Валерий Каджая
Почему не любят евреев?
А также грузин, русских, армян, цыган, китайцев, янки и прочая, и прочая...
В. Каджая - лауреат премии Союза журналистов России 2005 года за цикл статей о ксенофобии
По ком звонит колокол?
В начале января 2000 года в Стокгольме была проведена Международная конференция, посвященная 55-й годовщине освобождения Освенцима. Там же, в Швеции, 27 января было официально объявлено государственным Днем памяти жертв холокоста. В переводе с греческого слово это означает "всесожжение". Так назвали евреи постигшую их во время Второй мировой войны национальную катастрофу: из более чем восьми миллионов евреев, проживавших в Европе, нацисты уничтожили около шести. Три из них нашли свой конец в самом страшном гитлеровском лагере смерти - Освенциме. Он был освобожден советскими солдатами 27 января 1945 года...
В Швеции, благодаря тому, что она не участвовала в войне, не погиб ни один еврей. Тогда почему именно Швеция воззвала к совести народов? Из большой любви к евреям? Не думаю: евреи в этой небольшой скандинавской стране, как и в остальной Европе, традиционно находились в "полосе отчуждения". Правда, здесь их не преследовали. Скорее всего, в Швеции острее других почувствовали, что совесть народов стала постепенно успокаиваться. Холокост перевернул нравственные основы европейской цивилизации. Но недаром же сказано, что время - лучший лекарь. Скорчившиеся от боли европейцы постепенно пришли в себя.
Такие явления, как геноцид, расизм, этнические чистки, ксенофобия, казалось бы, выкорчеванные из сознания, из жизни европейцев, вдруг поперли, словно сорная трава в чистом поле. Но дело в том, что поле может оставаться окультуренным только тогда, когда его постоянно очищают от сорняков. Человеческое равнодушие, благодаря которому стал возможен холокост, мы встречаем сегодня повсюду. "За каждым антисемитским и антицыганским выступлением стоит газовая камера и крематорий. Забыть - значит предать" - эти слова из выступления Вацлава Гавела на Международной конференции в Стокгольме стали ее девизом.
Под Декларацией "По совести и человечности", принятой в Стокгольме, стоит и подпись представителя России - Валентины Матвиенко, тогда вице-премьера кабинета министров. Она тоже выступила с докладом, очень правильным и очень умным. Читаешь его, и сердце умиляется: "Трагедия, превратившая в преступников не только нацистов, но и тех, кто стали молчаливыми или открытыми соучастниками поразившей людей разных национальностей и убеждений социальной болезни расчеловечивания..." Но при всем моем уважении к Валентине Ивановне, она, как и ее коллеги в российском правительстве, вот уже более десяти лет могут скорее считаться авторами той национальной политики, при которой в нашей стране имеют место всевозможные проявления и геноцида, и антисемитизма, и ксенофобии, и полного попустительства властей в их отношении. Старая советская болезнь - расхождение между словом и делом - исподволь подтачивает новую Россию, которая, если верить словам Матвиенко в Стокгольме, "сделала свой исторический выбор - выбор демократического пути развития, движения к открытому гражданскому обществу..." Но ведь судить приходится не по словам, а по делам...
Депутатский запрос и прокурорский ответ
Прошло ровно пять лет. В канун отъезда В. Путина в Польшу для участия в поминальных мероприятиях в связи с 60-летием освобождения Освенцима малотиражная, но весьма крикливая газетенка "Русь православная" опубликовала Обращение к Генеральному прокурору РФ, в котором содержалось требование - ни много ни мало - "официально возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских".
Нечаянное совпадение или заранее подготовленная провокация с целью подложить свинью президенту? Скорее второе, судя по язвительной реплике Михаила Назарова, сочинившего это обращение: "У евреев чуть ли не каждый месяц какой-нибудь холокостный праздник - за всеми не уследишь". Так и видится за этими строками гадливо ухмыляющаяся рожа. И это Обращение подписали 20 депутатов Госдумы! Естественно, все мировые СМИ, можно сказать, зашкалило, так что Президенту России не оставалось ничего другого, как принести публичные извинения и сказать, что ему стыдно за проявления антисемитизма в России.
По чистой случайности именно в этот день в Совете Федерации выступал с отчетным докладом о состоянии преступности в стране Генеральный прокурор РФ В.В. Устинов, который отнюдь не был столь открытым и прямым, как его президент. На требование возбудить уголовное дело против депутатов, подписавших скандальный запрос, Генпрокурор ответил уклончиво и несколько туманно: "Поскольку депутаты забрали Обращение, оно не изучалось... Кухонный антисемитизм в России есть и, наверное, мы его не избежим. Так вот, наша задача, я считаю, задача всего общества, чтобы он дальше кухни не уходил...Чем больше мы заостряем этот вопрос, чем больше мы его будоражим, тем больше он привлекает чье-то внимание. Анализ показывает - не тронь, сами знаете, что и зачем... Давайте не будем это обсуждать. К нам поступило заявление, и оно и было отозвано. Предмета рассмотрения нет".
