Олег Хлобустов

Россия в XXI веке: будущее под угрозой

О. Хлобустов - эксперт Фонда национальной и международной безопасности.

В конце декабря 2004 года Национальный совет по разведке США опубликовал очередной открытый прогноз развития событий в мире по названием "Global Trends 2020", которое может быть переведено и как "Глобальные тенденции к 2020 году", но уже обозначено в нашей периодике как "Карта будущего мира к 2020 году".

Россия, по мнению американских экспертов из числа отставных сотрудников спецслужб и госдепа, утратила и будет продолжать терять свой вес в мировой политике и влияние на нее. Уязвимость позиции России заключается, по их оценкам, в сокращении численности ее населения, снижении рождаемости и вызываемых этими факторами социально-гуманитарных последствиях, в слабом состоянии здравоохранения и возможной вспышке эпидемии СПИДа.

В этой связи представляется необходимым подробнее рассмотреть проблемы и перспективы воспроизводства человеческого потенциала России и социализации молодежи. Поскольку молодежью считаются граждане в возрасте 18-29 лет, то разговор о ее проблемах следует начинать с анализа положения более юных категорий нашего населения.

Последние годы, наряду с сокращением общей численности населения, демографическая ситуация в России характеризуется дальнейшим сокращением числа детей, то есть лиц в возрасте до 18 лет. Согласно всероссийской переписи 2002 года, детей в возрасте до 16 лет в стране насчитывалось только 26,3 миллиона человек, а с 2007 года начнется последовательное резкое сокращение этих возрастных когорт в структуре населения. При этом надо учитывать, что доля детей в возрастной структуре населения сокращалась и в предыдущие годы и в 2001 году составила лишь 22% против 23,3% годом ранее. В 13 регионах России, включая Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, доля детей составляет менее пятой части числа их жителей. Все чаще следствием этого становится "перепрофилирование" специализированных детских учреждений. Так, автору данной статьи только в одном Восточном административном округе Москвы известны факты ликвидации трех общеобразовательных школ и двух детских садов.

Все эти показатели в совокупности указывают на неизбежное обострение социально-экономических проблем России в будущем.

Ситуация такова, что, по государственным прогнозам, в 2011 году во "взрослую" жизнь вступит 1,4 миллиона выпускников школ, тогда как число умерших намного превысит эту цифру.

Уже с 2002 года доля экономически активного населения - с 16 лет до 55 лет для женoин и до 60 лет для мужчин - ежегодно сокращается на 1 миллион человек. По прогнозам Роскомстата, до 2016 года старение общества будет нарастать, а доля лиц моложе трудоспособного возраста - до 16 лет - будет сокращаться с 16,1% в 2005 г. до 15,9% в 2010 г. ( к концу 2002 года этот показатель составлял 18,5%).

Вследствие отмеченных демографических тенденций, только в 2005-2008 годы число несовершеннолетних в стране (без учета несовершеннолетних иммигрантов) сократится не менее чем на 3 миллиона 116 тысяч...

Еще один важный аспект демографической ситуации - состояние здоровья детей и молодежи, ибо они - это нынешние и будущие родители. Проведенная в конце 2002 года всероссийская диспансеризация детей подтвердила наличие серьезных проблем в этой сфере.

К сожалению, следует отметить также высокий уровень младенческой смертности - 14,6 на одну тысячу новорожденных, что в 4-5 раз превышает показатели наиболее развитых государств мира.

Как отмечается в государственном докладе "О положении детей в Российской Федерации" за 2002 год, в период школьного обучения число хронически больных детей увеличивается на 20%, а частота хронических патологий возрастает в 1,6 раза.

Ныне уже у 20% призывников военно-медицинские комиссии диагностируют "дефицит массы тела", то есть дистрофию, что самым неблагоприятным образом сказывается на физическом состоянии воинского контингента.

Не может не настораживать снижение возраста привыкания к наркотикам - для некоторых оно начинается еще до десяти лет. На учете только в наркодиспансерах Москвы в 2003 году состояло более 10 тысяч несовершеннолетних, тогда как в действительности таких лиц, нуждающихся в медицинском наблюдении и помощи, как минимум в 10 раз больше.

Следует также отметить, что в целом, согласно государственному докладу "О положении детей в Российской Федерации" за 2002 год, происходит сокращение не только числа детских образовательных учреждений (школ), но и специализированных детских больниц: в 27 субъектах федерации центральных детских областных и краевых больниц нет, а число врачей-педиатров только в 2000 году сократилось на 2,2 тысячи.

