Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 917, 3 декабря 2002
                                     Право на ответственную власть


     САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: ЭЛИТА СОБИРАЕТСЯ ЗАРАБОТАТЬ НА БЕДЕ
                 (начало см. в ECO-HR.900)

    ПРЕСС-РЕЛИЗ
    22 ноября в конференц-зале Главного управления природных ресурсов
и охраны окружающей среды МПР России состоялся круглый стол с участием
руководства ГУПР, представителей общественных организаций, а также
министерств и ведомств, ответственных за безопасность в процессе
уничтожения химического оружия на объекте в поселке Горный.
Представители федерального управления по безопасному хранению и
уничтожению химического оружия по сложившейся традиции проигнорировали
приглашение ГУПР и на встречу не явились.
    Основанием для встречи послужило обращение 64 общественных организаций
России (среди которых 11 - саратовских) к Президенту России В.Путину в
связи с планируемым пуском объекта в Горном: 25 ноября с.г. начинает
работу рабочая группа по приемке объекта по УХО в Горном, который
будет пущен по словам генерала Якимкина "любой ценой" 15 декабря 2002 г.
    В ходе встречи получили подтверждение большинство фактов, изложенных
в Обращении к Президенту (см. далее) и были выявлены новые (по крайней
мере, для общественности) факты, свидетельствующие о неготовности
объекта к пуску. Вместе с тем, представителями госструктур были
отвернуты факт строительства какой-либо части объекта в Горном без
технической документации и необходимость проведения госэкспертизы
технологий УХО. Обе стороны оказались не готовы к более предметному
обсуждению данных вопросов.
    При этом все участники встречи, в том числе представители
надзорных и контролирующих органов, выразили озабоченность абсолютной
неподконтрольностью военных, которые препятствуют посещению объекта
представителями государственных контрольных и надзорных органов,
игнорируют интересы жителей, пренебрегают мнением специалистов и
лоббируют свои интересы в ущерб безопасности населения территории и
интересов области в целом. Так, представители ЦГСЭН отметили
необоснованную для объекта такого уровня опасности заниженность
санитарно-защитной зоны (всего 2 км), а представители ГО и ЧС -
занижение зоны защитных мероприятий (5 км в радиусе вместо 12 км).
Насколько понимаю, не совсем так. Где-то 12, а где-то меньше.
    Участники встречи достигли договоренности о необходимости создания
объединенной рабочей группы с представителей всех заинтересованных
ведомств и общественности по контролю за обеспечением безопасности и
прав граждан в процессе строительства и функционирования объекта по
УХО в Горном. В конце ноября в рамках достигнутых договоренностей
планируется посещение объекта в Горном. Начальник ГУПР А.Маликов
сообщил, что результаты обсуждения на круглом столе будут доложены им
губернатору и в МПР. Представители общественности на последовавшем
затем совещании приняли решение направить Президенту Путину и членам
госкомиссии по приемке объекта обращение о невозможности пуска объекта
до решения всех выявленных проблем.
    Приложения: справка по фактам, выявленным в ходе встречи 22.11.02 и
Обращение общественных организаций Саратовской области.
        Информация объединенного Пресс-центра НКО, Центра срдействия
экологическим инициативам, Ассоциации "Партнерство для развития" и
Союза "гражданское действие"
                 volga@wildfield.ru,   2 декабря 2002 г.

