Татьяна Вайзер

Этот смутный объект преподавания, или Метафизика как структура тоталитарного

Это поле боя, на котором разыгрывается сегодня
бесконечная борьба за смыслы, называется Метафизика.
И. Кант. Критика чистого разума

Для неангажированного молодого человека из России, окажись сегодня его собеседником в Европе или Америке иностранец преклонных лет, достаточно странно слышать обращенные к нему пристрастные вопросы и рассуждения о коммунистах, распаде СССР, неудавшемся социализме, покорении Советским Союзом стран Балтики и т. д., составляющие неизменный интерес западного мира к России последнего полувека. Странно, потому что мы (молодежь 80-х годов рождения и далее) - люди другого поколения, многие из нас уже не знают, что значит быть "октябренком", "пионером" и уж тем более "комсомольцем" или "членом партии", и темы "их" советского прошлого, казалось бы, так далеко отстоят сегодня от "нашей" повседневности, интересов, потребностей, идеалов и ценностей.

Тем не менее даже беглое знакомство с существующими на сегодняшний день в России молодежными организациями показывает, что проправительственных и, напротив, оппозиционных действующей власти активных объединений молодых людей становится все больше и больше. При этом - за отсутствием четкого единого правительственного политического курса -- их основными характеристиками становится, с одной стороны, реконструкция просоветской риторики и комсомольской (если это не малые экстремистские группы) организационной структуры, а с другой - хаотическое воплощение в жизнь смутно прописанных в уставах "идеологий". Говорим, здесь, большей частью, об идеологиях, ибо, при отсутствии полноценной (если это не устав ВЛКСМ) теоретической базы, программные уставы молодежных организаций чаще всего попросту оказываются недискуссионными. Затем, сам факт того, что молодежные объединения нередко создаются специально для этого и используются в политических целях более крупными политическими образованиями "сверху", указывает на отсутствие самостоятельности и критичности суждения "снизу". Именно поэтому остается не ясен и их статус, который, как отмечают социологи, теплится сегодня между "мирной массовкой, боевыми отрядами и (что представляется наиболее сомнительным) реальными и независимыми политическими силами". Он не ясен из официальных прокламаций, еще менее отчетливо он выводится из хаотической, если не откровенно агрессивной или анархистской активисткой деятельности организаций.

Таковых в России сегодня не мало. Для общего представления укажем только некоторые из них:Союз коммунистической молодежи (СКМ) -- молодежное крыло КПРФ (для коммунистов в возрасте от 14 до 30 лет). Является наследником того самого Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, сохранившим советскую идеологию и символику. "Авангард красной молодежи" (АКМ)- одна из самых радикальных организаций в современной России, преследующая цели восстановления СССР и построения бесклассового коммунистического общества. "Национал-большевистская партия" (НБП) -- фактически подростки и молодые люди в возрасте до 30 лет, в числе своих целей называющие одновременно национализацию природных ресурсов, расстрел представителей оппозиции, защиту интересов русских по всему миру, революцию (против чего или за что? - Т.В.), создание евразийской сверхдержавы, запрет абортов, свободную продажу оружия и т д. Лидер -- 60-летний Эдуард Лимонов [К слову, символика организации по тону и конфигурации элементов воспроизводит знаменитые нацистские флаги: черные серп и молот (свастика у нацистов) в белом круге на красном полотнище]. "Идущие вместе" -- созданная кремлевскими политтехнологами молодежная организация, помимо поддержки президента, преследующая цели творческо-культурного возрождения российской молодежи, но прозванная "Путин-югенд" [По аналогии с Hitlerjugend - формирующиеся при Гитлере молодежные отряды внедрения и поддержки национал-социалистического режима "на местах",то есть по всей Германии и на территориях, подвластных Третьему Рейху] за хулигантско-фашистские методы борьбы. Созданная по следам неудавшихся "Идущих" проправительственная организация "Наши", провозглашающая принципы "патриотизма, демократии и модернизации всей страны" и обещающие скорую "революцию в образе мышления и стиле управления страной". Прокомсомольская организация "Молодежное единство" (бывшие и ныне объединенные "Молодежное Единство" и "Молодежный союз Отечества") или после переименования -- "Молодая гвардия Единой России", провозглашающая, помимо борьбы за здоровый образ жизни, ценности труда и образования и демократическое социально-справедливое общество, борьбу с неофашизмом и имперский идеологический принцип "самодержавие, православие, народность". Союз молодежи "За родину", "Мы", оппозиционная организация "Идущие без Путина" и другие право- и леворадикальные молодежные силы России.

Стоило бы также упомянуть постановление Ю. Лужкова о создании в столице студенческого патриотического движения "Гражданская смена" (в совет организации под руководством самого Лужкова войдут в основном московские чиновники и депутаты). А также принятый в июле 2005 государственный проект "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы", на реализацию которого из госбюджета было выделено 17,5 млн рублей. Проектом, среди прочих стратегий, предполагается "противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в СМИ, произведениях литературы и искусства". Расширение патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях патриотической печати, произведениях литературы и искусства. Подготовка фильмов, спектаклей, CD и кассет с записями гимна, компьютерных игр патриотического содержания. Каждый новый вступивший в "партию" молодой человек, помимо прочих предусмотренных для него общественно-полезных акций, должен будет сдавать нормы ГТЗО (бывшее ГТО) - "Готов к труду и защите Отечества". А "главные, -- как заявлено в проекте, -- акценты будут делаться на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школ, семьи и общественных организаций" [Более подробную информацию о проекте и аналитическую критику по нему см. http://lenta.ru/news/2005/07/18/patriot/]. Кураторство над проектом, помимо участия в нем Федерального агенства по образованию, Министерства образования, Федерального агентства по культуре, Министерства культуры, ВГТРК и Минобороны, возьмет на себя учрежденный в 1997 году Российский государственный военный историко-культурный центр при правительстве РФ (Росвоенцентр). Что недвусмысленно отсылает нас к тем временам, когда культурно-духовное развитие человека и общества могло осуществляться только под надзором панопитческого "ока власти" и при ее сопутсвующих военно-административных регуляторах.

Прибавьте к этому всю палитру ультраправых и ультралевых "взрослых" партий современных российских национал-большевиков, национал-социалистов, коммунистов, шовинистических и расистских партийных движений, практикующих экстремизм под риторикой "самоуважения и любви к своему народу", последние события: празднование Победы в Великой отечественной войне в России, отмеченные бравой актуализацией всей национальной и ура-патриотической мифологизированной символики, ультраправые марши, посвященные 88-й годовщине "Великой Октябрьской Социалистической Революции", на Красной Площади в так называемый "День Единства" в Москве, возложение премьер-министром Эстонии венков к памятникам погибшим фашистам и эстонским эсэсовцам, откровенно антисоветское празднование "Дня Победы" в Латвии... Иными словами, всю ту расцвеченную современными средствами массовой информации и удобренную рекламой информационно-развлекательную "кашу" [В дискурсе о современной массовой культуре - infortainment], которую подростки, молодежь ежедневно заглатывают с экранов ТВ и сети (в лучшем случае, ибо в худшем, как мы видели выше, сами являются участниками подобных мероприятий), но которая, к сожалению, вовсе не неизбежно влечет за собой профессиональную и институализированную коррекцию качественно иных инстанций по массовому производству знания, а именно школ и высших учебных заведений гуманитарного профиля, не вовлеченных в проправительственные идеологические проекты.

