Главная страница Содержание номера |
Василий Розанов
ЦЕНЗУРА
Вопрос о
цензуре никогда не был спокоен в
России. Под фактом ее, под
положением ее в составе
государственного управления, под
"направлением" ее и
"веяниями в ней" всегда
чувствовалась зыбкая почва, точно -
"трясина": она была в
"переходном положении". Это
все чувствовали; но куда перейти -
об этом были страстные споры, здесь
ничего не было ясно доказано.
- Да ее вовсе и не нужно, - вот
крайнее мнение, самое левое. - Пусть
будет полная свобода мысли и слова.
Разве же можно связывать
человеческую мысль?
- Цензура нужна, и притом
бдительная, строгая. Позвольте, все
же соглашаются, что это "седьмая
держава": разве же можно
допустить существование в
государстве и обок с ним другого
как бы духовного государства, от
него вполне независимого? Это все
равно, и даже больше и хуже, чем,
напр., существование иезуитского
ордена, которое нигде не
допускается, не допускается в самых
либеральных странах, в республиках?
Мысль, мнение, печатное слово -
родит из себя факт. Не члены
человеческого тела управляют
человеческою мыслью, но мысль
управляет его членами, его работою.
Если "правительство"
откажется от вмешательство в
"печать", то ему нужно и ему
проще выйти в отставку, - в отставку
по существу; ибо ему останется роль - только повиноваться печати, быть у
нее на побегушках; обратиться в
правительство "чего изволите".
Это невозможно и унизительно для
правительства. А оно представительствует собою историю
и народ, оберегает традиции истории и блюдет нужды населения. Население -
десятки миллионов; "пишущей братии" - едва наберется
несколько тысяч. Нельзя же тысячами
закрыть миллионы, нельзя же нужде
миллионов предпочесть удобства и
произволение этих немногих тысяч?
Это умственная аристократия и
прерогатива; но век аристократий и
привилегий прошел. Все подчинено и
блюдется государством: подчинена и
должна блюстись и печать. Панама,
подкупы, скупки печати - возможна.
Она будет фиктивно свободна, свободная от министров. Но где
гарантия и обеспечение ее внутренней свободы, - свободы от
банков и банкиров, от синдикатов и трестов промышленности? от
сословий и сильных классов? Здесь
граница между "свободою" и
"злоупотреблением" неуследима, неуловима, стушевана и
сперта. Наконец, можно быть "свободным" от приказания и
свободным от подкупа: но есть столь же могучая и даже
могущественнейшая власть гипноза, веяния, дружбы, симпатии, лести,
рукоплескания. К "свободной печати" протянутся все руки.
обратятся все души. А литераторы - народ впечатлительный. Разве можно
же доверить капризам впечатления, вихрям впечатлительности
"седьмую державу"?
Вопросы, на которые трудно
Что же делать? Разобраться в
мелочах. Разобраться в былом опыте.
Здесь торопливо хочется сказать об одном благоприятном в
смысле свободы опыте ее, какой мы наблюдали от 1905 года и до
"теперь". Опыт этот не отмечен, по крайней мере - не формулирован.
Значение его, конечно, не вечно и не говорит о будущих временах.
Заключается оно в следующем: с 1905 года с дней свобод, мы пережили в
беллетристике, и в стихах, и в публицистике (не политической)
широкую проповедь разнузданности пола, невообразимое загрязнение
литературы порнографиею.
Опыт этот, говорю я, удался: но
он нисколько не руководствен для будущих веков. Нимало он не
защищает благотворность абсолютной свободы печати...
Ах, литература, литература...
Вспоминаешь, глядя на нее, изречение, которым Руссо начал
своего "Эмиля": "Tout est bien, sortant
des mains de l'Auteur des choses, tout degenere entre les mains
de l'homme"*. [* Все выходит хорошим из
рук Мироздателя, все вырождается в
руках человека (франц.)]
"Эмиль" имеет подзаголовок:
"de l'(ducation" - "о воспитании":
задача, которую, являясь "в
обществе" имеет и
"литература". Руссо говорит,
что "рождаясь", каждая вещь
"прекрасна", а "потом"
почему-то все "портится".
Почему? Как? Все младенцы прелестны;
ну, а прелестны ли "люди",
которые из них "выходят"? Тезис
Руссо столько же философский,
сколько и религиозный. Ведь то же
говорит и Библия историей
сотворения человека и
последовавшей историей его
грехопадения. Все, кто говорит об
абсолютной свободе литературы,
собственно, имеют в виду ее
невинное рождение, и вовсе как
будто не замечают ее последующей
истории. А "рождение"-то ее
прекрасно, как рождение младенца:
эти мудрые люди, или люди с
особенным талантом, "даром
богов", или, по-нашему, "с даром
божиим", кладут на бумагу
таинственным образом вырастающие у
них мысли, фантазии, драмы,
мелодичные строфы стихов, образы
женские и мужские, "идеалы",
улучшенное, облитое мечтой и
воображением... И через чудо
техники, печать, назавтра
становится это всем известно, все
читают, думают о том же, мысленно
спорят, мысленно благодарят. Все
это похоже на волшебство, - все это
какая-то чудесная сказка, - о
котором, казалось бы, можно было
мечтать только в золотом веке. И вот - она осуществилась.
- Шантажисты прессы... (эпизод
из истории Панамы). Восклицание
одного редактора на суде: -
Позвольте, моя газета берет не
Я помню впечатление в русском
обществе по поводу тогдашнего
разоблачения "шантажистов
прессы", происшедшего впервые в
истории. Пала
Да. Но "младенцу"-то
теперь уже 26 лет, и он с бородой.
"Рождение" было прекрасно, а
человек вышел
Что же делать? Судить по
мелочам. Обсуждать рост и биографию
обыкновенного человека.
"Вообще" мы тут не можем дать
"решения". Но размышляем о
"деталях", можем кой в чем
"помочь".
В следующий раз мы и войдем в
эти детали.
1916 г.
"Седьмая держава" - Шестой
державой называли в XIX в. печать (в развитие идеи о пяти великих
европейских державах: России, Франции, Англии, Германии и
Панама - крупное мошенничество с
подкупом должностных лиц. Слово
возникло в 1889 г., когда раскрылись
грандиозные злоупотребления
французской компании, созданной
для прорытия