Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 864, 10 октября 2002 |
Право на чистую воду УЗБЕКИСТАН: КРУГЛЫЙ СТОЛ О ЧИСТОТЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ 26 сентября в Национальном пресс-центре Узбекистана при поддержке Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/ЦвТ), Центром Общественной Экологической Адвокатуры "Армон" проведен рабочий круглый стол по проблеме снабжения населения качественной питьевой водой. В работе круглого стола приняли участие представители государственных органов - ГосКомприроды, Министерства Юстиции, Министерства Здравоохранения, СЭС, Научно-исследовательских институтов, Министерства по Чрезвычайным Событиям РУз, местных органов власти, экологических общественных и коммерческих организаций Узбекистана. В качестве международных наблюдателей присутствовали представители ОБСЕ, ИООС. Участники круглого стола отметили, что в республике обострилась ситуация по снабжению населения чистой питьевой водой, в результате отсутствия общественного контроля за реализацией государственной программы по снабжению качественной питьевой населения с 1999 по 2010 гг.: - Ухудшение экологической обстановки в Узбекистане можно объяснить не только экономической нестабильностью, но и низкой образованностью населения в области защиты своих экологических прав, а также недостаточной эффективностью действующего экологического законодательства, обеспечивающего правовое регулирование по охране окружающей среды и снабжению населения качественной питьевой водой, а также мер ответственности за нарушения этих прав; - Критическое состояние водоснабжения в городах и, особенно в сельских местностях привело к ухудшению уровня здоровья населения, снижению уровня санитарной гигиены. В результате чего участились случаи желудочно-кишечных заболеваний, в том числе брюшного тифа, холеры, педикулеза, гепатита, врожденные пороки у детей, нарушения детородной функции у женщин, онкологических заболеваний; - Особенно тяжелая ситуация сложилась в поселке Бурчмулла и Якка-Тут Ташкентской области Бостанлыкского района, расположенного на берегу Чарвакской плотины, где вскрылся один из трех могильников токсичных отходов висмуто-мышьяковистых огарков и в поселках Ойкор, Тангатопди, Усмат Бахмальского района, Джизакской области, где вот уже 2 года подряд, фиксируются вспышки брюшного тифа, холеры, гепатита из-за отсутствия качественной питьевой воды; - Существует угроза здоровью населения республики, особенно в Бостанлыкском районе Ташкентской области и в Бахмальском районе Джизакской области. Данные экологического мониторинга по структуре заболевания населения Ташкентской и Джизакской областей показывают, что существует тенденция роста особо тяжелых инфекций. В этой связи участниками круглого стола была проведена реальная оценка состояния вопроса по водоснабжению качественной питьевой водой регионов республики. Обсуждались вопросы по решению задач перехода от теории к практическим действиям. Были предложены пути последовательных действий по усилению принципов рационального использования водных ресурсов и регулирования процессов оздоровления природной среды. В рабочих группах обсуждались такие вопросы как: 1. Разработка инструментов и процессуальных документов о порядке доступа к качественной питьевой воде и ее предоставлению населению. - Необходимость создания общественного контроля за реализацией государственного плана по водоснабжению и рациональным управлением водными ресурсами Узбекистана на 1999 по 2010 гг; - Предложение разработать проект Закона "О питьевой воде", предусматривающий, взаимную ответственность на договорной основе поставщика и потребителя; - Создание общественной экспертизы на предмет качества питьевой воды; - Создание системы государственного и общественного контроля. 2. Стратегия и тактика действий по обеспечению качественной питьевой водой населения Узбекистана: - Сосредоточить усилия на привлечение иностранных инвестиций через пилотные проекты, на базе технико-экономических обоснований, утвержденные экспертизой, - Разработать систему постоянного информирования населения о качестве питьевой воды по санитарным признакам, - Просить государственные органы о возможности предоставления дотаций районам, где сложилась наиболее критическая экологическая ситуация по снабжению чистой питьевой водой населения (Бахмальский, Бостанлыкский районы), - Рекомендовать о создании Ассоциации водопользователей для предоставления возможности потребителям защищать свои права на чистую воду, - Создать систему льготного налогообложения при выделении беспроцентных кредитов для решения вопросов обеспечения населения чистой питьевой водой в сельских местностях. 3. Увеличение участия общественности в принятии решений по снабжению населения качественной питьевой водой: - Рекомендовать создать сеть общественных инспекторов из числа ЭкоННО, изучающие жалобы населения по проблеме снабжения населения питьевой водой, - Отметить необходимость усиления связи махалинских комитетов с ЭкоННО - Усилить работу по доступу к информации о воздействии загрязненной воды на здоровье населения, - Считать необходимым создание учебного модуля по санитарной гигиене и внедрения его в дошкольные организации, учебные заведения. Участники круглого стола рекомендуют: I. Необходимо усилить совместные действия СМИ, общественных организаций и государственных структур по информированию населения о воздействии загрязненной питьевой воды на здоровье человека. II. Рекомендовать административному центру Джизакской области, получившего кредит от Азиатского Банка Развития на беспроцентной основе, целенаправленно выделить $ 24000 долларов на бурение скважин в поселке Ойкор Бахмальского района Джизакской области для обеспечения питьевой водой населения поселков Ойкор, Тангатопди, Усмат, где зафиксировано вспышки брюшного тифа и холеры уже третий год подряд. III. Привлечь внимание органов законодательной и исполнительной власти, политических лидеров и широкие слои общественности к проблеме снижения уровня физического здоровья нации, из-за отсутствия качественной питьевой водой, острота которой неуклонно растет с каждым днем. IV. Сосредоточить усилия на финансовой оценке вложения необходимых средств по снабжению населения чистой питьевой водой, причем первоочередно направлять их в зоны экологического бедствия: - Внести предложение о проведении тендера по пилотным проектам фундаментально решающих проблему снабжения воды в республике. В качестве эксперимента рекомендовать рассмотреть частично финансируемый совместно Узбекско-казахский проект по "Обеспечению подачи Волжкой воды из водовода Астрахань-Мангышлак для потребителей Узбекистана с использованием водовода Ургенч-трансгаз", для снижения уровня дефицита воды в ПриАралье; - Внести предложение по снижению налогообложения тем, предприятиям и организациям, которые внедряют экологически чистые технологии по обеспечению населения чистой питьевой водой. V. Обратить внимание на необходимость усиления роли и значения органов самоуправления, в частности махаллей, в кампании по обеспечению и бережному использованию питьевой воды. VI. Совместно с государственными структурами принимать необходимые шаги, направленные на повышение уровня правовой экологической культуры и просвещение населения в вопросах экологического права (проведения общественных слушаний, конференций, семинаров, круглых столов, викторин, конкурсов, выставок). VII. Продолжить совместные действия международных, государственных и неправительственных организаций в формировании общественного мнения по проблеме снабжения населения качественной питьевой водой. VIII. Разработать учебный модуль "тренинги для тренеров" по механизмам защиты конституционных прав граждан на здоровую окружающую среду (воду и воздух). КОНТАКТ: Д.Зайнутдинова, Центр Общественной Экологической Адвокатуры "Армон", armon@tkt.uz Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 348, 9 октября 2002 г., OT@lorton.com