А. Гезалов - бывший воспитанник детского дома, председатель КРОМО "Равновесие".
Воспитанники детского дома - это на 90% дети при живых родителях, они живут в учреждении от 7 до 18 лет, иногда до 25-ти. Жизнь ребенка-сироты складывается из внутреннего распорядка, общих дел, игр, еды, сна. Со времен Советского Союза детские дома финансируются из рук вон плохо, в основном это деньги на питание и зарплату персоналу, все другое - помощь спонсоров, инициатива директора, завхоза. Буквально все нужно добывать, доставать, вымаливать, выпрашивать. То, что казенные дома не приспособлены для компактного проживания, не волнует никого. Не вспоминают и о расходах на досуг, одежду, канцтовары, лишь единицы детских домов имеют сегодня выход в Интернет. У меня складывается впечатление, что у государства есть какая-то своя программа по подготовке детей к дальнейшей жизни. Приучив детей плохо жить в учреждении, оно гарантирует себя от эксцессов после их ухода из детского дома все в ту же скудную и серую жизнь.
Сейчас много пишут о том, какие программы и проекты по адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни должны быть в детском доме. Нет смысла говорить о том, что выпускники детских домов испытывают огромные трудности, оказываясь "в свободном плавании". Только небольшой процент сирот обустраивается в жизни, не пополняя ряды маргиналов. Меня всегда интересовал и интересует вопрос - как проходит обучение детей-сирот адаптационным навыкам в рамках сиротских учреждений? Видел я, правда, только те инструкции, что выпускается Министерством образования России. Безликие брошюрки типа "Тебе, выпускник", где пишут о законах, защищающих детей-сирот, рассказывают о законодательных актах. Начитавшиеся этого уверены: сирота встанет крепко на ноги, окончит вуз, получит жилье, хорошо оплачиваемую работу, женится. Однако дети это точно уж не читают: некогда, да и незачем. Это ли детям-сиротам интересно и необходимо в их самостоятельной жизни? В детских домах сотрудницы учреждения создают модели адаптационных программ на основании своего жизненного опыта и понимания. Руководство детского дома не понимает или не желает понимать, что перед выпускниками встанут задачи, которые даже невозможно смоделировать или спрогнозировать. Жизнь настолько многообразна, что у выпускников кругом идет голова, и они совершенно теряются за порогом казенных домов.
У Министерства образования до сих пор, со времен Дзержинского, нет четких, обоснованных программ подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. Частенько я натыкаюсь в Интернете на доморощенные программы педагогических коллективов, где с упоением излагается, сколько граммов общественных знаний будет заложено в детей, что позволит им стать суперменами и Бэтменами. Если внимательно изучить то, что предлагается детям, окажется, что здесь описаны взгляды взрослых людей на семейную жизнь, причем, видимо, опять-таки на основании собственного опыта. В лучшем "совковом стиле" разложено по косточкам, что будет после того, как воспитанник узнает некоторые подробности этой жизни. Или, например, как выстраивать отношения со сверстниками. Причем совершенно не принимается во внимание, что дети уже имеют особый психологический "внутридетдомовский опыт общения"...
В докладах взрослых людей об адаптации детей дети не имеют значения вовсе. Имеет значение технология и отчет о проделанной работе. И все же технологии уже есть. Воспитанники детского дома уже в учреждении имеют возможность "выбора" профессии - в детских домах это называется профориентацией. Иными словами, в традициях детского дома заложено поступление воспитанников детского дома в ПТУ, и редко когда учреждение сходит с этих рельсов.
А еще выпускнику детского дома обязаны выдать "приданое": денежную помощь, документы об образовании, справки... И тогда начинается "самостоятельная жизнь". Со всем этим он без экзаменов поступает в ПТУ, получает койко-место в общежитии, получает опять же полное государственное обеспечение. После окончания ПТУ мальчишки идут в армию, а девчонки чаще всего встают на учет на бирже занятости и получают по безработице в течение полугода около 7000 рублей. Многие после такой куражистой жизни уже никогда не будут работать за меньшие деньги. Есть и еще ряд льгот, не полезных для становления детей-сирот, так как они порождают пожизненное иждивенчество.
Но и отменять эти льготы эти нельзя, ведь дети-сироты совершенно не готовы жить самостоятельно, их этому не учили. Замкнутый круг. Иногда можно услышать мнение, что дети-сироты жируют, бесплатно им дается и то, и се... Тот, кто так говорит, не знает, что все это дается ребенку для того, чтобы искусственно поддержать его до 23 лет. Потом эти дети просто исчезают из общественной жизни, как отработанный государственной заботой материал.
