Амир Батлер
Предупреждение из Австралии: не торопитесь принимать законы против ненависти!
Редакция благодарит международный журнал Index for free expression за возможность опубликовать материал, напечатанный в специальном выпуске журнала, посвященного Форуму НПО Европейского Союза Words and Deeds.
А. Батлер - исполнительный директор Комитета по общественным делам австралийских мусульман.
Третья попытка принять законопроект, запрещающий разжигание религиозной ненависти в Великобритании, вновь вызвала одобрение определенных кругов общественности. Это событие одобрил кое-кто из левых, они, похоже, считают британское общество расистским настолько, что лишь на государство возлагают все надежды по защите людей друг от друга; законопроект также получил поддержку и у мусульман, которые трактуют его как мощное средство борьбы с миазмами исламофобии.
Однако, как это часто бывает с государственными потугами в области социальной инженерии, плоды этого законопроекта могут перечеркнуть все упования. В самом деле, как показывает наглядный пример австралийского опыта, это законодательство может подорвать те самые свободы, которое оно вроде бы призвано защитить, и внесет раскол в общество, которое оно вроде бы стремится объединить.
Я, австралийский мусульманин, который поддерживал введение такого законодательства, стал свидетелем его печальных последствий. Вслед за своими единомышленниками-блэровцами, премьер штата Виктория Стив Брэкс выступил инициатором этого законопроекта, пообещав наступление новой эры "толерантности". Спустя два года мы наблюдаем весьма странную терпимость, при которой мусульмане подают в суд на христиан, ведьмы подают в суд на Армию Спасения, приверженцы Алистера Кроули [английский мистик начала ХХ века, возродивший культ средневековой магии и колдовства] судятся с детскими психологами, а различные религиозные общины стремятся напакостить друг другу самым омерзительным образом.
В основе этого законодательства лежит совершенно ошибочное представление, будто государство способно регулировать человеческие эмоции. Ненависть, уверяют нас, можно вытравить из человеческой души одним росчерком пера законодателя. Мол, если можно запретить людям высказывать злобные оскорбительные суждения, тогда и ненависть сама собой рассосется. Это, разумеется, фантазия чистой воды. Государство может объявить уголовно наказуемым деянием выражение злобных и оскорбительных идей, но оно не в силах запретить сами эти идеи.
В действительности любые попытки заглушить такие идеи только усиливают их влияние. Объявляя идеи ненависти уголовным преступлением, государство дает им легитимность. А вот когда религиозные общины судятся со своими критиками, предпочитая силу закона силе аргумента, мнение, что критика была обоснованной, только укрепляется.
Единственный способ борьбы с экстремизмом - противостояние питающим его идеям и разоблачение их. Этого можно достигнуть, только если такие идеи можно высказать публично, а затем публично же разоблачить.
Сторонники закона часто увязывают выражение ненависти словом с выражением ненависти действием; при этом подразумевается, что если законопроект не будет принят, мы станем свидетелями эскалации насилия над меньшинствами. Однако большинство людей, которые что-то ненавидят, вовсе не скатываются к насилию. И если им суждено совершить квантовый скачок от простой нелюбви к мусульманам к желанию причинить им боль и страдания, то на этот случай мы уже имеем немало законов, направленных на предотвращение как подстрекательства к совершению преступлений, так и самих этих преступлений.
Можно понять, чем эти законы так привлекательны для меньшинств. Никому не нравится выслушивать мерзости о себе или своей религии, но как свидетельствует австралийский опыт, такие законы скорее порождают новые проблемы, чем решают старые. Причем это касается не в малой степени именно тех религиозных групп, которые эти законы вроде бы призваны защищать.
Первый громкий процесс по новому законодательству Виктории был затеян Исламским советом Виктории (ИСВ) против небольшой евангелической организации "Священники животворного огня". Эта организация провела семинар, в ходе которого было сказано немало оскорбительных слов и об исламе, и о его приверженцах. На конференцию, по инициативе члена Комиссии равных возможностей Виктории (это государственный орган контроля за соблюдением нового законодательства), пригласили нескольких мусульман. Понятное дело, они были крайне возмущены услышанным. А потом ИСВ, действуя от их имени, вчинил евангелистам судебный иск.
Для малоизвестной организации противоречивой идеологической направленности такое развитие событий могло показаться даром небес. Нежданно-негаданно "Священники животворного огня" обрели международную трибуну и ореол великомучеников. Высказывания, глубоко оскорбившие мусульман, в одночасье стали достоянием общественности и предметом оживленных дискуссий на радио, телевидении и в печати. Число приверженцев этой идеологии стремительно возрастало по мере того, как ее все с большим жаром обсуждали на каждом углу. Интерес к этому делу зашел настолько далеко, что министерство иностранных дел Австралии пошло на беспрецедентный шаг, потребовав от судьи регулярных отчетов о ходе тяжбы, чтобы австралийское посольство в Вашингтоне могло компетентно отвечать на письма озабоченных американских христиан. Этот процесс превратил пару австралийских евангелистов в подобие современных жанн д'арк, отправленных на костер политкорректности.
