Index  Главная страница
Колонка главного редактора
Все подписанное, написанное и сказанное не имеет никакого значения

Все обязательства, принятые в России, приняты если и не в Бутырках, то близко от них и как бы под дулом пистолета. А потому и не являются обязательными. Примерно эту максиму господин Гусинский объявил и официально заверил в присутствии иностранных юристов.

Почему это заявление Гусинского более весомо и ответственно, чем подписанное им обещание отказаться "от любых действий <...>, ведущих к дискредитации институтов государственной власти Российской Федерации"?

Понятно, что последнее заявление более соответствует личным его интересам в данный момент. Еще понятней, что в момент подписания обязательств, от исполнения которых Гусинский застраховал себя таким оригинальным образом, его интересам более соответствовала та часть подписанных соглашений, где сказано о предоставлении "гр. Гусинскому Владимиру Александровичу, другим акционерам (владельцам паев) <...> гарантий безопасности".

Все понятно и все это разрушительно для действительной свободы слова, последним островком которого объявил себя Медиа-мост. Ибо борьба за права и свободы, понимаемые лишь в их экстраполяции на поле выгоды, на самом деле, является дракой за личные привилегии.

А основной источник свободы - это достоинство (не путать с нашенским чрезвычайно болезненным чувством собственного достоинства) и совесть. ("Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью...", ст 1 Всеобщей Декларации).

Всегда больно, когда человека силой или страхом выкручивают в послушание и подчинение. Разные люди, разная степень давления, разные понимания ценностей, которые требуют первостепенной защиты: одному ценнее достоинство, другому - благополучие... Все это еще находится в сфере человеческого сочувствия. Но встать и отряхнуться, мол, так и надо... как, мол, ловко я всех их надул...

Наблюдать все это попросту стыдно.

Интересно, о чем, собственно, призван договориться с Путиным руководитель Общественного совета Медиа-холдинга Михаил Горбачев? Может господин Президент постановит "считать девицей"?..

А какую именно свободу слова собираются далее защищать руководители Медиа-моста, в частности, руководители НТВ? Я ведь помню, как г-н Киселев на голубом глазу размеренно вколачивал в телезрителей: "не было... не подписывалось... никаких соглашений..." и придавливал главным своим аргументом: "Со всей ответственностью заявляю..."

А теперь он с той же ответственностью поясняет, что раньше сообщать информацию о подписанных соглашениях было невыгодно, это, мол, могло привести к скандалу и помешать...

Помешать телекомпании? Всему холдингу? Пожалуй, он уверен, что правда могла бы помешать свободе слова.

Но ведь и Путин (здесь "Путин" употребляется не в качестве определенной персоны, а в виде пустого места, которое можно заполнить любым персонажем государственного значения) скрывает от нас правду не от детской любви к вранью, а тоже из соображений - как лучше. Государству, армии, всем нам. И он тоже искренне уверен в правильности своего выбора этой лучшей для нас участи...

Получается, что разница только в масштабах контролируемых ресурсов: одно дело контролировать островок свободного слова, а другое - материк новообретенной демократии.

Печально, но без содействия Медиа-моста действительно очень мало останется надежд на то, что Россия обретет свободу слова. И самое печальное, что сегодня эти надежды разрушаются не только циничным давлением власти на неподконтрольные ей СМИ, но и циничными действиями руководителей холдинга, убеждающих нас, что ради свободы слова можно манипулировать и правдой, и совестью...

Наум Ним