Галина Кожевникова
Расизм и ксенофобия
Г. Кожевникова - заместитель директора информационно-аналитического центра "Сова".
В последние годы наблюдается стремительный рост этнической ксенофобии в России. Эти массовые настроения становятся питательной средой для политических этнонационалистических движений, и они же являются основой динамичного роста преступлений на почве ненависти. Расистское насилие растет в России на 30-40% в год, становясь все более организованным и демонстративным. Одновременно мы наблюдаем и обратное явление - почти полная безнаказанность националистической пропаганды и явно недостаточные меры по пресечению расистского насилия приводят ко все большей легитимации этнонационализма в массовом сознании.
Это заколдованный круг: массовая ксенофобия и этнонационалистическая пропаганда, насилие и полное отсутствие противодействия этим явлениям подпитывают друг друга и фактически являются зацикленной и самовоспроизводящейся системой, которая стремительно развивается, и развитие это ведет к катастрофическим последствиям.
Сейчас нельзя уже сказать, что государство никак не противодействует этнорелигиозной ксенофобии. Политики произносят соответствующие речи, правоохранители накапливают (худо-бедно, но накапливают) какой-то опыт уголовного преследования, но в целом государственное противодействие ксенофобии неэффективно. И эта неэффективность объясняется не недостаточной жесткостью законов, а скорее некомпетентностью, а порою и прямым попустительством со стороны правоохранительных органов.
В то же время государство все отчетливей стремится ужесточить антиэкстремистское законодательство, выбирая путь наименьшего сопротивления и простых решений, а именно предоставляет правоохранителям максимально широкий инструментарий для преследования экстремистов и для репрессий - вместо того, чтобы развивать уже имеющийся, вполне достаточный законодательный инструментарий.
Даже ныне действующий закон "О противодействии экстремистской деятельности" невозможно и не нужно применять во всей его репрессивной полноте. В ситуации широкого подъема ксенофобных настроений предпочтительно сосредоточиться на пресечении и наказании наиболее опасных деяний: насильственных акций, призывов к насилию и дискриминации, направленных на это организационных действий.
Однако пока мы видим обратное: в частности, на ближайшее время запланировано принятие очередных поправок в закон "О противодействии экстремистской деятельности" [Закон был принят Государственной Думой 8 июля, одобрен Советом Федерации 14 июля и подписан Президентом РФ 28 июля 2006 года], который опасно расширяет и без того размытое понятие "экстремистской деятельности" и делает возможным - под предлогом борьбы с экстремизмом - активное преследование представителей политической оппозиции и независимых СМИ за критику представителей власти. И это - другая сторона неэффективности ныне практикуемой "государственной борьбы с ксенофобией".Представители власти всех уровней все очевиднее и активнее стремятся использовать проблему ксенофобии для решения совершенно другой задачи - дальнейшего ограничения гражданских прав и свобод. И последнее время приносит нам новые и новые примеры подобного давления, среди которых наиболее показательным, пожалуй, был российский вариант "карикатурного скандала". Сейчас использование антиэкстремистской и антифашистской риторики и законодательства против независимых СМИ, гражданских и политических активистов демократического толка грозит превратиться чуть ли не в главный инструмент давления власти на общество. Не говоря уже о том, что очевидная подмена цели не только не позволяет эффективно противодействовать общественно опасным формам ксенофобии, но и откровенно дискредитирует начатую антифашистскую кампанию.