Как ни странно, даже наиболее передовые для России отечественные учебные заведения гуманитарного профиля советологии как науке [Формирующаяся последние годы наука по изучению феномена "советского", его атрибутов, функций, ценностных и нормативных установок, условий его существования, использующая методологии аналитической критики: дискурсного анализа и деконструкции] уделяют сегодня наименьшее внимание. Советские учебники изъяты из оборота, Высшие Партийные Школы переименованы, в названиях учебных курсов не осталось и следа от бывших, еще несколько лет назад всем до боли знакомых формулировок. Но то, что исключенная из дискурсивного пространства советская риторика нередко заменяется сегодня неонационалистической и ура-патриотической риторикой "новой России" или миссианскими идеями евразийства, покажут любые исследования современных школьных и вузовских учебников истории, прочитанных методами дискурсного анализа [См., например, работы "Исторические исследования в России. Тенденции последних лет" / Под ред. Бордюгова Г. - М., 1996. "Исторические исследования в России II. Тенденции последних лет" / По ред. Бордюгова Г. -М., 2003. "Историческое знание в современной России: дискуссии и поиски новых подходов". / Отв. ред. И. Эрманн, Г. Зверева, И. Чечель. - М., 2005]. Что же до изъятых из нормативных учебных планов дисциплин по истории коммунистической партии, марксистско-ленинской теории и им подобным, то за их плановой общеобязательной отменой отнюдь не последовало столь же институционального введения дисциплин, качественно иначе осмысляющих данные культурные феномены и исторические периоды нашей истории. А именно истории тоталитаризма, истории политических репрессий, равно как и дисциплин по изучению экстремистских и фундаменталистских политических и религиозных движений или хотя бы внятных и объемных разделов по данной теме в рамках дисциплин по всеобщей истории, социологии и политологии.

Да, конечно, Германия и Австрия сегодня крайне "неспокойны" в той мере, в какой демократические свободы дают зеленый свет правому и левому экстремизму и неонацизму, значительный процент апологетов которых составляет молодежь. Да, среди молодого поколения Германии, "наше" настоящее которого, казалось бы, так далеко отстоит от "их" нацистского прошлого, встречаются люди, которых трагическая история страны сегодня не интересует вовсе. Да, антифашисткая риторика может использоваться сегодня и в чисто политических целях для привлечения голосов молодежи к той или иной действующей в Германии или Австрии партии. Но ни один выпускник школы - из вовлеченных во Вторую мировую войну стран - не запнется сегодня при ответе на вопрос об основных персоналиях, истории возникновения, хронологических рамках, целях, масштабах, условиях существования и последствиях нацистского режима [Разумеется, сам по себе факт историко-политической информированности еще не свидетельствует о необходимой следующей за этим рефлексии, но он является ее неизменной предпосылкой]. Практически ни один, ибо даже в самых маленьких городах Германии, Австрии, Англии, Франции, Италии... история тоталитаризма, национал-соцализма, Холокоста если не преподается как отдельная дисциплина, то занимает как минимум полугодовой курс в дисциплинарных рамках истории Нового Времени, политической истории, социологии, этики и так вплоть до теологических дисциплин. Цель этих занятий формулируется вполне просто -- воспитание социальной взаимоответственности. Основные этические и политические вопросы, которые на этих занятиях ставятся: "Как мы к этому пришли? Каковы последствия режима для мирного населения? Какие формы противостояния этому возможны? Чему мы должны из этого научиться?" И по признанию многих из сегодняшних бывших немецких или австрийских школьников курсы по истории европейского тоталитаризма сыграли для них решающую роль в контексте общего образования. Не говоря уже о таких нашумевших в свое время проектах как американский "The Wave" (проект, нацеленный на выработку у школьников способности сопротивления психологической манипуляции массаами) и австрийский "Letters to the Stars" (письма, которые писали австрийские школьники погибшим во время Второй ировой войны детям), повсеместных, посвященных этой теме музеях и институционализированных экскурсиях европейских школьников и студентов по бывшим концентрационным лагерям Германии и Польши.

Дальше - высшие учебные заведения. Откроем взятый наугад "Учебный план" одного из современных университетов Германии [Цит. по Vorlesungsverzeichnis Wintersemester 2005/2006. - Universitaet Giessen, 2005]. Перечислю только некоторые из предметов, формуриующие в целом массивный образовательный комплекс по данной теме: кафедра политологии [Впрочем, согласно европейской модели образования, студент любой специальности может институционально выбрать для изучения любой предмет любой другой специальности]: "Террор в красках: история "Третьего рейха" в художественных фильмах", "Правый экстремизм сегодня" [Имеются ввиду прогитлеровские неонацистские политические организации Германии]. Кафедра социологии: "Новые формы антисемитизма", "Власть и манипуляция в обществе как киносюжеты", "Репрезентация "Другого" на фотоснимках африканских колоний", "Социология войны", "Коллективные мифы и их социальные функции". Кафедра музыковедения и музыкальной педагогики: "Музыка жертв и свидетелей --современников нацистского режима". Кафедра истории Нового Времени: "Преступления и наказания XIX--XX вв.". Кафедра сравнительной культурологии и литературоведения: "Литература "после Освенцима"". И это помимо того, что любой курс страноведения или литературы Германии будет сегодня неизменно включать в себя внятно изложенную историю Traurarbeit (послевоенной "работы по преодолению трагического прошлого") в первом случае и историю Tr?mmerliteratur (так называемой послевоенной "литературы руин") во втором [Оба термина - производные послевоенной немецкой культуры и культурной рефлексии].

Особого внимания заслуживает, на наш взгляд, такое название учебного курса, как "Россия между демократией и тоталитаризмом" (кафедра политологии) -- формулировка, которая в России, вообще говоря, была бы сегодня институционально вряд ли возможна отнюдь не только из политических соображений. Отсутствие -- за редким исключением -- качественных преподавателей-специалистов в этой области знания сыграло бы здесь куда более решающую роль. Отдельного разговора, с этой точки зрения, достойны созданные в России последнего десятилетия в рамках правозащитных проектов общественный фонд и научно-просветительский центр "Холокост" и музей и общественный центр им. академика Сахарова. Так, при фонде "Холокост" работает школа подготовки преподавателей по истории Холокоста, предполагающая и изучение новых методик преподавания, включая зарубежные, в рамках дисциплин обществознание, граждановедение. В центре им. Сахарова читается курс повышения квалификации для учителей по той же теме в рамках истории и обществознания. Обе организации проводят для школьников, студентов и преподавателей выездные экскурсии по местам памяти, ролевые игры с выходом на современную культурную ситуацию, встречи с зарубежными волонтерами, сбор свидетельств, всероссийские и международные конкурсы по написанию сочинений, лекции, семинары, треннинги, круглые столы, международные конференции, общественные акции, выставки, налажена издательская деятельность литературы по теме тоталитаризма. Одним из достойных уважения мероприятий центра им. Сахарова стало проведение им в течение последних трех лет общероссийских конкурсов "Лучший урок по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"" с целью привлечения квалифицированного педагогического состава к преподаванию этой темы.

Качественно иная -- от советского способа преподавать историю -- организация образовательного процесса в рамках обоих этих проектов состоит, на наш взгляд, в трех значимых для современной культурной ситуации в России моментах. Это стремление сделать тему тоталитарного опыта (как подавления, вытеснения, стирания Другого) максимально дискуссионной, показать возможность приложения к ней альтернативных оптик. Привить школьнику чувство этической ответственности за прошлое и настоящее и приучить его к необходимости этической оценки происходящего. И -- что наиболее важно - сделать опыт истории соотносимым (и опознаваемым) в сознании подростка с современной культурной ситуацией в стране и мире и с его повседневностью, а именно двором, семьей, школой [Более подробную информацию об образовательной работе центров см. Музей и общественный центр им. А. Сахарова http://www.sakharov-center.ru, Центр "Холокост". http://www.holofond.ru].

