Обращение к лидерам стран "Большой восьмерки" участников конференции "Права человека в России в год ее председательства в "Большой Восьмерке" и Комитете министров Совета Европы"
Москва, 5 июля 2006 г.
Мы, представители российских, зарубежных и международных правозащитных организаций, принявшие участие в конференции "Права человека в России в год ее председательства в "Большой восьмерке" и Комитете министров Совета Европы", выражаем глубокую озабоченность ситуацией с соблюдением прав человека в России.
Мы считаем, что партнерство ведущих демократических и экономически развитых стран предполагает не только совместные действия для решения глобальных проблем, - в частности, таких как обеспечение "энергетической безопасности", борьба с терроризмом, сотрудничество в решении проблем образования, здоровья и бедности, - но и откровенный разговор о наиболее актуальных проблемах самих стран "Большой восьмерки", и в первую очередь - о проблемах прав человека.
Мы констатируем, что сегодня в России имеет место системный кризис в области прав человека и демократических институтов. Замалчивание этих вопросов будет способствовать дальнейшей деградации положения с правами человека и эрозии демократии в России. Игнорирование этой ситуации подрывает основополагающий принцип "группы восьми", страны-участники которой не только оказывают наибольшее политическое и экономическое влияние на ситуацию в мире, но и являются демократическими государствами, утверждающими в своей политике ценности прав человека.
На конференции мы обсудили и выработали рекомендации по таким вопросам, как проблемы законодательства и судебной системы, невыполнение обязательств по отмене смертной казни, произвол правоохранительных органов, произвол в пенитенциарной системе, преступления против личности в вооруженных силах, политические преследования, эрозия демократических институтов и наступление на права человека в контексте борьбы с терроризмом, ограничения свободы слова, свободы собраний, свободы ассоциаций, положение НПО, ограничение избирательных прав граждан, кризис с правами человека в Чечне и на Северном Кавказе, положение мигрантов, рост расизма и ксенофобии в России и использование государством антиэкстремистского законодательства для давления на гражданское общество, а также реакция международных организаций и демократических государств на ухудшающуюся ситуацию с правами человека в России (описание проблем и полный список рекомендаций - см. Приложение).
Ниже приведены наиболее важные из этих рекомендаций:
- обеспечить независимость судебной власти и возможности для судей по каждому делу принимать решения в справедливых процедурах исключительно на основе закона; обеспечить прозрачность и гражданский контроль за функционированием судебной системы;
- незамедлительно ратифицировать Протокол N 6 к ЕКПЧ и полностью отменить смертную казнь на территории России;
- осуществить реформу правоохранительной системы по таким приоритетным направлениям, как оптимизация финансирования правоохранительной сферы, усовершенствование и децентрализация управления правоохранительной деятельностью, кадровая политика и подготовка персонала, налаживание связей между правоохранительными структурами и общественностью, включая внедрение механизмов общественного контроля;
- незамедлительно принять закон о гражданском контроле над закрытыми учреждениями, а также подзаконные акты, гарантирующие визитирование со стороны представителей правозащитных и других гражданских организаций;
- пересмотреть уголовные дела осужденных по политическим мотивам, в частности дела И. Сутягина, В. Данилова, М. Ходорковского, П. Лебедева, М. Трепашкина, прекратить дела ученых О. Кайбышева и О. Коробейничева;
- пересмотреть национальное законодательство с целью обеспечения прав военнослужащих и граждан, подлежащих призыву; обеспечить защиту свидетелей и жертв преступлений, совершенных в вооруженных силах; обеспечить систему правозащитного визитирования в вооруженных силах;
- инструктировать и контролировать правоохранительные органы в том, что во время митингов их приоритетной задачей является безопасность митингующих и что в первую очередь именно для этого они должны использовать свое право на применение силы. При этом использование силы в случае ее применения для поддержания порядка - обеспечения безопасности митингующих и/или нарушения закона со стороны самих митингующих - должно быть соразмерно этим нарушениям;
- восстановить прямые выборы глав субъектов Российской Федерации, а также выборы депутатов Федерального Собрания по одномандатным округам; снизить порог прохождения партий в Государственную Думу; восстановить возможность формирования избирательных блоков партий;
- положить конец безнаказанности виновных в нарушении прав человека в Чеченской Республике и в целом на Северном Кавказе независимо от их служебного положения; обеспечить воюющим против федерального Центра возможность возвращения к мирной жизни путем проведения амнистии под контролем независимой общественной комиссии; начать реальный политический процесс в Чеченской Республике при участии всех политических сил;
- внести в Закон "О правовом положении иностранных граждан" поправки, легализующие бывших граждан СССР, проживавших на территории России на момент вступления закона в силу; обеспечить доступ к процедуре определения статуса всех лиц, ищущих убежища; развивать и укреплять систему убежища, предоставляя его в первую очередь жертвам политических преследований и дискриминации;
- инициировать разработку специального антидискриминационного закона с участием экспертов из правозащитных организаций; ратифицировать антидискриминационные международные документы, в том числе Маастрихтские соглашения 2002 г.; отказаться от идей и практики расширения и ужесточения антиэкстремистского законодательства; прекратить использование антиэкстремистского законодательства не по назначению - против активистов гражданского общества и независимых СМИ;
- привести антитеррористическое и антиэкстремистское законодательство РФ в соответствие с международными обязательствами нашей страны в области прав человека; изучить судебные решения по делам об "исламском экстремизме", вынесенные на основе этих законов;
- создать в России общественное телевидение и оказывать поддержку социально ориентированной журналистике;
- пересмотреть законодательство о неправительственных организациях, обеспечить свободу деятельности правозащитников в соответствии с Декларацией ООН 1998 года.
Мы хотим обратить внимание на роль международного сообщества с точки зрения ситуации с правами человека и продвижения демократии в России. Мы с сожалением констатируем, что международные механизмы защиты прав человека не работают с надлежащей эффективностью в отношении Российской Федерацией, а реакция демократических государств на кризис с правами человека в России является по меньшей мере неадекватной.
Работа Комиссии по правам человека ООН в последние годы была нерезультативна, а недавно созданному на ее месте Совету по правам человека еще необходимо себя проявить. Российская Федерация фактически не принимает во внимание рекомендации договорных органов ООН. Также игнорируются и резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы, касающиеся в первую очередь кризиса в Чеченской Республике, а в последнее время, шире, на Северном Кавказе. Консультации по правам человека "Россия - Европейский Союз" проходят при закрытых дверях.
Публичная критика российской политики в сфере прав человека со стороны демократических государств - редкое исключение.
Фактически единственным действенным механизмом в этой области на сегодняшний день остается Европейский суд по правам человека. Но и его решения исполняются Россией лишь с точки зрения мер индивидуального характера (индивидуальных компенсаций жертвам), но не в плане мер общего характера, нацеленных на приведение национальной правовой и правоприменительной систем в соответствие со стандартами Европейской конвенции по правам человека.
Мы часто слышим от представителей развитых демократических государств, что с Россией необходимо поддерживать диалог, не допускать ее изоляции. Мы согласны: диалог необходим. Но вести его следует более жестко - в тоне, адекватном манере собеседника. Ссылаясь на то, что в свете международного антитеррористического и энергетического сотрудничества у демократических государств не остается реального механизма влияния на Россию, сообщество демократических государств допускает откровенную профанацию диалога и международного права, тем самым дискредитируя механизмы, которые могли бы работать.
Это, впрочем, не означает, что России следует угрожать санкциями на уровне исключения из сообщества развитых демократических государств. Мы убеждены, что само членство России в клубе развитых демократических государств является эффективным рычагом влияния. Россия вступала в этот клуб, принимая определенный свод правил, основанный на ценностях прав человека и демократии. И сегодня партнеры Российской Федерации в рамках "Большой восьмерки" должны напомнить России, что ее положение в этом элитном сообществе напрямую зависит от того, насколько серьезно она относится к взятым на себя обязательствам.