Резонанс этой судебной тяжбы затронул всю христианскую общину страны. Группки христиан, вооружившись блокнотами и диктофонами, стали посещать лекции исламских теологов и записывали всевозможные случаи нарушения нового закона, которые можно было использовать в качестве улик в суде. Христианские старатели наводнили исламские книжные лавки в поисках словесных самородков нетерпимости. Будто бы во исполнение данного Стивом Брэксом обещания, новый закон и впрямь сблизил христиан и мусульман до такой степени, что они едва не задушили друг друга.
В ходе многомесячной тяжбы судье пришлось выслушать витиеватые теологические доводы, приводимые обеими сторонами. Эта словесная дуэль касалась особенностей арабской грамматики, интерпретации различных сур Корана, требований, предъявляемым к исламским священнослужителям, и различий среди школ исламской юриспруденции. И похоже, никто не заметил неуместности того факта, что светский суд, в чьи обязанности обычно входит разрешение коммерческих споров и назначение штрафов за неправильную парковку, теперь вынужден решать дело, связанное с теологическими разногласиями.
Судья вынес решение в пользу Исламского совета, обнаружив, помимо прочего, что христианские пасторы высмеивали ислам и не обсуждали вопросы религии "в благом отношении к вере". В качестве компенсации он обязал обоих священников-евангелистов принести извинения путем публикации определенного судом текста на их вебсайте, в их бюллетене, а также в четырех крупноформатных платных объявлениях в двух ежедневных газетах штата Виктория. Причем суд счел недостаточным принесение извинений лично оскорбленным истцам или даже всей мусульманской общине страны, постановив, что извинения необходимо принести всему австралийскому обществу! Вдобавок евангелистам запретили высказывать публично и обнародовать оскорбительные комментарии на всей территории Австралии или в интернете.
Они отказались подчиниться решению суда, заявив, что скорее отправятся за решетку...
По сообщениям прессы, судебные издержки этой пирровой победы правосудия составили более 1 млн. австралийских долл. После того, как "Священники животворного огня" подали апелляцию в Верховный суд, сумма издержек еще больше возрастет. Как и накал страстей.
В то время как в Великобритании обсуждается принятие аналогичного законодательства, австралийские штаты никак не могут сбросить с себя бремя проблем. Изучив опыт Виктории, премьер Нового Южного Уэльса Боб Карр пообещал не допустить принятия этого закона в своем штате. Выступая в парламенте, Карр предупредил: "Опыт Виктории ясно показывает, что антирелигиозные инвективы могут получить превратное применение... [Это] законодательство может подорвать те самые свободы, которые оно стремится защитить - свободу мысли, совести и веры".
И он по-своему прав. Если ограничить публичные выступления только такими высказываниями, которые не могут никого оскорбить, тогда мы нарушим религиозные свободы всех граждан. И покуда светские сторонники этого законодательства фантазируют о наступлении этакой синкретической Утопии, нельзя не изумиться религии как таковой, поскольку она провозглашает свою истину, не порицая лживость других религий. Ибо для истинно верующего за пределами его веры нет ничего, кроме заблуждения. Поэтому в основе любой религии лежит как право оскорблять, так и право проповедовать.
Человек способен поменять свою религию, чего нельзя сказать о расе. Ведь в конце концов религия есть всего лишь собрание глубоко прочувствованных идей о мире и о своем поведении в этом мире. И будучи предметом выбора, а не природы, она не заслуживает и не требует такой же юридической защиты, как раса или пол. Если наша приверженность плюрализму что-то да значит, она должна означать также готовность позволить любым идеологиям - какими бы странными или отталкивающими они ни казались - состязаться на свободном рынке идей. И тогда любая дефектная идея будет отвергнута, в то время как по-настоящему конкурентоспособными окажутся лишь серьезные и общественно значимые идеи.
Религия - абстрактная концепция. И это порождает проблемы в любом светском обществе, которое на может иметь мнения по вопросу о духовной легитимности веры. Поэтому, например, ведьма имеет такое же право на защиту от оскорблений, как христианин или иудей. По сути дела, можно даже представить себе, что при наличии определенных конституционных поправок даже Британская национальная партия в Великобритании может трансформироваться в своего рода "религию" и тем самым подпасть под защиту закона о борьбе с разжиганием религиозной ненависти.
Эта двусмысленность не осталась незамеченной. Одиозный педофил Робин Флетчер, отбывающий в настоящее время срок в тюрьме штата Виктория по обвинению в одурманивании наркотиками, изнасиловании и принуждении к проституции двух 15-летних девочек, воспользовался новым законодательством для привлечения к суду Армии спасения и тюремной администрации. Он мотивировал свой иск тем, что Армия спасения, отождествив ведьмовство с "сатанизмом" во вступительном курсе по истории христианства, якобы нарушила право Флетчера на защиту от религиозной ненависти. Судья, слушавший дело, в конце концов отклонил иск, но в своем заключительном слове указал, что закон требуется изменить, чтобы сузить его применение в исках по делам о сексуальных преступлениях.