Но опять же повторим, что речь, в данном случае, идет о единичных общественных практиках, пусть даже частично осуществялемых при поддержке правительства РФ, а не о нормативном повсеместно инстиутализированном образовании. И тот факт, что что для современного массового сознания в российской культуре сегодня нет, не выработано адекватных форм трансляции, репрезентации опыта тоталитаризма, равно как и рефлексии над ним, только лишний раз указывает на то, что ни школьное образование, ни академическая наука высшей школы, вернее, политика Министерства образования в отношении этих социальных институтов не считает сегодня эти темы обязательными для нормативного институционального, а не индивидуального (равно "случайного") изучения.И в то время, как для европейской культуры уже несколько десятилетий с тем или иным успехом его разрешения ставится вопрос о том, "как преподавать историю Холокоста?", "как преподавать историю тоталитаризма?", "как вводить в образование темы геноцида, неоантесемитизма, экстремизма сегодня?", "как включать эту тему в контекст образования, могущего оказаться мощнейшим идеологическим инструментом?", "как делать этот /за/предельный травматический опыт объектом образования, неизбежно основывающегося на схематическом воспроизводстве нормативных образцов знания", "как находить соотношение между шокирующей статистикой и визуальной картинкой (статичным знанием) и необходимостью постоянного критического переопределения подходов к изучению этого материала" [Ведущей в плане разработки теоретической базы по проблемам преподавания истории тоталитаризма в Европе считается французская школа мысли. Объектом постоянной рефлексии последних десятилетий эта тема является в немецкой и английской культурах. Из ставших наиболее знаковыми высказываний см. например ст. Т. Адорно "Education after Auschwitz" http://www.efh-freiburg.de/Dokumente/schwendemann/ausschwitz.pdf.] и т. д., для России по-прежнему остается туманен, отдален, в лучшем случае, локален вопрос о - вообще - необходимости такого преподавания. По-видимому, возрастающая ксенофобия в России последних лет лишь утверждает в современном массовом сознании расхожие, хотя и - в силу исключенности темы из повседневного дискурса - не высказываемые вслух советские представления о том, что "нацизм" -- это проблема немцев, так же, как "холокост" -- это проблема евреев, заодно способствуя и так называемой идентификационной стабилизации "России для русских".

С этой точки зрения, привезенный в мае 2005 г. на московский кинофестиваль фильм "Софи Шоль: последние дни", повествующий об одной из групп студенческого сопротивления в нацистской Германии, в каком-то смысле падает в пустоту современного молодого российского сознания. Он смотрится как классическая - по соблюдению всех пропорций эстетики классического нарративного кино - историко-психологическая картина, встроенная в проект (приобретающий в последнее время особую актуальность) реабилитации немецкого народа как первой жертвы нацистского режима: было и открытое сопротивление физическому и идеологическому насилию, и сочувствие, сострадание простых людей борцам за свободу там, где сопротивление было невозможно, понимаем мы из фильма. Но в том, что касается сознания современного молодого человека, подростка в России, фильм, увы (и это ни в коей мере не недостаток самого фильма), никак не соотносится с его (подростка), с нашей повседневностью. Он не дает ему повода задать себе вопрос: Кому, чему нам стоило бы оказывать сегодня сопротивление в нашей стране?

Нерв фильма составляет напряженный процесс дознания, во время которого выявляются и сталкиваются две, на первый взгляд, непримиримые ценностные позиции: всеобщее (благо) Закона и метафизическое всеобщее (благо), Бог. Следователь как законопослушный гражданин нацистского государства, находит свои жизненные основания в идее всеобщего законодательного (зд. -- deutsches Gesetzbuch) Блага -- "чистой Европы", освобожденной от евреев и большевизма. Софи, представляющая ценностную альтернативу этой позиции на триедином основании: "Бог. Совесть. Сочувствие", апеллирует к идее всеобщего метафизического (божественного и не насильственно вменяемого человеку) Блага. Во время процесса дознания, по замыслу режиссера, Софи из самой обыкновенной девочки-студентки превращается - под сильнейшим психическим и эмоциональным давлением -- в истинного духовного и идейного борца и, согласно режиссерским символическим импликациям, в мученицу за веру. Идея замысла достаточно прозрачна: через страдания, неизбежно постигающие человека в борьбе за истину на земле, остракизм и принятие смерти во имя других он приходит к неземному свету и обретает свободу в "Царстве Божьем". Так, весь фильм строится на контрастном соотношении темных, душных, закрытых пространств (полиции, тюрьмы, зала суда) и снисходящих с неба потоков солнечного света, второпях и украдкой улавливаемых Софи между стремительными событиями ее последних дней. Следователь-атеист, не добившись от Софи могущего спасти ее жизнь покаяния, но втайне не желая ей смерти, умывает в раковине руки, а в комнате, где казнят троих студентов, на миг мелькает в последнем кадре прибитый к стене крест распятия...

Как история, как артефакт фильм красив, убедителен и действительно страшен. Но, как ни странно, за исключением нескольких беглых цитат во время допроса и суда, в него практически не включены сами тексты листовок. Между тем их содержание, аргументация, на которой строятся обвинения, выдвигаемые молодыми студентами против идеологии нацистской диктатуры, достойны того, чтобы быть приведены полностью. В текстах поражает, прежде всего, не степень агрессивности этих молодых людей, обусловленная вполне понятной обстановкой всеобщего страха, недоверия и отчаяния, а степень их идеалистичности, так же, как и возможная амплитуда использования приводимых ими высказываний для достижения равно противоположных целей в зависимости от контекста употребления. Ведь их аргументация, помимо исторически достоверных фактов и коммуникативных ценностей, таких как честь, совесть, свободомыслие и сострадание, апеллирует также и к понятиям совсем иного порядка, а именно "воли Божьей", "единственного и истинного Бога" и "(всеобщего) Высшего Блага".

Первый любопытный момент связан с желанием авторов выявить для читателя метафизические подоплеки Второй мировой войны. Освободительную борьбу за свою свободу они мыслят как борьбу против демона (сатаны) и посланников антихриста, а силу, их направляющую, - волей Бога, понимаемого как единое и несомненное Благо. В то время как достаточно открыть речи-обращения к немецкому народу Гитлера, чтобы встретить там ту же риторику "милости и благословения Всемогущего", к которому фюрер взывает в борьбе против демонической власти "иудо-азиатского большевизма", риторику, работающую по той же оппозиционной, в точности до наоборот, схеме [См., например, Adolf Hitler ruft das deutsche Volk zum "Endkampf" auf // Herrschaft durch Sprache. Politische Reden, Stuttgart, 1981]. Предельная демонизация и иррационализация Гитлера подкрепляется в листовках цитатами из авторов -- в большинстве, романтиков или идеалистов. Ведь Злой Дух, как мы знаем, был неизменным героем всей немецкой культуры эпохи позднего классицизма и романтизма. Что сразу выносит его (Гитлера) за пределы познаваемого и обыденного в том смысле, в каком Х. Арендт говорила о "банальности зла".