Странно, что Око Государево в упор не видит явное нарушение Закона. Ведь согласно элементарной логике как раз прокуратуре и следует пресекать любые проявления антисемитизма, чтобы он дальше кухни не растекался. Странно также, что Генпрокурор не замечает разницы между Госдумой и кухней в квартире какого-нибудь Васи Пупкина.
"Черножопики" в Сибири
Вот уже много лет все собирался я написать статью под условным названием "Сравнительные жизнеописания" и рассказать в ней о столь близких судьбах еврейского и армянского народов. Пока собирался, узнал про другие народы с похожими судьбами. Узнал, например, что в Индонезии очень не любят китайцев и время от времени устраивают им кровавые погромы, не уступающие по зверствам гитлеровским. То же самое происходит и с персами в Индии и т. д., и т. п. "Малые народы" всегда и везде были нелюбимы "большими народами", на территории которых сии малые поселялись. Зачем ходить далеко? Русские, в одночасье ставшие в "ближнем зарубежье" из большого народа малым, испытывают сегодня на себе все "прелести" этого статуса.
В Западной Сибири, куда меня в начале 70-х забросила журналистская судьба, столкнулся я со стойкой нелюбовью... к грузинам. В Москве я привык к положению привилегированного нацмена, только и слышал, какая Грузия прекрасная страна, какие сами грузины прекрасные люди и вообще "ах-ах, высокий класс!". А тут их (то есть нас) иначе как "черножопиками" не называли и своей неприязни не скрывали.
Вначале такое отношение к грузинам меня, чего скрывать, и огорчало, и возмущало, пока не понял, в чем дело. А дело заключалось в том, что мои земляки монопольно торговали по всей Западной Сибири вином в розлив, цитрусами и цветами. Никогда не забуду, как 8 марта 1972 года в Омске в 20-градусный мороз сухумские менгрелы продавали на центральной площади мимозу. Мужики средних лет стояли у мешков с цветами и представляли, честно признаюсь, весьма непрезентабельное зрелище: легко одетые, они, стараясь согреться, пританцовывали, поверх фуражек типа "аэродром" намотали кто кашне, кто женские шали, все, естественно, усатые, и у всех на усах висели примерзшие сопли - ну прямо как будто сошли с карикатуры Кукрыниксов "Разгром немцев под Сталинградом".
Торговля шла бойко, в Омске, как и в других сибирских городах, достать в это время года не то что мимозу, вообще какой-нибудь цветочек было невозможно. Но надо было видеть, как брезгливо, не торгуясь, покупали омичи кто веточку, кто две, но не более, потому что цены, действительно, "кусались". Запомнилась мне еще одна "картинка с выставки": в Новосибирске, где я тогда постоянно жил, однажды наблюдал я на рынке, как немолодая уже женщина долго стояла перед продавцом мандаринов, потом все-таки решилась и купила две штучки, наверное, внукам. Но как она смотрела на зазывно улыбающегося продавца! Даже мне стало не по себе. Для нее этот грузин был олицетворением вселенского мироедства, хотя рядом свои же сибиряки продавали мясо по четыре, по пять, а бывало и по шесть рублей, тогда как государственная цена его составляла тогда всего два двадцать. Но за те четыре года, которые проработал я в Западной Сибири, ни в одном магазине ни в одном из больших или малых городов мне ни разу не пришлось увидеть мяса в открытой продаже. Как, впрочем, и мандаринов, фруктов, сухого вина - хоть в розлив, хоть в бутылках.
И тем не менее: то, что свой сибиряк драл шкуру (хотя на самом деле совершал благо, иначе мясо вообще бы исчезло из домашнего меню), воспринималось как недостатки госторговли, тогда как "черножопики" вызывали глухую злобу, ибо они были чужаки. Чужаки - и этим все сказано...
