Index  Главная страница
Колонка главного редактора

Законы, заставляющие граждан сидеть - это для нас привычно, но закон, повелевающий вставать - это уж слишком...

Тем не менее, если верить Рыжкову-маленькому, такой закон нашими законодателями принят. Во вчерашних новостях НТВ (22:00) бывший лидер бывшего "Нашего дома" сказал:

- Как законопослушный гражданин я должен буду вставать... (имелось в виду - вставать при звуках освеженного гимна).

- А разве есть такой Закон? - спросила присутствующая журналистка.

- Мы приняли такой Закон, - практически без смущения (если не считать розовеющие ушки) пояснил гражданин-законодатель.

И даже не важно насколько ошибается Рыжков, поясняя принятый Закон. Главное - это правовая культура, которую демонстрирует законодатель. И это - перебор. Если такой уровень правосознания у наших законодателей, то о цивилизованном правосознании общества можно уже и не мечтать.

Дело в том, что общественное правосознание зависит от трех факторов: от законодательной базы, от традиций и правовой культуры и от правоприменительной практики. Десять лет становления нового государства мне казалось, что основное направление усилий по построению правового общества находится в "чистом поле" правоприменительной практики. А законодательная база сама собой постепенно придет в соответствие с юридическими нормами международного сообщества. Членство в Европарламенте, конечно, допускает существование таких оригинальных юристов, как вер-Вольфович, но - в единичных экземплярах, а общее направление работы законодателей страны не должно идти в разрез с основными постулатами содружества европейских законодателей.

Все более убеждаюсь в том, что я ошибался. Нам не грозит нормальными законодательными актами переломить репрессивную направленность правоохранных институтов (а потом - правовое просвещение, укрепление новых традиций - всего-ничего...)

Оказалось - ничего... Ничего этого не будет. Репрессивная практика чрезвычайно заразна, и отечественные законодатели даже в постоянных своих командировках по изучению зарубежного опыта не приобретают иммунитет от этой заразы...

Вот и получается, что правосознание Рыжкова-мл. и подавляющего большинства других его коллег вполне допускает справедливость такой правовой нормы, в соответствии с которой граждане, не желающие вставать, должны будут "сидеть". Конечно отрадно, что таким вот виражом мы убеждаемся в привычной истине: все-таки наши законы не властны будут нас поднимать, и смогут лишь сажать. А особенно радостно от того, что у каждого из нас все равно останется право выбора.

С наступающим...

Наум Ним