Второй момент связан с потребностью студентов видеть в государстве "аналогию божественного порядка", в то время как сделать земную власть кореллятивной власти божественной означало бы неизбежно редуцировать Метафизику к игре властных сил. Мысль о том, что высшим законом государства должно быть всеобщее (зд --. "Богом заповеданное") благо, вообще говоря, исторически взаимообратима, то есть как риторическая прокламация в борьбе за власть она может служить и демократическим, и тоталитарным режимам. Так, в комментариях к латинским афоризмам [См. http://www.doktor.ru/latin/aforism/comment.htm] находим: "Salus populi suprema lex" (также "Salus publika") -- политики и правоведы всех времен считали эту формулу основным принципом демократии. Но ею успешно пользовались также диктаторы и демагоги. С ней спорил А. И. Герцен: "До тех пор, пока правительство будет идти от начала, что salus populi suprema lex est, что лицо ничего не значит, что законы выше лица, что представитель власти выше гражданина, что меньшинство может быть задавлено большинством,-- до тех пор оно будет воображать, что текст закона - догмат, религия" ("Московским друзьям"). Интересно, что уже в конце XIX века стал популярен парафраз этого выражения: Salus revolutionis suprema lex (Благо революции -- высший закон). Так, в трудах отца русской социал-демократии Г.В. Плеханова читаем: "Salus revolutionis suprema lex, говорил я на втором сьезде нашей партии. Salus revolutionis suprema lex, повторяю я теперь ввиду того, что происходит в России." Вслед за Плехановым, "обновленную" формулу Цицерона повторяет и Ленин в своих трудах" [Столь же неоднозначен и выборочно цитируемый в листовках Лао-Цзы, ему же, например, принадлежат и такого рода высказывания: "Когда будут устранены мудрствование и учёность, тогда народ будет счастливее во сто крат" ("Дао Де Цзин", чжан 19 части 1), что дает нам прямую ассоциацию с проектом сожжения нацистами книгохранилищ].

Эти и подобные им контроверзы, очевидно, указывают на то, что мышление молодых авторов "Белой Розы" работает на механизме четкой дихотомии Добра и Зла. Причем метафизическому Злу в пределе противопоставляется столь же метафизическое Благо, придание которому статуса высшей и всеобщей цели, как показывают причудливые метаморфозы истории, нередко влекло за собой ужасающие и до неузнаваемости извращающие ту или иную "благую" цель последствия. Но именно эта потребность молодого человека, подростка в некой абсолютной метафизической идее, которая могла бы определить (и зачастую именно через противопоставление, оппозиционность кому-то) его идентификационную принадлежность (будь то равно патриотизм, социализм, большевизм, коммунизм, нацонализм, шовинизм, расизм, анархизм, фундаментализм, сатанизм, православие, самодержавие или народность и т. д.), которая могла бы предложить ему устойчивые формы представлений о мире, на которые можно опереться и в которых находить оправдания своим действиям -- эта потребность видится нам чем-то сродни психо-физиологической неустранимости, через которую неизбежно проходит подросток, молодой человек, коль скоро он не лишен - хотя бы в малейших его проявлениях - вкуса к свободе и высшему, превосходящему его повседневность опыту. И именно этой психо-физиологической неустранимости, поиску мощного консолидирующего идеала (Идеала с большой буквы) и сопутствует чаще всего то, что называется сегодня "другим лицом демократии", а именно: свободомыслие как свобода мысли, свободной от рефлексии. Свобода мысли, оборачивающаяся в конце концов и при определенных условиях свободой действия.

И если сознание человека (а школьника, подростка, студента в особенности) представляет собой пустое пространство, на котором разворачивается борьба за смыслы, то нам (коль скоро это "мы" состоит из людей мыслящих, учителей, исследователей, преподавателей), увы, ничего не остается как неизменно эту борьбу поддерживать. Равно как и границу, за которой, на которой оппонент, альтернативный голос был бы различим и опознаваем.

И думать об этом, делать это именно сейчас, в то время как столичное правительство возлагает большие надежды на "борьбу с терроризмом, расизмом, шовинизмом и экстремизмом в молодежной среде" России, в частности, на очередную недавно зарегистрированную в Москве молодежную организацию МОБ (Московское объединение футбольных болельщиков) [http://lenta.ru/articles/2005/09/01/dvizenya/].

Листовки Белой Розы

Текст листовок, по возможности, сохранен c учетом тех особенностей и в том виде, в каком он располагался на листовках "Белой Розы". Источники цитат из произведений литературы и философии указывались нами только в тех случаях, если они не были даны в листовках.

I

Нет ничего более недостойного цивилизованного народа, чем позволять "управлять" собой клике властителей без какого-либо сопротивления их безответственным и темным стремлениям. Не стыдится ли каждый честный немец сегодня своего правительства? Да и кто из нас может представить себе масштабы позора, который падет на нас и наших детей, когда однажды с наших глаз спадет пелена и чудовищные, сверх всяких мер и пределов, преступления предстанут перед нами в дневном свете? Если немецкий народ уже столь основательно зачервивел и разлагается в самом своем основании, чтобы -- в легкомысленном доверии сомнительной закономерности истории - беспечно приводить в движение то Высшее, что свойственно человеку, что возвышает его надо всеми иными созданиями - (а именно, Свободную Волю, но вне, вне свободного человеческого выбора), -- самовольно вмешиваться в ход истории и подчинять это собственному "здравому смыслу", если немцы уже настолько лишены всякой индивидуальности, уже настолько походят на бездарную и малодушную массу, тогда, тогда, о да, они заслуживают своего Заката.

Гете говорит о немцах как о трагическом народе, равно как о евреях или греках. Но сегодня это, скорее, лишь видимость, и кажется, что они лишь стадо пустых и безвольных, случайных попутчиков, лишенных корней и оснований, утративших саму свою сущность и готовых дать затравить себя до смерти. Кажется, что так, на самом же деле - нет. Скорее, посредством медленного, изощренного, систематического насилия, каждый из нас был заточен в тюрьму своего собственного рассудка и, только будучи скованным и неподвижным, смог узнать в себе заключенного. Только немногие осознавали нависшую над нами угрозу гибели, но за свои героические призывы и предостережения заплатили смертью. Об участи этих людей нам еще предстоит говорить.

Пока все ожидают, что начнет кто-то другой, посланцы мстящей Немезиды все приближаются и последняя жертва будет также бессмысленно брошена в пасть ненасытного демона. Поэтому каждый отдельный человек как член христианской и западноевропейской культуры должен -- в этот последний час, -- осознавая всю ответственность, сопротивляться по мере сил, бороться против этих Пыточных Инструментов человечества, против фашизма, против любой подобной системы тоталитарного государства. Оказывайте пассивное сопротивление - Сопротивление -- где бы вы ни находились. Спешите предупредить разрастание этой военной индустрии атеизма, пока еще не слишком поздно, пока еще последний из городов не превратился, подобно Кёльну, в руины, пока еще последняя капля молодой крови нашего народа не пролилась за наглую заносчивость этих недолюдей. Помните, каждый народ имеет то правительство, которого он достоин!

