Анна Берникова - член Союза журналистов, член Гильдии журналистов, пишущих о проблемах детства.
Каждый день, выходя на улицу, мы опасливо пробегаем мимо куч мусора, которые когда-то были людьми, с отвращением смотрим на дешевых вокзальных проституток, брезгливо отворачиваемся от попрошаек и с возмущением проходим мимо маленьких беспризорников, греющихся в теплых людных уголках и нюхающих клей. Очень часто мы видим людей в милицейской форме, унижающих людей неславянской внешности, а иногда и славянской. Пустынными московскими ночами, направляясь домой в теплом такси, отворачиваемся, наблюдая подростков, грабящих и избивающих случайных прохожих.
Это - наша ежедневная реальность, от которой мы отгораживаемся, чтобы не сойти с ума. Но она нас настигает снова и снова, чтобы однажды схватить за горло и сразиться лицом к лицу. И кто тогда победит?...
Петербургский фонд "Ночлежка" не так давно реализовал международный проект "Тетрадь-2000". В рамках этого проекта социально исключенные члены общества: бездомные, преступники, инвалиды заполняли тоненькую тетрадку, в которой можно было писать о томи, что они любят и чего боятся, о чем мечтают . Всего было роздано и обработано более 10 000 тетрадей. В ходе реализации проекта в исправительной колонии Архангельской области заполнить тетрадку было предложено руководителям местной администрации. Затем тетради перемешались и начальнику администрации было предложено найти свою. Он выбрал тетрадку преступника, осужденного на 10 лет. О чем это говорит?
О том, что люди, попавшие на дно общества, по своей человеческой сущности ничем не отличаются от "нормальных" людей. У них те же стремления, такая же боль, они способны испытывать счастье, мечтать - как мы. Один маленький мальчик, проходя по метро мимо лежащего бомжа, прошептал своей спешащей маме: "Бога уронили..." Так что же произошло с нашим обществом за последние 30 лет? Почему мы стали отворачиваться от человеческого горя и страданий? За что ненавидим других людей? Это - наша вина или все-таки - беда?
К сожалению, социальная ксенофобия - явление, естественным образом вошедшее во все аспекты нашего с вами быта. И выражается оно не только в активном неприятии определенных групп людей, но - чаще и жестче - в отгораживании себя от них и преступном равнодушии, из-за чего каждый день ломаются человеческие жизни.
Дети - самый точный барометр этих явлений.
В постперестроечные годы их захлестнули перемены, их вместе с мутным потоком реформ выбросило из колеи социальной защищенности. Сегодня по стране насчитываются сотни тысяч маленьких бродяг, лукаво поделенных между нашими министерствами на безнадзорных, беспризорных и просто социальных сирот. В больницах и домах ребенка томятся ВИЧ-инфицированные малыши, которых никто никогда не усыновит; в приютах и детских домах - никому не нужные дети и подростки, судьбу которых устроить очень сложно из-за несогласованности и нескоординированности действий местных властей и несовершенства законов. Многие дети пополняют ряды малолетних преступников и вливаются в мир криминала, который их охотно подбирает, дает "профессию" и "выводит в люди".
За последние 6 лет мне приходилось работать с проблемой детской беспризорности на разных уровнях - от уличной работы до выступлений на серьезных мероприятиях, "круглых столах" в Думе РФ, на конференциях и семинарах в регионах. Складывается впечатление, что государство, произнося громкие слова о необходимости решения проблем детской беспризорности и безнадзорности, на самом деле хочет упрятать эти проблемы, завернув в красивые фантики, подальше с глаз общества. А общество, в свою очередь, искренне считает, что, если рассовать детей по детским домам и интернатам, проблема беспризорности решится сама собой, без их участия. Не получится.
Отлавливая детей на улицах больших городов и проводя их через принятую систему больница - приют - возвращение к родителям или в детский дом, государство не решает личностную проблему ребенка. Ту проблему, из-за которой он пошел на улицу.
