Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 925, 11 декабря 2002
                                     Право на ответственную власть


             РОССИЯ: ПУТИН ВСПОМНИЛ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
                 (и поговорил с правозащитниками)

    РЕПОРТАЖ СО ВСТРЕЧИ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
    С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    10 декабря 2002 г., 12.20-15.45.
    Часть экологическая (близко к тексту).

    ЗАБЕЛИН С.И. (сопредседатель Совета СоЭС)
    Я не буду плакать вам о "плохой экологии", как теперь говорят. Мне
также нет необходимости подробно говорить о нарушениях прав граждан
России в этой области. Этому посвящен специальный доклад Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации "Экология и нарушение прав
человека", представленный общественности три недели тому назад. Вопрос
в том, что и состояние среды, и положение с экологическими правами
продолжают ухудшаться.
    Владимир Владимирович, в мае 2000 года Вы своим Указом передали
функции охраны окружающей среды от самостоятельного органа, каким бы
плохим он ни был, Министерству природных ресурсов РФ, которое со
своей задачей не справилось:
 - с 2000 года и до сих пор растут объемы сбросов и выбросов загрязняющих
веществ в водоемы и в атмосферу; ухудшилась ситуация с лесными пожарами -
этим летом в Москве это можно было почувствовать носом, но это не только
московская проблема;
 - в то же самое время сумма взысканий, наложенных органами охраны среды
на предприятия уменьшилась в 4 раза, по крайней мере, поступления в бюджет;
 - в 2002 году под контролем органов Минприроды находится в 2 раза меньше
предприятий, чем в 2000 году;
 - в 2001-2002 году в России не создано ни одного нового заповедника или
национального парка, хотя заповедники в России создавались даже во время
Великой Отечественной войны;
 - государственная экологическая экспертиза - главный инструмент
предотвращения ущерба природе и здоровью людей - превращен в фикцию: в
настоящее время даже заводы по уничтожению химического оружия строятся
без положительного заключения экологической экспертизы. Это огромный
риск - случись что, спросят со всех нас;
   (На этом месте Президент мимикой выразил крайнее удивление, записал
себе что-то, кажется, бросил реплику Суркову, зам.главы администрации)
 - взаимодействие с общественными организациями и вовсе напоминает
издевательство: создано аж три общественных совета при Министре, по
полной программе отчитался за Гражданский форум, но ни один из них не
работает.
    Деятельность Минприроды возмущает не только общественность, но и
бизнес: произвольно проводимые проверки, спонтанно изменяемые нормативы
и многие другие с позволения сказать "природоохранные меры" стали
инструментами передела собственности, создания конкурентных преимуществ
отдельным предприятиям, в общем, чем угодно, кроме обеспечения
экологической безопасности хозяйственной деятельности и компенсации
ущерба окружающей среде.
    Дошло до того, что Российский союз промышленников и предпринимателей
и ОПОРА впервые обратились к нам, экологам, за помощью в борьбе против
экологических барьеров. Предприниматели готовы вкладывать в охрану
окружающей среды, но не готовы работать в условиях постоянно меняющихся
"экологических правил", которые с охраной среды никак не связаны.
    МПР достал не только общественность и бизнес, но и Министерства. Когда
мы в Правительстве дорабатывали Экологическую доктрину, которую Вы просили
разработать, то за выделение функций экологического контроля из МПР дружно
выступали представители Минатома, Минобороны, Минсельхоза и Минэкономики,
не замеченные в особых симпатиях к экологической общественности, ведомства,
с которыми мы постоянно конфликтуем.
    Сегодня во власти просто нет структуры, с которой можно обсуждать
вопросы охраны природы и защиты экологических прав.
    В сложившейся ситуации необходимо государственный экологический
контроль за состоянием окружающей природной среды и рациональным
использованием природных ресурсов выделить из Министерства природных
ресурсов и передать в самостоятельный орган в системе правоохранительных
органов России.
    В задачи этого органа должны входить:
 - обеспечение экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности;
 - предупреждение и предотвращение ущерба природе и здоровью людей;
 - охрана природного наследия народов России.
    Такая реорганизация, как и предыдущая, может быть осуществлена только
Вашим Указом, и необходимые для этого документы практически готовы.
    ПУТИН В.В.(президент России; несколько растеряно)
    Да, моим Указом, это же структура Правительства. С Министерством
природных ресурсов: "мы же хотели..."
    ЗАБЕЛИН С.И. Владимир Владимирович, не получилось!
    ПУТИН В.В. Вы уверены, что необходимо выделение функций экологического
контроля?
    ЗАБЕЛИН С.И. Да, Владимир Владимирович. В сегодняшней ситуации орган,
который будет заниматься обеспечением экологической безопасности,
предупреждением экологических правонарушений и охраной природного наследия,
должен быть создан именно системе правоохранительных органов, а не в
системе хозяйственных ведомств, где все равно - два органа или один. Все
равно там министр или председатель госкомитета подчинен решению
хозяйственных задач. А система правоохранительных органов - это другое, и
она подчинена или курируется непосредственно Вами.
    ПУТИН В.В. Да-да, конечно. Это можно осуществить при проведении
административной реформы. У Вас есть предложения? Вы могли бы передать их
мне?
    ЗАБЕЛИН С.И. Да, конечно.
    Встаю и передаю лично в руки Президента проект Положения о Федеральной
службе экологической безопасности и охраны окружающей среды Российской
Федерации, подготовленный в свое время Российским представительством
Всемирного фонда охраны природы и их же докладную записку о ситуации.
Знаю точно, что эти документы Президент вынес из зала собственноручно, в
отличие от многих других, переданных ему другими членами Комиссии.
    За успех безнадежного дела!
          С.Забелин, svet@seu.ru, 10 декабря 2002 г.

Перейти к началу страницы