Продолжает увеличиваться число детей, оставшихся без попечения родителей. Если на конец 2001 г. было учтено 685,2 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 1998-2000 годах данный показатель составлял, соответственно, 620, 638 и 662,8 тысяч человек), то в начале 2004 года их число превысило 750 тысяч человек.

К сожалению, последствия "монетизации" льгот вкупе с реформой ЖКХ и высокими темпами роста инфляции еще больше усугубляют проблемы материального положения населения, в том числе и несовершеннолетних.

Отметим и то немаловажное обстоятельство, что более 600 тысяч детей в настоящее время живет и воспитывается в неполных семьях, что сказывается как на уровне их материальной обеспеченности, так и контроля, надзора и попечительства над ними.

Эти обстоятельства и факторы социально-экономической жизни не могут не сказываться и на девиантном, то есть отклоняющемся от принятых в обществе норм, поведении подростков и молодежи.

На конец 2003 года в колониях находилось более 21 тысячи осужденных несовершеннолетних, и еще около 14 тысяч - в следственных изоляторах.

В 2004 году было выявлено свыше 151 тысячи несовершеннолетних, совершивших преступления (+ 4,3% или около 12% от общего количества выявленных исполнителей преступлений), а на 2005 и 2006 годы этот показатель прогнозировался на уровне уже 160 и 168 тысяч соответственно. Однако показатели за первое полугодие и девять месяцев текущего 2005 г. показывают, что самые мрачные прогнозы окажутся "перевыполнеными".

Примечательно, что в США после принятия в 1994 г. закона "О контроле над насильственной преступностью" вот уже на протяжении более десяти лет происходит стабильное уменьшение абсолютных и относительных показателей преступности несовершеннолетних - в отдельные годы до 11 и более процентов. Еще более удивительно, что это спад происходит на фоне объективного возрастания доли несовершеннолетних в возрастной структуре населения Америки.

В 1991-2003 годы в результате преступлений в России погибли 1 050 507 человек [Подсчитано по: Преступность в России в XXI веке и реагирование на нее. М., 2004, с.7.].

Даже выборочно приведенные факты свидетельствуют о крайне тревожном положении детей в современной России, причем ситуация во много раз хуже, чем в тех странах, на которые ныне принято равняться.

Все сказанное свидетельствует также о том, что обществу и государству следует уделять больше внимания миру детства, ограждая его от насилия и болезней, создавая максимально благоприятные возможности для гармонического развития личности и реального обеспечения прав ребенка, что входит в обязанности России после присоединения в 1990 году к Международной конвенции о правах ребенка.

С проблемой защиты детства и обеспечения прав ребенка в нашей стране теснейшим образом связана проблема положения молодежи, которая составляет когорты реальных и потенциальных родителей.

Согласно данным государственного доклада "Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 годы", на 1 января 2002 года численность граждан в возрасте 14-29 лет составляла 36 миллионов человек, а доля молодежи в возрастной структуре населения достигала 25 процентов. Но уже в 2004 году начинается стремительное сокращение самой многочисленной - 14-19 лет - возрастной группы, которое будет характерным для всей первой четверти начавшегося века.

Большинство молодых людей - 26,5 миллионов - проживает в городах.

В 2007 году число вступающих в трудоспособный возраст, то есть достигших 16 лет, сократится до 1,3 миллиона человек против 2,5 миллионов в 2002 году. А численность граждан, входящих в нетрудоспособный возраст - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин - возрастет с 1,4 миллиона в 2002 г. до 2 миллионов к 2016 году и в целом составит около 24,6% от общей численности населения страны.

Согласно некоторым прогнозам, уже с 2006 году начнет проявляться нехватка молодых людей, способных учится в вузах, что в перспективе приведет к значительному сокращению корпуса высококлассных специалистов в различных областях знаний, в том числе в фундаментальной и прикладной науке.

Важным фактором становится также проблема "самовоспроизводства интеллигенции", когда дети иных социальных категорий граждан, за исключением все увеличивающегося чиновничества, фактически лишаются возможности приобретения высшего образования. Общество лишается столь важного механизма саморазвития, который получил в социологии название "вертикальной мобильности", то есть возможности изменения личностью своего социального статуса посредством получения высшего образования, более высокопроизводительного и творческого труд.

Социально-демографическую ситуацию, которую можно назвать катастрофической, усугубляет ухудшение состояния здоровья населения как в целом, так и здоровья детей, молодежи, особенно молодых женщин и матерей.