Поэтому мы призываем лидеров стран "Большой восьмерки" обсудить положение с правами человека в России во время саммита в Санкт-Петербурге и принять во внимание рекомендации по ключевым проблемам, вынесенные правозащитниками властям Российской Федерации.
Приложение
Краткое описание проблем в области прав человека в России и рекомендации по изменению ситуации
1. Состояние судебной системы
Состояние судебной системы в России вызывает серьезную озабоченность. В Конституции и национальном законодательстве декларируется независимость судей. Однако, несмотря на проведенную судебную реформу, независимость судей фактически является фикцией. На практике любой судья находится в полной зависимости от председателей судов, а председатели - от исполнительной власти. Судьи, пытающиеся принимать решения, идущие вразрез с позицией председателей судов или исполнительной власти, а также позволяющие себе критиковать сложившееся положение, подвергаются дисциплинарным взысканиям и чаще всего лишаются судейского статуса. Недовольство граждан работой судебной системы игнорируется.
В последние годы ограничение участия общественности в судопроизводстве стало максимальным. Наблюдается сокращение гласности. Растет зависимость судебной системы от политической конъюнктуры. Стали появляться уголовные дела, которые, на наш взгляд, имеют характер заказных политических репрессий.
Серьезной проблемой является сращивание судебной власти со стороной обвинения. Суды, как правило, закрывают глаза на дефекты предварительного следствия, что способствует процветанию в правоохранительных органах неправовых технологий.
Недавно принятые законодательные акты направлены на огосударствление адвокатуры. Так, в частности, органы госрегистрации наделены правом истребовать у адвокатов сведения, касающиеся адвокатской деятельности, в том числе по конкретным делам. На адвокатов возложена обязанность направлять в органы финансового мониторинга сведения о движении денежных средств клиентов. Кроме того, органам госрегистрации предоставлены полномочия по контролю за деятельностью квалификационных комиссий и адвокатских палат. Таким образом, фактически ликвидирован институт адвокатской тайны. Процессуальное законодательство не обеспечивает адвокатам реальных возможностей на предоставление доказательств в уголовном судопроизводстве. Суды высших инстанций оставляют ходатайства адвокатов без удовлетворения и не мотивируют отказа, что обессмысливает деятельность адвокатов и фактически лишает их права на профессию. Ходатайства и доказательства защиты при этом игнорируются так часто, что адвокаты вынуждены обращаться в Конституционный Суд РФ.
В последнее время остро проявилась тенденция давления на адвокатов (включая проведение обысков их досье и кабинетов) и на адвокатские коллегии, вплоть до требований лишения членства адвокатов в коллегиях. Особенно часто это происходит в связи с процессами, в которых у органов государственной власти имеется особый интерес.
В рамках судопроизводства не действует принцип состязательности экспертных заключений. Не урегулированы вопросы деятельности негосударственных экспертных учреждений.
Имели место случаи, когда суды присяжных испытывали незаконное давление со стороны органов прокуратуры и председательствующего судьи. Оправдательные вердикты присяжных все чаще отменяются вышестоящими судами.
Прослеживается новая негативная тенденция в судопроизводстве, проявившаяся в использовании правоохранительными органами "заказных" уголовных репрессий по делам, где имеют место сугубо гражданско-правовые споры и отсутствуют составы и события преступлений.
Несмотря на равенство форм собственности, арбитражные суды продолжают отстаивать так называемые "государственные интересы", отождествляя их с интересами конкретных хозяйствующих субъектов.
В области гражданского судопроизводства для правосудия характерно бесконечное затягивание процесса. Серьезной проблемой является повсеместное неисполнение судебных решений. В результате обессмысливается само обращение в суд.
Несмотря на то что в последние годы финансирование судебной системы увеличилось, уровень материально-технического обеспечения судов по-прежнему недостаточен. В судах не хватает вспомогательного административного и юридического персонала, в итоге судьям сложно справляться с потоком административных, гражданских и уголовных дел. Это приводит к затягиванию судебных процессов и падению качества выносимых судебных решений.
Рекомендации
Мы считаем, что необходимо предпринять следующие шаги:
- обеспечить независимость судебной власти и возможность для судей по каждому делу принимать решения в справедливых процедурах исключительно на основе закона, в частности заменить распределение дел между судьями председателями судов на распределение дел по жребию или в порядке очереди;
- обеспечить судей помощниками из числа квалифицированных юристов и достаточным количеством административно-технического персонала;
- обеспечить прозрачность и гражданский контроль за функционированием судебной системы, в частности: вести официальную аудиозапись и видеосъемку всех судебных разбирательств и хранить записи в опечатанном виде вместе с материалами дела;
- препятствовать посягательствам должностных лиц на независимость адвокатов;
- отменить недавно принятые поправки в законодательство об адвокатуре и прекратить процесс огосударствления адвокатуры в рамках законодательства и правоприменительной практики;
- ликвидировать полномочия государства по надзору за адвокатурой;
- добиваться максимально полной реализации принципа состязательности сторон в судебном процессе; в частности, сведения, предоставляемые адвокатами суду, суды должны оценивать по тем же правилам, что и доказательства, предоставляемые обвинением;
- законодательно расширить категорию уголовных дел, подлежащих рассмотрению судом присяжных; ввести использование института присяжных в гражданских делах, касающихся обжалования действий должностных лиц и органов власти, нарушающих права и свободы граждан;
- создать систему ювенальной юстиции, включающей ювенальные суды: предусмотреть рассмотрение дел в судах с участием представителей общественности (общественных судей);
- развивать альтернативные государственному правосудию механизмы разрешения конфликтов;
- повысить доступность судебной защиты, в частности обеспечить возможность подачи заявления в суд в любой рабочий день;
- повысить качество, эффективность и доступность юридической помощи для неимущих слоев населения;
- распространить оказание бесплатной юридической помощи на проживающих в стране неимущих лиц без гражданства и иностранцев;
- дебюрократизировать рассмотрение дел в судах, восстановить институт народных заседателей, обеспечив конституционное право граждан участвовать в отправлении правосудия; поддерживать и развивать деятельность представителей общественности, оказывающих содействие сторонам в судах в мирном разрешении конфликтов: медиаторов, оценщиков исков, а также специалистов, способных выступать в роли оценщиков исков;
- принять закон о негосударственной судебно-экспертной деятельности в РФ;
- восстановить участие представителей общественных объединений в уголовном судопроизводстве в качестве защитников;
- возвратить институт представителей общественности в гражданском процессе;
- восстановить уведомительный характер предоставления общественного защитника по уголовному судопроизводству;
- закрепить право общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции в интересах неопределенного круга лиц (в интересах общества);
- Правительство России должно выпустить постоянное приглашение специальному докладчику Совета ООН по правам человека по независимости судей и адвокатов, а также всем специальным докладчикам Совета ООН по правам человека (в том числе спецдокладчикам ООН по пыткам, расизму, защите правозащитников, рабочей группе по принудительным исчезновениям и др.).
2. Соблюдение прав человека сотрудниками силовых структур и реформа правоохранительной системы
Правоохранительная система России находится в кризисе, среди источников которого - неэффективная система управления, стимулирующая коррупцию, дефицит ресурсов, необходимых для эффективной работы в современных условиях, низкий профессионализм сотрудников.
