Юрий Джибладзе

"Угрозы, с которыми мы сталкиваемся, носят системный характер"

Ю. Джибладзе - президент Центра развития демократии и прав человека.

Перечисление тех трудностей и бед, с которыми сталкивалось сообщество неправительственных организаций России в последние годы, могло бы занять много времени и много страниц. Но за последний год произошла радикальная перемена в нашем положении. Я имею в виду не только принятие хорошо известного всем (даже уже во всем мире) закона о неправительственных организациях, но и события, имевшие место до принятия закона, - резкое изменение и риторики, и политики властей относительно гражданского общества.

По сути, речь идет о том, что российское государство сегодня не только не в состоянии сделать то, что оно обязано сделать согласно международному праву - защищать, не нарушать и обеспечивать права человека, но и является главной угрозой правам человека, главным их нарушителем. Сегодня, в силу изменения природы политического режима, институты российского гражданского общества остаются последним инструментом защиты прав человека и последним способом этой защиты. Поэтому вопрос в том, удастся ли нам сохранить в России неправительственные организации и действующее гражданское общество. От этого зависит не только наша собственная судьба, но и судьба прав человека в России.

Угрозы, с которыми мы сталкиваемся, носят системный характер. Дело не только в законе. На самых разных направлениях государство целенаправленно оттесняет, даже не оттесняет, а отсекает, гражданское общество от возможности каким-либо образом воздействовать на ситуацию в стране. В результате у нас резко снизились возможности влиять на общественное мнение, поведение общества и действия властей. Здесь и трудности в проведении митингов и собраний, и отсутствие или, по крайней мере, резкое ограничение доступа к средствам массовой информации, и попытки отрезать нас от взаимодействия с нашими коллегами и партнерами за рубежом. Нас фактически изгнали из судебной системы, где мы как организации не можем представлять интересы граждан. В результате захвата диалоговых механизмов псевдонеправительственными организациями и созданными государством имитационными структурами у нас осталось очень мало возможностей взаимодействовать с государством и влиять на тех, кто принимает решения.

Нас вытесняют в заповедник, в резервацию, полагая, что лучше бы нас вообще не было.

Интересно остановиться на тех методах, которые используются для того, чтобы отрезать нас от любых механизмов влияния. Самый радикальный - это использование государством безразмерного и всеобъемлющего, не основанного на праве понятия "экстремизм" для того, чтобы подавить и ограничить не только любую политическую активность, но и любую общественную, в том числе и правозащитную, активность для влияния на власть. Все чаще правозащитники и другие общественные активисты обвиняются в экстремистской деятельности. Есть и судебные приговоры правозащитникам по "экстремистским" статьям.

Другой метод - вмешательство государства в деятельность неправительственных организаций, что с принятием известного закона становится совсем простым делом. Мало того, что этим законом нас пытаются отрезать от взаимодействия с миром и международным сообществом, этот закон позволяет государству контролировать содержательную деятельность организаций под предлогом "соответствия деятельности и расходов целям, заявленным в уставе", и, в случае выявленного усмотрением чиновника "несоответствия", дает возможность ликвидировать организацию.

Это радикальное и принципиальное расширение полномочий государства по контролю за НПО поддерживается планомерным созданием негативного образа гражданских организаций в общественном мнении. На протяжении последних двух лет, и особенно интенсивно в последний год, из уст самого высокого руководства, включая Президента России, постоянно звучит враждебная риторика в адрес правозащитных организаций, которые предстают как враги родины, зарубежные агенты влияния, а иногда и шпионы. Если раньше общество о нас знало мало и в основном нас поддерживали те, кто непосредственно получал от нас какую-то поддержку и помощь, то теперь знают про нас практически все, но в негативном свете. Исправить это очень непросто. Другими словами, государством нанесен нам целенаправленный и трудновосполнимый репутационный ущерб.

Государство эффективно пользуется еще одним удобным инструментом уничтожения нашего сообщества. Это уже упоминавшееся создание псевдогражданского общества с помощью имитационных структур. Эти имитационные структуры создаются все чаще, и, с одной стороны, они способствуют нашему вытеснению, а с другой - демонстрируют миру, что у нас есть гражданское общество - очень конструктивное, не в пример вашему...

Среди этих псевдообщественных структур есть и очень боевитые, они готовы атаковать активистов независимых движений не только риторикой, но и физически.

И последним орудием в этом государственном обстреле независимых гражданских организаций является наша весьма оригинальная налоговая система, которая и лишает нас возможностей по мобилизации ресурсов внутри страны, и максимально затрудняет оказание нам поддержки международными фондами. Налоговые требования сформулированы в законе так, что делают нарушителем практически любую неправительственную организацию, но у организаций лояльных эти вынужденные нарушения, естественно, не замечаются, а нас можно придушить почти всех и строго по букве нашего невообразимого налогового законодательства.

Нельзя не сказать о бездействии государства и в первую очередь правоохранительных органов в случаях угроз правозащитникам от разных радикальных националистических группировок и нападений с их стороны, включая убийства.

 

Но у нас есть и успехи. Правда, не слишком выдающиеся. На сегодня самый большой для нас успех - это то, что в преддверии саммита мы привлекли внимание международного сообщества к положению гражданских организаций в России и к угрозам, связанным с принятием нового закона об НПО.

Но можно сделать много больше.

Почему каждый раз, когда случается беда с кем-то из наших, мы реагируем так, будто это в первый раз? Пришла пора создания целой системы реагирования на преследование и давление на правозащитные и другие гражданские организации. Сейчас под руководством межрегиональной группы "Правозащитная сеть" делается попытка выработать общую стратегию защиты и типовые рекомендации.

В связи с принятием нового, треклятого закона об НПО чрезвычайно важно организовать систему правовой помощи правозащитным организациям по всей стране, чтобы в случае преследований и притеснений у нас была квалифицированная юридическая помощь, в том числе и судебная защита. Очень важно проводить постоянный мониторинг применения нового закона - открытый мониторинг, чтобы власть знала: следим мы, следит мир, и это - не единичная кампания, как протесты против принятия этого закона, а постоянный пристальный контроль за его применением. Нам бы надо нацелиться именно на то, чтобы в конце концов этот закон был отменен и заменен нормальным законодательством о свободе объединений и неправительственных организациях, принципы которого заложены в международном праве и давно нами представлены в различных рекомендациях. Небольшими поправками этот закон не исправишь, так как он порочен по своей сути, он противоречит Конституции и международному праву.

И разумеется, нам нужно предпринимать шаги по исправлению нанесенного нам репутационного ущерба. Без поддержки населения, только за счет солидарности и поддержки наших зарубежных коллег мы с вами скоро не сможем работать. Надо организовать широкую информационно-просветительскую кампанию, что очень трудно в отсутствии доступа к телевидению, радио и самым тиражным газетам, но абсолютно необходимо. Надо придумать и использовать какие-то нестандартные информационные стратегии, которые помогут нам противопоставить негативной информации государства свою, позитивную информацию о нас и нашей деятельности.