Мы дождемся, что скоро католики начнут в судебном порядке преследовать жителей английского графства Сассекс, которые сохранили традицию сжигать чучело папы римского в День Гая Фокса. И всякий, кто распевает "Помни, помни", несомненно, станет их главной жертвой, в особенности если допоет эту песню до конца ("Сожги его тушку с башки, приговаривая: "Старый папа помер - гип-гип-ура!!!""). И для сайентологов, обиженных насмешками прессы над недавними чудачествами Тома Круза, закон может стать дубиной, с помощью которого они "зададут жару" противникам "Церкви". А что будет, если сотни тысяч приверженцев религии Джедаев в разных странах мира воспримут неблагоприятную рецензию на последнюю серию "Звездных войн" как разжигание религиозной ненависти?
Границы для навязываемой государством веротерпимости ограничиваются лишь вашим воображением и чувством собственного ничтожества.
Законы о разжигании религиозной ненависти являются также полезным инструментом для религиозных сект, стремящихся избежать общественного внимания или разоблачительных репортажей. В Австралии последователи секты Ordo Templi Orientis (Ордена восточных темплиеров) Алистера Кроули уже затеяли судебный процесс против известного детского психолога. Рейна Майкелсон, не так давно признанная "австралийцем года", имела неосторожность процитировать Свод законов этой самой секты в доказательство практикуемого у них ритуального истязания детей. И вот теперь она, вместо того чтобы оказывать психологическую помощь жертвам цунами, вынуждена прервать свою командировку в Юго-Восточную Азию, вернуться в Австралию и защищать свою правоту в суде.
Существует один судебный прецедент, который в полной мере отражает всю смехотворность законодательства против религиозной ненависти. Это дело мисс Оливии Уоттс - бывшего полицейского, транссексуала-натуропата и ведьмы. В марте 2003 года мисс Уоттс решила баллотироваться в муниципалитет города Кейси - общины, известной своей приверженностью пятидесятничеству. Перспектива избрания транссексуала-ведьмы в городской совет этой христианнейшей общины вызвала яростное неприятие местных жителей. Для защиты города от нечисти был назначен день всеобщей молитвы, и председатель городского совета Роб Уилсон сделал специальное заявление для прессы, в котором отметил, что присутствие ведьмы в стенах городского совета может вызвать "озабоченность" у ряда горожан.
Понятное дело, Уоттс сочла себя оскорбленной. И к кому же оскорбленная ведьма-транссексуал может обратиться за помощью и правовой защитой? Разумеется, в Комитет за равные возможности. И очень скоро стараниями мисс Уоттс мистер Уилсон получил повестку в суд, куда он должен был явиться как ответчик по делу о разжигании религиозной ненависти к ведьмам...
В наше время за каждым гражданином стоит группа по обеспечению защиты его "прав идентичности", причем ведьмы тут не исключение. И в судебную тяжбу вступила Сеть языческого сознания (СЯС). Воодушевленная 400-долларовым пожертвованием от "Голоса Ведьм Америки" ("Неоязыческие новости/сеть в интернете с 1997 года"), СЯС развернула бурную общественную кампанию, буквально забросав гневными письмами протеста как премьера, так и генерального прокурора Виктории, организовав публичные акции протеста ведьм всего мира и опубликовав памфлеты, в которых обвинила председателя муниципального совета Кейси в ведьмофобии. Уоттс не отставала от своих братьев и сестер по цеху. "Ни разу за всю свою жизнь я не совершила ни одного злонамеренного акта магии, проклятия, или ворожбы", - заверила она корреспондента газеты "Эйдж". - Это бы шло вразрез с моими убеждениями".
В условиях нарастающего скандала генеральный прокурор штата поспешил прояснить позицию своего правительства. "Мы являемся правительством всех граждан Виктории - в том числе ведьм, магов и колдунов!" - заявил он.
Перед лицом необоримых сил ведьмовства, олицетворяемых СЯС, и нарастающих как снежный ком судебных издержек глава муниципалитета Уилсон признал свое поражение и пошел на внесудебное соглашение с истицей. В частности, он публично покаялся за "за моральные страдания, перенесенные мисс Уоттс".
К этому времени Уилсон уже получил счета на покрытие судебных издержек в размере 130 тыс. австралийских долларов за продолжавшуюся 14 месяцев тяжбу, и в довершение всего город Кейси оказался едва ли не на грани банкротства в 2005 финансовом году - в результате все той же судебной битвы.
Об этой истории можно было бы написать комичнейший памфлет, если бы по нормам нынешнего законодательства подобное произведение не считалось противозаконным.
Перевод с английского Олега Алякринского