    ОБРАЩЕНИЕ
    Обращение общественных организаций Саратовской области к Президенту
России, членам комиссии по госприемке объекта УХО в Горном, общественным
организациям и гражданам России.
    Мы, представители общественных организаций Саратовской области,
считаем НЕВОЗМОЖНЫМ ПУСК объекта в условиях его неготовности,
нерешенности ряда важных для безопасности населения и окружающей среды
вопросов и выявленных нарушений действующего законодательства, в части
обеспечивающей права граждан на благоприятную окружающую среду, доступ
к информации и к процессу принятия жизненно-важных решений.
    О не готовности объекта к пуску свидетельствуют следующие факты,
представленные на встрече общественности представителями Главного
управления природными ресурсами и охраной окружающей среды МПР России
по Саратовской области, а также Минздравом, ЦГСЭН, Министерством ГО и
ЧС области.
 1. Судьба "реакционных масс" еще НЕ решена: "откорректированным ТЭО"
предусмотрено временное хранение полученных в результате первой стадии
"реакционных масс" в течение 5 лет, однако область не готова принять
такой вариант, а вопрос с вывозом их за пределы области остается
открытым. Не определено также место их захоронения.
 2. Объект до сих пор НЕ представил "Декларацию безопасности", что было
одним из 52 замечаний предварительного заключения местных экологов на
проект ТЭО от 1995 года.
 3. По данным ГО и ЧС заказчиком НЕ выполнены ряд обязательств, в том
числе: не закончена и не апробирована система оповещения населения в
случае ЧС, населению не выдана противогазы и комплекты защитной
одежды.
 4. НЕ решены вопросы медицинского обеспечения жителей
Краснопартизанского района: по данным Минздрава штат ЦРБ полностью не
укомплектован, а в бюджете района и области не учтена дополнительная
нагрузка в 4000 человек на ЦРБ Краснопартизанского района.
 5. НЕ разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность
объектов УХО и являющиеся основой для осуществления государственного
экологического контроля и мониторинга окружающей среды. По информации
ГосНИИПЭ военные "уходят от создания полноценной системы
экологического мониторинга", а имеющаяся лаборатория до сих пор не
аккредитована.
    Кроме того, в процессе строительства объекта допущено нарушение
действующего законодательства, и невыполнение обязательных процедур,
в том числе НАРУШЕНЫ ЗАКОНЫ РФ "Об экологической экспертизе" и об
информации. Это привело к нарушению гарантированных Конституцией прав
граждан на доступ к информации, и - как следствие - препятствовало
реализации прав на общественный контроль и проведение общественной
экологической экспертизы.
    Мы выражаем свою глубокую озабоченность также качеством строительных
работ и нарушением прав солдат срочной службы, которые выполняют
строительные работы на объекте в Горном в тяжелых условиях (16часовой
рабочий день, плохое питание, ограниченная медицинская помощь), что
привело к массовым побегам из части.
    Признавая необходимость уничтожения химического оружия и выполнения
Россией взятых на себя международных обязательств, мы тем не менее
считаем НЕДОПУСТИМЫМ повторение печального опыта прошлого и выполнения
этих обязательств в ущерб здоровью, интересам и правам граждан России.
    Мы призываем Президента России, членов государственной комиссии по
приемке объекта и всех, от кого зависит принятие этого определяющего
судьбу 13 тысяч людей решения, отнестись к нему предельно
ответственно.
    Мы уверены, что наше обращение найдет поддержку общественных
Организаций и граждан России. Проблемы уничтожения химического оружия
касаются не только жителей Горного, но также жителей других регионов,
где планируется уничтожение химического оружия и через которые
планируется их транспортировка, еще в 1991 году признанная одним из
самых рисковых этапов УХО.
    А.М.Виноградова, председатель Балаковского отделения
                     Всероссийского общества охраны природы
    О.Н.Пицунова, координатор Межрегиональной коалиции "Чистая энергия"
    А.А.Пинчук, директор Центра содействия экологическим инициативам
    Л.М.Свиридова, председатель Союза солдатских матерей
                   Саратовской области
    Н.А.Королькова, председатель Саратовской региональной
                    общественной организации трезвости и здоровья
    Р.Н. Тесницкая, председатель общественного объединения
                    "Солдатские матери Саратова
    С.Д.Зараковский, координатор проекта "Коалиция" по Саратовской
        области, технический координатор Союза "Гражданское действие"
    А.Д.Никитин, председатель Саратовского правозащитного центра
                "Солидарность"
    Г.Лайне, председатель Саратовского комитета помощи вынужденным
             переселенцам из Чечни
    А.Н.Антончиков, председатель Саратовской региональной общественной
                    организации "Союз охраны птиц России"
               Саратов, 22 ноября 2002 г.
               Источник: volga@wildfield.ru, 2 декабря 2002 г.