Какими бы современными и хорошо оснащенными ни были учреждения социальной защиты, какие бы замечательные воспитатели там ни работали, они все равно остаются по ту сторону детской души. А душа ребенка живет со своими страхами, обидами, ожиданием очередного обмана со стороны взрослых и вечным стремлением к чуду.
В многочисленных разговорах с директорами приютов я всегда задаю им один вопрос: есть ли у них случаи реальной реабилитации и социализации маленьких бродяжек? Ни одного - отвечают мне. Ни одного, потому что истинное перерождение личности возможно только любовью - и строгостью. Потому что этим детям, как никому другому, нужен Учитель жизни, как Макаренко, Корчак, Сухомлинский. Потому что никакой программный подход не подходит к решению проблем человеческой души. Потому что никакими подачками и подарками воспитать душу нельзя.
Меня тошнит от слащавых отчетов благотворительных фондов о том, сколько игрушек, пирожных и мебели они подарили очередному детскому дому или приюту . Больно смотреть на фотографии, где разряженные дети, в обнимку с подарком и веселой тетей в бриллиантах, старательно изображают счастье. Они уже понимают, что их используют в чьей-то игре, и четко знают, сколько это стоит. Совсем как представительницы древнейшей профессии. Многие дети ведь так и зарабатывали до поступления в реабилитационное учреждение. Не думаю, чтобы такие подачки сильно изменили их отношение к миру...
Пожалуй, самым главным результатом воспитания является осознание ребенком своей нужности и важности выполняемого им Дела. К сожалению, именно труд, приносящий конкретный результат и имеющий конкретную стоимость, отсутствует в воспитательно-реабилитационной компоненте государственных учреждений. Государство сознательно игнорирует этот наиважнейший запрос человеческой души, заменяя его суррогатами, вроде вышивания крестиком или вырезания аппликаций.
Сегодня в России действует запрет на детский труд. Конечно, конвенцию о правах ребенка и стандарты международной организации труда нужно выполнять, но в нашей стране это выливается в странные формы, когда на одного воспитанника в детском учреждении приходится по 1,5 воспитателя, которые обязаны возиться с ним и следить, чтобы тот ничего не натворил. В то же время существуют образовательные учреждения, которые, вовлекая детей в умный производственный процесс, зарабатывают хорошие деньги, давая детям профессию, обеспечивая их бесплатным питанием, бесплатными учебниками, а иногда и зарплатой. Само собой разумеется, денег с родителей там не берут, обходясь своими силами. Порой даже без помощи государства. К сожалению, сейчас такие учреждения вынуждены действовать полулегально, иначе с каждой выращенной и съеденной коровы, с каждого килограмма проданной картошки они вынуждены будут платить налоги. А налоги у нас сами знаете какие.
Три года назад редакция журнала "Народное образование" и международная Макаренковская ассоциация выступили с инициативой проводить среди таких школ конкурс имени А.С. Макаренко, где люди могли бы поучиться друг у друга методам трудового воспитания и способам экономически правильного ведения хозяйства, пройти курсы повышения квалификации и получить хороший приз. В дальнейшем в России планируется создать ассоциацию подобных учреждений, которые не сладкими словами, а реальными делами воспитывают достойных граждан новой России, используя опыт настоящего Педагога - Антона Макаренко. Хорошо бы еще министерство образования и науки обратило внимание на значимость такого проекта и поддержало бы не только словами, но и делами.
Социальная ксенофобия - явление, порождающее разъединение и обособление. Это есть везде - в школе, армии, городе. Везде, где есть люди, непохожие на статистическое большинство. Даже в среде бомжей есть такие, которых с жестокостью избивают свои же. Поэтому самыми важными процессами являются инициативы, направленные на объединение одним делом разных категорий людей: здоровых и инвалидов (как в школе "Ковчег"), социальных сирот и детей, живущих в нормальных семьях (как в проектах РОО "Право ребенка", Арзамасского университета и др.), детей из горячих точек и из мирных областей России (традиционные летние лагеря, устраиваемые многими общественными организациями).