Дисфункциональность правоохранительных органов подтверждается крайне низким уровнем доверия к ним населения, который фиксируется как ведомственными, так и независимыми социологическими службами. Это недоверие обусловлено тем, что правоохранительные органы в настоящее время не всегда оказываются способны обеспечить должный уровень безопасности населения и восстановить права жертв правонарушений. Более того, правоохранительные органы сами становятся источником опасности и нарушений прав граждан. В последние годы российскими правозащитными организациями и СМИ были отмечены многочисленные нарушения прав граждан сотрудниками милиции и других правоохранительных структур, в числе этих нарушений - произвольные задержания, пытки, жестокое и унижающее обращение, фальсификация доказательств, нарушение права на жизнь.
В течение последних лет в нескольких регионах России произошли массовые операции правоохранительных органов, напоминающие печально известные "зачистки" в Чечне, в частности в Элисте (Республика Калмыкия, октябрь 2004 г.), Благовещенске (Республика Башкортостан, декабрь 2004 г.), Бежецке и селе Рождествено Тверской области (март 2005 г.) и др. Они сопровождались незаконными задержаниями, избиениями и унижением местных жителей. Последним примером такого массового нарушения стал разгон митинга у села Мискинджи Докузпаринского района Республики Дагестан 25 апреля 2006 г., когда один человек был убит, а трое тяжело ранены в результате применения правоохранителями огнестрельного оружия, десятки человек были избиты ОМОНом.
В рамках расследования нарушений, допущенных в ходе этих операций, как правило, к ответственности не привлекаются должностные лица, отдавшие приказ об их проведении, а привлекаются только непосредственные исполнители.
В целом в России практически отсутствует эффективно действующий механизм прокурорского контроля за деятельностью правоохранительных структур. Типичными явлениями в практике прокуратуры являются: принятие незаконных процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовных дел, бездействие надзирающих и вышестоящих прокуроров при вынесении незаконных процессуальных решений, низкое качество проводимых проверок и предварительного следствия, волокита.
Более года назад в распоряжение правозащитных организаций попали незаконно засекреченные инструктивные документы органов внутренних дел (в частности, приказ МВД России N 870-ДСП от 10 сентября 2002 г. и Приложение N1 к этому приказу), которые, по оценке ведущих юристов, носят антиконституционный характер и противоречат международным обязательствам России, поскольку предписывают создание "фильтрационных пунктов" (не предусмотренных законом мест содержания задержанных) и фактически дают санкцию милиции на значительно более широкое применение силы и оружия, чем это предусмотрено законодательством.
Рекомендации
Мы считаем, что руководство России должно незамедлительно предпринять шаги к разработке и реализации программы реформирования правоохранительной сферы, ориентируясь на современные, признанные международным сообществом представления о стандартах правоохранительной службы в развитом демократическом государстве, гарантирующем права и свободы человека. К разработке таких программ должны привлекаться представители гражданских и правозащитных организаций, специализирующихся на проблемах правоохранительных органов, и эксперты с международно признанной квалификацией.
Мы призываем руководство России обеспечить публичность процесса разработки программ реформирования правоохранительной сферы, а также широкое обсуждение общественностью предлагаемых решений.
Мы считаем, что международное сообщество должно подтолкнуть российские власти к реформе правоохранительной системы. Важным шагом может стать, в частности, включение этой темы в повестку дня межгосударственных диалогов. Особенно полезен в данном случае опыт государств, которые достаточно недавно проводили у себя модернизацию правоохранительной системы (Великобритания, Франция и др.). При этом в качестве приоритетных следует рассматривать такие направления, как оптимизация финансирования правоохранительной сферы, усовершенствование и децентрализация управления правоохранительной деятельностью, кадровая политика и подготовка персонала, налаживание связей между правоохранительными структурами и общественностью, включая внедрение механизмов общественного контроля.
Мы считаем, что также необходимо предпринять следующие шаги:
- усовершенствовать систему отчетности и оценки деятельности правоохранительных органов, в частности, кроме действующей сейчас внутриведомственной оценки эффективности должны быть созданы механизмы внешней оценки со стороны муниципальных и региональных представительных органов и со стороны граждан;
- полностью разделить сосредоточенные сейчас в прокуратуре функции следствия и надзора, чтобы исключить конфликт интересов;
- дополнить систему прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов механизмами общественного контроля;
- внести в уголовно-процессуальное законодательство изменения, в соответствии с которыми судом не должны учитываться любые признательные показания обвиняемого, не подтвержденные в суде;
- проводить официальную видеосъемку всех доследственных и следственных опросов и допросов, а также записи видеонаблюдения за помещениями для задержанных и доставленных в правоохранительные органы;
- опубликовать все подзаконные акты правоохранительных органов, касающиеся взаимоотношений с гражданами, снять ограничение доступа к любым документам, затрагивающим права и свободы граждан;
- безотлагательно отменить приказ МВД РФ N 870-ДСП от 10.09.2002, Приложение N 1 к этому приказу (о действиях сотрудников МВД в условиях чрезвычайных обстоятельств) и аналогичные нормативные акты других силовых ведомств;
- правительство России должно незамедлительно опубликовать доклады по результатам визитов в Россию Комитета Совета Европы по предотвращению пыток (сегодня Россия остается единственной страной - членом Совета Европы, которая еще не сделала этого);
- ратифицировать факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток, вводящий регулярный механизм мониторинга мест лишения свободы международными и национальными независимыми экспертными органами.
3. Состояние пенитенциарной системы и закрытых учреждений
Российская уголовная политика в последние годы базируется на принципе избыточного применения государственного принуждения. Избыточно применяется арест и наказание в виде лишения свободы, в результате чего численность тюремного населения в России остается очень высокой. Государство оказывается не в состоянии обеспечить приемлемые условия содержания и реализацию установленных законом прав такого числа заключенных.
В пенитенциарной системе по-прежнему не является приоритетной задача социальной реадаптации осужденных. Программы ресоциализации и реабилитации осужденных развиты явно недостаточно. Кроме того, задачами ресоциализации и реабилитации осужденных нередко пренебрегают ради цели раскрытия преступлений.
Более того, с целью добиться контроля над заключенными, получить от них информацию, признание и принудить к сотрудничеству сотрудниками администраций применяются пытки, иные формы жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения и наказания. Серьезное опасение вызывает превращение так называемых секций "дисциплина и порядок" (СДП) в отряды заключенных-"тюремщиков", которые получают функции оперативного контроля над заключенными, но, в отличие от действий официальных охранников, их деятельность не регламентирована законом, что провоцирует произвол.
Такая незаконная и жестокая практика спровоцировала несколько масштабных ненасильственных акций протеста в местах лишения свободы, самая значительная имела место в Льгове Курской области в конце июня 2005 г.
Особую озабоченность вызывает положение заключенных, осуждение которых было обусловлено политическими мотивами. Они направляются в отдаленные места заключения, подвергаются преследованиям со стороны администрации пенитенциарных учреждений и оказываются лишены доступа к медицинской помощи.
По нашему мнению, одна из причин сложившейся ситуации - в излишней закрытости системы исполнения наказаний (ФСИН РФ) и недостатке гражданского контроля.
Нашу глубокую озабоченность вызывает также практически полная недоступность для гражданского контроля закрытых учреждений разного рода, куда люди помещаются, в том числе на недобровольной основе (психиатрические стационары, детские дома, интернаты для людей с умственными ограничениями и др.), и где, по сведениям правозащитников, имеют место грубые нарушения прав человека.
Рекомендации
Мы считаем, что необходимо предпринять следующие шаги:
- безотлагательно принять закон о гражданском контроле над закрытыми учреждениями, гарантирующий визитирование закрытых учреждений представителями правозащитных и других неправительственных организаций;
- обеспечить полную независимость от других правоохранительных органов оперативных частей в пенитенциарных учреждениях;
- установить абсолютный запрет на создание самодеятельных структур из заключенных, на которые в том или ином виде возлагались бы оперативно-контрольные функции;
- обеспечить соблюдение принципа недискриминации в обращении с заключенными и реализации их прав;
- обеспечить вневедомственный и общественный контроль за соблюдением прав человека в других закрытых учреждениях (в частности, через систему омбудсменов);
- учредить предусмотренную действующим законодательством Службу защиты прав пациентов для контроля за соблюдением прав пациентов психиатрических стационаров.