Из Ф. Шиллера "Законодательство Ликурга и Солона":

Если проникнуться теми задачами, которые ставил перед собой Ликург, то его законы -- поистине мастерское творение государствоведения и знания людей. Он хотел создать завершенное в себе, несокрушимое государство; политическая сила и долговечность этого государства были целью его устремлений, и этой цели он достиг в той мере, в какой это оказалось возможным в данных условиях. Но если сопоставить цель, которая вдохновляла Ликурга, с целью человечества, то восторг, охвативший нас при беглом обзоре деятельности спартанского законодателя, уступит место резкому порицанию ее. Всем можно пожертвовать ради государства, но только не тем, для чего само государство является не более чем средством. Государство никогда не является самоцелью; оно существенно лишь как условие, помимо которого цель человечества недостижима; цель же человечества -- не что иное, как развитие всех сил человека, как неуклонное поступательное движение. Если государственное устройство препятствует развитию заложенных в человеке сил, если оно препятствует мощному поступательному движению его духа -- оно порочно и гибельно, сколь бы продуманным и по-своему совершенным оно ни было во всем остальном. Его прочность в этом случае может быть скорее поставлена ему в упрек, чем послужить его славе, ибо тогда она -- не более чем укоренившееся зло; чем длительнее существование подобного государственного устройства, тем оно вредоноснее.

<...> В ущерб всем остальным возвышенным чувствам развивали стремление служить государству и способность к этому служению. В Спарте не знали, что такое супружеская любовь, не знали материнской любви, любви ребенка к родителям, наконец, дружбы. Здесь знали лишь гражданина, лишь гражданскую добродетель.

<...> Закон, исходящий от государственной власти, вменял спартанцам в обязанность жестокость в отношении их рабов. В лице этих несчастных жертв предавалось унижению и поруганию человечество. И даже в спартанском своде законов проповедовался принцип -- рассматривать людей как средство, а не как самоцель; таким образом, сам закон подрывал основы естественного права и морали.

<...> Насколько более прекрасным предстает нам в своем лагере под стенами Рима грубый воин Гней Марций, когда он жертвует победой и местью, потому что не может видеть слез своей матери.

<...> Государство Ликурга могло, однако, существовать при одном условии, а именно: чтобы дух народа оставался неподвижным; следственно оно могло держаться лишь благодаря тому, что пренебрегало высшей и единственной целью всякого государства [Текст листовок, по возможности, сохранен c учетом тех особенностей и в том виде, в каком он располагался на листовках "Белой Розы". Источники цитат из произведений литературы и философии указывались нами только в тех случаях, если они не были даны в листовках].

Из Гете: "Пробуждение Эпименида", действие II, сцена IV:

Гении

Но ада злые порожденья,
Хотя б слепых событий ряд
И отдал мир им во владенье,
Опять низринутся во ад.
Гроза у них над головою,
И всех, кто им служил собою,
Погибель будет постигать.

Надежда

Ночью мы не для покоя
Собрались сюда опять,
Но чтоб слово дорогое
В умилении шептать;
И то слово есть - свобода
О, придет блаженный миг,
И во храмах мы своих
Громко крикнем все: "Свобода"!
(Громко и с уверенностью:)
Свобода!
(умереннее:)
Свобода!
(эхо со всех сторон:)
Свобода!*

Фрагменты даются в пер. Ф. Миллера из собр. соч. Гете в переводах русских писателей. Н.В. Гербель, СПб., 1893 / Под ред. П. Вейнберга.

 

Пожалуйста, размножьте и распространите эту листовку как можно в большем количестве экземпляров!

II

Нельзя прийти к согласию с национал-социализмом рациональным путем, ибо он абсолютно арационален, алогичен. Неверно говорить о национал-социалистическом мировоззрении. Ибо, если бы оно на самом деле было, следовало бы доказывать его существование или бороться за его идеи рациональными средствами. Однако в действительности все выглядит совсем иначе: уже в самом зародыше это движение было основано на обмане и предательстве ближнего. Уже тогда оно гнило изнутри и спасалось исключительно ложью. Пишет же Гитлер в раннем издании "своей" книги (написанной, к слову, на самом дурном немецком. Что, впрочем, не помешало народу поэтов и мыслителей вознести его слова на высоту библейского изречения): "Невероятно, до какой степени нужно обманывать народ, чтобы иметь над ним власть!". Если поначалу эта раковая опухоль немецкого народа была еще не слишком заметна, то лишь потому, что он был достаточно работоспособен, чтобы ее поддерживать. Но, разрастаясь и разрастаясь, она, наконец, взгромоздилась -- посредством самой пошлейшей коррупции - на трон, и тогда нарыв словно бы вскрылся и замарал гноем все тело. Большинство прежних противников нацизма попрятались, немецкая интеллигенция устремилась в подвальные норы, где, укрывшись, задыхается теперь, подобно боящимся света растениям. Но мы будем стоять до конца! Теперь вопрос лишь в том, чтобы обрести друг друга снова, начать говорить друг другу правду и не давать себе никакого отдыха, до тех пор пока последний из нас не убедится в крайней необходимости его личной борьбы против системы. Если по стране поднимется волна возмущения, если это будет "висеть в воздухе", если нас будет много, то последним усилием воли мы сможем стряхнуть с себя иго системы. Покончить со страхами всегда лучше, чем длить их до бесконечности.

Нам не дано вынести окончательный приговор о смысле и назначении нашей истории. Но если эта катастрофа должна послужить нам во благо, то только для того, чтобы, ожидая света из самой глубокой ночи, мы прошли очищение через страдание. Чтобы собрались с силами и начали, наконец, действовать сообща. И так сбросили ярмо, подмявшее под себя мир.

 

Не о еврейском вопросе мы пишем в этой листовке, мы не собираемся здесь никого защищать или оправдывать. Нет, мы хотим только кратко, в качестве примера, привести один факт. Тот факт, что с момента захвата Польши в этой стране было зверски уничтожено тридцать тысяч евреев. В этом мы видим самое страшное преступление против человеческого достоинства, преступление, не сравнимое ни с чем во всей человеческой истории. Евреи такие же люди, как и мы, -- можно как угодно относиться к еврейскому вопросу, но ведь все это совершается по отношению к человеку. Возможно, кто-то скажет, что евреи заслужили такую участь. Подобное утверждение было бы немыслимым противозаконным притязанием, -- но предположим, некто утверждает, что это так. Как бы отнесся он тогда к тому факту, что все молодое поколение польского дворянства было уничтожено (дай Бог, чтобы это было не так!)?

Как, спросит он, подобное могло произойти? Все юноши благородных родов между 15-ю и 20-ю годами были привлечены к принудительному труду в концентрационных лагерях Германии, все девушки того же возраста были переправлены SS в бордели Норвегии. Зачем мы рассказываем вам все это, если вы и так все прекрасно знаете, -- не эти, так иные подобные им страшные преступления этих чудовищ и недолюдей? Затем, что здесь затронут вопрос, касающийся, в высшей степени, всех нас и который должен быть осмыслен всеми. Почему немецкий народ, ведая о всех этих ужаснейших, недостойнейших человека преступлениях, остается столь равнодушен? Едва ли кто задумывается над этой проблемой. Факт преступления принимается ad acta [Лат. - к делу; исполнено] и откладывается в долгий ящик нашего сознания. И снова спит немецкий народ своим тупым, бездумным сном и этим дает фашистским преступникам возможность и силы неистовствовать дальше. И те пользуются случаем.

Не есть ли это признак того, что немцы огрубели в своих самых простейших человеческих чувствах? Что никакая струна их души уже не задрожит перед лицом подобных действий? Что они потонули в смертельном сне, из которого им уже никогда, никогда, никогда не пробудиться? Кажется, что так, и так оно и будет, если немцы не поднимутся, наконец, над этой непроходимой тупостью, если они не начнут протестовать (где и как только можно) против этой преступной клики, если они не будут сострадать сотням и тысячам жертв. И не только сочувствие должны они проявить, нет, но много большее: Совиновность. Ибо равнодушным отношением и поведением они только попустительствуют этим темным людям, они терпят это "правительство", которое взвалило на себя столь неподъемную вину. И все же немецкий народ сам виноват в том, что подобное вообще могло произойти!