Демократия и ксенофобия
Одним из наиболее существенных завоеваний демократической России можно считать отказ от государственного антисемитизма. Такового, слава Богу, больше у нас нет. Но, к сожалению, нет и, если так можно выразиться, анти-антисемитизма. По мне, так уж лучше пусть будет госантисемитизм. Он хотя бы управляем, да и морально несравненно более уязвим. В позднесоветский период евреев из страны не выпущали, но и в стране, как мы хорошо знали тогда и еще лучше знаем теперь, их по негласным указаниям не пущали во все те вузы, НИИ, КБ и т. д., которые имели какое-либо отношение к ВПК, а также в партийные и правительственные структуры: в ЦК, обкомы и крайкомы даже инструкторами не брали с "нечистым" пятым пунктом. Но зато в те времена даже в пьяном угаре какому-нибудь партийному боссу, а уж тем более Генеральному секретарю и в голову не пришло бы публично высказываться в антисемитском духе, что Г. Зюганов позволяет себе на каждом шагу. Чего только стоит его в высшей степени оригинальное определение нынешней политической ситуации в России: "Интеллигенция разделилась на две части, которые я условно называю для себя "Иван Иванычи" и "Абрам Абрамычи".
Анти-антисемитизм - это предусмотренное законом преследование за разжигание межнациональной розни в любой форме. Но можете ли вы вспомнить хоть один пример, чтобы закрыли хоть одну юдофобствующую газету или привлекли к судебной ответственности национал-поджигателей любой масти? Перефразируя известное ленинское выражение, я бы так сказал: "Всякая демократия только тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защитить себя". Пока наша демократия будет изображать из себя этакую фигуру умолчания во всем, что касается разжигания межнациональной розни, грош ей цена. Более того, своим молчанием она обрекает себя на неминуемую гибель, ибо национализм, если демократия не задушит его в колыбели, обязательно задушит ее сам, выросши из своих колыбельных пеленок, ибо эти двое - антиподы, взаимно исключающие друг друга. Между ними - абсолютная, на биологическом уровне несовместимость. Замечено также, что чем больше национализма, тем меньше демократии, и наоборот. Третьего не дано.
Возвращаюсь к нашим евреям. То, что их "держали", вызывало сочувствие, то, что "не пущали", - возмущало. Сейчас никто никого не держит: хочешь в Америку - езжай в Америку, хочешь в Израиль - катись колбаской... Ну а если еврей не хочет никуда ни ехать, ни катиться, а хочет по-прежнему жить в России, потому что прикипел к ней и только она для него Родина-мать, но каждый день читает и слышит, что он - агент Моссада или ЦРУ, что жиды Христа распяли, а царя с семьей расстреляли и что Союз нерушимый республик свободных пал жертвой мирового сионистского заговора и так далее в том же духе, - каково жить в такой атмосфере?
Моя мать прожила в Грузии практически всю свою жизнь, с той жуткой зимы 34-го, когда ей было всего 10 лет и когда, спасая от голодной смерти семью, мой дед Алексей Сердюк бежал с женой и четырьмя детьми с Кубани за Кавказский хребет. Там мать выросла, вышла замуж за грузина, научилась говорить по-грузински и готовить грузинские блюда - это открыло ей сердца ее грузинской родни. Впрочем, никакой другой родни у нее и не осталось: коллективизация, раскулачивание (оно же второе расказачивание) и голод, организованный Советской властью, унесли в могилу почти всех ее станичников. Грузия стала ей Родиной, а грузины - родными. И никакой другой жизни вне Грузии она даже не мыслила. Но вот пришел к власти бесноватый Гамсахурдиа и провозгласил "новую" политику: "Сакартвело картвелебисатвис!" (Грузия для грузин!) - так перекликавшуюся с кошмарно памятным "Дойчланд ден дойче!" (Германия для немцев!) - песней песен гитлеровских нацистов.
Звиадовский великодержавный шовинизм привел к тому, что из многонациональной Грузии начался панический исход всех негрузин: евреи, которые благополучно проживали здесь более двух с половиной тысяч лет, хлынули в Израиль, греки - в Грецию, русские - в Россию, армяне - куда глаза глядят... Переехала ко мне в Москву и моя мать, благо было к кому. Переехала вопреки самой себе. Но как было оставаться: на лбу не напишешь, что муж был грузин, что вся родня - грузинская, что в душе она грузинка, а вступать с каждым встречным-поперечным в споры, ловить на себе косые взгляды в магазине, на рынке, в трамвае, выслушивать от молокососов из Мхедриони грязные оскорбления - на все это и многое другое сил не хватало. Но удивительное дело: тринадцать лет прожила она в Москве, но не только не привыкла к ней, но все больше тосковала по Тбилиси. И когда однажды она вдруг сказала в сердцах: "Какие все-таки эти ваши русские", я просто не знал, плакать мне или смеяться.
Это я все к тому, что евреи - тоже люди... Как, впрочем, и всякие-разные "чурки", "хачики", "черножопики" и разные прочие...