4. Смертная казнь и гуманизация права
В 1996 г. Российская Федерация приняла на себя обязательство ратифицировать Протокол N 6 к Европейской конвенции о правах человека и отменить смертную казнь. В том же году на территории РФ был введен фактический мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров. В последние несколько лет участились призывы к восстановлению смертной казни в России.
Рекомендации
Мы считаем необходимым скорейшую ратификацию Протокола N 6 к ЕКПЧ и полную отмену смертной казни на территории России.
Мы призываем отменить смертную казнь уже в 2006 г. - в год председательства России в Совете Европы.
5. Политические преследования и шпиономания
Едва ли не самой тревожной тенденцией стало появление в последние годы в России людей, осужденных по политическим мотивам. Такого рода уголовные дела и судебные процессы обычно сопровождаются грубыми нарушениями процессуального и иного законодательства, нередко характеризуются фабрикацией доказательств, предвзятой позицией суда, фактами давления на адвокатов и свидетелей. Жестокие необоснованные приговоры с политической составляющей были вынесены, в частности, адвокату Михаилу Трепашкину, студентке Заре Муртазалиевой, предпринимателям Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, предпринимателю Виктору Калядину (умер в заключении).
Такие же технологии репрессий применяются и к ученым, экологам, журналистам, безосновательно обвиняемым в шпионаже, продаже за границу технологий двойного назначения. Практика подобных процессов началась еще в конце 1990-х годов. Спецслужбы культивируют шпиономанию, предъявляя обвинения экологам и журналистам, распространяющим информацию об экологической ситуации в районах военных объектов, ученым, работающим с открытыми источниками или также открыто заключающим контракты на продажу своих разработок за границу. На беспрецедентно большие сроки лишения свободы (15 и 13 лет) были осуждены историк И. Сутягин и физик В. Данилов. В начале 2006 г. в связях с иностранными разведками были беспочвенно обвинены правозащитники.
Рекомендации
- Необходимо решительное публичное осуждение действий властей страны (включая спецслужбы, прокуратуру, суды, систему исполнения наказаний), связанных с преследованиями граждан по политическим мотивам, а также оправдания политических преследований борьбой с экстремизмом;
- необходимо добиться от властей Российской Федерации выполнения рекомендаций организации "Международная амнистия" в отношении лиц, которые были признаны преследуемыми по политическим основаниям;
- пересмотреть уголовные дела осужденных по политическим мотивам и по необоснованным обвинениям в шпионаже, в частности дело И. Сутягина, В. Данилова, М. Ходорковского, П. Лебедева, М. Трепашкина; прекратить уголовное преследование ученых О. Кайбышева и О. Коробейничева.
6. Преступления против личности в вооруженных силах
Российские власти в течение 10 лет не выполняют указ президента N 722 от 16 мая 1996 г. о переходе к комплектованию вооруженных сил России на добровольной основе. Все это время армейские части остаются местом, где солдаты срочной службы подвергаются побоям и унижениями со стороны сослуживцев и командиров. Многие молодые люди стараются всеми мерами избежать призыва в ВС. Опросы населения показывают, что 80% респондентов считают жестокость неотъемлемым элементом армейских отношений.
Самым грубым нарушением в процедуре призыва является проведение облав на граждан в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. Работники милиции и сотрудники военных комиссариатов задерживают молодых людей на улицах, в метро, насильно увозят из дома, из студенческих общежитий и в тот же день отправляют в воинские части, не давая связаться с семьей или оспорить незаконный призыв в суде. Попадающие в облавы студенты вузов и колледжей, имеющие право на отсрочку от призыва на время обучения, теряют возможность продолжить образование, поскольку в законодательстве не предусмотрена процедура увольнения студентов.
Ежегодно в региональные организации солдатских матерей обращается более 50 тысяч военнослужащих и их родителей. Многие жалуются на вымогательство денег: за отпуск, за форменную одежду и обувь, на личные нужды офицеров и прапорщиков. Ежемесячные суммы поборов составляют от 500 до 5000 рублей. Для живущих на грани нищеты солдатских семей это является непосильным бременем. Часто солдаты просят денег у прохожих на улицах городов и поселков, поскольку из дома получить вымогаемые суммы не могут.
Ежегодно до 30% новобранцев увольняют по состоянию здоровья в течение первых трех - шести месяцев службы.
Массовым правонарушением в российской армии является применение труда военнослужащих по призыву в целях, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы. Эта практика, соответствующая принудительному рабскому труду, как он определен в международном праве, зачастую приводит к травматизму и гибели солдат. В последнее время эта практика стала распространяться и на военнослужащих, заключивших контракт во время службы по призыву. Применение рабского труда тесно связано с преступлениями против личности, коррупцией и экономическими преступлениями в армии. Применяемые меры борьбы крайне неэффективны и носят имитационный характер.
Призывная система - источник грубых и массовых нарушений прав военнослужащих. Мы убеждены, что отмена обязательного призыва - единственное эффективное средство прекращения произвола и беззакония в армейской среде, в том числе использования рабского труда военнослужащих.
Мерами снижения вреда в период сохраняющегося призыва является четкое законодательное закрепление допустимости труда военнослужащих на гражданских объектах лишь в чрезвычайных ситуациях, а также меры общего характера, направленные на введение гражданского контроля и повышение правовой защищенности солдат, среди которых особенно важно обеспечение защиты свидетелей и потерпевших.
Рекомендации
Мы призываем руководство России отменить систему обязательного призыва.
Мы считаем, что международное сообщество должно настаивать, чтобы российские власти выполнили требования резолюций и рекомендаций Совета Европы по соблюдению прав военнослужащих по призыву.
Мы призываем руководство России уделять больше внимания вопросам обеспечения прав военнослужащих и граждан, подлежащих призыву, в частности:
- выявлять недостатки в российском законодательстве, в армейских уставах, наставлениях и инструкциях; выработать необходимые юридические нормы и регламентирующие документы для вооруженных сил;
- обеспечить защиту свидетелей и потерпевших от преступлений, совершенных в вооруженных силах;
- проводить обучение военнослужащих и их знакомство со своими законными правами;
- обеспечить возможности для гражданского контроля за соблюдением командирами всех уровней прав своих подчиненных.
Мы считаем, что российское законодательство и правоприменительная практика должны включать:
- установление ответственности должностных лиц за незаконный призыв граждан на военную службу с возмещением материального ущерба незаконно призванным лицам;
- возмещение материального ущерба военнослужащим по призыву, если незаконный призыв повлек за собой вред для здоровья, а также перерыв в образовании;
- выплату достойной финансовой компенсации отцам, матерям, женам, родным братьям, родным сестрам, дедушкам, бабушкам или усыновителям, несовершеннолетним детям призывника, если призыв повлек за собой нарушение их права на содержание и уход.
Необходимо смягчить условия прохождения альтернативной гражданской службы, в частности, отказаться от принципа ее прохождения в организациях, расположенных в других регионах, исключить практику направления на альтернативную службу с заработной платой ниже прожиточного минимума.
Военнослужащие, будь то призывники, добровольцы или профессиональные военные, должны пользоваться теми же правами и свободами, как и все остальные граждане. В связи с этим международные организации должны расширить спектр своих рекомендаций, особенно в части, касающейся защиты прав человека, с тем, чтобы они распространялись на всех людей в погонах вне зависимости от их статуса.
7. Свобода слова и независимость средств массовой информации
Свобода СМИ - основа демократии, любой формы демократического управления. Но в Российской Федерации СМИ деградируют: государственные и контролируемые государством СМИ не реализуют право граждан на информацию, а обеспечивают государственную пропаганду и манипуляцию общественным мнением.
