Главная страница | |
Колонка главного редактора |
"Суд не на осуд, а на рассуд"
Из огромного количества пословиц и поговорок о российских судах и судейских, приведенная в заглавии данного текста выделяется белой вороной. Во всех остальных суд припечатывается как место, где обязательно засудят, осудят, присудят без какого-либо шевеления в сторону рассуждений и без какого-то намека на возможную справедливость.
Такой же белой вороной в стае российского судейского "братства" был и Сергей Пашин. Нынче собратья по сословию его схарчили. Формальный повод, конечно же, был - судьям не рекомендуется выступать с экспертными заключениями по поводу судейских решений своих коллег. Справедливое заключение или нет, грамотное или нет - не важно. Не рекомендуется и - все. А Пашин осмелился проигнорировать эти рекомендации.
Его заключение по делу Неверовского способствовало хоть какому-то проявлению справедливости в затянувшемся споре конституционного права и метлы воинского призыва.
Высунул башку под откус - ее и откусили. Да и не место Пашину в стройных рядах российского судейства. Он ведь не только проигнорировал сословные рекомендации. Он замахнулся на самый главный наказ Президента своим судьям (назначенным президентским указом).
Диктатура закона! - это для сегодняшней России не какая-то там рекомендация, а основа основ. Нигде и никто не осмелился подвергнуть сомнению путинские пожелания, разве только в сокрушениях, что диктатура получается какая-то избирательная - не единым серпом на всю страну...
При этом как-то забывают, что диктатура - это насилие, а в правовом государстве закон является не только орудием насилия и подавления, но и регулятором справедливости, заботы, милосердия... Точно так ведь можно рассматривать и государство как институт насилия, которому вынуждены подчиняться все граждане страны. Но, кроме этой функции, у государственной власти есть и другие задачи, и другие особенности. Не зря же столь милая форма правления, как диктатура правящей партии, вынуждена была обряжаться в более цивилизованные одежды, дойдя, наконец, и до сегодняшнего демократического кружева. Но подавление и насилие остаются составляющей любого государственного управления. И никому не приходит в голову выделять эту составляющую вперед всего и обозначать государственное управление диктатурой. Или приходит?..
По крайней мере, правосудию демократической России заказ на диктатуру выдали. А судья (бывший судья) Пашин осмелился громогласно (да еще по вражеской "Свободе") рассуждать о том, что милосердие в правосудии важнее законности...
Очевидно, от чего-то надо избавляться: либо от диктатуры закона, либо от судей вроде Пашина...
Наум Ним