Екатерина Дайс, Игорь Яковенко
Оратория последнего дня
Что такое ЖЖ? Это собрание личных дневников, доступных любому пользователю Интернета практически в любом уголке мире (по поводу китайцев есть сомнения), объединенных на сервере livejournal.com (LJ). У всех владельцев дневников есть примерно одинаковые возможности, за небольшую плату увеличивающиеся, но не принципиально. Символ ЖЖ - козел.
Благодаря LJ в русский язык вошли новые англицизмы, без которых адекватно понять и представить себе его реалии невозможно. Прежде всего, стоит сказать, что хозяин дневника - это юзер или жж-юзер. Картинка, представляющая жж-юзера и появляющаяся слева от любого его высказывания, называется юзерпик. В качестве юзерпика могут быть использованы фото автора - как анимирированные, так и статичные, фото автора в нежном возрасте, кадры из мультфильмов, персонажи, сделанные с помощью компьютерной графики и любые другие картинки, найденные в Интернете. У каждого порядочного юзера должна быть своя френд-лента, то есть список друзей. Друзья могут читать закрытые для остальных записи, их число - повод для гордости. Недавно мы видели список юзеров-тысячников, то есть тех, кого занесли в свою френд-ленту более тысячи человек. Этот список возглавлял Шендерович, следом шел автор душеспасительных анекдотов о Путине, затем - Максим Соколов. Это из общеизвестных. Но есть и менее известные в реале, на которых постоянно натыкаешься в виртуале - Иван Лабазов, этот современный интернетный Нестор, или Петров-Иванов с его почвенническими закидонами.
Приятно, наверное, зафрендить Хакамаду, тем более что у нее есть собственный ЖЖ с целыми девятью записями. Для любителей звездных френдов существуют каталоги знаменитостей, ведущих дневники. Там и ГлюкоZа, и Александр Кабаков. В основном, это знаменитости второго порядка, либо те, кому реалии сегодняшнего режима мешают появляться на ТВ. ЖЖ способен раскрутить, сделать бесплатную рекламу, пропиарить человека, идею или организацию, в основном среди достаточно молодых и владеющих современными технологиями людей.
Подавляющее большинство (около 70%) пользователей LJ - женщины, на первом месте стоят, естественно, American beauties. Россия заняла почетное четвертое место. По поводу того, кто был первым юзером русской версии, уже слагают легенды. Тартусский филолог Роман Лейбов утверждает что он, но его личный номер - семьсот какой-то, а номер его оппонента - второго самого первого жж-иста впечатляет - 666.
Но это не удивляет - ведь лучшая похвала юзера юзеру звучит так: "Ну, ты просто аццкий сотона". Дальше следует легко предугадываемый набор смайликов и восклицательных знаков. Еще нам понравилось слово "Эбануццо" - в нем слышится что-то венецианско-карнавальное. Палаццо Эбануццо вполне сравнимо по творческой экспрессии с Палаццо Аццо в романе "Перверзия" Юрия Андруховича. В общем, налицо субкультура.
Чего же хотят русские девушки, постя свои посты вместо девичьего дневника в дневник LiveJournal? В широком смысле - узнать себя. Понять, кто твои друзья, а кто враги, пройти тест на пол - такой есть в ЖЖ, и на оптимизм, поработать над ошибками и посчитать количество бранных слов в одном предложении. Ответить на общие вопросы - Current Music и настроение, и на частные: как ты провел выходные?
Текущая музыка у всех разная, настроение вариативно, а выходные обычно проводят либо в парке с пивом, либо в ресторане за вином, либо в Нью-Йорке за покупками.
Скучно.
Скука одолевает, когда видишь бесконечные потоки - 250 свежих записей в минуту - сообщений никому не нужных людей, пытающихся найти по переписке друга или хотя бы случайного читателя. Русский LiveJournal - это бесконечно тоскливый совок, страна молодых людей, носящих джинсы и ненавидящих Америку, это тотальный чат в бедламе, это красивые фотографии Европы и идиотские призывы, надоедливые стенания, зависть к Ксюше Собчак и Ксене Вирганской, страна тех, кто не успел, обитель лузеров, пустыня поколения упущенных возможностей, ад старичков-гуманитариев, Мекка профессиональных фотографов и Медина фотографов-любителей.