На государственных и подконтрольных государству каналах ТВ отменены почти все виды прямого эфира, кроме спортивных состязаний, отсутствуют полноценные политические дискуссии, существует негласный, но неуклонно соблюдаемый запрет на выступления оппозиционных политиков и ряда инакомыслящих граждан.
В России отсутствует общественное телевидение как институт. Осуществляются неформальные встречи представителей кремлевской Администрации с руководством каналов, где они "сверяют часы". Самый очевидный пример такой политики - освещение событий в Беслане и их последствий, когда правда так и не прорвалась на экраны ТВ.
Печатные СМИ не имеют равного доступа к государственным информационным источникам и государственным субсидиям в любой их форме. Помощь и информацию получают только издания, заведомо поддерживающие власти. Многие газеты подвергаются неправомерным или чрезмерным искам по защите чести и достоинства со стороны государственных чиновников. В условиях зависимости судов от исполнительной власти такие иски становятся бичом прессы. Ряд дел такого рода уже дошли до Европейского суда по правам человека, где они приняты к рассмотрению.
Общественная палата, новый, сформированный с участием власти и под его контролем "государственно-общественный" орган, намеревается превратить положения журналистской этики в закрепленные законом рамки.
Не приняты законы об информационной открытости власти и о праве граждан на свободный доступ к информации.
Рекомендации
Мы считаем, что необходимо предпринять следующие шаги:
- создать общественное телевидение, независимое от влияния власти;
- поддерживать прогрессивные формы саморегулирования журналистов и их организаций;
- поддерживать социально ориентированную журналистику через конкурсы, ежегодные премии и т. д.;
- создать общественно-государственный орган наподобие существовавшей в 1990-е годы Общественной палаты по информационным спорам для внесудебного разрешения конфликтов, вызванных информационной деятельностью СМИ.
8. Свобода собраний, митингов и демонстраций
Ситуация с соблюдением свободы собраний в России стремительно ухудшается. В первые недели после принятия нового закона (ФЗ N 54) о митингах и демонстрациях количество нарушений было минимальным. В 2005 году количество нарушений исчислялось десятками, а в первом полугодии 2006 года - сотнями. Нарушения происходят по двум направлениям: 1) прямое нарушение федерального закона властями различных уровней и ветвей власти; 2) злоупотребление правом, в том числе ФЗ N 54, и, таким образом, нарушение Конституции РФ и международных обязательств России. Большая часть нарушений совершается чиновниками муниципальных образований и сотрудниками милиции. Сравнительно немногочисленные нарушения со стороны чиновников высшего звена (в основном глав субъектов РФ) имеют более тяжкие последствия, так как укореняют системную практику нарушения права на свободу собраний со стороны государства.
Рекомендации
Мы считаем необходимым:
- обеспечить соблюдение ФЗ N 54 государственными органами, особенно в части уведомительной системы проведения митингов, пикетов и шествий;
- провести разъяснительную работу среди ответственных чиновников о необходимости точного соблюдения ФЗ N 54 и возможной ответственности за его нарушение вплоть до уголовной;
- привлечь к ответственности чиновников, виновных в нарушении ФЗ N 54;
- создать, по крайней мере, на уровне федеральных округов, при представителях Президента РФ общественные советы по контролю над соблюдением свободы собраний;
- предложить Уполномоченному по правам человека в РФ обратить специальное внимание на соблюдение свободы собраний, содействовать ему в издании специального доклада по этой проблеме;
- организовать специальные слушания в ПАСЕ по проблеме свободы собраний в РФ;
- провести разъяснительную работу среди сотрудников правоохранительных органов о том, что во время митингов их приоритетной задачей является обеспечение безопасности участников собраний, и, в первую очередь, именно для этого они должны использовать свое право на применение силы;
- при этом использование силы в случае ее применения для поддержания порядка - обеспечения безопасности митингующих и/или нарушения закона со стороны самих митингующих - должно быть пропорционально этим нарушениям.
9. Соблюдение избирательных прав граждан
Институт честных и свободных выборов является фундаментом демократического государства. Между тем в России наблюдается сворачивание основных форм народовластия.
- Основная причина деградации российских выборов - отсутствие разделения и баланса властей, превращение государства в подавляющую политическую силу, использующую управляемые выборы в качестве декоративного атрибута демократии.
Принятый в 2004 г. Закон "О референдуме Российской Федерации" фактически исключает возможность проведения референдума по инициативе граждан и оппозиционных политических партий, превращая его исключительно в инструмент правящего режима.
Действующее избирательное законодательство исключает участие граждан в выдвижении кандидатов на выборные должности, тем самым пассивное избирательное право сведено исключительно к участию в голосовании.
Отменены прямые выборы губернаторов. Президент приобрел право роспуска представительных органов власти субъектов РФ и отрешения от должности глав регионов. В отдельных регионах России уже отменены прямые выборы глав администраций городов, районов и поселков. Таким образом, важнейший демократический принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в результате оказались подорванными.
Верхняя палата парламента населением не избирается и наполовину состоит из депутатов, назначенных главами исполнительной власти регионов, которых, в свою очередь, выдвигает президент.
После избирательной реформы, осуществленной в 2004-2006 гг., выборы депутатов Государственной Думы будут происходить исключительно по партийным спискам при 7-процентном заградительном барьере и запрете избирательных блоков, а в партийные списки запрещено включать членов других партий. Партии, уже представленные в Думе, получили преференции по сравнению с теми, которые только еще борются за попадание в представительные органы.
Существует реальная угроза появления универсального, по сути, механизма отсечения от выборов любых неугодных режиму участников путем отнесения их к "экстремистам".
Более того, на практике избирательные кампании проходят в условиях неравного доступа и неравных возможностей кандидатов и партий к ведению агитации. Это также грубо нарушает право избирателей на получение полноценной информации, которая необходима для осознанного и ответственного голосования на выборах. Избирательные комиссии, которые наделены полномочиями контролировать агитационную кампанию, не справляются со своей задачей, в то время как они являются основными субъектами контроля за соблюдением избирательных прав.
Построена система управления выборами в виде подчиненной Центральной избирательной комиссии России избирательной вертикали. Вместо независимых общественно-межпартийных органов, каковыми они должны быть, избирательные комиссии являются бюрократическими органами управления выборами. С 2005 г. в состав избирательных комиссий возможно введение до 50 процентов муниципальных и государственных служащих. И это не считая работников учреждений, подведомственных исполнительным органам.
Новое законодательство позволило ввести назначение председателей избирательных комиссий, заменив демократическую процедуру выборов председателя и секретаря на первом заседании избирательной комиссии. В результате в стране становится все больше комиссий, руководителями которых являются государственные и муниципальные служащие.
Активного избирательного права лишена большая категория граждан, живущих без постоянной регистрации (или не по месту постоянной регистрации), в частности студенты учебных заведений, живущие в общежитиях. Этих граждан не включают в списки избирателей.
Отменяется и единственная остававшаяся возможность активного протеста против уничтожения свободных выборов - графа избирательного бюллетеня "против всех".