Род социального недуга
Евреев преследовали и притесняли во все времена все народы, среди которых они поселялись, - это, действительно, правда, но далеко не полная. А полная правда заключается в том, что любая пришлая этническая группа подвергается преследованиям и притеснениям со стороны коренного населения. Явление это получило название ксенофобии. Философский словарь объясняет его как "неприязнь, нетерпимость, ненависть, презрение к лицам иной веры, культуры, национальности..." Антисемитизм - такое же проявление ксенофобии, как антирусизм (русофобия), антигерманизм, антиармянизм и т. д.
Ксенофобия родилась не вчера и даже не позавчера. Она появилась еще тогда, когда человек действительно жил в пещерах или на деревьях. Но, даже став "хомо сапиенсом", он сохранил в своем подсознании страх к чужакам. Природа ксенофобии имеет такие же биологические корни, как, например, ревность. Но тем и отличается "хомо сапиенс" от своего прапращура неразумного, что умеет подавлять в себе животные инстинкты, а слепые эмоции подчинять холодному рассудку. Россия не потому переживает сейчас тяжелейшие времена, что евреи и прочие инородцы захватили финансовую, а с ней информационную власть. Согласен, евреев среди "олигархов" немало, но грабят Россию в подавляющем большинстве свои же русские. В то же время в Америке среди финансовых воротил евреев действительно гораздо больше, чем лиц кавказской или любой другой национальности, и в редакциях газет и журналов и прочих СМИ тоже полно евреев. Ну и что?! Америка процветает, а Россия деградирует. Так, может, виновны в наших российских бедах все-таки не евреи, а кто-то другой? Или что-то другое?
Ксенофобия как общественное явление относится к сфере отношений межнациональных и в определенной степени - межгосударственных. Однако само название ее говорит о связи с медициной. В буквальном переводе с греческого ксенофобия означает xenos (чужой) + phobos (страх, боязнь). В психиатрии же под этим термином подразумевается "навязчивый страх перед незнакомыми людьми, боязнь чужих". Все фобии имеют в основе своей навязчивую идею, навязчивое состояние, рождаемое страхом.
Это конечно же болезнь, и применительно к обществу ее можно назвать неким социальным психозом. Поскольку, повторяю, ксенофобия имеет биологическую природу, то изжить ее полностью никогда не удастся, она, подобно вирусу, будет постоянно находиться в общественном организме. Пока организм здоров, пока его иммунная (защитная) система в полном порядке, вирус не страшен, он пребывает в латентном (дремлющем) состоянии. Но стоит организму оказаться в неблагоприятных условиях, стоит ослабеть иммунной системе, и вирус тут же просыпается и начинает свою разрушительную работу.
История красноречиво свидетельствует о том, что ксенофобия и национализм как ее крайнее проявление обостряются каждый раз тогда, когда общество оказывается в кризисе: политическом, социальном или экономическом. Сегодня в жесточайшем кризисе находится Россия, и потому национализм набирает в ней обороты. Вспомним: распад СССР начался с погрома армян в Сумгаите и в Баку и кровавого избиения турок-месхетинцев в Фергане. Или наоборот: подспудное ощущение распада СССР спровоцировало те погромы. А потом пошло-поехало: война в Карабахе, война в Южной Осетии, война в Абхазии, война в Приднестровье, война в Таджикистане и, наконец, нескончаемая война в Чечне.
К последней, между прочим, привело в том числе и "выдавливание" русского населения. Если в 1990 году в Чечне проживало более пятисот тысяч русских, то к концу 94-го их осталось менее 50 тысяч, да и то в основном стариков. И в то время как в Прибалтике русских "выдавливали" цивилизованно, но тем не менее выдавливали, в Чечне этот процесс принял прямо-таки дикие формы. На фоне всех этих событий московские антисемитские выходки выглядят сегодня, да простят меня родные и близкие погибших, этаким детским лепетом. Но сим пусть никто не обольщается.
Не ошибусь, если скажу, что 90% населения России носит в себе вирус национализма, только у одних он проявляется в виде легкой простуды, а у других принимает агрессивные, угрожающие уже самому существованию организма формы.
Общество, зараженное национализмом, становится опасным для всех народов, его составляющих, в том числе - в конечном итоге - и для основной, коренной нации, или, как сейчас говорят, титульной. Так что же: будем смотреть, как пожар набирает силу, да еще подливать керосину в огонь? Пока не сгорит весь дом? Или все-таки возьмемся за ум и займемся радикальным лечением поехавшей крыши нашего общественного сознания - для своего же собственного блага? Именно к этому и призывает всех, в том числе и россиян, Декларация, принятая в Стокгольме.