Каждый желает оправдать себя в этой совиновности, каждый находит себе оправдание и снова засыпает со спокойной и чистой совестью. Но никто не сможет отмыться от этой грязи, -- каждый в и н о в е н, в и н о в е н, в и н о в е н! Однако еще не поздно стереть с лица земли гнуснейшее из правительств, чтобы не взваливать себе на плечи еще большую вину. Теперь, когда пелена с наших глаз пала - ибо мы поняли, наконец, с кем имеем дело, -- настало самое время искоренить эту коричневую орду. Еще до начала войны большая часть немецкого народа впала в ослепление, национал-социалисты не показывались в своем истинном обличии. Однако теперь, когда народ осознал, кто есть кто, -- уничтожение этих бестий должно стать единственным и высшим долгом, святейшим долгом каждого немца!

 

"Народ, чье правительство остается незаметно и ненавязчиво, счастливый народ. Тот же, чье правительство излишне назойливо и то и дело дает о себе знать, тот надломленный духом народ. Беда, бедствие - вот на чем основывается счастье. Счастье лишь скрывает под собой несчастье. Когда же это кончится? Конца не видно. Порядок оборачивается хаосом, добро - злом. Народ приходит в замешательство. Разве не повелось так неизменно с давних пор? Потому просветленный человек остр и прям, но не ранит, честен, но не жесток, ясен, но не блещет".
Лао Цзы. "Дао де Дзин".

 

"Кто берется властвовать царством и устраивать его по своему произволу; тот, вижу я, не достигнет цели". "Государство - живой организм; воистину, нельзя сотворить его искусственным путем! Тот, кто возьмется за это дело - все испортит, кто захочет им завладевать, его потеряет". Поэтому: "Одни идут впереди, другие следуют за ними, одни дышат теплом, другие - холодом, одни - сильны, другие - слабы, одни достигают богатства, другие же уступают и подчиняются им". "Потому просветленный человек и отказывается от чрезмерности, самонадеянности и злоупотреблений властью". Лао Цзы. "Дао де Дзин"

 

Пожалуйста, размножьте и распространите эту листовку как можно в большем количестве экземпляров!

III

"Благосостояние народа - высший закон!" [Цицерон "О законах",III]

 

Любая идеальная форма государственного правления -- это утопия. Государство не может создаваться чисто теоретически -- оно должно расти, вызревать так же, как и отдельно взятый человек. Но не следует забывать, что основанию любой культуры предшествовало государство. Семья стара, как само человечество. И из этой первоначальной формы совместной жизни человек разумный создал для себя государство, основанием которого должна быть справедливость, а его высшим законом -- всеобщее благо. Государство должно представлять собой аналогию божественного порядка, и высшая из утопий, civitas Dei [Лат. - государство Божие], должна стать образцом, тем конечным идеалом, к которому оно будет приближаться.

Мы не ставим своей целью рассуждать здесь о различных формах государственного правления: демократии, конституционной монархии, королевской власти и т.д. Только одно стоило бы определить ясно и однозначно: каждый отдельный человек имеет право на справедливое и благополучное государство, которое гарантировало бы как свободу отдельной личности, так и благо всего общества. Ибо человек -- согласно воли Божьей -- должен стремиться в свободе и независимости достичь в сосуществовании и взаимодействии государственной общности -- своей естественной цели, в самостоятельности и инициативе -- своего земного счастья.

Но наше сегодняшнее "государство" -- это диктатура зла. "Нам это давно известно, -- слышу я ваши возражения, -- и нет никакой надобности упрекать нас в этом снова и снова". "Однако же, -- спрашиваю я вас, -- если вы всё это знаете, почему вы ничего не предпринимаете, почему вы терпите, что эти властители шаг за шагом, тайно ли, явно ли, грабят одну за другой земли, принадлежащие вам по праву. До тех пор, пока в один прекрасный день здесь не останется ничего, а именно - совсем ничего, кроме всецело механизированного государственного аппарата, управляемого преступниками и пьяницами? Неужели насилие уже настолько одолело ваш дух, что вы забыли: устранить эту систему -- не только ваше право, но и ваш моральный долг? Если же человеку больше не достает силы требовать соблюдения своих прав, он должен неизменно погибнуть. Нас стоило бы рассеять по миру, как прах по ветру, если мы не восстанем в этот последний час и не обретем, наконец, мужества, которого все это время нам так не доставало. Не скрывайте вашу трусость под покровами благоразумия! Ибо с каждым днем, пока вы все еще медлите, пока вы не противостоите этому исчадию ада, ваша вина растет, подобно параболической кривой.

 

Многие, а, возможно, и большинство читателей этих листовок не имеют ясного представления о том, как оказывать сопротивление. Они не видят никаких для этого возможностей. Мы хотим попытаться показать, что каждый может хоть как-то способствовать падению этой системы. Подготовить почву для низвержения этого "правительства" или низвергнуть его окончательно и, по мере сил, в ближайшее время, возможно не обособленным соперничеством, где каждый - сам за себя, но только взаимодействием убежденных, дееспособных людей, людей, единых в средствах достижения этой цели. Мы не вольны в выборе этих средств, только одно есть у нас неизменно: пассивное сопротивл ение.

Смысл и цель пассивного сопротивления заключается в том, чтобы привести национал-социализм к распаду и в этой борьбе не страшиться никакого пути, ни действия, как бы тяжело это ни было. Работа по расшатыванию национал-социализма должна вестись повсюду, где он уязвим. Нужно, по мере сил, предуготовить скорый конец этому антигосударственному явлению -- победа фашистской Германии в этой войне имела бы страшные, необозримые последствия. Не военная победа над большевизмом должна стать первой заботой каждого немца, а поражение национал-социализма. Вот что следует поставить во главу угла.

И теперь каждый решительный противник национал-социализма должен задать себе вопрос: Как лично он может наиболее эффективно бороться с современным "государством"? Как он может нанести наиболее ощутимый удар? Без сомнения, пассивным сопротивлением. Очевидно, мы едва ли можем давать указания к действиям каждому отдельному человеку. Мы можем только намечать направление, где каждый будет искать свой путь к реализации общего замысла.

Саботаж на всех значимых для вооружения и войны предприятиях, саботаж на всех собраниях, демонстрациях, праздниках, организациях, создаваемых национал-социалистской партией. Недопущение бесперебойной работы военной машины (машины, которая работает только на продолжение войны, которая заботится исключительно о спасении и сохранении национал-социалистской партии и ее диктатуры). Саботаж во всех научных и духовных сферах жизни, которые способствуют продолжению сегодняшней войны -- будь то в университетах, институтах, лабораториях, исследовательских учреждениях или технических службах. Саботаж на всех культурных мероприятиях, которые могли бы поднять "уважение" народа к фашистам. Саботаж во всех видах изобразительных искусств, которые находятся хоть в сколько-нибудь значительной связи с национал-социализмом и служат ему. Саботаж в литературе, в газетах, которые служат в наемных войсках "правительства", борются за его идеи, за распространение коричневой лжи. Не жертвуйте ни пфеннига на уличные сборы (даже если они проводятся под прикрытием благотворительных целей). Ибо это не что иное, как маскарад лицемерия.