Рекомендации
Мы считаем необходимыми следующие шаги:
- либерализовать закон о федеральном референдуме, упростив требования к его инициированию;
- снизить требования к минимальной численности политических партий до не более чем 10 тысяч членов;
- восстановить право на образование избирательных блоков политических партий;
- снизить пресекательный барьер для партий и блоков на выборах всех уровней до 3-процентного;
- вернуться к более ранним редакциям избирательных законов, восстановив равенство прав участников (как парламентских партий, так и партий, не представленных в Парламенте);
- вернуться к выборности высших должностных лиц субъектов РФ;
- перейти к частичной выборности Совета Федерации (возможна модель, при которой представитель от исполнительной власти субъекта РФ назначается главой региона, а представитель от законодательной власти избирается населением из альтернативных кандидатур, предлагаемых партиями и блоками, входящими в представительный орган власти субъекта РФ);
- не допустить принятия закона о возможности недопущения к выборам кандидатов по идеологическим (связанным с обвинениями в "экстремизме") мотивам;
- обеспечить участие представителей гражданских и правозащитных организаций в контроле за соблюдением избирательных прав граждан в составе избирательных комиссий всех уровней;
- обеспечить общественный контроль за функционированием Государственной автоматизированной системы "Выборы";
- предусмотреть возможность ручного пересчета бюллетеней при использовании электронных средств голосования;
- вернуть общественным объединениям право выдвигать наблюдателей за ходом голосования и подсчета голосов.
10. Положение НПО, свобода ассоциаций
В 2006 г. вступили в силу репрессивные поправки к закону о неправительственных организациях (НПО), ставшие кульминацией нарастающего в последние годы давления российских властей на независимое гражданское общество. Россия заняла сегодня лидирующую роль среди более чем 20 авторитарных режимов по всему миру, противодействующих международному сотрудничеству в области продвижения демократии и устанавливающих жесткий государственный контроль над гражданским обществом под предлогом обеспечения безопасности, политической стабильности и невмешательства иностранцев "во внутренние дела".
Враждебная риторика в отношении НПО на самом высшем уровне и давление со стороны федеральных властей порождает произвол правоохранителей и налоговых служб в отношении НПО. Особенно сложна ситуация на Северном Кавказе, где представители власти нередко воспринимают правозащитников как пособников террористов и их разведчиков. На НПО в Кавказском регионе оказывается систематическое давление путем произвольных задержаний и допросов с применением силы, угроз в адрес семьи, обысков в ночное время, изъятия документов организации, дискредитации в СМИ, похищений и т. д.
Враждебная политика властей в отношении правозащитников стала распространяться на организации в других регионах (в том числе на "Общество российско-чеченской дружбы" в Нижнем Новгороде) и на крупные сетевые организации, такие как Московская хельсинкская группа, общество "Мемориал", Союз комитетов солдатских матерей и др. Реальной причиной для преследования независимых НПО является их высокая активность, критическая позиция по отношению к действиям властей и влиятельность на международном уровне.
Падение авторитарных постсоветских режимов в результате массовых народных выступлений, спровоцированных фальсификацией выборов, вызвало у российской власти "оранжевую паранойю". Исходя из этого, новый закон об НПО особое внимание уделяет иностранному финансированию российских организаций и их зарубежным партнерским связям. Требуются детальные отчеты о том, как расходуются иностранные средства, а властям дано право без решения суда запрещать иностранным НПО перевод средств конкретным российским партнерам, реализацию их программ или отзывать их регистрацию, если их деятельность, цели и задачи могут создать "угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной целостности, национальному единству, самобытности, культурному наследию и национальным интересам РФ".
Такого рода неправовые формулировки дают огромные полномочия чиновникам по произвольному, избирательному применению закона, в том числе по политическим мотивам, и неправомерному вмешательству государства в деятельность НПО. Представители власти могут проводить проверки, запрашивать и изучать документы НПО, посещать их мероприятия и определять, соответствует ли их деятельность записанным в уставе целям, и на этом основании принять решение о ликвидации организации. Закон устанавливает антиконституционные ограничения на то, кто может быть учредителем, участником и членом НПО.
Закон об НПО в нынешнем виде открыто противоречит Конституции РФ и международным правовым нормам. Необходимы не только пристальный общественный и международный контроль за его применением и защита организаций и активистов от преследований, но и скорейшая отмена репрессивных положений закона.
Враждебная риторика и обвинения со стороны федеральных властей в том, что независимые организации финансируются врагами России - иностранными разведками, бандформированиями, олигархами, преступными группировками и т.д., - поддерживают атмосферу недоверия к НПО со стороны общества и дают региональным властям санкцию на произвол на местном уровне. Наиболее одиозным примером негативной кампании в СМИ стал так называемый "шпионский скандал" 2006 г., в рамках которого ряд ведущих правозащитных организаций был фактически обвинен в том, что они финансируются британскими разведчиками.
Процесс усиления "вертикали власти", сворачивания свобод и подчинение всего общественно-политического пространства федеральному Центру происходит в том числе и через "выстраивание" гражданского общества путем создания Общественной палаты. Создание муляжей гражданского общества - искусственных, подконтрольных государству организаций - позволяет властям вытеснять независимые НПО из общественно-политического процесса.
Ограничительное налоговое законодательство в отношении НПО создает значительные барьеры для деятельности организаций и ставит их в положение заведомых нарушителей закона. Многие ведущие НПО за последние годы неоднократно становились объектами продолжительных и предвзятых налоговых проверок, в результате которых предъявлялись штрафы и взыскания. Как правило, проверки инициируют по причине "чрезмерной" активности организации и ее критической позиции по отношению к действиям властей.
Вдохновляемое враждебностью государства бездействие правоохранительных органов по фактам нападения неонацистов на активистов и офисы НПО порождает ощущение безнаказанности и приводит к повторным нападениям и угрозам жизни, а в некоторых случаях и к убийствам правозащитников.
Рекомендации
Мы считаем необходимым:
- незамедлительно отменить поправки в законодательство о неправительственных организациях, вступившие в силу в апреле 2006 г., и во взаимодействии с неправительственными экспертами и экспертами Совета Европы подготовить и принять изменения в законодательство об НПО, основанные на Конституции РФ и международных правовых стандартах ООН и Совета Европы в области свободы ассоциаций;
- прекратить неправовое преследование независимых неправительственных организаций и активистов, в том числе с использованием антиэкстремистского и антитеррористического законодательства;
- пересмотреть неправосудные приговоры осужденных активистов неправительственных организаций;
- прекратить враждебную риторику представителей власти в отношении деятельности независимых неправительственных организаций и их сотрудничества с зарубежными и международными организациями и кампании в государственных и окологосударственных СМИ, направленные на дискредитацию неправительственных организаций;
- положить конец практике бездействия правоохранительных органов в случаях угроз и нападений неонацистов и других боевых групп на активистов НПО и их офисы, обеспечить эффективную защиту в таких ситуациях и привлечение нарушителей закона к ответственности;
- в правоприменительной практике обеспечить эффективное соблюдение свободы ассоциаций и свободы выражения мнения, в частности беспрепятственную деятельность правозащитников и других НПО, в соответствии с Декларацией ООН о защите правозащитников 1998 г.
11. Государственный террор на Северном Кавказе
На Северном Кавказе под предлогом борьбы с терроризмом развязан широкомасштабный государственный террор.
Государство обязано защищать жизнь, неотъемлемые права и свободы граждан, в том числе и с помощью вооруженной силы. Однако методы применения силы на Северном Кавказе, выбранные высшим руководством нашей страны, российскими силовыми ведомствами и властями некоторых северокавказских республик, превратили "контртеррористическую операцию" в страшное преступление.
Неизбирательное и непропорциональное применение силы федеральными войсками, преднамеренные нападения на гражданские объекты и гражданское население, создание препятствий для выхода людей за пределы опасных территорий - все это привело к массовой гибели мирных граждан.
Представители государства похищают и убивают людей. Таким образом бесследно исчезли уже тысячи жителей Чечни, Ингушетии, Дагестана. Продолжают действовать нелегальные тюрьмы. Практически все задержанные и арестованные подвергаются пыткам. В ходе спецопераций в населенных пунктах по-прежнему совершаются грабежи и убийства. В абсолютном большинстве случаев такие преступления остаются безнаказанными. При этом фабрикация уголовных дел по обвинению в террористических преступлениях приобрела массовый характер. В зоне контртеррористической операции властями целенаправленно создается правовой вакуум.