У некоммерческих организаций есть замечательные наработки по этой теме. Так, в центре "Дети Марии", воспитанники опекаемых детских домов взяли шефство над еще более несчастными детьми, инвалидами-ДЦПшниками. Проводят совместные мероприятия, возят на экскурсии, рисуют чудесные картины, которые украшают стены множества учреждений, включая администрацию президента.
Государство декларативно признает важность общественных инициатив. И даже выпускает толстенькие сборнички о взаимодействии органов соцзащиты, здравоохранения и чего-то еще с некоммерческими организациями. Ведь в НКО приходят люди по зову души. Это - те самые неравнодушные люди, которых практически не осталось в стране с драконовскими условиями выживания. Любителей собак - и тех больше. В большинстве организаций люди получают копейки или не получают ничего (я имею в виду настоящие организации, а не сделанные под заказ на чье-то имя). Но они идут на вокзалы, в трущобы, чтобы помочь реальным делом реальным детям. Иногда это удается. Таких людей дети знают и любят. Имена Ханны Полак, Намруда Негаша, Лилит, Сапара Муллаевича Кульянова были пропуском в закрытый мир беспризорников. А международные организации - "Врачи без границ", "Армия спасения", фонд "Ночлежка", фонд "Радуга надежды" - сколько любви они подарили бездомным, сколько неоценимой помощи оказали из сострадания и милосердия...
К сожалению, такие НКО не вписывались в придуманную схему борьбы государства с беспризорниками. Их упрекали за то, что они отмывают деньги Запада, прикармливают детей на вокзалах, продают их на органы. Сегодня эти организации потихоньку прикрывают под различными предлогами. Зато появляются другие. Недавно на заседании московского городского регионального отделения "Единой России" состоялось знаменательное событие: создание "комиссии по борьбе с детской и подростковой беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями". С программным заявлением выступил будущий председатель этой комиссии, директор Фонда Спасения беспризорных детей. Он сказал, что Москву нужно спасать от армии маленьких бомжей, потому что не сегодня-завтра какая-нибудь партия их проплатит и возьмет под свои знамена. В экстренном порядке всех бродяжек нужно собрать и увезти за город, путь работают на земле и реабилитируются. Его предложение было принято единогласно...
А помните рекламу, которая висит сейчас в вагонах метро и на больших постерах на улицах?
Некая программа "Солнечный круг" обещает зрителям каждую субботу остросюжетную передачу о том, как помогают бедным детям известные люди. Не знаю, сколько денег затрачено на рекламу. Не знаю, помогла ли передача хоть одному реальному ребенку. По крайней мере, детские лица на фото - лица отнюдь не беспризорников, а вполне упитанных, холеных чьих-нибудь сынков, получивших неплохой гонорар. Интересно то, что я хорошо знаю изначального автора проекта, она сама прошла через все муки детского дома и много лет вынашивала саму идею передачи. Написала проект, принесла на ТВ. Там все внимательно прочитали, похвалили, обещали дать денег , а пока велели подождать. Я сама с ней ночами писала сценарии передач, она отсняла первый сюжет, и потом - все заглохло...
А через два года я прочитала в информационном сообщении правительства Москвы, что Лужков начинает подобный ТВ-проект. Очень обидно, когда благородные идеи и начинания опошляются, превращаясь в свою противоположность. Вот еще один аспект социальной ксенофобии. Не отсюда ли расхожие мифы, мешающие людям протянуть руку помощи, дать денег на благотворительный проект или самому помочь какому-нибудь ребенку. Кто, например, мешает нашим российским гражданам усыновить ребенка или взять под опеку? Ведь не в материальном же обеспечении проблема? Сейчас потребность в российском усыновителе удовлетворяется лишь на 20%. И нет никакой колоссальной очереди, и вся процедура совершенно бесплатна (по крайней мере, со слов министра образования и науки)...
Наверное, многолетний страх перед государством, желание поменьше высовываться, неверие в бесконечные обещания, что "жить станет лучше" плюс авторитарная политика всех властных структур, плюс "укрепление вертикали власти" позволяют нам откладывать решение социальных проблем "до лучших времен". Или привычное: "Кому положено, пусть разбираются"?
Не разберутся. Без нас.
[...]