В действительности, эти сборы не идут ни Красному Кресту, ни бедствующим. Правительство, которое не нуждается в этих деньгах, не предоставляет народу ничего из этих сборов. Печатные машины работают бесперебойно, производя любые нужные суммы. Однако народ нужно все время держать в напряжении, узду нельзя ослаблять! Не давайте ничего на металл, пряжу или другие сборы. Пытайтесь убедить всех ваших знакомых, пусть даже из самых нижних слоев населения, в бессмысленности продолжения, в бесперспективности этой войны, в умственном и экономическом порабощении нашего народа национал-социализмом, в разрушении всех наших нравственных и религиозных ценностей. Пытайтесь побудить их к пассивному сопротивлению!

 

Аристотель "О политике": "....Также тирании присуще стремление к тому, чтобы ничего из того, что иной гражданин говорит или делает, не укрылось бы от взгляда и слуха дозорных <...> а также к тому, чтобы подстрекать весь мир и ссорить друзей друг с другом, народ -- с аристократией, а правителей между собой. Далее, тирания стремится довести граждан до бедности, так, чтобы было чем платить жалование личной охране, а граждане -- в заботах о ежедневном заработке -- не имели бы никакого досуга затевать тайные заговоры<...> При этом, однако, мы имеем иной раз такие высокие подоходные налоги, какие собирали в Сиракузах, так что при Дионисии граждане этого государства за 5 лет благополучно израсходовали все свое имущество на налоги. Возбуждение постоянных войн также входит в склонности тирана".

 

Пожалуйста, размножьте и распространите эту листовку!

IV

Есть старая мудрость, которую всегда повторяют детям: не слушаешься -- пеняй на себя. Но умный ребенок обожжет руку о горячий утюг только раз. За этот месяц Гитлер имел успехи как в Африке, так и в России. Как следствие, оптимизм -- с одной, смущение и пессимизм -- с другой стороны росли в народе с небывалой для немецкой инертности скоростью. Повсюду среди противников Гитлера, а значит -- среди лучшей части народа, слышались жалобы, слова разочарования и отчаяния, которые нередко заканчивались восклицанием: "Нужно ли, чтобы Гитлер все еще ...?".

Между тем, немецкое наступление в Египте приостановлено, силы Роммеля -- вынужденно беззащитны и подвергнуты опасности, но наступление на Востоке все еще продолжается. Этот мнимый успех куплен ценой страшнейших жертв, так что его уже не назовешь "выгодным" или "благоприятным". Вот почему мы предостерегаем от всякого оптимизма.

Кто считал убитых, Гитлер или Геббельс? -- пожалуй, что ни тот, ни другой. Ежедневно в России мы теряем тысячи и тысячи жизней. Пришло время собирать камни, и старуха с косой -- уже у порога. Скорбь идет по родным хижинам и нет никого, кто осушил бы материнские слезы. Только Гитлер по-прежнему обманывает тех, кого он лишил самого дорогого, предав людей тупой и бессмысленной смерти.

Каждое слово в устах Гитлера -- это ложь. Если он говорит: мир, он подразумевает войну, если он самым преступным способом взывает к имени Всемогущего, он имеет в виду власть Зла, падшего ангела, сатану. Его рот - это пасть ада, исходящая зловонием, а его власть порочна в основаниях. Следовало бы вести борьбу против национал-социалистического террористического государства рациональными средствами; тот, кто сегодня все еще сомневается в реальном существовании демонических властей, во многом не осознает метафизических подоплек этой войны. За конкретным, за чувственно воспринимаемым, за всеми разумными логическими соображениями стоит иррациональное, и следовательно, это борьба против демона, против посланников антихриста.

Повсюду и во все времена сокрытые тенью демоны с нетерпением выжидали того часа, когда человек окажется слаб. Когда он самовольно отречется от своего -- основанного на свободе выбора и in ordo [Лат. - государство Божие] заповеданного ему Богом -- положения. Когда он уступит давлению зла, освободит себя от власти более высокого порядка. И тогда, когда первый шаг будет сделан по собственной воле, второй и третий, и т. д. будет свершаться с неистово растущей скоростью. Всегда и везде, во времена крайней необходимости, вставали люди, пророки, святые, сохранившие свою свободу, и, указывая на единственного и истинного Бога, призывали народ к перевороту. Возможно, человек свободен, но он беззащитен перед злом вне истинного Бога. Он что отданный во власть бури корабль без штурвала, что грудной младенец без матери, что одинокое облако, готовое вот-вот растаять.

Допускаешь ли ты, -- спрашиваю я тебя, тебя-христианина, -- допускаешь ли ты в этой борьбе за сохранение Высшего Блага промедление? отсрочку окончательного решения? игру с интригами? -- в надежде, что кто-то другой поднимет оружие и защитит тебя? Не сам ли Господь дал тебе силу и мужество, чтобы бороться? Мы должны бороться со злом там, где оно наиболее могущественно, а таковое оно -- во власти Гитлера.

 

"И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их -- сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе" (Екклезиаст. 4:1-2).

 

Новалис: "Истинная анархия есть зародыш религии. Из руин всего благого гордо подымает она главу как основательница Нового Мира <...> О, если бы Европа захотела вновь пробудиться, Государством всех государств, какую новую политическую науку предстояло бы ей освоить! Возьмем хотя бы иерархию <...> должна ли она быть принципом государственного единства? <...> Европа будет утопать в крови, до тех пор пока ее нации не осознают того страшного безумия, что гоняет их по роковому кругу, и -- тронутые и усмиренные священной музыкой - не устремятся, в пестром смешении границ, к брошенным алтарям, чтобы снова взяться за дело мира. И тогда всемирное празднество воцарится, оплакав горячими слезами дымящиеся поля сражений. Только религия может вновь пробудить Европу, обеспечить права народов и зримо, во всем его новом великолепии, возвести Христианство на службу мира" (Новалис "Европа и Христианство").

 

Мы решительно заявляем, что "Белая Роза" не получает никакой финансовой поддержки от зарубежных властей. Мы хорошо знаем, что власть национал-социализма следует свергнуть военными силами. Но мы ищем возможности внутренне обновить тяжело пораженный немецкой дух. Однако ясное осознание всей той вины, что взвалил на себя немецкий народ, и беспощадная борьба против Гитлера и его бесчисленных сообщников, партийных членов, квислингов [Мелкокарьерных бюрократов из окружения Гитлера] и т.д. должны предшествовать этому возрождению. Между лучшей частью народа и всем, что связано с национал-социализмом, должна - со всей необратимостью -- разверзнуться пропасть. Нет для Гитлера и его сторонников на этой земле такого наказания, которое было бы им по заслугам.

Но из любви к последующим поколениям после окончания войны следует дать наглядный урок, чтобы никто никогда не испытал даже малейшего желания совершить что-либо подобное снова. Не забывайте также и мелких мошенников этой системы, запоминайте имена, чтобы никто, никто не укрылся! Пусть им не удастся перебежать под другие знамена в последний момент, после всей той чудовищности, что они совершили, и вести себя так, как если бы ничего не произошло! К вашему спокойствию мы хотели бы также добавить, что адреса читателей "Белой Розы" нигде не записаны. Адреса брались произвольно из адресных книг.

 

Но молчать мы не будем, мы -- ваша злая совесть; "Белая Роза" не даст вам покоя!

 

Пожалуйста, размножьте и распространите эту листовку!