В Чеченской Республике происходит имитация политического процесса. Никакой политический процесс не может реально осуществляться в условиях продолжающегося государственного террора. За внешними приметами "возвращения к мирной жизни" в последние три года скрывается процесс "чеченизации" конфликта, который лишь способствовал ожесточению воюющих сторон, росту страха и чувства незащищенности среди мирных жителей.
Подобный образ действий силовых структур постепенно распространяется с Северного Кавказа на всю Россию.
Кампания по борьбе с терроризмом оказывает влияние на многие стороны жизни во всей России. Под этим предлогом меняется законодательство, - с одной стороны, существенно расширены полномочия силовых структур и спецслужб, с другой - значительно ограничены права и свободы граждан, включая избирательное право и право на доступ к информации. По сути дела, произошел коллапс политической системы и информационного пространства.
Мы убеждены, что соблюдение прав человека и верховенство права являются залогом обеспечения общественной безопасности, а не помехой в решении этой важнейшей задачи.
Рекомендации
Мы считаем, что российские власти должны незамедлительно:
- обеспечить соответствие мероприятий по борьбе с терроризмом международным стандартам в области прав человека и гуманитарного права, как в части нормативной базы, так и в части правоприменительной практики;
- отменить противоречащие основополагающим принципам права нормы, согласно которым не выдаются родственникам для захоронения тела людей, вина которых в совершении террористического акта в момент их гибели не доказана судом;
- прекратить практику "исчезновения" задержанных и арестованных;
- провести адекватное расследование по всем делам, связанным с нарушением прав человека, и привлечь к ответственности виновных независимо от занимаемых ими должностей;
- обеспечить допуск в места предварительного заключения представителей международных гуманитарных организаций, включая Международный комитет Красного Креста;
- начать реальный политический процесс в Чеченской Республике, включая подготовку и проведение свободных и честных выборов в соответствии с международными стандартами. При этом следует предоставить возможность сепаратистам, осуждающим терроризм как метод достижения целей, сформировать свое политическое крыло, готовое участвовать в выборах и бороться за власть политическими методами. Политический процесс в Чечне не может быть устойчивым без включения в него таких сил.
12. Миграция и права человека
Изменение статуса бывших граждан СССР на территории России, связанное с вступлением в силу в середине 2002 г. новых редакций Федеральных законов "О гражданстве РФ" и "О правовом положении иностранных граждан" превратило сотни тысяч жителей России в нелегальных мигрантов, утративших в результате этого самые насущные социальные права. Поправки к Закону "О гражданстве", принятые в конце 2003 г., несколько улучшили положение. Однако правоприменительная практика характеризуется массовым произволом и коррупцией. Нелегальное положение иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе выросших и достигших совершеннолетия на территории РФ) служит постоянным препятствием для получения ими российского гражданства. Более трех миллионов человек не имеют правового статуса, лишены права на свободу передвижения, на труд и социальную помощь.
Особенно тревожит создавшаяся практика выдачи и выдворения граждан стран СНГ. Суды принимают решения о выдворении в нарушение ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, допуская разделение семьи, разлучение родителей с малолетними детьми. Прокуратура дает санкцию на экстрадицию в страны, где широко применяются пытки и практикуется смертная казнь, нарушая этим ст. 3 Европейской конвенции. Напомним, что, согласно п. 4 ст. 15 Конституции России, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации признаются составной частью ее правовой системы, причем более высокого уровня, чем внутреннее законодательство.
В последние полгода произошли положительные сдвиги в формировании миграционного законодательства России. В Думе приняты в третьем чтении проекты поправок к Федеральному закону РФ "О правовом положении иностранных граждан" и к Федеральному закону "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства", направленные на облегчение притока в РФ трудоспособного населения стран СНГ. Указом президента утверждена "Программа добровольного переселения соотечественников в Россию".
К сожалению, в принимаемых актах по-прежнему не учтены интересы тех сотен тысяч бывших граждан СССР, которые переехали в РФ до 2002 года. Они так и остаются нелегальными жителями, механизм их легализации отсутствует.
Система предоставления убежища на территории России практически уничтожена и продолжает сворачиваться. Число признанных беженцев с 290 тысяч в 1996 г. упало к середине 2006 г. до 418 человек; временное убежище (статус, предоставляемый на один год и не дающий никаких социальных гарантий) предоставлено всего 1020 лицам.
Большую часть наших граждан, обращающихся за убежищем в других странах, составляют жители Чечни, не получающие на территории России альтернативной возможности расселения. Уже много лет Россия не выполняет по отношению к ним "Руководящие принципы по вопросам перемещения внутри страны", принятые ООН в 1997 г. Безопасность населения Чеченской Республики не обеспечена, внутриперемещенные лица вынуждены возвращаться в Чечню помимо их воли, поскольку на других территориях РФ они не могут получить паспорта, их не принимают на работу, не обеспечивают жильем, медицинским обслуживанием и социальными льготами.
Рекомендации
Мы считаем, что российские власти должны:
- внести поправки в Закон "О правовом положении иностранных граждан", легализующие бывших граждан СССР, проживавших на территории России на момент вступления закона в силу;
- обеспечить доступ к процедуре определения статуса всех лиц, ищущих убежища, в том числе "беженцев на месте", к которым относятся проживающие в России афганцы. Развивать и укреплять систему убежища, предоставляя его гражданам стран СНГ, в первую очередь жертвам политических преследований и дискриминации из Узбекистана и Туркменистана;
- обеспечить выдачу мигрантам удостоверений личности, для этого разработать и ввести в действие недостающие формы документов.
Мы обращаемся к лидерам стран "Большой восьмерки" с призывом укреплять и развивать систему международного убежища, добиваясь исполнения принципов Конвенции ООН "О статусе беженца" от всех ее участников и соблюдая принцип разделения бремени.
Мы считаем необходимым:
- исключить недобровольное возвращение внутриперемещенных лиц (ВПЛ) в места постоянного проживания, одновременно обеспечивая право безопасного возвращения в родные дома;
- возобновить прием заявлений и выплату компенсаций жителям Чеченской Республики за утраченное жилье и имущество. При этом вернуться к вопросу об увеличении компенсационных выплат и выравнивании сумм, выплачиваемых в ЧР и за ее пределами.
Мы считаем, что международное сообщество, в соответствии с Руководящими принципами по вопросам внутренних перемещений, должно брать на себя заботу о ВПЛ в случаях, когда государство не оказывает им надлежащей защиты.
13. Ксенофобия и насилие на расовой почве, обеспечение свободы совести
Российская правовая система не имеет эффективных механизмов противодействия дискриминации. Органы государственной власти во многих случаях сами дискриминируют по этническому признаку определенные категории населения (цыган, чеченцев вне Чечни, ряд этнических групп Краснодарского края). Серьезную проблему составляют дискриминационное обращение правоохранительных органов с этническими меньшинствами и иностранцами и широко распространенное расово-избирательное обращение со стороны милиции.
Подъем массовой этнической ксенофобии подпитывает политические этнонационалистические движения; на этой основе растет число преступлений на почве ненависти. Националистическая пропаганда становится более открытой, расистское насилие растет количественно, расширяется географически и становится более жестоким. С другой стороны, почти полная безнаказанность националистической пропаганды и явно недостаточные меры по пресечению расистского насилия приводят ко все большей легитимации этнонационализма в массовом сознании.
Неэффективность государства в противостоянии этой поистине катастрофической тенденции объясняется не недостаточной жесткостью законов, но скорее некомпетентностью, а нередко и попустительством правоохранительных органов. Нельзя уже сказать, что государство не обращает внимания на проблему роста этнорелигиозной ксенофобии. Но во все большей степени представители власти всех уровней стремятся использовать эту проблему для решения совершенно другой задачи - дальнейшего ограничения гражданских прав и свобод. Такая подмена цели дискредитирует начатую антифашистскую кампанию и не позволяет эффективно противодействовать общественно опасным формам ксенофобии.