    СПРАВКА
    В ходе обсуждения получили подтверждения и были выяснены следующие
факты:
 1.В нарушение закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 No 174-ФЗ
(в редакции ФЗ от 15.0498 No 65-ФЗ) программы УХО 1996 и 2001 года НЕ
проходили государственной экологической экспертизы, обязательной в
соответствии с п.п.1 части 1 ст.11 для "федеральных программ, при
реализации которых может быть оказано воздействие окружающую природную
среду".
 2. При проведении государственных экологических экспертиз ТЭО
объекта 1999 и 2002 г.г. НЕ проводилось согласование с общественностью,
процедуры обязательной для объектов такого класса опасности. Все
согласования с общественностью закончились слушаниями 1995 г., после
которых доступ общественности к информации по объекту в Горном был
закрыт.
 3. Завод по уничтожению УХО в Горном построен под двухстадийную
технологию УХО, предусматривающую полную детоксикацию ОВ и получение
окончательного "безвредного" или даже "полезного для экономики"
продукта (для люизита это была технология щелочного гидролиза с
последующим электролизом, предложенная ГИТОС. И получением
металлического мышьяка). Решением генерального директора Росбоеприпасов
от 27.01.01 в технологию УХО были ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ в плане ее
"сокращения" и превращения в "одностадийную", т.е. весь процесс УХО
останавливается на стадии получения так называемых "реакционных масс"
(высокотоксичных - 1-3 класса опасности), объемом в 3-4 раза более объема
имеющегося ОВ, которые уже перестают считаться ОВ и выводятся из-под
юрисдикции Закона, Конвенции и Программы УХО.
    (Это все очень похоже на ситуацию с Чапаевским заводом 1989 г.).
 4. ТЭО "укороченной" технологии было представлено на ГЭЭ в июле 2002 г.
и получило положительное заключение ГЭЭ только 25.10.2002, когда завод
уже был построен. Осталось неизвестным, построено ли уже за период с
25.10.02 по 22.11.02 хранилище для реакционных масс и соответствует ли
оно международным стандартам.
    В ходе встречи было также отмечено, что:
 5. Все государственные органы надзора и контроля области (ГУПР, ЦГСЭН,
ГО и ЧС) были ознакомлены с откорректированным ТЭО и имели возможность
внести свои предложения.
 6. Согласования с общественностью "откорректированного ТЭО" в ходе
проведения ГЭЭ НЕ проводилось, более того, общественности даже не была
своевременно представлена информация об изменении технологии и
передаче документов на повторную экспертизу, что препятствовало
проведению независимой общественной экологической экспертизы объекта.
 7. На момент 22 ноября с.г. заключения госэкспертизы по
"откорректированному ТЭО" НЕ имели ни официальные экологи Саратовской
области (ГУПР), ни тем более общественность.
 8. Хранение и дальнейшая утилизация получаемых высокотоксичных
реакционных масс рождает такие же проблемы как утилизация и хранение
ОВ.
 9. Место захоронения и утилизации реакционных масс еще окончательно
НЕ определено.
 10. Положительное заключение ГЭЭ 1999 г. (которая проводилась
федеральным органом) на первоначальное ТЭО объекта было получено,
несмотря на то, что из 52 замечаний предварительного заключения на
ТЭО объекта, представленного саратовскими экологами, 10 остались
НЕ выполненными.
    По мнению представителей общественности, это дает основания
подвергнуть сомнению заключения ГЭЭ по обоснованию размеров
санитарно-защитной зоны и зоны защитных мероприятий, по которым -
это уже становится правилом - не было ни информирования общественности:
ни тем более согласования в ходе ГЭЭ.
               Источник: volga@wildfield.ru, 2 декабря 2002 г.

    А ЧТО ЖЕ ГУБЕРНАТОР?
    Губернатор Аяцков нашел в Саратовской области 50 шпионов
    Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, комментируя свое
решение отменить запланированную на 1 декабря поездку в Китай, заявил,
что на территории региона действует большая группа разведчиков. По
словам Аяцкова, они направлены в область в связи с тем, что местные
власти готовят пуск завода по уничтожению химического оружия, передает
агентство СаратовБизнесКонсалтинг.
    Как выразился губернатор, выступая на совещании правительства
области, "порядка 50 человек шныряют везде и всюду. Просил бы лишнего
языком не болтать".
    Глава области утверждает, что в пуске завода по уничтожению химоружия
прежде всего не заинтересованы США. "Прямо заявляю, им это не выгодно и
они будут делать все для того, чтобы не пустить завод. Если мы его
запустим, американцы должны будут раскошелиться примерно на миллиард
долларов, чего им не очень хочется", - заявил Аяцков.
    Опытно-производственное предприятие, которое первым в России начнет
уничтожать химическое оружие, построено в поселке Горный Краснопартизанского
района Саратовской области.
    Как ранее заявил Аяцков, "уже в период с 15 декабря нынешнего по май
будущего года на заводе предполагается ликвидировать более 400 тонн
люизита, иприта и других боевых отравляющих веществ, что составляет один
процент от их общего количества, накопленного в России". За пять лет, по
словам губернатора, на заводе предполагается уничтожить все химическое
оружие, имеющееся на территории области.
        lenta.ru/russia/2002/12/02/spy/
        2.12.2002, понедельник, Московское время: 23:57:32
        Прислал Кричевский С.В., sergei.krichevsky@starcity.ru

Перейти к началу страницы