Может быть, самое поразительное заключается в том, что практических 97% детей, вышедших из детского дома, прогнозируемо идут в ПТУ. В федеральном бюджете закладываются огромные суммы на предвузовскую подготовку детей-сирот, только этим пользуются единицы, основная масса детей поступает в ПТУ, после которого, окончательно утратив школьные знания, никто уже и не думает о высшем образовании. Всю жизнь они будут жить с тем, к чему их привели воспитатели: трудиться на малоквалифицированных и низкооплачиваемых работах.
Чтобы заткнуть зияющие дыры социальных проблем, люди объединяются и создают общественные организации. Ими движет мотив помощи ближнему. Я думаю, именно благодаря им в России до сих пор нет социальной революции. Мало замечаемые государством, они идут в детские дома, приюты, больницы, к детям на улицы. Их отталкивают, им не доверяют, их опорочивают, но они продолжают идти и служить этим детям, ожидающим помощи и поддержки. В России уже сложился так называемый "третий сектор" - среди его участников и те, кто лично участвует в жизни брошенных детей. Они способствуют усыновлению, адаптации, оказывают возможную помощь и поддержку детям-сиротам после окончания детского дома. Все больше этим начинают заниматься коммерческие структуры, потому что их руководители стали постепенно понимать, что через 50 лет просто не станет тех, кто будет покупать их продукцию. Большую помощь оказывают граждане других стран. Они берут на усыновление наших детей, спасают их от неясного, туманного будущего. Помогают оборудовать детские учреждения, везут одежду, продукты...
Мне известен самый простой и эффективный способ помощи детям-сиротам. Это - участие в их жизни сторонних людей. Именно они способны через простое общение дать во сто крат больше программ и поддержки этим детям. Ввести в свою семью, погулять по улице, сводить в музей, к себе на работу... Адаптация детей-сирот начинается, когда в их жизни появляются эти "значимые люди". Но пока практика привлечения "ресурса семьи" не приживается в России... Руководители детского дома, органов опеки боятся, что дети начнут понимать, что им в детдоме рассказывают не то и не о том. Говорят, якобы количество побегов увеличится: ребята подружатся с взрослыми и будут к ним бегать. Нелепица? Недавно в "связях с посторонними" обвинили директора одного детского дома, который, поскольку сам прошел детский дом, понял, что люди из семей - лучшие помощники его детишкам. Его чуть не уволили, спасла "общественность"...
В общем, можно констатировать, что российская система адаптационного образования детей-сирот ничем не отличается от предыдущей - советской. Выше интересов детей стояли и стоят отчет, галочка и личное благополучие тех, кто по долгу службы занят детьми. В общем, для будущих роботов-сирот продолжают бесстыдно собирать такой велосипед, который не способен ездить по нынешним дорогам. А дети, после окончания детского дома, мыкаются, не смея сказать, кто виноват в том, что судьба их не щадит.
Безусловно, государство обязано подумать о кризисной семье, найти способы ее укрепления. Так же важно изменить политику по отношению к детям, которых по решению суда изымают из семьи. Необходимо вернуть статус "Матери-героини", когда государство брало на себя заботу о тех, кто воспитывает для него будущих граждан. Нужны программы поддержки молодой семьи, активное развитие системы кредитования семьи, ипотеки, чтобы не было страха перед будущим, чтобы росла рождаемость. Для поддержки кризисных семей необходимо создавать приюты временного содержания, откуда ребенок, после работы социальных служб с его родителями, возвращался бы в семью. Нужно прекратить практику Комиссий по делам несовершеннолетних и ввести повсеместно ювенальные суды, чтобы мы не получали готового преступника после однократного пребывания в следственном изоляторе.
Важно, чтобы ширилась возможность усыновления детей-сирот. Об этом должно знать больше людей, государство не должно создавать препоны тем, кто хочет взять ребенка в семью. Необходимо упростить сбор документов на усыновление, исключив, например, бытовую составляющую. Ведь большинство тех, кто хочет усыновить, люди среднего достатка, однако вполне могут вырастить нового члена семьи.
Надо сделать все, чтобы детские дома стали более открытыми для общества. Чтобы граждане имели возможность более активно участвовать в жизни сиротских учреждений. Сегодня эти учреждения оторваны от внешнего мира, Интернет в этом смысле мог бы стать сыграть роль посредника между детьми и обществом.