Зато использование антиэкстремистской и антифашистской риторики и законодательства против независимых СМИ, гражданских и политических активистов демократического толка грозит превратиться чуть ли не в главный инструмент давления власти на общество.
В сфере свободы совести мы отмечаем нарушение прав религиозных групп, определяемых властями как "нетрадиционные". В большинстве регионов местные власти препятствуют деятельности религиозных организаций: не соблюдается принцип правового равенства религиозных объединений, ограничивается свобода богослужебной и миссионерской деятельности приходов Римско-католической церкви, протестантских деноминаций и других конфессий; наибольшие трудности возникают при реализации права общин на владение и пользование имуществом. Против "нетрадиционных" религиозных групп осуществляются пропагандистские кампании в СМИ, зачастую сопровождающиеся распространением недостоверной информации и тенденциозным изложением фактов. Насаждение неправового разделения религий на "традиционные и нетрадиционные" способствует росту ксенофобии на религиозной почве. Вызывает озабоченность рост насилия и актов вандализма на почве религиозной нетерпимости.
Рекомендации
Мы поддерживаем программу, выдвинутую Российским антифашистским фронтом, учрежденным 22 июня 2006 г., и считаем, что:
- российские власти должны прислушаться к неоднократно повторенным рекомендациям по противодействию расизму, ксенофобии и дискриминации, касающимся сферы правоприменения, образования, массмедиа и т. д.;
- российские власти должны признать существование этнической дискриминации в России и способствовать эффективному применению существующего антидискриминационного законодательства;
- российские власти должны незамедлительно инициировать разработку антидискриминационного законодательства с обязательным участием экспертов из правозащитных организаций;
- российские власти должны ратифицировать антидискриминационные международные документы, в том числе 12-й Дополнительный протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающий введение ответственности государственных служащих за дискриминацию;
- необходимо немедленно отказаться от идеи и практики расширения и ужесточения антиэкстремистского законодательства. Даже ныне действующий Закон "О противодействии экстремистской деятельности" невозможно и не нужно применять во всей его репрессивной полноте. В ситуации широкого подъема ксенофобных настроений предпочтительно сосредоточиться на пресечении и наказании наиболее опасных деяний: насильственных акций, призывов к насилию и дискриминации, направленных на это организационных действий;
- руководству страны следует четко и последовательно выступить против применения антиэкстремистского законодательства не по назначению - против активистов гражданского общества и независимых СМИ.
Мы считаем, что партнеры России по "Большой восьмерке" должны не только поддерживать готовность российских властей противодействовать расизму и дискриминации, но также добиваться приведения российского законодательства и практики в этой сфере в соответствие с международными обязательствами России - как в части запрета различных форм дискриминации, так и в части обеспечения гарантий защиты гражданских свобод при осуществлении мер противодействия расистскому насилию и пропаганде ненависти.
14. Преследования мусульман и борьба с терроризмом
Начиная с осени 2004 г. в России под предлогом борьбы с "исламским экстремизмом и терроризмом" развернута кампания фабрикации уголовных дел против представителей различных течений в исламе. Такие дела фабрикуются не только в нестабильных регионах Северного Кавказа, но и в Центральной России, в Поволжье и Сибири. При этом в нарушение международных обязательств РФ изложение российскими мусульманами своих взглядов об общественном устройстве или хранение религиозной литературы нередко рассматриваются как уголовное преступление.
Серьезную озабоченность вызывает ряд положений антитеррористического и антиэкстремистского законодательства, принятого в последние годы. В частности, нечеткое определение таких понятий, как "вовлечение" или "содействие" терроризму и экстремизму позволяет применять уголовные репрессии в отношении больших групп верующих, а также любых лиц, критикующих незаконные действия антитеррористических подразделений или официальную позицию в области борьбы с терроризмом. Нынешний порядок признания тех или иных организаций террористическими не соответствует международным обязательствам РФ в области прав человека, поскольку оппоненты правительства не только лишены возможности участия в судебных слушаниях, но даже фактически не могут ни ознакомиться с текстом решения, ни эффективно обжаловать его в суде.
Весьма тревожным кажется полное нежелание российских властей обеспечить эффективное расследование случаев похищений или незаконного вывоза в Узбекистан граждан этой страны, проживающих на территории РФ, для придания их суду по обвинению в исламском экстремизме.
Рекомендации
Партнерам России по "Большой восьмерке" следует добиваться, чтобы антитеррористическое и антиэкстремистское законодательство РФ было приведено в соответствие с международными обязательствами нашей страны в области прав человека. Судебные решения по делам о так называемом "исламском экстремизме", вынесенные на основе этих законов, также должны быть изучены в плане соответствия вышеуказанным обязательствам. Сотрудничество со спецслужбами других государств должно быть введено в рамки закона.
15. Экономические, социальные и культурные права
Российская Федерация является согласно ст. 7 Конституции социальным государством. Согласно ст. 55 Конституции недопустимо издание законов, отменяющих или умаляющих не только гражданские и политические, но и социальные, экономические и культурные права. Реалии российского законодательства, однако, свидетельствуют об обратном. Так называемый закон о "монетизации" льгот кардинально сократил социальные обязательства государства. В частности, отменена минимальная доля финансирования из федерального бюджета образования, здравоохранения и культуры. Происходит постепенная коммерциализация важнейших социальных сфер, чему может способствовать принимаемый в настоящее время законопроект "Об автономных учреждениях".
До сих пор не принят закон, устанавливающий минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Следовательно, в России фактически не работает ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которой государства-участники признают право каждого трудящегося на удовлетворительное существование для него и его семьи.
Новый Жилищный кодекс и принятые в пакете с ним законы значительно сократили государственные гарантии бесплатного предоставления жилья малоимущим, создали условия для дальнейшего роста тарифов на услуги ЖКХ, ликвидировали механизмы предотвращения детской бездомности, создали множество иных ограничений права на жилище.
На протяжении 15 лет государство не расплачивается по внутреннему долгу. Юридически признав государственным долгом утраченные дореформенные сбережения, в частности, вложенные в Сбербанк РСФСР по 20 июня 1991 г., государство заморозило начатое в 1995 г. формирование законодательства о восстановлении сбережений. Более того, в законах о федеральном бюджете установлен приоритет выплаты внешнего долга (с процентами) перед отдачей долга гражданам своей страны. Досрочное погашение долга Парижскому клубу при игнорировании внутренних долговых обязательств противоречит интересам населения.
Рекомендации
Необходимо проведение ответственной социально ориентированной политики, предусматривающей широкий круг срочных действий и долговременных решений. В частности, нами предлагается:
- установление минимальной доли бюджетного финансирования образования, в частности - высшего и послевузовского образования, здравоохранения, науки, культуры не ниже уровня, отмененного законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.;
- восстановление и полное обеспечение (в том числе за счет сокращения расходов на государственное управление и "силовые" ведомства) федеральных социальных обязательств в отношении тружеников тыла, ветеранов труда, жертв политических репрессий, детей-инвалидов (включая государственное финансирование жизненно важных операций любой сложности), сельских учителей и сельских медицинских работников, других категорий, нуждающихся в специальных мерах государственной защиты;
- обеспечение гарантий несокращаемого уровня общедоступных медицинских, образовательных, культурных, спортивных и иных социально значимых услуг в случае изменения статуса государственных и муниципальных организаций;
- безотлагательное законодательное установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека;
- доработка механизма реализации Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", определение в законе о федеральном бюджете на 2007 г. приоритета выплат по внутренним долговым обязательствам.