвоил себе право управлять и Счетной палатой, поскольку им вносятся кандидатуры руководителей Счетной палаты и представление о прекращении их полномочий.

Что касается местного самоуправления, то его реформа, основанная на идее двухуровневой системы, привела к естественному результату - лишению основного поселенческого звена каких-либо полномочий. Местное самоуправление подменено властью районных администраций, поставлено в зависимость от государственной власти субъекта Федерации.

 

Нельзя не отметить, что суть нового закона о противодействии терроризму и экстремизму - привести законодательство в соответствие с устоявшейся противоправной практикой, на Северном Кавказе прежде всего, дать юридическую индульгенцию ограничению гражданских свобод без введения чрезвычайного положения. Заодно узаконена внешняя агрессия - осуществление борьбы с терроризмом на чужой территории. Россия получила прекрасную возможность поучаствовать в иракской войне. Прямо сегодня принимается еще один антитеррористический закон и поправки в другие законы, ограничивающие свободу журналистов на территории, где проводится так называемая контртеррористическая операция, и вводящие антиконституционные заочные судилища без участия подсудимого.

Что же до экстремизма, то это вообще смешно. В первом чтении к экстремизму отнесена клевета на государственных деятелей и воспрепятствование работе органов государственной власти, то есть любая антиправительственная деятельность теперь будет названа экстремизмом.

Невозможно согласиться и с тем, что происходит в области государственного строительства. Под прикрытием референдумов, проводимых при мощном административном сопровождении, коренные народы лишаются государственности. Примеры тому - Коми-Пермяцкий, Долгано-Ненецкий, Чукотский, Эвенкийский, Корякский и Усть-Ордынский автономные округа.

И последнее. Я не занимаюсь углубленным изучением социально-экономических законов, так что выскажу лишь иллюстрационные соображения. При оценке этого, условно говоря, материального блока законодательства следует исходить из того, что Россия - это социальное государство, а статья 55 Конституции запрещает принимать законы, умаляющие не только гражданские и политические права, но и экономические, социальные и культурные. Реальность законодательства, однако, свидетельствует об обратном. Всем памятен закон о так называемой монетизации льгот, резко сокративший социальные обязательства государства. В частности, отменена - и это особенно важно, на мой взгляд, - обязательная доля финансирования из федерального бюджета образования, здравоохранения и культуры.

Также до сих пор не принят закон, устанавливающий минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, то есть в России не работает статья седьмая Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах, по которой государство признает право каждого на удовлетворительное существование человека и его семьи.

До сих пор в течение пятнадцати лет государство не расплачивается по внутреннему долгу. Практически признав государственным долгом утраченные дореформенные сбережения, в частности вложенные в Сбербанк до 20 июня 1991 года, государство заморозило начатое в 1995 году формирование законодательства о восстановлении сбережений и законодательно признало приоритет внешнего долга с процентами перед отдачей долга гражданам страны, хотя бы без процентов. Досрочное погашение долгов Парижскому клубу при игнорировании внутренних долговых обязательств никак не соответствует интересам народа.