В ЖЖ понятны только профессионалы - альтернативные музыканты, полуподвальные издательства, демократические политики, профессиональные проститутки. Мы не хотим никого обидеть, но все эти люди ведут дневники ради своего дела. Их мотивация нам понятна. Гораздо интереснее задуматься над тем, что нужно от LiveJournal тем, кто ведет дневник по личным мотивам. Им нужно общение, общение с такими же, как они, с представителями субкультуры жж-юзеров, и это общение, как, впрочем, и субкультура, вполне укладывается в логику разворачивания современного отношения мира и человека.
Вы смотрели фильм "Матрица"? Тогда вы примерно представляете, о чем мы ведем разговор. Это современный тоталитарно-информационный кошмар, напоминающий бесконечную библиотеку Борхеса, от которой сам слепой библиотекарь был в ужасе. Это кошмар исчезновения личности, на место которой приходит посетитель блогов и форумов.
Процесс исчезновения личности как нормативного образца имеет длительную историю. Первым взял слово Ницше, убив Бога. Дальше пошел бесконечный фильм "Убить Билла", в ходе которого в качестве Билла выступали Авторы, Романы, Композиторы, Режиссеры и другие акторы и феномены мира модерна. Когда убили всех крупных зверей, настала пора охоты на зверей помельче.
Кто там в очках сидит у компьютера в душной комнате с закрытыми окнами, выбегая покурить во двор и ругаясь с директором по поводу права приходить в одиннадцать и уходить когда захочется, а не с девяти до шести? Все. Его больше нет. Твое сообщение больше не удалит ни один модератор на форуме или чате. Ты сам себе модератор. Ты можешь матерится по-русски, ты можешь матерится по жж-истски. Ты можешь удалять сообщения и сам оформлять свою личную стенгазету.
Кстати, о чатах. Чем классический чат отличается от ЖЖ? На чатах люди обмениваются репликами, часто тематическими - например, на военно-историческую или майонезно-кухонную тематику. У тех, кто привык чатится, есть свое устойчивое имя или несколько имен, его знают в реале еще 3-5 человек, постоянно ходящих в чат. Но личность чатера из чата выстраиваема с трудом. Он может сам оставлять какие-то зацепки или его могут выдать другие, но, в принципе, у этих людей нет особенно сильного желания сообщить миру и Риму свои фамилию, имя и отчество. У них есть желание прежде всего высказать мысль, получить ее одобрение или опровержение. Здесь мы видим действительно продолжение традиции римского форума или казачьего майдана. Для чата аватара (картинка, дающая представление о пишущем реплику) не обязательна, хотя и желательна. Есть чаты, в которых в принципе невозможно поставить аватару. В ЖЖ юзерпик несет сильную смысловую нагрузку и иногда используется как иероглиф.
От реалити-шоу ЖЖ отличает большая демократичность участия и высказывания. Герои телешоу проходят отбор, жж-истом может стать каждый, у кого есть компьютер и доступ в Интернет. Но у них много общего и, прежде всего, в человеческом типе, вырисовывающимся "за стеклом". Это люди, принципиально отринувшие ценности человеческой личности, основанной на индивидуализме, культе прайвиси и ориентации на христианские добродетели.
На что еще похож ЖЖ? Как бы это не показалось натянутым - на генеалогические сайты, популярные во всем мире. Человек может найти здесь родственников или составить свое генеалогическое древо, изучить архивы, обменяться информацией с компетентными лицами. В ЖЖ люди ищут одноклассников и однокурсников, особенно в сентябре и в мае, просматривают свою френд-ленту в поисках знакомых в реале лиц и френд-ленту других юзеров с теми же самыми целями. Сопоставляют разные френд-ленты, выявляют круг общения выбранной персоны, о чем пишут в своих дневниках.
И тут мы подходим к одной очень важной особенности ЖЖ. По дневнику можно узнать, кем является данный юзер в жизни, даже если он не называет себя прямо. Остановимся на секунду. Юзер сообщает о себе иногда крайне конфиденциальную информацию, доступную зачастую без какого-либо пароля, за оглашение которой в нашей стране всего каких-либо двадцать лет назад грозила тюрьма и презрение общества. Но так делает не один человек. Так делают практически все. И они меняют социокультурную норму, создавая новую норму - норму людей, находящихся в надличностном, нецензурируемом, плюралистичном пространстве свободных частных высказываний.