Листовки движения сопротивления в Германии

Призыв ко всем немцам!

Война идет к своему неизменному концу. Как и в 1918 г., немецкое правительство пытается направить все внимание на угрозу растущего флота союзников, в то время как на востоке армии беспрерывно отступают, а на западе ожидается вторжение.

Вооружение Америки еще не достигло своего апогея, но сегодня оно уже превосходит всё, ранее существовавшее в истории человечества. С математической точностью Гитлер ведет немецкий народ к краю пропасти. Гитлер не может выиграть войну, он может только продлить ее! Вина его пособников и пособниц превзошла все возможные пределы. Справедливое возмездие грядет, оно все ближе и ближе!

Что же тем временем делает немецкий народ? Он ничего не слышит и не видит. Он слепо следует за теми, кто влечет его к гибели. "Победа любой ценой!", -- писали они на знаменах. "Я борюсь до последнего человека!", -- говорит Гитлер, а между тем, война проиграна.

Немцы! Хотите ли вы, чтобы вы и ваши дети разделили участь еврейского народа? Хотите ли вы, чтобы вас измерили тем же мерилом, что и ваших соблазнителей? Должны ли мы быть теперь извечно ненавидимым и исторгнутым из прочего мира народом? Нет! Поэтому отделите себя от недочеловечества национал-социализма! Докажите на деле, что вы мыслите иначе! Грядет новая освободительная война. Лучшая часть народа сражается на нашей стороне. Разорвите покровы безразличия, что окутали ваше сердце! Решайтесь, прежде чем будет слишком поздно!

Не верьте национал-социалистской пропаганде, которая пугала вас большевистским строем! Не думайте, что благо Германии связано с окончательной победой национал-социализма! Германия не может купить победу преступлением. Отделите себя, пока не поздно, ото всего, что связано с национал-социалистами! Возможно ли, когда страшный, но праведный суд грядет над ними, держаться столь тайно, трусливо и нерешительно?!

Что за урок преподаст нам окончание войны, которая никогда не была войной национальной?

Мысль империализма (с какой бы стороны он ни шел к нам) должна быть навсегда обезвреженной. Односторонний прусский милитаризм никогда больше не должен прийти к власти. Только масштабное сотрудничество европейских народов способно создать основы, на которых возможно заложить новое здание. Любая центристская сила, подобная той, что пыталась узаконить прусский режим в Германии и Европе, должна душиться в зародыше. Германия будущего может быть только федеральным государством. Сегодня только здоровый федеральный государственный строй способен дать ослабленной Европе новую жизнь. Здравомыслящий социализм должен освободить рабочий класс из самого недостойного рабства. Обман автаркического хозяйства должен быть прекращен в Европе. Каждый народ, каждый отдельный человек имеет право на блага мира!

Свобода слова, свобода вероисповедания, защита каждого отдельного гражданина от произвола преступной государственной власти, -- вот что такое основания новой Европы.

 

Поддерживайте движение сопротивления, распространяйте листовки!

Студентки! Студенты! Сотоварищи!

Потрясенный стоит наш народ перед гибелью наших отцов, мужей и братьев в битве при Сталинграде. Триста тридцать тысяч немецких мужчин бессмысленно и безответственно затравлены до смерти гениальной стратегией ефрейтора мировой войны. Благодарим тебя, о, наш Фюрер! Вот что бродит по устам немецкого народа: хотим ли мы и далее доверять дилетанту участь наших армий? Хотим ли мы жертвовать самым низким инстинктам власти какой-то партийной клики остаток нашей немецкой молодежи? Никогда!

День расплаты пришел, расплаты немецкой молодежи с достойной самого последнего отвращения тиранией, которую наш народ когда-либо пережил. От имени всего немецкого народа мы требуем у государства Адольфа Гитлера вернуть личную свободу, - самое ценное благо немцев, в котором он обманул нас самым подлым образом.

Мы выросли в государстве, где каждое свободное выражение своего мнения бесцеремонно затыкается кляпом. В самые плодотворные студенческие годы нашей жизни HJ, SA и SS [Сокращенные названия организаций: молодежная организация, созданная Гитлером для поддержания авторитета национал-социализма среди молодежи; штурмовые отряды, военизированная организация фашистов; "охранные отряды" СС в фашистской Германии] пытались подогнать нас под единую массу, перекроить наше сознание, усыпить наркозом. "Мировоззренческим обучением" назывался презренный метод, которым прорастающее самостоятельное мышление и индивидуальные ценности должно было душить в тумане пустых и громких фраз. Команда отборных сил нашего Фюрера -- более дьявольскую и одновременно ограниченную трудно даже придумать -- зазывает его будущих партийных бюрократов в ряды безбожных, бесстыдных и бессовестных эксплуататоров, убийц и мошенников, в слепую, тупую свиту вождя. Мы, "служители духа и разума", послужили бы хорошим инструментом этому новому слою господ. Руководители от студентов и аспирантские гауляйтеры [Гаулейтер (нем. Gauleiter)- нацистский областной руководитель в фашистской Германии и на оккупированных во время Второй мировой войны территориях] муштруют фронтовых солдат как мальчишек за школьной партой. Гауляйтеры посягают похотливыми шутками на честь студенток. Студентки Мюнхенского института дали достойный ответ оскорблению своего достоинства. Студенты заступились за них и отстояли честь своих сокурсниц. И это только начало борьбы за наше свободное самоопределение, без которого основание духовных ценностей невозможно. Мы выражаем признательность нашим бесстрашным товарищам, осветившим нам путь своим примером!

У нас есть только один пароль: борьба против партии! Вон из партийных структур, в которых нас и дальше будут держать политически безгласными! Вон из аудиторий младших и верховных фюреров и партийных подхалимов SS! Речь идет о подлинной науке, о настоящей свободе духа! Никакие угрозы не могут напугать нас, ни даже закрытие наших институтов. Важна борьба каждого отдельного человека за наше будущее, нашу свободу и честь в государстве, которое осознает свою моральную ответственность перед человеком.

Честь и свобода! Десять долгих лет Гитлер и его соратники выжимали, опошляли, искажали смысл этих двух прекрасных немецких слов до отвращения, так, как могли это сделать только дилетанты, что мечут бисер высших символов нации перед свиньями. Чего стоят их честь и свобода, -- они достаточно показали нам это за десять лет разрушений всей материальной и духовной культуры, всего нравственного капитала немецкого народа. Страшная, кровавая расправа и самому тупому немцу открыла глаза на то, что от имени свободы и чести немецкой нации учинялось и учиняется ежедневно по всей Европе. Немецкое имя останется навсегда опозоренным, если немецкая молодежь, наконец, не восстанет, чтобы отмстить и, одновременно, искупить вину, разгромить своих мучителей и возвести на месте руин новую духовную Европу.

Студенты! Студентки! Немецкий народ смотрит на нас!От нас ожидает он, как в 1813-м -- победы над армиями Наполеона, так и в 1943-м -- победы над национал-социалистическим террором силой нашего духа. Березина и Сталинград пылают пламенем на востоке, мертвецы Сталинграда заклинают нас!

"Смелей, мой народ, сигнальные маяки уже полыхают!"*

* Теодор Кернер (Theodor Korner), стихотворение "Воззвание" (Aufruf) 1813 года, где автор призывает к борьбе с Наполеоном.

Наш народ поднимается против порабощения Европы национал-социализмом, в новом едином порыве свободы и чести!

Перевод с немецкого Татьяны Вайзер и Бернадетт Вёртс.