Дополнительный социально-демографический удар по здоровью и генофонду нации нанесут алкоголизация и наркотизация населения, распространение эпидемий ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Особенно тревожным является то обстоятельство, что эти эпидемии стремительно захватывают в первую очередь подростков с 14 лет, хотя отмечается снижения возраста приобщения к алкоголю и наркотикам среди детей, не достигших 10 лет.

Уже в 2000 г. уровень заболеваемости наркоманией у подростков был на 70% выше, чем у остальной части населения, и специалисты прогнозируют его дальнейший рост, как минимум, в ближайшие годы. При этом пик приобщения к наркотикам приходится на шестнадцати-девятнадцатилетних подростков, у которых практически не остается перспектив дожить до 30 лет. По экспертным оценкам, 67,3% потребителей наркотиков составляют граждане в возрасте до 30 лет.

В 2001 году на диспансерный учет по наркомании было взято 325 тысяч человек и еще 470 тысяч - как потребители наркотиков, а по данным Госнаркоконтроля на июнь 2004 года, с подтвержденным диагнозом наркомании на учете состояло уже более 500 тысяч человек, а число наркопотребителей оценивалось экспертами в 4-5 миллионов. Если учесть, что в среднем один наркоман в год приобщает к своему пагубному пристрастию 11 своих знакомых, то понятно, какой наносится удар по генефонду и будущему нации современным наркобизнесом. Число наркопотребителей возрастает ежегодно, и, по данным экспертов МВД России, детская смертность от наркотиков возросла более чем в 40 раз!

Одной из причин распространения наркомании эксперты называют доступность подобных веществ и препаратов, а также определенные типы молодежной субкультуры, ведущей к росту девиантного (отклоняющегося) поведения во всех его проявлениях.

По данным исследования ВНИИ МВД России 2000 года, только 30% молодежи имело устойчиво-отрицательное отношение к наркотикам, 50% составляют "группу риска", характеризующуюся "либеральным" отношением к распространению и потреблению наркотиков, и 20% составляют "потребители", хотя бы раз пробовавшие наркотики.

Отметим также, что наркомания порождает особую, так называемую "наркопреступность", связанную как с незаконным оборотом наркотиков, так и противоправным добыванием средств на их приобретение. Среди осужденных распространителей наркотиков 70-80% составляют лица в возрасте 14-30 лет.

Как подчеркивалось в подготовленном сотрудниками ВНИИ МВД "Прогнозе криминальной ситуации на территории Российской Федерации в среднесрочной перспективе" (2005), доля России в мировом обороте наркотиков выросла до 8% и оценивается величиной ежегодного оборота в 8- 10 миллиардов долларов США.

Примерно так же, как и с наркоманией - ростом и расширением масштабов проблемы - характеризуется ситуация в России с распространением вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-СПИД). Более 75% из 380 тысяч выявленных к середине 2005 года ВИЧ-инфицированных, составляют лица до 30 лет, хотя медики полагают, что реальное количество вирусоносителей уже превысило миллион человек, то есть вплотную приблизилось к эпидемиологическому рубежу, и продолжает увеличивается в геометрической прогрессии. Причем женщины, преимущественно до 30 лет, составляют около трети выявленных вирусоносителей СПИДа. Только в 2002 году от призыва в Вооруженные Силы были освобождены 5,5 тысяч ВИЧ-инфицированных призывников.

Особо тревожит рост ВИЧ-инфицированности детей: если в 1998 году их было выявлено 64, к началу 2002 года - более 2 тысяч, то на конец марта 2003 года этот показатель составлял уже более 3,5 тысяч, на начало 2004 года - более 7 с половиной тысяч, причем 6 302 ребенка родились от ВИЧ-инфицированных матерей.

Впрочем, эта статистика изменяется буквально ежедневно, ведь в среднем в течение месяца теперь выявляется около четырех тысяч (!!)новых носителей вируса СПИД.

А всего только за 2002-2003 годы было выявлено более 90 тысяч новых вирусоносителей СПИДа. Можно уверенно констатировать, что как раз по этому показателю наша страна уже догнала Америку.

Например, по расчетам Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, только в Самарской области инфицировано от 20 до 35 тысяч человек, или 5-7% молодого мужского населения, что не может не сказаться на демографической ситуации в регионе. А ожидаемая продолжительность жизни ВИЧ-инфицированного не превышает 7-10 лет.

В ближайшие 5 лет, по прогнозам медиков, будет инфицировано 2-3 миллиона граждан страны.

 

Приводимые данные, на наш взгляд, показывают, что стране ныне необходима действительно социально ориентирована молодежная политика, составной частью которой должна быть и демографическая программа.