В пространстве LiveJournal все тайное наконец-то становится явным. Эта коллективная исповедь ужасает и отпугивает, притягивает и манит. Сотни тысяч людей ведут сетевые дневники.
У Андруховича в "Московиаде" есть прекрасный пространственный образ - пивбар, выступающий в роли храма. Такой типично русский пивбар для типично русских пилигримов, с типично национальными страстями, обслуживающим персоналом и посетителями. И в то же само время это - храм, где люди - и священник в порыжевшей рясе, и пивной архиепископ, причащающий страждущих, и друзья героя, литераторы-алкоголики - участвуют в странном, даже пугающем священнодействии. И отношение автора к этому храму двойственное.
Если подумать, то можно увидеть в ЖЖ такого же типа храм-пивбар. С такими же крашеными блондинками и пивными архиепископами. Но в чем тут дело, почему возникает образ храма? По двум серьезным основаниям. Первое состоит в исповедальном характере ЖЖ. ЖЖ дает людям то, что не смогло дать православие, а именно развитый институт исповеди. В ЖЖ ты можешь покаяться в любых грехах. И найдутся те, кто тебя выслушает и погладит по головке или отругает. Ты сможешь больше не нести этот грех в себе. Сказав, ты освобождаешься.
Зря у нас гоняют католиков. В результате вместо честной католической исповеди получают откровения институток, которым больше негде рассказать о своих проблемах. Любую католичку могут отлучить от церкви, если она не причащалась святых тайн больше месяца. ЖЖ также надо причащаться регулярно. Вот нас покинул такой-то...далее идет имя юзера. Как жаль! Человек удаляет свой дневник, свой исповедальный аккаунт у Господа Бога, и он уже не с нами, он уже не наш, он не добрый жж-олик. ЖЖ - это церковь с сетевой структурой, и каждый в ней непосредственно связан с другим. Здесь четко работает социологический закон шести рукопожатий, согласно которому любых двух людей на земле разделяет не более шести рукопожатий. А тот, чью виртуальную руку готово пожимать наибольшее количество людей, более авторитетен. Именно имморальный авторитет приобретают люди, заводя длинную френд-ленту на три тысячи человек (Шендеровича мы не имеем в виду, он человек моральный). Это обмен и приобретение людей, наподобие обмена ракушками вместо денег.
А вторая причина соотнесения храма и Журнала состоит в следующем. Образ Храма - это всегда немного образ Ноева Ковчега, в котором люди спасаются от потопов легкой и средней тяжести. Это образ кучки людей, которая противостоит стихии и которая способна расплодиться в человечество. Даже несмотря на всяческие эксцессы с отдельными хамами. Это образ наших первопредков, первой общины, рода, семьи, традиционного быта и бытия. Юзеры - новая раса, новая общность, рождающаяся на глазах у неюзеров. Имморалисты, инфантилы, интуитивисты и гедонисты, жж-юзеры боятся только одного - быть непрочитанными.
Тебя читают, значит, ты существуешь.
Если тебя никто не внес в свою френд-ленту, значит, ты выпал из цепи бытия, ты - пропавший ген, отсутствующая клетка, пустое пятно, не связанное с другими пятнами.
Подозреваем, что ЖЖ - просто рай для социологов, которые могут отрабатывать здесь любые модели социальных взаимодействий. Недавно, кстати, вышла книга Л. Горалик о роли и месте куклы Барби в нашей жизни, материал для которой автор собирала непосредственно в ЖЖ. Ведь здесь люди честно пишут о том, что им нравится и что их волнует, какие программы они смотрят по ТВ и какие читают книги, они подсказывают писателям и журналистам, в каком направлении следует двигаться. Так, один московский журналист, известный резкой и частой сменой политической ориентации, ведет свой ЖЖ-дневник, где помещал реплики на околополитические и околоинтеллектуальные темы. Но на них реагировали плохо, а гораздо лучше отвечали тогда, когда юноша писал о сексе. Теперь он пишет преимущественно о сексе, ибо эта тема живо волнует людей и вызывает массу эмоций.
Несомненно, ЖЖ представляет для пользователей Интернета возможность снять психологический стресс, избавиться от комплексов, завести друзей и наладить новые социальные связи. ЖЖ включает людей со слабой психикой в мир и помогает им. Но все-таки это наркотик. И наркотик, действующий незаметно, жужжащий морфий, навевающий сон на жителей серого царства.